Сохранить, обучить, воспитать - Морские вести России

Сохранить, обучить, воспитать

18.12.2020

Образование

Проблемы и перспективы подготовки кадров в области государственного управления морской деятельностью России

Фото: мультимедиа.минобороны.рф

В 2019 году в структуре ФГБУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет» (РТУ МИРЭА) образован Институт комплексных исследований национальной морской политики (ИКИ НМП, Институт). Институт осуществляет мониторинг реализации Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 августа 2019 года № 1930-р (Стратегия), и формирования проекта ежегодного доклада правительства президенту о результатах комплексной оценки состояния национальной безопасности РФ в сфере морской деятельности.

А. Балыбердин, вице-адмирал запаса, директор Института комплексных исследований национальной морской политики РТУ МИРЭА, зампредседателя НЭС Морской коллегии при Правительстве РФ

А. Коновалов, замдиректора Института, руководитель Секции ГЧП НЭС Морской коллегии

М. Котенев, замдиректора Института, ответственный секретарь НЭС Морской коллегии

Г. Батурова, замначальника центра Института, зам. ответственного секретаря НЭС Морской коллегии, ответственный секретарь Секции ГЧП НЭС Морской коллегии.

Комплексная оценка

В рамках проведения комплексной оценки состояния национальной безопасности в области морской деятельности в 2019 году (Комплексная оценка) и подготовки проекта ежегодного доклада правительства страны президенту РФ «О комплексной оценке состояния национальной безопасности в области морской деятельности в 2019 году и предложения по ее обеспечению» ИКИ НМП провел комплексный анализ текущего состояния и перспектив развития морской деятельности в отраслевом и пространственном разрезах. Анализ показал, что одной из ключевых проблем развития морехозяйственного комплекса страны на сегодняшний день является проблема подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области государственного управления морской деятельностью. При этом актуальность ее год от года лишь возрастает.

В Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года, где вопросам подготовки квалифицированных кадров отводится первостепенная роль, отмечается, что недостаток квалифицированных кадров по специальностям и направлениям подготовки в сфере морской деятельности и ее государственного управления является одной из основных проблем развития морской деятельности страны. На эффективность реализации национальной морской политики отрицательно влияют такие проблемы кадрового обеспечения, как недостаточный уровень обеспеченности научными и педагогическими кадрами, развития лабораторной, учебно-тренажерной и методической базы образовательных организаций, готовящих специалистов для сферы морской деятельности и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, а также отсутствие оценки состояния кадрового потенциала и координации деятельности по его созданию.

Подготовка, привлечение и сохранение квалифицированных кадров в сфере морской деятельности является одной из основных целей реализации Стратегии, для достижения которой планируется обеспечить развитие и совершенствование системы образования по подготовке кадров по специальностям и направлениям подготовки.

Аналогичная задача была поставлена ранее в Морской доктрине РФ, утвержденной президентом в июле 2015 года (Морская доктрина). Необходимость сохранения и совершенствования системы обучения и воспитания молодежи, подготовки кадров к службе и работе в сфере морской деятельности определена одним из принципов национальной морской политики. Указывается, что для развития кадрового обеспечения морской деятельности, морского обучения и воспитания требуется, в частности, обеспечить совершенствование системы подготовки управленческих и руководящих кадров федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области морской деятельности.

Отмечается важность совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим и средним профессиональным образованием на базе образовательных организаций морского профиля. При этом необходимо обеспечить комплектование научных учреждений и образовательных организаций морского профиля подготовленным и высококвалифицированным научным и профессорско-преподавательским составом, развитие структуры образования и морской науки со специализацией по видам морской деятельности.

Морская коллегия при Правительстве РФ неоднократно рассматривала вопросы кадрового обеспечения реализации национальной морской политики. Еще в 2003 году на заседании этого координационного правительственного органа обсуждались и принимались решения, связанные с созданием системы подготовки (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) руководящих кадров и специалистов в сфере управления морской деятельностью для федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. В частности, предлагалось организовать:

– определение целей, задач, содержания и форм организации учебно-научного процесса подготовки специалистов этого профиля;

– разработку учебных программ и планов, проверку качества подготовки специалистов на различных этапах обучения в интересах совершенствования и развития системы подготовки кадров для государственного управления морской деятельностью;

– подготовку учебно-методических материалов, учебных пособий и учебников по профилирующим учебным дисциплинам кафедр, осуществляющим профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководящих кадров и специалистов по государственному управлению морской деятельностью.

В основу концепции обучения слушателей в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области морской деятельности планировалось положить принцип проблемно ориентированного обучения, исходя из того, что выпускники должны не только владеть современными научными подходами и методами, но и иметь практические навыки для успешной работы.

На заседании Морской коллегии, которое состоялось 2 марта 2005 года, отмечалась необходимость проведения инвентаризации и анализа специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в учебных заведениях морского и речного транспорта, рыболовства, гидрометеорологии, а также подготовки предложений по сохранению специальностей ведомственной направленности и расширению в случае необходимости номенклатуры таких специальностей.

При этом были даны поручения по проведению анализа потребности кадрового обеспечения морской деятельности, подготовке долгосрочной межведомственной программы подготовки руководящих кадров, разработке Положения о системе подготовки руководящих кадров в области морской деятельности и повышения их квалификации, а также соответствующих учебных программ, проработке вопроса о финансировании мероприятий по созданию системы подготовки руководящих кадров в области морской деятельности и повышения их квалификации. Аналогичные вопросы поднимались на заседаниях и совещаниях Морской коллегии и в последующие годы.

Следует отметить, что во многом именно благодаря позиции Морской коллегии и ее решениям удалось сохранить существующую профильную подготовку специалистов в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти и свести ее в единую многоуровневую систему, обеспечивающую подготовку квалифицированных кадров для различных видов деятельности в морском комплексе страны.

Вместе с тем не все поручения Морской коллегии были выполнены на должном уровне. Во многом из-за существующей межведомственной разобщенности системы подготовки руководящих кадров, а также из-за отсутствия единого научно-методического центра, способного объединить усилия различных ведомств в данной сфере деятельности, задача по созданию системы подготовки руководящих кадров, обладающих межведомственными компетенциями в области морской хозяйственной деятельности, до настоящего времени не решена.

Общесистемное единство

Почему же так важно создать эффективную систему подготовки руководящих кадров в области морской деятельности и повышения их квалификации?

Морское хозяйство представляет собой многоотраслевой комплекс, все виды производств и отрасли которого сложно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом и, кроме того, обладают рядом черт и признаков, которые требуют рассмотрения в единстве. Соответственно, и морскую деятельность необходимо рассматривать в ее общесистемном единстве при всем многообразии функциональных видов.

В противном случае отраслевые (ведомственные) стратегические решения могут спровоцировать конфликты между видами океанопользования и отраслями морехозяйственного комплекса, например, за обладание одними и теми же ресурсами (финансовыми, интеллектуальными, трудовыми и т.д.) и пространствами (территориями, акваториями). Кроме того, в сценариях отраслевого развития зачастую не фиксируются ни мультипликативные, ни комплексоформирующие эффекты.

Комплексный (интегральный) подход к развитию морской деятельности полностью соответствует современной общемировой практике. В нашей стране целесообразность и эффективность его применения была научно обоснована в многочисленных научных трудах, например, проф. Г.К. Войтоловского, который выделил основные признаки общности видов морской деятельности, проф. В.П. Синецкого, проф. Л.Н. Карлина и других видных исследователей, а также представителей их научных школ. Ими же было убедительно показано, что недостаточная квалификация государственных служащих, отвечающих за реализацию национальной морской политики, их ведомственный подход при принятии решений отрицательно влияют на процессы в сфере морской деятельности.

Для эффективной реализации государственной политики в области использования и охраны ресурсов и пространств Мирового океана требуются кадры, представляющие себе морской потенциал государства как систему, для которой характерно не только наличие единых документов стратегического планирования (Морская доктрина, Стратегия развития морской деятельности и другие), а также множественных взаимосвязей между ее компонентами (военно-морской, транспортный, рыбопромысловый, научно-исследовательский флот и так далее), но и неразрывное единство со средой – Мировым океаном, во взаимодействии с которым система реализует свою целостность.

При этом должно быть понимание того, что морской потенциал неразрывно связан с использованием приморских территорий. При принятии управленческих решений в этой сфере необходимо иметь представление о влиянии множества международно-политических, социально-экономических и эколого-технологических факторов, определяющих перспективы пространственного развития морской деятельности. Более того, в единой системе необходимо рассматривать и увязывать в соответствии с интересами государства деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении и в сфере деятельности флот, с деятельностью органов власти приморских субъектов Федерации, непосредственно участвующих в морской деятельности.

Специфика морской деятельности накладывает существенные требования к проводимой кадровой политике, а ее комплексный характер, обуславливающий необходимость межведомственного подхода, обостряет проблему подготовки кадров широкого профиля в дополнение к существующей системе подготовки специалистов в отдельных отраслях и видах морехозяйственной деятельности. Специалисты широкого профиля, обладающие уникальными междисциплинарными компетенциями, особо востребованы в области государственного управления морской деятельностью страны, что резко актуализируется в свете реализации норм проекта федерального закона «О государственном управлении морской деятельностью РФ», который к настоящему времени разработан и проходит стадию согласования с заинтересованными субъектами национальной морской политики.

Принятие указанного законопроекта должно стать логическим завершением процесса формирования нормативно-правовой основы разработки и реализации национальной морской политики, начало которому было положено 20 лет назад указом президента «О совершенствовании морской деятельности Российской Федерации».

Специальные программы обучения

Предложения РТУ МИРЭА о необходимости осуществления перехода к комплексной междисциплинарной и межотраслевой подготовке специалистов в области государственного управления морской деятельностью в дополнение к существующей системе подготовки специалистов в отдельных отраслях и видах морской хозяйственной деятельности были поддержаны Научно-экспертным советом Морской коллегии при Правительстве РФ (НЭС, Совет), заседание которого впервые прошло в стенах университета в октябре 2020 года.

Участники заседания отмечали, что в настоящее время в России фактически отсутствуют образовательные программы, осуществляющие подготовку специалистов по комплексному администрированию и управлению морской деятельностью. Преобладающий отраслевой подход в подготовке специалистов не дает возможности повышения эффективности принятия управленческих решений из-за недооценки мультипликативных эффектов, а также возможных рисков в смежных видах морской деятельности, что ведет к повышению конфликтности, росту издержек и упущенной выгоды за счет отказа от кооперационных связей. Отмечалось, что в ХХ веке в Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова работал Институт повышения квалификации руководящих работников Министерства морского и речного флота СССР. На подготовку отправляли сотрудников отрасли по рекомендации руководителей предприятий и согласованию с соответствующими структурными подразделениями министерства.

В связи с этим РТУ МИРЭА предложил провести разработку и внедрение в образовательный процесс специальных программ обучения «Государственное управление морской деятельностью Российской Федерации». Внедрение программы целесообразно проводить в два этапа.

На первом – организовать на базе РТУ МИРЭА программы дополнительного образования для повышения квалификации как кадров в области управления морской деятельностью, так и широкого круга специалистов в области государственного и муниципального управления.

На втором – целесообразно внедрение специальных дисциплин в образовательные программы на всех уровнях высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура по специальностям в области управления морской деятельностью.

Совет рекомендовал РТУ МИРЭА разработать совместно с Минобрнауки детализированный план мероприятий по совершенствованию системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов в сфере государственного управления морской деятельностью для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления (План мероприятий).

РТУ МИРЭА поручено также разработать типовую модульную программу дополнительного образования «Государственное управление морской деятельностью». Представляется, что использование модульного принципа формирования этой учебной программы позволит обеспечить необходимую ей адекватность и гибкость. При этом программа должна учитывать не только текущие, но и перспективные потребности, что актуализирует проблему разработки комплексного (межведомственного) долгосрочного прогноза и плана потребности кадрового обеспечения всей морской деятельности страны.

При положительном решении Морской коллегии при Правительстве РФ РТУ МИРЭА готов провести разработку и внедрение в образовательный процесс специальных программ обучения «Государственное управление морской деятельностью».

Институт комплексных исследований национальной морской политики РТУ МИРЭА обладает всем необходимым потенциалом и опытом, чтобы стать научно-методическим центром этой работы и взять на себя не только разработку всех необходимых для этого документов, но и на практике отработать методологию подготовки специалистов с межведомственными компетенциями в области реализации морской политики государства.

Морские вести России №15 (2020)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021