Бюллетень новостей №10 (17) 2012
Издательство
МОРСКИЕ ВЕСТИ РОССИИ
представляет:
БЮЛЛЕТЕНЬ НОВОСТЕЙ
№10(17) 2012 год
Главные темы:
- Замглавы Минтранса А. Недосеков занял должность нового министра М. Соколова в правительстве
- Траулер затонул в Беринговом море
- Росрыболовство добивается снижения расценок на перевозку рыбы по Севморпути
- ОСК сформировала портфель заказов на 1 трлн рублей
- Россия и ЕС намерены создать единое железнодорожное пространство
ВЛАСТЬ
Замглавы Минтранса А. Недосеков занял должность М. Соколова в правительстве
Бывший замминистра транспорта РФ Андрей Недосеков назначен директором департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ, соответствующее распоряжение размещено на сайте кабинета министров.
Недосеков курировал в Минтрансе железнодорожную отрасль и входит в совет директоров РЖД.
Как сообщалось ранее, главой Минтранса вместо Игоря Левитина был назначен Максим Соколов, прежде возглавлявший в аппарате правительства департамент инфраструктуры и промышленности.
Минфин РФ считает преждевременным обсуждать существенное снижение налоговой нагрузки
Существенно снижать налоговую нагрузку на экономику пока преждевременно, любые подобные предложения должны рассматриваться в увязке с сокращением расходов, считает министр финансов РФ Антон Силуанов.
«Любое государство заинтересовано в том, чтобы снижать уровень налогов, с другой стороны у нас есть обязательства, которые мы должны финансировать, обязательства социального и инфраструктурного характера, которые необходимо реализовывать. Поэтому вопрос о существенном изменении уровня налоговых изъятий мы считаем преждевременным обсуждать, - сказал министр, выступая на парламентских слушаниях в Госдуме по основным направлениям налоговой политики.
При этом министр подчеркнул, что вопросы кардинального снижения налогового бремени «без увязки с расходами, а что мы будем сокращать, от каких-то обязательств надо отказываться, обсуждать нецелесообразно». Он обратился к депутатам с просьбой увязывать свои предложения по снижению налоговой нагрузки с расходной частью бюджета.
Министр напомнил, что в 2011 году общая налоговая нагрузка на экономику РФ составила 35,6%. При этом он заметил, что без учета доходов от нефтегазовой отрасли уровень налоговой нагрузки составил 25,5%. «Это вполне конкурентоспособный уровень», - сказал А.Силуанов, пояснив, что такой уровень соответствует уровню налоговой нагрузки в США или в Южной Корее.
Критика порта Усть-Луга может иметь политическую подоплеку - замглавы Минтранса
Критические высказывания в адрес российского порта Усть-Луга на Балтике, нефтяной терминал которого из-за возможной экологической угрозы просят закрыть члены Европарламента и бундестага, могут иметь политическую и экономическую подоплеку, считает заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.
Члены Европарламента и бундестага ФРГ в открытом письме обратились к канцлеру Германии Ангеле Меркель, президенту РФ Владимиру Путину и премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить эксплуатацию нефтяного терминала порта Усть-Луга в Ленинградской области из-за возможной экологической угрозы.
"Точно такую же ситуацию мы наблюдали 12 лет назад с приморским терминалом (терминал в порту Приморск на Балтике - ред.). Тогда это были эстонцы... Дело не только в экологии, всегда имеет отношение политика и экономика", - сказал Олерский в четверг журналистам, комментируя обращение депутатов Европарламента.
В письме, подписанном 14-ю представителями Европарламента из Германии, Швеции и других стран Балтийского моря, говорится о просчетах в строительстве нефтяных терминалов (причалы 4 и 5) порта Усть-Луга, которые должны выйти на полную мощность к концу мая.
Авторы отмечают, что оценка воздействия на окружающую среду в соответствии с международными стандартами, которые предусмотрены Хельсинкской конвенцией, до сих пор не произведена. Кроме этого, строительство было осуществлено без получения надлежащих разрешений соответствующих органов РФ.
В документе говорится, что нужно приостановить эксплуатацию терминала до проведения независимого обследования объектов и оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с международными стандартами.
Строительство морского торгового порта Усть-Луга осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России" на принципах государственно-частного партнерства. Планируется, что к 2018 году порт выйдет на полную мощность и будет переваливать 180 миллионов тонн грузов в год.
"Транснефть" сомневается, что ситуация обусловлена исключительно вопросами экологии.
"Усть-Луга создала на западном направлении уникальную ситуацию для российской трубопроводной системы: впервые появился профицит мощности. То есть нефтяники могут торговаться по ценам на нефть с покупателями и, если цена их не устраивает, менять направление поставки", - подчеркнул представитель компании Игорь Демин, добавив, что "парламентарии могли стать жертвами лоббизма обиженных посредников", занижающих цену на российский Urals, а также стран-транзитеров.
"Транснефть" также указывает, что письма парламентариев стали появляться после начала отгрузок нефти в Усть-Луге. "Ни во время ремонта, ни сейчас ни один представитель не только подписантов, но и западных экологических организаций не сделал попытки появиться на этом объекте", - подчеркнул представитель "Транснефти".
"Транснефть" владеет нефтепроводом БТС-2, конечном пунктом которого является порт Усть-Луга. Компания запустила вторую очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) в конце марта. Проект БТС-2 направлен на обеспечение надежных поставок нефти в европейском направлении через порт Усть-Луга. В рамках проекта построен магистральный трубопровод длиной 1 тысячу километров и мощностью до 30 миллионов тонн нефти в год, две нефтеперекачивающие станции (НПС), а также нефтебаза "Усть-Луга", реконструированы действующие НПС "Унеча" и "Андреаполь".
Профильный комитет СФ поддержал Конвенцию о труде в морском судоходстве
Комитет Совета Федерации РФ по социальной политике рекомендовал верхней палате одобрить Конвенцию 2006г. о труде в морском судоходстве, сообщил журналистам глава комитета Валерий Рязанский.
Он напомнил, что конвенция была принята на 94 сессии Генеральной конференции Международной организации труда в Женеве 23 февраля 2006г. «Конвенция будет содействовать созданию достойных условий труда моряков и должна охватить все современные отечественные и зарубежные правовые нормы о труде в морском судоходстве. Конвенция будет применяться ко всем гражданским судам, независимо от форм собственности, кроме военных кораблей и вспомогательных судов ВМФ», - сказал сенатор.
Этим документом устанавливаются права моряков на рабочее место, соответствующее нормам безопасности, справедливые условия занятости и труда, достойные бытовые условия на борту судна. Кроме того, конвенция предполагает охрану здоровья, медицинское и социально-бытовое обслуживание моряков.
В.Рязанский отметил, что документ вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации документов о ратификации не менее чем 30 государствами, общая доля валовой вместимости торгового флота которых составляет не менее трети мирового торгового флота. «В настоящий момент конвенцию ратифицировали 26 стран, Россия при принятии положительного решения будет 27-м государством в этом списке. Мы надеемся, что в самое ближайшее время еще три государства ратифицируют этот международный документ», - подчеркнул он.
Минтранс предлагает законодательно разрешить сброс отходов в море
Минтранс РФ подготовил законопроект, принятие которого позволит сбрасывать отходы во внутренние морские воды. Таких поправок в законодательство требует строительство морского порта в поселке Сабетта, через который должен вывозиться газ проекта «Ямал СПГ». Законопроект уже подготовлен Минтрансом и дорабатывается после критики Минприроды.
Как поясняют чиновники Минтранса, возведение объектов морского порта в районе поселка Сабетта на Ямале уперлось в законодательный барьер. В конце марта проектная документация на строительство порта и судоходного подходного канала в Обской губе прошла экологическую экспертизу. В рамках ее доработки было решено использовать часть отходов, извлеченных при дноуглубительных работах, в строительстве и обустройстве объектов. Остальные планируется законсервировать в море.
Сейчас захоронение отходов и других материалов запрещено действующим 155-м законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне». По словам источника в Минприроды, для решения вопроса об отвале (захоронении) извлеченных грунтов и других материалов в пределах внутренних вод требуется внесение изменений в закон. При этом поправки должны устанавливать возможность захоронения только после экологической госэкспертизы и получения разрешений, аналогичных шельфовым захоронениям.
Минтранс уже подготовил поправки в Водный кодекс и 155-ФЗ, но Минприроды потребовало доработать документ, поскольку законопроект не учитывал международных обязательств, а также нуждался в существенной доработке по экологическим нормам. В ведомстве подтвердили, что документ дорабатывается «с учетом поступивших замечаний».
Строительство порта Сабетта в рамках проекта по сжижению природного газа было анонсировано в июне прошлого года Владимиром Путиным. В районе месторождения появятся завод по сжиженному природному газу (СПГ) и транспортная инфраструктура. Право работать в ямальских газоносных провинциях уже получила французская Total. В октябре 2011 года она приобрела у НОВАТЭКа 20% в проекте «Ямал СПГ» за 36,9 млрд руб лей. Обустройство акватории порта возьмет на себя государство. Общий объем инвестиций составляет 900 млрд рублей. Первые танкеры с СПГ должны начать загружаться в порту в 2018 году.
ПРОИСШЕСТВИЯ
Траулер затонул в Беринговом море
В Беринговом море утром 27 мая после столкновения с льдиной затонул сахалинский траулер "Капитан Болсуновский". Его экипаж, состоящий из 91 человека, спасен другим промысловым судном "Дерсу Узала" – в воскресенье он снялся из района происшествия и идет в порт Корсаков. Об этом сообщила сахалинская служба наблюдения за флотом рыбаков.
Инцидент произошел накануне во второй половине дня в 40 милях от побережья Камчатки. После столкновения с льдиной траулер держался на поверхности моря 40-45 минут, за это время весь экипаж "Капитана Болсуновского" сумел принять на свой борт траулер "Дерсу Узала".
Оба судна приписаны к порту Холмск, принадлежат рыбопромысловой компании "Сахалинлизингфлот". По информации камчатских спасателей, в настоящее время от полуострова отрывается ледовый припай, крупные льдины уходят в открытое море — с одной из них и столкнулся траулер "Капитан Болсуновский".
ПОРТЫ
В 2013 году в Мурманске начнут строить новый порт
В начале 2013 года в Мурманске должно начаться строительство торгового порта Лавна на западном берегу Кольского залива. Об этом сообщил заместитель министра транспорта России Виктор Олерский.
Он отметил, что в сентябре 2012 года проект строительства порта должен быть готов к экспертизе. Сейчас почти закончены проектные работы по федеральным объектам будущего порта - это навигационное обеспечение и усиление железнодорожных подходов. Предполагается, что само строительство займет около 2,5 лет.
Итогом строительства должно стать создание на базе порта Лавна экспортного терминала по перевалке угля мощностью около 18 миллионов тонн в год. Благодаря порту поставщики угля смогут использовать новый, более дешевый путь на европейские рынки.
Госпакеты авиакомпании "Сибирь", Мурманского и Ванинского портов могут быть приватизированы до конца августа
Госпакеты авиакомпании "Сибирь", Мурманского и Ванинского портов могут быть приватизированы до конца августа, говорится в письме министра экономразвития Андрея Белоусова премьеру Дмитрию Медведеву от 23 мая.
Блокпакет "Совкомфлота" приводится в списке активов, приватизация которых "с учетом подготовительных мероприятий" может быть осуществлена в срок от трех до пяти месяцев.
Россия увеличивает экспорт через балтийские порты
Более 60 процентов грузооборота Латвийских железных дорог (ЛЖД) составляют российские грузы. Большая часть из них - это нефтепродукты и уголь, а также минеральные удобрения. С каждым годом российский экспорт через балтийские порты только увеличивается, заявил в преддверии Балтийского форума председатель правления ЛЖД Угис Магонис. В частности, объем экспорта угля в 2011 году составил около 20 млн тонн. По его словам, российские порты часто не справляются. Кроме того, Рижский порт - не замерзающий, поэтому часто выбирают его, а не, например, Мурманск.
Главная задача ЛЖД сегодня - это увеличение пропускной способности и совершенствование инфраструктуры. Как рассказал г-н Магонис, на эти цели направляются значительные инвестиции - в основном, кредиты банков. Государственное софинансирование не очень большое. Также решается проблема нехватки вагонов: сейчас их в распоряжении ЛЖД около 6 тысяч, в этом году планируется закупить еще 300-400. Увеличение пропускной способности железных дорог планируется реализовывать в двух аспектах: техническом, сократив время движения поезда на 4 часа, и административном, ускорив прохождение пограничного контроля.
В два раза предполагается увеличить пропускную способность и латвийских автодорог. В этом вопросе правительство республики тесно взаимодействует с российской стороной. Министр сообщения Латвии Айвис Ронис заметил, что проводится работа по упрощению бюрократических процедур, направленная на ускорение прохождения пограничного контроля. "Отрадно осознавать, что в российском правительстве, в частности, в минюсте, есть понимание того, что пропускную способность автодорог и скорость прохождения грузов необходимо увеличивать", - сказал г-н Ронис.
Строительство порта для Штокмана обойдется в $2 млрд - "Газпром добыча шельф"
Стоимость работ по строительству морского порта в поселке Териберка (Мурманская область) для разработки Штокмановского месторождения, которое может начаться в 2013 году, составит минимум 2 миллиарда долларов. Об этом сообщил генеральный директор ООО "Газпром добыча шельф" Александр Мандель.
Мандель встретился с губернатором Мурманской области Мариной Ковтун и обсудил перспективы строительства порта на севере региона в поселке Териберка, где уже несколько лет ведутся подготовительные работы.
"Сам порт обойдется примерно в 2 миллиарда долларов. Это только сам порт, но к нему еще хранилище СПГ и другие сооружения", - отметил Мандель. По его словам, "Газпром добыча шельф" будет тщательно проводить все подготовительные этапы.
"Это огромная работа, подготовка такого проекта требует не год-два, а десятилетие. Надо сделать много шагов, чтобы в 2013 году вышло постановление правительства, по которому начнется строительство порта. Это 30 миллионов тонн СПГ в год - портов такого масштаба всего два-три в мире, и поэтому сейчас необходимо провести согласования и все просчитать", - сказал Мандель.
По его словам, сейчас часть документов по строительству находится на экспертизе в различных ведомствах, оптимизируются технические решения.
Териберка - отдаленный поселок, к нему не проложена железная дорога, а автомобильная дорога не сможет обеспечить все нужды по строительству порта. Поэтому проект будет разделен на несколько этапов. Вся подготовительная работа, по словам Манделя, должна быть закончена в ближайшие полтора года.
По словам Ковтун, отдельное направление работы - создание нормальных условий для жителей Териберки, которая сегодня является одним из самых депрессивных населенных пунктов в Мурманской области.
"Не может быть такого диссонанса: люди живут в пещерном веке, а рядом реализуются высокотехнологичные проекты. Социальная ответственность предприятия есть, и наша совместная задача - изменить качество жизни жителей", - отметила глава региона.
Мандель также сообщил, что ООО "Газпром добыча шельф" объявило тендер на строительство в Мурманске учебного центра для подготовки 3 тысяч специалистов нефтегазовой отрасли в год. По его словам, центр будет вести переподготовку специалистов и обучение новичков для работы на Штокмановском месторождении и для других проектов.
"Идут сокращения в Минобороны, а там есть хорошие специалисты, мы их будем брать и обучать по профессиям нефтегазовой отрасли", - добавил гендиректор.
ООО "Газпром добыча шельф" специализируется на освоении шельфовых месторождений. 100% уставного капитала принадлежит ОАО "Газпром". ООО "Газпром добыча шельф" занимается разработкой Киринского участка проекта "Сахалин-3" на шельфе Охотского моря, а также является оператором второй и третьей фаз освоения Штокмановского ГКМ.
СУДОХОДСТВО
Росрыболовство добивается снижения расценок на перевозку рыбы по Севморпути
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) намерено в 2012 году проводить активную работу по организации доставки дальневосточной рыбной продукции в центральные районы России по Северному морскому пути.
Как сообщил информационной службе «Морские вести России» руководитель агентства Андрей Крайний, в прошлом году этим маршрутом с Камчатки в Санкт-Петербург было доставлено 27,5 тыс. тонн лососевых видов рыб. В этом году объемы планируется увеличить. Но, по словам А.Крайнего, надо вместе с Минтрансом убрать тарифные барьеры.
«По странному стечению обстоятельств, - отметил главный рыбак России, - в настоящее время получается, что за перевозку 1 тонны рыбы приходится платить в три раза больше, чем за перевозку одной тонны углеводородов. Это не дело».
В связи с этим в настоящее время ведомство работает с Федеральной службой по тарифам и Минтрансом с тем, чтобы снизить расценки на перевозку рыбы по Северному морскому пути.
СУДОСТРОЕНИЕ
ОСК сформировала портфель заказов на 1 трлн рублей
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) получила заказы на 1 трлн рублей, при этом 200 млн рублей будет направлено на производство судов гражданского назначения, сообщил начальник департамента гражданского судостроения ОСК Дмитрий Сапов, выступивший на пленарном заседании 4-й Всемирной морской технологической конференции.
Она начала работу 29 мая в Санкт-Петербурге, собрав специалистов мирового морского сообщества, ученых-корабелов, создателей комплектующих систем и оборудования из 20 стран мира.
«Корпорация, состоящая сейчас из 45 предприятий, 14 КБ, НИИ, проектных бюро, реализует производственную концепцию с учетом «Морской стратегии России до 2020 года». Программа условно разделена на сегменты, один их них предусматривает строительство буровых установок для эксплуатации на шельфе. Одна из них «Приразломная» начнет добычу нефти в 1 квартале 2013 года, а в 3-м квартале 2012 г - самоподъемная платформа глубокого бурения «Арктическая-100», которая строится на предприятии «Звездочка» (Северодвинск)», - отметил Сапов.
По его словам, другой сегмент ориентирован на «ледокольную тематику»: один дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт типа ЛК-25 (проект 22600) в ноябре 2015 года построят корабелы Балтийского завода. Верфь Выборга (Ленинградская область) должна сдать два ледокола мощностью 18 МВт (проект 21900М) в мае и октябре 2015 года. Совместно с финскими партнерами строятся суда-снабженцы в ледовом исполнении.
Говоря о перспективах, руководитель департамента отметил, что разрабатывается проект для мелководья устьевых участков сибирских рек и открытых океанских акваторий двухосадочного атомного ледокола ЛК-60Я (около 90 тыс. л.с.). Буровые установки, танкеры, газовозы, суда обеспечения должны быть изготовлены в соответствии с планами добычи углеводородов на Северном Каспии, морях Заполярья и Дальнего Востока. Ждет обновления и речной флот - на нижегородском «Красном Сормове» будет построена серия сухогрузов смешанного плавания класса «река-море».
«Для осуществления таких амбициозных планов нам не хватает производственных мощностей», - сказал Сапов. По его мнению, решить проблему смогут новые предприятия на Дальнем Востоке (Большой Камень), а также судостроительный комплекс в рамках программы инновационного развития ОСК на вновь организуемой территории площадью 270 га близ острова Котлин под Петербургом.
Минобороны РФ заказало ОСК пять атомных подводных лодок
Министерство обороны России и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) подписали контракты на строительство пяти атомных подводных лодок «Борей», сообщила пресс-служба корпорации.
Как отметили в ОСК, подписано два контракта: один - с предприятием ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (входит в ОСК) на строительство пяти серийных атомных подводных лодок проекта 955А «Борей» с ракетно-ядерным вооружением, второй - с ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (входит в ОСК) на проведение конструкторских работ.
25 мая текущего года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров по итогам совещания по ценообразованию и контрактованию проектов по строительству атомных подводных лодок сообщил, что принято взвешенное решение, позволяющее подписать данный контракт на весь период до 2020г. Он подчеркнул, что это дает возможность точной и прогнозируемой загрузки всех 26 тыс. человек, работающих в ОАО «Производственное объединение «Севмаш».
Д. Мантуров уточнил, что речь идет о проекте 955А «Борей», а именно о строительстве пяти атомных подводных лодок и контрактах на проектирование. Он пояснил, что проблемы и разногласия заключались в несогласованности между промышленностью и Минобороны по формированию цены. «Был найден компромисс, в соответствии с этим компромиссом будет заключен контракт», - сказал министр.
СМЕЖНИКИ/РЖД
Россия и ЕС намерены создать единое железнодорожное пространство «1520-1435»
«Мы ориентируемся на сотрудничество между всеми cтранами железнодорожного «пространства 1520-1435». Мы доказали на деле, что для нас формирование единого транспортного поля является приоритетной задачей, поскольку высокоразвитая железнодорожная система является основой для инновационного социально-экономического развития и интеграции», - заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на пленарной сессии VII Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнёрство 1520».
По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, в период до 2030 г. совокупные инвестиционные потребности мировой транспортной инфраструктуры составят свыше 11 трлн. долларов. При этом более 44% этого объема составят инвестиции в железнодорожную инфраструктуру. Таким образом, это способствует повышению роли железнодорожного транспорта во всем мире и существенному притоку государственных и частных инвестиций на его развитие. Для профессионального сообщества это дает не только новые возможности, но и требует принятия совместного плана действий.
Президент ОАО «РЖД» подчеркнул, что инвестиции разных стран должны быть скоординированными и достаточными для развития мощностей всего коридора, а не его отдельных национальных участков. В частности, Европейской комиссией принята «Белая книга «Транспорт – 2050», предполагающая, что более половины перевозок на расстояния свыше 300 км к 2050 году должны осуществляться железнодорожным и водным транспортом. В свою очередь, Российские железные дороги развивают проект по формированию нового евразийского коридора от Тихого океана до Словакии и Австрии. Лидерами стран СНГ утверждена Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта до 2020 года.
«Серьезным барьером являются различия в технических стандартах железнодорожных систем. Едва ли возможно полное объединение, но гармонизация необходима. Повышение уровня безопасности, внедрение единых подходов и стандартов в сфере перевозки пассажиров и грузов на «пространстве 1520» должны быть сопряжены и гармонизированы с теми регламентами и новациями, которые сейчас применяются в Европе», - отметил В.Якунин.
В России до 2020 года государство признает необходимость инвестирования в совокупности до 5 трлн. рублей в развитие и модернизацию железнодорожного транспорта.
В свою очередь международные транспортные маршруты и интенсификация товарообмена могут не только развивать различные бизнесы по всему миру, но и стать основой экономического роста стран треугольника Европа – Азия – Тихоокеанский регион, - отметил вице-президент Европейской комиссии, Еврокомиссар по транспорту Сийм Калласс.
По его словам, сегодня более 95% контейнерного трафика между Европой и Азией перемещается по морю, что предполагает прохождение гораздо большего расстояния и занимает в два раза больше времени, чем по существующей железнодорожной инфраструктуре.
В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также с сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранс, Российская газета, Росморречфлот, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, агентство Прайм и других.
Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru
Телефоны: (495) 366-62-55, (495) 365-47-22
Подписка: (495) 365-47-22 podpiska@morvesti.ru.