В развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» могут инвестировать 13,8 млрд руб. - Морские вести России

В развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» могут инвестировать 13,8 млрд руб.

06.07.2022

Лента новостей

В развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» могут инвестировать 13,8 млрд руб.

В Совете Федерации прошло совещание на тему развития международного транспортного коридора «Север-Юг». Замглавы Минтранса РФ Александр Пошивай рассказал о реализации инвестпроектов в части инфраструктуры Каспийского бассейна. Его слова приводит корреспондент «Морских вестей России».

В текущих внешнеполитических условиях грузооборот портов Черноморо-Азовского и Балтийского бассейнов, автомобильных и железнодорожных подходов к ним резко сокращается. На этом фоне наблюдается переориентация грузопотоков на восточные азиатские товарные рынки, в том числе, через Международно-транспортный коридор «Север-Юг».

Комплексное развитие последнего в части морской портовой инфраструктуры связано с реализацией проектов по реконструкции Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК), строительства морского терминала по перевалке контейнеров, генеральных грузов, масла и зерна портово-логистического комплекса (ПЛК) «Каспий» и строительства морского терминала в морском порту Махачкала.

Глубокий Волго-Каспийский канал

Существенной проблемой для портов Астрахань и Оля является ограничение проходной осадки ВКМСК в связи с устойчивым снижением уровня Каспийского моря, которое началось в 2006 году. С учетом задачи, поставленной президентом РФ, необходимо обеспечить проходную осадку на ВКМСК на уровне 4,5 метра не позднее 2023 года.

Реализация данного поручения будет осуществлена в два этапа. На первом (до конца 2023 года) будет обеспечен проход судов по каналу с осадкой 4,5 метра с сохранением отдельных участков одностороннего движения судов. На втором - до конца 2024 года - по результатам анализа судопотока и грузопотока, а также изысканий проектных работ, будет осуществлена реконструкция канала для обеспечения двухстороннего движения на всей протяженности канала, если будет такая необходимость.

«Для решения поставленной задачи и реализации I этапа развития ВКМСК необходимо выделение субсидии из федерального бюджета в виде дополнительных ассигнований в размере 5,6 млрд руб. в текущем году. Сейчас готовится запрос для того, чтобы в новом бюджетном процессе эта цифра была учтена», - отметил Александр Пошивай.

В настоящее время готовится проведение конкурентных процедур для определения исполнителя работ по выполнению инженерных изысканий и разработки проектной документации на реконструкцию ВКМСК.

В этом году в рамках ремонтного дноуглубления планируется разработать 7 млн куб. м., в следующем году 15 млн куб. м., в результате чего будет обеспечен выход на необходимые параметры судоходного канала. Контракты на дноуглубление будут заключаться на трехлетний период для того, чтобы привлеченные технические средства гарантированно могли быть использованы в будущем.

Контейнеры, масло и генеральные в порту Оля

Во исполнение подпункта «в», пункта 1 Перечня поручений президента РФ от 14.05 №ПР-1002 принято решение о создании на территории Астраханского порта портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) и Каспийского кластера. В рамках указанной ПОЭЗ в морском порту Оля планируется создание современного морского терминала по перевалке контейнеров, генеральных грузов, масла и зерна ПЛК «Каспий». Предпроектными проработками определено, что планируемые инвестиции в проект составляют 6,7 млрд руб., в том числе 2,1 млрд руб. за счет федерального бюджета РФ. Максимальный суммарный годовой грузооборот терминала планируется в объеме 3,3 млн т.

Зерно в порту Махачкала

Махачкалинский морской торговый порт является связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Закавказьем, Ираном, Индией и другими странами региона. Согласно паспорту федерального проекта «Развитие морских портов», Комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 года здесь запланирована реализация инвестпроекта строительства зернового терминала. Проектом предполагается строительство ООО «Махачкалинский зерновой терминал» терминала мощностью 1,5 млн т к 2024 году. И накопительного перегрузочного зернового элеватора на 40 тыс. т с единовременным хранением и оказанием услуг по сушке, загрузке и разгрузке зерна. Стоимость строительства составляет 1,5 млрд руб., включая 124 млн руб. в объекты федеральной собственности. В настоящее время ведется проектирование терминала.

Единый оператор для всего коридора

«Необходимо отметить, что развитие перевозок с использованием российских морских портов Оля, Астрахань, Махачкала видится в организации линейного судоходства, которое будет способствовать эффективному использованию российской, иранской, туркменской и, возможно, азербайджанской портовой инфраструктуры», - сообщил замминистра.

По его словам, сегодня ведется работа по подготовке многосторонних договоренностей, связанных с наращиванием взаимодействия заинтересованных сторон по увеличению потенциала перевозок и возможности создания единого оператора МТК «Север-Юг».

На уровне государств-участников организации перевозок по данному коридору были подготовлены проекты межведомственных меморандумов о взаимопонимании в области транспорта и транзита. В настоящее время данный меморандум подписан с иранской и туркменской сторон. С азербайджанской и индийской сторонами продолжается совместная работа по подготовке текстов проекта меморандума. Подготовка межправительственных соглашений, которая закрепит организационную структуру и основные обязательства сторон в области создания сквозного логистического сервиса планируется осуществить в трехмесячный срок после заключения соответствующих меморандумов.

Иллюстрация: ftp.uzdaily.uz


ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты