Бюллетень новостей №35 (98) 2014 год с 27 сентября по 3 октября 2014 - Морские вести России

Бюллетень новостей №35 (98) 2014 год с 27 сентября по 3 октября 2014

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Д. Медведев подписал распоряжение, подтверждающее международный статус всех российских морских портов, включая крымские

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства, подтверждающее международный статус всех российских морских портов.

«Я подписал распоряжение, подтверждающее международный статус всех российских морских портов, в том числе находящихся и на территории Республики Крым», - сообщил он сегодня на совещании с вице-премьерами.

Глава кабмина пояснил, что необходимость принятия этого решения вызвана тем, что «некоторые документы, которые раньше подтверждали открытие морских портов для международного сообщения, либо устарели, либо, в ряде случаев, просто были утеряны». «И такое несоответствие приводило к соответствующим юридическим проволочкам», - отметил Медведев.

После подписания распоряжения «пограничные и таможенные процедуры для прибывающих иностранных судов будут гораздо проще». «Теперь не понадобятся дополнительные разрешения и согласования, а сами порты смогут работать в более энергичном ключе, в полную силу», - сказал председатель правительства.

Со своей стороны, вице-премьер Аркадий Дворкович заметил, что за последние 25 лет «наши порты существовали де-юре без окончательно определенного статуса, хотя де- факто они были открыты для захода иностранных морских судов». Тем не менее, по ряду портов не удавалось найди документы даже в архивах (например, «Анадырь»), а в иных случаях, по словам Дворковича, «документы носили секретный характер, гриф «секретно» («Владивосток», «Архангельск», «Выборг»)».

Вице-премьер пояснил, что подписанное главой кабмина распоряжение «фактически легализует, дает ясный юридический статус всем российским морским портам, в том числе крымским, - они теперь в полноценном режиме открыты для захода иностранных морских судов». «Вся эта информация носит публичный характер, все ею владеют, и сняты все препятствия, в том числе юридические, для полноценной работы этих портов», - заключил Дворкович.

 

Правительство РФ в течение месяца примет решение по подрядчику строительства Керченского моста - Соколов

Правительство РФ в течение месяца примет решение по подрядчику строительства моста через Керченский пролив, сообщил журналистам министр транспорта РФ Максим Соколов.

«Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении правительства РФ. Данное решение, как я надеюсь, случится в течение месяца», - сказал чиновник.

Сегодня руководитель Росавтодора Роман Старовойт заявил, что проведены конкурентные переговоры на роль генподрядчика по строительству транспортного перехода через Керченский пролив с семью ведущими компаниями, в том числе и зарубежными. «Но на данный момент больше всех уделяет внимание участию в проекте «Стройтрансгаз»,- указал Старовойт.

Но «пока соответствующего акта правительства нет», подчеркнул он, добавив, что документ может появиться «в течение месяца».

По словам Старовойта, технико-экономическое обоснование (ТЭО) по проекту пока не завершено, а в рамках подготовки территории сейчас ведется разминирование и инженерные изыскания.

Максимальная стоимость всего проекта до 2019 года, включая проектно-изыскательские работы, составляет 228,3 млрд рублей.

Мост планируется построить до 2018 года. Общая длина транспортного перехода составит 19 км. За реализацию проекта отвечает Росавтодор. Проект включает в себя несколько участков: помимо мостового перехода через канал (6 км) в него входят участки прохождения по косе Тузла (6,5 км), а также по дамбе и участку существующего пролива (еще 6,5 км). Строительство транспортного перехода также включает в себя создание подходящей инфраструктуры - как железнодорожной, так и автомобильной со стороны Таманского полуострова Краснодарского края и в районе Керчи на полуострове Крым.

 

«Каспийская пятерка» зафиксировала зоны добычи биоресурсов и принцип неприсутствия на Каспии вооруженных сил, не принадлежащих сторонам

Президенты пятерки прикаспийских государств согласовали принципы сотрудничества на Каспии и зафиксировали их в совместном заявлении.

В документе, в частности, отмечается, что стороны получают права на добычу водных биоресурсов в пределах 25 морских миль своего прибрежного пространства.

В документе, содержащем 19 пунктов, также зафиксирован принцип «неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам».

 

Комитет ИМО ввел в международные конвенции поправки, касающиеся электронного обмена документами

22 – 26 сентября в Лондоне, в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) состоялась 39-я сессия Комитета по упрощению формальностей (КУФ-39).

Работа сессии прошла под председательством Юрия Меленаса – постоянного представителя Российской Федерации при Международной морской организации.

Комитет продолжил и на данном этапе завершил пересмотр Приложения к Конвенции FAL для последующего принятия поправок на следующей сессии, с целью обновления Конвенции для современных нужд морской индустрии, включающих электронную передачу информации и концепцию «единого окна».

В частности, в Часть С - «Системы электронного обмена информацией» Раздела 1 Приложения к Конвенции был добавлен новый Стандарт (1.3bis), предусматривающий принятие всех необходимых мер для установления систем электронного обмена информацией не позднее чем через три года с даты принятия данной поправки, а также Стандарт (1.3ter), устанавливающий переходный период продолжительностью не менее двенадцати месяцев с даты введения в действие таких систем до их обязательного использования всеми заинтересованными сторонами.

Комитетом было также принято решение об отсутствии необходимости включения номера визы в судовую роль, при этом, номер визы, включен в форму пассажирской роли для использования в применимых случаях.

Для целей Конвенции введены определения «единое окно», «грузоотправитель», «судовой агент».

Комитет также пересмотрел и одобрил новую редакцию циркуляра FAL.5/Circ.39 - «Рекомендации по использованию электронных свидетельств», согласившись при этом, что электронные свидетельства могут быть использованы в качестве эквивалента традиционным бумажным свидетельствам при наличии на борту инструкций по установлению подлинности. Такие электронные свидетельства, отображаемые на компьютере, могут быть признаны соответствующими требованию «наличия на борту».

Комитет переизбрал Ю.С. Меленаса Председателем Комитета на следующий срок.

Следующая 40-я сессия Комитета по упрощению формальностей (КУФ-40) запланирована на март-апрель 2016 г.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Ставки на контейнерные перевозки из Азии в Европу достигли минимума за последние 11 месяцев

Фрахтовые ставки на контейнерные перевозки на ключевых направлениях продолжают снижаться, и по прогнозам, тенденция усилится в октябре из-за празднований Золотой недели в Китае, сообщает Lloyd’s List.

Шанхайский контейнерный индекс (SCFI) свидетельствует о том, что ставки на трейде Азия-Европа упали до минимального уровня с октября 2013 года. За четыре недели снижение составило 86 долларов или 9,5%. до 822 доллара за TEU.

Ставки на трейде Азия - Средиземное море  снизились на 9,1%. до 1125 долларов. Тем не менее, на обоих трейдах ставки пока превышают уровень соответствующего периода  прошлого года (765 и 837 долларов соответственно).

Ставки на перевозку контейнера из Шанхая до западного побережья США тем временем снизились на 156 долларов, 7,5 %, до 1930 доллара за TEU, что на 8%. ниже уровня  соответствующего периода прошлого года.

Фрахтовые ставки на восточное побережье США (Шанхай-Панама-Нью-Йорк) снизились на 213 долларов, или 5%, до 4085 долларов за FEU.

По прогнозам аналитического агентства Drewry, ставки продолжат снижаться, так как высокий сезон для рынка контейнерных перевозок подходит к концу.

 

«Атомфлот» сохранит программу туристических круизов на Северный полюс в 2016 году

Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Атомфлот» в 2016 году продолжит реализовывать программу туристических круизов на Северный полюс.

Ранее планировалось, что в 2015 году состоятся шесть заключительных рейсов, сообщает пресс- служба предприятия.

По словам заместителя генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Андрея Смирнова, продление связано с работами по восстановлению атомного ледокола «Советский Союз», которые завершатся в 2016 году, а не в 2017, как планировалось ранее. «Таким образом, у нас появится еще один ледокол, что позволит планировать использование атомного ледокола «50 лет Победы» для круизных рейсов в июле-августе 2016 - 2018 годов», - отметил он.

Как отмечается в сообщении, круизы на Северный полюс компания осуществляет с 1990 года, тогда данный вид деятельности стал одной из возможностей загрузки мощностей атомного ледокольного флота. Туристические рейсы осуществлялись на атомоходах «Россия», «Советский Союз», «Ямал». На сегодняшний день, круизы совершаются на борту ледокола «50 лет Победы», который запущен в эксплуатацию в 2007 году.

ФГУП «Атомфлот» оперирует четырьмя атомными ледоколами - «50 лет Победы», «Вайгач», «Ямал» и «Таймыр». Ледокол «Советский союз» находится в эксплуатационном резерве. В 2018 году «Таймыр» и «Вайгач» будут выведены из эксплуатации.

 

Гендиректор НМТП Султан Батов вошел в состав правления компании

Генеральный директор ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП( Султан Батов включен в состав правления компании.

Решение было  принято на заседании совета директоров НМТП 1 октября 2014 года, сообщает пресс-служба порта.

Одновременно из состава правления исключены Юрий Матвиенко, Алексей Князев и Александр Рыжков.

В итоговый состав правления ОАО «НМТП» вошли четыре человека: Султан Батов, исполнительный директор Игорь Терентьев, директор по правовому обеспечению - руководитель юридических служб группы компаний ОАО «НМТП» Эдуард Боровок и главный бухгалтер Герман Качан.

Как ранее сообщал ТАСС, Юрий Матвиенко занимал должность гендиректора НМТП с июня 2013 года по август 2014 года, пока акционеры компании не приняли решение о досрочном прекращении его полномочий. На место Матвиенко был назначен гендиректор Балтийской стивидорной компании (БСК, входит в группу НМТП) Султан Батов. Инициатором смены гендиректора НМТП являлась группа «Сумма», один из акционеров порта.

Алексей Князев (ранее генеральный директор ООО «Башнефть-сервисные активы», г. Уфа) был назначен на должность замгендиректора по финансам и экономике НМТП в феврале. Ранее занимавший эту должность Герман Качан стал  лавным бухгалтером компании. В ноябре прошлого года появилась информация о возможном разделе активов НМТП между владельцами контрольного пакета акций порта - частной группой «Сумма» братьев Магомедовых и государственной «Транснефтью», что стало следствием  затяжного акционерного конфликта между партнерами, в результате которого компания не могла согласовать стратегию развития и вопросы управления активами группы.

Согласно неофициальной информации, «Транснефть» в результате раздела получит все нефтеперевалочные активы НМТП - нефтерайон Шесхарис, Приморский торговый порт, два терминала для перевалки нефтепродуктов - ИПП и НЗТ, а также  «Союзфлотпорт». Терминалы, связанные с перевалкой всех других грузов останутся в НМТП, а группа «Сумма» приобретет у «Транснефти» 20% акций компании и получит в ней контроль.

Ранее неофициально заявлялось, что правительство РФ одобрило план по разделу активов НМТП и стороны ждут согласия со стороны президента РФ Владимира Путина. Член совета директоров группы «Сумма» Марат Шайдаев ранее говорил, что «Сумма» и «Транснефть» планируют закрыть сделку по разделу активов НМТП в конце 2014 года. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев говорил журналистам, что раздел активов НМТП ожидается до конца года. При этом НМТП стоит в плане приватизации, однако, сроки приватизации уже не раз сдвигались. Улюкаев говорил, что приватизация в случае разделов активов НМТП в конце 2014 года, может пройти уже в 2015 году.

 

Линейные операторы намерены пересмотреть подход к ценообразованию на транстихоокеанском трейде

Линейные операторы, работающие на транстихоокеанском направлении, разработали новые рекомендации к формированию ставок на контрактный сезон 2015-16 гг., сообщает Journal of Commerce.

Линии - члены Транстихоокеанского стабилизационного соглашения (TSA) сообщили, что операционные расходы на трейде Азия - США значительно возрастают в условиях дефицита мощностей железнодорожных и автомобильных перевозчиков США, а также предполагаемого резкого увеличения стоимости бункера из-за введения новых ограничений на содержание серы с 1 января 2015 года.

В рамках нового подхода 15 линий - членов TSA договорились о формировании ценовых ориентиров на предстоящий сезон вместо надбавок (GRI), которые менее эффективны из-за различающихся уровней базовых ставок у разных операторов. Предполагается также полное возмещение расходов на организацию интермодальных перевозок с учетом текущих условий на рынке наземных перевозок. Кроме того, будет пересмотрена формула расчета бункерной надбавки с учетом размеров судов, параметров расхода топлива и стоимости бункера после введения новых ограничений на содержание серы с 2015 года для судов, входящих в прибрежные воды североамериканского континента.

Рекомендованные TSA минимальные уровни контрактных ставок на сезон 2015-16 гг составляют:

Северная Азия - Западное побережье США - 2 тыс. долларов за FEU

Северная Азия - Восточное побережье США - 3,5 тыс. долларов за FEU

Южная Азия - Западное побережье США - 2,15 тыс. долларов за FEU

Южная Азия - Восточное побережье США - 3,65 тыс. долларов за FEU

По словам исполнительного секретаря TSA Брайана Конрад, информация по структуре и размерам бункерных надбавок будет опубликована в ближайшие несколько недель. Как отмечает Конрад, вводимое ограничение на предельное содержание серы на уровне не более 0,1% потребует одновременного перехода операторов на использование более чистого топлива - газойля. Это затрудняет прогнозирование динамики цен на газойль, и соответственно, расчеты компенсации этих расходов.

 

Maersk вводит топливную надбавку в связи с новыми требованиями к топливу

Maersk Line публикуют информацию о введении надбавок к ставкам на перевозку контейнеров в связи с вступлением с 1 января 2015 года новых ограничений на содержание серы в судовом топливе.

Предельный размер надбавки составит 160 долларов за 40-футовый контейнер на маршрутах через Северную Атлантику, сообщается в пресс-релизе компании. При этом, дополнительный сбор 100 долларов за FEU будет взиматься с грузов из/на порты, расположенные в зоне контроля выбросов в Балтийском море (России, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы), чтобы компенсировать более высокие расходы на приобретение топлива с низким содержанием серы.

Надбавки будут введены дополнительно к существующим надбавкам с целью обеспечить большую прозрачность ценообразования, поясняют в компании.

Максимальный размер надбавки вводится на Транс-Атлантических трейдах из Балтийского моря, так как суда пересекают зоны контроля содержания серы в начале и в конце маршрута. На маршрутах между Азией и Северной Европой размер надбавки будет минимальными, на уровне 30 долларов США за FEU, так как новые ограничения пока не распространяются на азиатские воды.

Maersk сообщил, что совокупные расходы компании на топливо возрастут на 200 млн долларов в год из расчета текущей стоимости топлива с низким содержанием серы на уровне 270 долларов за тонну.

Ранее в этом месяце MSC опубликовала размер топливных надбавок в связи с новыми экологическими нормами в диапазоне от 165 до 15 долларов в зависимости от маршрута.

На этой неделе OOCL сообщил, что компания увеличит размер действующих топливных надбавок в связи с ростом расходов на бункер. Hapag-Lloyd, как ожидается, объявит уровень своих надбавок в ближайшее время.

 

СУДОХОДСТВО

Экспорт нефти из РФ нефти снижается из-за роста объема поставок на переработку внутри страны

«Транснефть» по итогам 9 месяцев 2014 года сократила поставки нефти на экспорт по сравнению с тем же периодом прошлого года на 4,750 млн тонн до 149,178 млн тонн.

Об этом говорится в материалах  Центрального диспетчерского управления ТЭК.

Экспорт российской нефти по системе «Транснефти» снизился за отчетный период на 3,161 млн тонн до 134,332 млн тонн. 

Как следует из статистики, за 9 месяцев экспорт через морские порты упал на 7,6 млн тонн до 79,4 млн тонн.

С января по сентябрь рост перевалки нефти  наблюдался только в порту Козьмино – где этот показатель вырос на 2,5 млн тонн до 18,5 млн тонн.

Через порт Новороссийск экспорт сократился на 3 млн тонн до 17,5 млн тонн, через порт Приморск - на 5,3 млн тонн до 32,6 млн тонн, через порт Усть-Луга - на 1,8 млн тонн до 10,7 млн тонн. 

При этом в сентябре перевалка через Новороссийск составила 1,9 млн тонн, через Приморск - 3,3 млн тонн, Козьмино - 2,5 млн тонн, Усть-Луга - 1,5 млн тонн. 

По нефтепроводу «Дружба» экспорт также сократился - на 628,5 тыс тонн до 36,7 млн тонн. Экспорт нефти в Китай вырос за отчетный период на 5,2% до 16,8 млн тонн.

Снижение экспорта связано с ростом поставок нефти на переработку внутри страны. Так, за 9 месяцев на переработку поставлено на 11,2 млн тонн больше, чем в 2013 году.

 

Нефтяные компании должны своевременно производить оплату и утверждать результаты конкурсов при перевозке по реке – В. Кнолль

Нефтяные компании должны своевременно производить оплату и утверждать результаты конкурсов на выполнение перевозок по внутренним водным путям.

Об этом заявил председатель совета директоров Томской судоходной компании Владимир Кнолль, выступая на заседании АПСРТ, которое прошло 17 сентября на борту теплохода «Илья Репин», передает ИА «Морвести.Ру».

«Судоходные компании находятся в достаточно сложной ситуации, когда работают с нефтяными компаниями. Все первоначальные расходы ложатся на судовладельцев. По сути, мы за счет собственных и заемных средств производим зимнее накопление, ведем подготовку к навигации, осуществляем доставку грузов в пункт назначения. Но в то же время нефтяники производят расчет лишь через 3-6 месяцев после выполнения работ. Более того, формирование программы и проведение конкурсов проходит в разгар навигации. Бывает и хуже, например, в прошедшую навигацию (2013 г) Роснефть утвердила результаты конкурса только 25 сентября, когда до окончания судоходства оставалось 15 суток. В таких условиях полноценно выполнять задачи и развивать речной транспорт невозможно», – подчеркнул Владимир Кнолль.

«Есть ли такая возможность, то нужно на очень высоком уровне разъяснить /представителям нефтяных компаний – ред./, что мы работаем сезонно. У нас ограниченный период навигации, всего 5 месяцев. Нефтяные компании должны учитывать этот фактор при расчетах своей логистики», – сообщил глава судоходной компании.

 

Ужесточение портового контроля не затронуло недобросовестных судовладельцев – В. Кнолль

Ужесточение портового контроля затронуло только крупных и добросовестных судовладельцев, мелкие компании продолжают нарушать нормы безопасности.

Об этом заявил председатель совета директоров Томской судоходной компании Владимир Кнолль, выступая на заседании АПСРТ, которое прошло 17 сентября на борту теплохода «Илья Репин», передает ИА «Морвести.Ру».

«Это очень больной вопрос. С одной стороны ужесточение надзорных функций со стороны речного регистра – мероприятие правильное. Мы стараемся выполнить все требования и таким образом обеспечить безопасность. И надеяслись надеялись, что таким образом будет наведен порядок на всей реке, среди всех судовладельцев. К сожалению надежны не оправдались, новые строгости коснулись только нас. Большинство мелких судоходных компаний плевать хотели на все проверки», – сказал В. Кнолль.

«Причин достаточно много, – объяснил эксперт возникновение подобной ситуации. – Это отсутствие технических средств для организации мобильной работы на реке со стороны портконтроля. Оно означает, что у контролирующих органов отсутствует оперативность. Далее, без приказа инспектор не может осмотреть судно. Обнаруженное нарушение фиксируется только в предписании, которое мелкие судовладельцы вообще не выполняют. Оформленный иск в суд оперативно не рассматривается. В результате всех этих упущений и проволочек судно-нарушитель работает всю навигацию с букетом нарушений».

 

СУДОСТРОЕНИЕ

В России собираются возродить производство экранопланов

В России собираются возродить производство экранопланов – уникальных машин, сочетающих в себе достоинства воздушных и водных судов.

С их помощью, например, предлагается преодолеть транспортную «пробку» в Керченском проливе. Однако для полетов экранопланов в нашей стране есть сотни куда более подходящих мест.

Первый зампред комитета Госдумы по промышленности и вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев заявил журналистам, что нынешней осенью нижняя палата российского парламента начнет будировать вопрос о возрождении в России серийного производства экранопланов – уникальных машин, сочетающих в себе скорость самолета и грузоподъемность корабля.

«Экранопланы — это гениальная разработка. Как пролонгированный вариант она может помочь и с сообщением между Крымом и остальной Россией, и в других отраслях. В октябре-ноябре с привлечением специалистов мы проведем круглый стол, чтобы сделать анализ текущего состояния разработок, просчитать их экономическую актуальность и оценить, в каких отраслях эта разработка сможет пригодиться нашей стране. Мы проработаем вопрос о необходимости создания экранопланов для нужд национальной безопасности. Они могут пригодиться Минобороны в силу малозаметности и своей скорости» - подчеркнул Владимир Гутенев.

Первый зампред комитета Госдумы по промышленности упомянул экранопланы в связи с транспортным сообщением между Крымом и остальной Россией, конечно, не случайно. Третий месяц средства массовой информации и блогосфера переполнены сообщениями о том, что паромная переправа через Керченский пролив не справляется с потоком отдыхающих и люди более суток ждут своей очереди, чтоб переправиться на своем транспорте  из России в Крым. Однако, «привязка» необходимости возрождения в России серийного строительства экранопланов к транспортным проблемам между Крымом и Таманью – это не более, чем актуализация действительно крайне значимой для нашей страны темы. И вице-президент Союза машиностроителей России прекрасно понимает, что кардинально решить проблему устойчивого сообщения через Керченский пролив можно только строительством через него железнодорожно-автомобильного перехода. Тем не менее, вопрос о необходимости возрождения производства экранопланов в России на государственном уровне за последние два года поднимается не первый раз, поскольку в нашей стране существуют сотни, если не тысячи других мест, где экранопланы могли бы сыграть роль наиболее эффективного транспортного средства. Разработка этих удивительных машин, которые за счет «экранного эффекта» могут нести груз, равный своему весу, в нескольких метрах от поверхности моря со скоростью до 500 км в час, одновременно началась в 50-е годы прошлого века в США, Германии (ФРГ) и Советском Союзе. Однако только нижегородскому ЦКБ на подводных крыльях под руководством гениального советского конструктора Ростислава Алексеева удалось не только разработать, но и начать серийное производство военных экранопланов типа «Орленок» и типа «Лунь», который прозвали «убийцей авианосцев».

На рубеже 80-х-90-х годов прошлого века на стапелях судостроительного завода «Волга» был заложена поисково-спасательная версия «Луня», способная при тех же технических характеристиках, как у ракетоносца (дальность хода до 2 тыс. км при скорости до 500 км/час) садиться на воду при волнении моря до 7 баллов и забирать с места бедствия более 150 пострадавших. Однако в постперестроечные годы программа строительства боевых экранопланов в России была полностью свернута.

 

Началась резка стали для первого судна, строящегося для проекта Ямал СПГ

Под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства (РС) начинается строительство арктического газовозова ОАО «Совкомфлот».

Судно строится в рамках масштабного российского проекта по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ», реализуемого в Арктике.

Церемония резки стали для пилотного судна состоялась 29 сентября 2014 года на верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) в Южной Корее. Руководитель представительства РС в Республике Корея Александр Ягодин принял участие в торжественном мероприятии наряду с представителями ОАО «Совкомфлот».

Строительство на класс РС ультрасовременных газовозов Ямал СПГ – новая веха в развитии не только российского классификационного общества, но и всей морской индустрии. Столь мощные газовозы, приспособленные к плаванию в сложных ледовых условиях, строятся впервые в мировой практике. Суда будут оборудованы тремя винторулевыми колонками типа Азипод мощностью по 15000 кВт каждая, что сопоставимо с мощностью атомных ледоколов и позволит им осуществлять транспортировку газа по трассам Северного морского пути. Принцип двойного действия при тяжелых ледовых условиях позволит выбирать в качестве основного режима движение кормой вперед и преодолевать сплошные ледовые поля толщиной до 2,1 м.

На первом этапе предполагается построить 10 судов данного проекта, в общей сложности количество судов в серии должно составить 15 единиц. Серия будет строиться на совместный класс РС и BV, при этом РС выступит лидирующим обществом. Символ класса РС: KM Arc7 [1] AUT1-ICS OMBO EPP ANTI-ICE LI CCO ECO-S BWM (E-S) WINTERIZATION (-52) Gas carrier type 2G (methane). Ввести в эксплуатацию первое судно предполагается в июне 2016 года.

 

Китай субсидирует модернизацию флота крупнейших судоходных компаний, чтобы поддержать судостроение

Четыре китайские судоходные компании получили государственные субсидии на обновление флота, сообщает Reuters.

Объем финансирования отрасли составил 1,8 млрд юаней (293,3 млн долларов).

В декабре текущего года правительство Китая объявило о намерении субсидировать судоходные компании, чтобы повысить их конкурентоспособность на международных рынках и обеспечить спрос для судостроительной отрасли.

China Cosco сообщила, что субсидии на модернизацию флота составили 1,3 млрд юаней (210,57 млн долларов). Вторая дочерняя компания государственного холдинга China Ocean Shipping Group - Cosco Shipping - получила 182,9 млн юаней (29,62 млн долларов). Субсидии на утилизацию 15 судов China Shipping Development Co. составили 215 млн юаней ( 34,83 млн долларов). China Shipping Container Lines сообщила, что объем полученных субсидий составил 40 миллионов юаней (6,48 млн долларов).

Компании заявили, что государственные субсидии позволят улучшить операционные показатели за текущий год.

Как отмечает Reuters, несмотря на обещание сократить объем государственной поддержки отраслей, страдающих от переизбытка мощности, правительство Китая дает понять, что не готово отказаться от поддержки крупных отраслей, таких как судостроение. В настоящее время государство ищет зарубежного инвестора для частной верфи China Rongsheng.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Рост грузооборота портов в РФ в 2014 году может составить около 2% - более 600 млн тонн

Грузооборот российских портов по итогам 2014 года составит более 600 млн тонн, заявил министр транспорта РФ Максим Соколов, выступая на форуме «Россия зовет!».

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, грузооборот портов в РФ в 2013 году составил 589 млн тонн. Таким образом, рост показателя по итогам 2014 года может составить около 2%.

«Экспорт через наши российские порты в последнее время растет уверенными темпами. Мы в этом году преодолеем планку 600 млн тонн грузов. Немалую толику в этом создают порты Дальнего Востока, но на всех наших бассейнах - и Балтийском, и Азово-Черноморском, и Арктическом - есть проекты, в которых активно участвует не только федеральный бюджет, но и частные инвесторы», - сказал Соколов. Он привел в пример соответствующие проекты в портах Усть-Луга, Бронка, Сабетта, Тамань, Новороссийск, а также проекты Мурманского транспортного узла.

Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, грузооборот морских портов России в январе-августе 2014 года увеличился на 6,4% по сравнению с отчетным периодом прошлого года до 412,4 млн тонн.

 

Развитию малых портов Калининградского/Вислинского залива мешают не только санкции

Ухудшение взаимоотношений между ЕС и Россией отрицательно сказалось на развитии малых портов и гаваней в районе Калининградского/Вислинского залива – одного из ключевых направлений международного проекта VILA («Возможности и преимущества совместного использования Калининградского/Вислинского залива»), реализуемого на территории региона и направленного на интенсификацию двустороннего сотрудничества.

Об этом говорилось на прошедших 1 октября в Калининграде публичных консультациях «Общие российско-польские предложения к Стратегии будущих совместных действий в регионе Калининградского/Вислинского залива».

Не секрет, что за последние недели на порядок сократился грузооборот между двумя грузовыми портами региона – Калининградом и Эльблонгом. Основные причины снижения – российское эмбарго на польские фрукты и овощи, а также (в значительной степени вызванное им) падение стоимости рубля, которое привело к сокращению заказываемых россиянами в Польше товаров, и в первую очередь строительных материалов (на них до недавнего времени приходилось 95% всех грузов, отправляемых из Эльблонга в Калининград).

Вместе с тем, по мнению участников слушаний, текущая ситуация – вовсе не повод пересматривать международные программы и стратегии. «Мы не можем строить стратегии на основании того, что санкции будут усиливаться, ведь в этом случае нам останется запланировать разве что строительство неприступной стены вдоль границы», – сказал Геннадий Федоров, директор Институт природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ имени Канта. По его словам, в перспективе прежний грузооборот между портами может возобновиться: возможно, это произойдет за счет возвращения потока стройматериалов, а также других грузов, например, сельскохозяйственных. «В любом случае, мы не можем заставить торговые связи развиваться, а можем только стремиться создать условия для их развития», – заключил он.

Борис Чубаренко, заместитель директора по науке атлантического отделения Института океанологии РАН напомнил присутствующим о разном уровне развития малых портов на польской и российской стороне залива. «Эльблонг, Фромборг, Толькмицко, Крыница Морска хорошо оборудованы, там созданы современные причалы и удобные подходы, тогда как российские порты и гавани (гидрогавань около выхода в Балтийске, Большая Гавань, Яхтклуб, Ушаково, Краснофлотск) все нуждаются в создании инфраструктуры. По мнению Б.Чубаренко, реализовать потенциал малых портов и гаваней российской стороны можно посредством интенсификации пассажирских перевозок, создании международных водных пассажирских маршрутов в регионе.

Вместе с тем, участники слушаний признали, что благоприятных условий для эффективного объединения усилий Польши и России в сфере развития малых портов и малого судоходства в регионе Калининградского/Вислинского залива пока нет. Польша, активно развивая портовую инфраструктуру в своей части залива, не проявляет большого интереса к интеграции российских малых портов в единую региональную систему. «Основная проблема в том, что для развития совместной морской деятельности в заливе недостаточно посылов, – считает Юрий Рожков-Юрьевский, ведущий эксперт международного управления БФУ имени Канта. По его словам, на сегодняшний день есть только подписанный межправительственный договор о судоходстве в Калининградском Вислинском заливе, но нет подзаконных актов – а именно они могли бы стать основой «практического руководства» по развитию международного сотрудничества Польши и России в различных сферах экономики региона Калининградского/Вислинского залива.

 

Удаленные порты Сахалина могут перейти на вахтовый метод работы

Вахтовый метод работы планируется ввести в нескольких удаленных портах севера Сахалина и в морских терминалах Камчатки, сообщил руководитель администрации морских портов (АМП) Сахалина Владимир Шутько.

По его данным, северные порты Сахалина, обслуживающие шельфовые проекты, - Набиль и Москальво - работают сезонно, закрываясь из-за ледостава осенью и открываясь в конце весны. В то же время порты расположены в мелких населенных пунктах, где невозможно найти квалифицированные морские кадры, и где нет комфортных условий для проживания.

В этой связи АМП хочет ввести там вахтовый метод работы для своих сотрудников, которые будут приезжать туда на работу из Южно-Сахалинска и Охи. Для них в портах планируется построить специальные модули, в которых они смогут работать и жить во время вахт. Модули будут обеспечены всем необходимым для работы и отдыха.

Аналогичную схему работы планируется ввести и на удаленных терминалах порта Петропавловска-Камчатского после вхождения АМП Камчатки в состав сахалинского АМП. Шутько привел пример, что один из терминалов порта Петропавловска-Камчатского расположен на Командорских островах, куда во время навигации (летом) можно добраться на попутных судах и еще вертолетом.

«Поэтому разработка кадровой политики АМП в наших суровых погодных условиях - крайне необходима, чтобы люди, которые будут сезонно работать в удаленных портах и терминалах, не испытывали трудности ни с транспортом, ни с питанием, ни с жильем, ни с рабочими местами», - сказал Шутько.

Он также отметил важность наличия у АМП своих собственных зданий в портах для служб капитанов порта.

«В порту Москальво мы арендуем помещение у стивидорной компании «Сахалиншельфсервис». Но нам бы очень не хотелось зависеть от хозяйствующих субъектов, так как у нас работа связана с проверками судов, выставлением замечаний, даже с задержаниями судов, если мы считаем, что судну небезопасно выходить из порта по каким-то причинам», - пояснил руководитель АМП.

«У коммерсанта задача - чтобы судно ходило и приносило деньги, наша задача - чтобы оно все это делало, но с соблюдением всех мер безопасности и законодательства», - добавил он.

В порту Невельска здание АМП было разрушено во время землетрясения в 2007 году, и сейчас администрация также арендует помещение для капитана порта.

«Потребуется большая сумма на строительство своих зданий в этих портах, но мы будем этим заниматься, так как не дело, что госструктура находится в арендуемых помещениях», - заключил руководитель АМП.

 

Доставка грузов в Крым с 5 октября будет осуществляться через Керченский порт

Новый маршрут доставки в Крым грузов автомобильным транспортом вводится с 5 октября. Из Новороссийского торгового порта на морских судах грузовики будут переправлять до порта Керчь.

Об этом сообщили в Единой транспортной дирекции (ЕТД).

Ранее доставка грузов осуществлялась до порта Феодосии. Изменения в работе грузовой паромной линии связаны с завершением курортного сезона. «Перевозку большегрузных автомобилей будут выполнять паромы «Новороссийск» и «Севастополь», которые будут совершать по одному рейсу в сутки. Каждый из них способен взять на борт до 85 машин, время в пути на расстояние 129 км или 80 морских миль составит 6-7 часов», - отметили в ЕТД.

Стоимость провоза грузового автомобиля стандартных габаритов - порядка 19,5 тысячи рублей.

 

Вьетнам намерен превратить бывшую морскую базу Камрань в гражданский порт

Вьетнам намерен превратить бывшую морскую базу Камрань в гражданский порт и приглашает все страны к участию в проекте.

Об этом, отвечая на вопрос корр. ТАСС, заявил в среду вице-премьер, министр иностранных дел СРВ Фам Бинь Минь, выступавший в Центре стратегических и международных  исследований в Вашингтоне.

«Мы развиваем Камрань как гражданский порт, и мы приветствуем поддержку и помощь в развитии порта», - отметил он, комментируя возможность возвращения туда кораблей ВМФ РФ. «Это не военный порт», - подчеркнул вице- премьер.

Говоря о внешней политике Вьетнама в целом, глава МИД заверил, что Ханой намерен развивать отношения со всеми государствами. «Если мы развиваем отношения с одной  страной, это не влияет на отношения с другими», - добавил он.

В Камрани на протяжении 23 лет располагался пункт материально-техническоого обеспечения Тихоокеанского флота (ТОФ), являвшийся крупнейшей базой российского ВМФ за рубежом. В мае 2002 года база перешла в полное ведение Вьетнама. В июне этого года корабли ТОФ РФ осуществили первый заход на базу Камрань после ее возвращения Ханою.

 

РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Траулеры, построенные на иноверфях и не прошедшие таможенное оформление, могут лишиться права вылова в водах РФ

Рыболовецкие суда, построенные или модернизированные на иностранных верфях и не прошедшие таможенное оформление, могут лишиться с 2019 года права вылова в российских водах.

Такое ограничение предлагает ввести Росрыболовство, надеющееся таким образом обновить рыболовецкий флот, сообщает «КоммерсантЪ».

По данным издания, до конца октября Росрыболовство планирует утвердить поправки в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

В свою очередь, эксперты убеждены, что от нововведения выиграет Объединенная строительная корпорация, которая может получить дополнительные заказы.

По информации Счетной палаты, в России зарегистрировано 121 так называемое незаходное судно (к таковым относятся те, которые не заходят в российские порты, поскольку не прошли таможенное оформление). Из этого числа только четыре судна заново построенные, остальные модернизированные. По расчетам Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), объем вылова «незаходными» судами достигает 350 тыс тонн в год.

В Росрыболовстве объясняют, что ограничение на вылов «незаходными» судами направлено, с одной стороны, на обновление рыбодобывающего флота, с другой - это должно способствовать привлечению судов в российские порты. При этом, добавляет замруководителя Росрыболовства Василий Соколов, в ведомстве рассматривается и более лояльная мера в отношении судов, не прошедших таможенное оформление после ремонта или модернизации на иностранных верфях, - увеличение до 100% ставки сбора за пользование водными биоресурсами (сейчас она составляет 15%).

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Государство направит 55 млрд рублей на поддержку РЖД в 2015 году

Размер господдержки для РЖД в 2015 году составит 55 млрд рублей,. Помимо 25 млрд рублей, предусмотренных ранее в рамках компенсации расходов при организации пассажирских перевозок, монополия получит еще 30 млрд рублей для недопущения убытков в 2015 году. При этом тарифы железнодорожной монополии в 2015 году вырастут на 10% вместо 7,5%, на которых ранее настаивало Минэкономразвития, сообщают «Ведомости».

Несмотря на то, что РЖД запрашивало 45 млрд рублей, чтобы избежать убытков в 2015 году, Минэкономразвития сочло, что уровень предоставленной господдержки будет достаточен для поддержания компании. По словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, РЖД придется проиндексировать зарплату на меньшую сумму, и кое-что изменить в бумажных расходах. По расчетам ведомства, РЖД получит дополнительный доход от инвестиций в Gefco, переоценки «Трансконтейнера» и «РЖД логистики», а также экономии за счет переноса части затрат на капитальный ремонт инфраструктуры в инвестпрограмму .

По мнению грузоотправителей, которые выступают против повышения тарифов на 10%, рост стоимости перевозок угрожает самой РЖД потерей грузов, которые будут уходить на автомобильный транспорт. Уже сейчас до 10% грузов в год переключаются на автотранспорт, отмечают они. Аналитики согласны с грузооправителями и указывают, что перевозки для РЖД могут стать убыточными, прежде всего, из-за ухода дорогих грузов таких как нефтепродукты, контейнеры и т. д.

 

ФАС оштрафовала РЖД на 1,8 млн рублей за отказ раскрыть информацию о своей работе

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла 18 штрафов в отношении ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) за нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности естественных монополий, сообщила пресс-служба ведомства.

В совокупности штрафы для РЖД составили 1,8 млн рублей, говорится в сообщении ФАС.

В ФАС напомнили, что 27 июня 2014 года вступил в силу новый приказ ФАС, обязывающий РЖД раскрывать информацию о скорости и продвижении маршрутных отправок грузов, об отставлении от движения (бросании) поездов с грузовыми вагонами, о состоянии парка локомотивов в грузовом движении, о состоянии вагонного парка и его структуре по собственникам вагонов, а также ряда других показателей эксплуатационной работы.

Как ранее сообщал ТАСС источник в РЖД, монополия считает эту информацию коммерческой и государственной тайной, которая не подлежит раскрытию.

 

Ж/д транспорт может потерять привлекательность для горно-металлургических грузов - эксперт

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), планируемые регуляторные решения в отрасли могут существенно повысить транспортную нагрузку на владельцев горно-металлургических грузов.

Потенциальный рост расходов грузоотправителей может составить в ближайшие годы свыше 30 млрд рублей.

На V ежегодной конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук выступил с докладом «Транспортная нагрузка при перевозке горно-металлургических грузов: состояние и перспективы». В рамках доклада эксперт представил подробный обзор по текущему состоянию железнодорожных перевозок горно-металлургических грузов: объемы, ценообразование, регуляторная среда, состояние рынка перевозок.

Эксперт отметил, что за прошедшие 10 лет доля горно-металлургических грузов в структуре железнодорожных перевозок не изменилась и составляет 18%. При этом происходит уход высокодоходных грузов с железнодорожного транспорта, в связи с чем доля низкодоходных (уголь, руда, строительные грузы) за прошедший период увеличилась с 53% до 57%.

Как указал эксперт, тарифные дисбалансы и наличие ряда несоответствий отдельных положений нормативной базы и технологий работы текущим реалиями отрасли ограничивают конкурентоспособность железнодорожного транспорта. В частности, на поясе дальности 1000-1199 км доходная ставка ОАО «РЖД» при перевозке черных металлов и руды различается в 2,5 раза, что приводит к уходу высоко стоимостных грузов с железной дороги на автотранспорт и внутренний водный транспорт.

Эксперт представил подробный расчет ИПЕМ по стоимости перевозки черных металлов на двух маршрутах: Магнитогорск – Ванино (7285 км) и Магнитогорск – Самара (873 км). Расчет показал, что на первом маршруте с учетом всех скидок и коэффициентов итоговый тариф значительно ниже базового (73,9% от базового или 111,3 тыс. руб. за вагон), на втором – выше (169,5% от базового или 45,6 тыс. руб. за вагон).

Владимир Савчук акцентировал внимание и на необходимости сокращения сроков доставки как важнейшем факторе повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и его клиентоориентированности, а также снижения совокупных транспортных издержек.

Эксперт также представил прогноз изменения расходов владельцев горно-металлургических грузов в 2015 году в связи с рядом обсуждаемых регуляторных решений. Так, по оценкам ИПЕМ, при индексации тарифа ОАО «РЖД» в 2015 года на 7,5% рост расходов грузоотправителей составит до 17 млрд рублей, при 10% индексации – до 23 млрд рублей. Также, согласно оценкам Института, отсутствие запрета продления срока службы грузовых вагонов сохранит расходы грузоотправителей без изменений в части вагонной составляющей, поэтапный запрет продления сроков службы мог бы повысить расходы грузовладельцев горно металлургических грузов, включая угольщиков, до 12 млрд рублей, а едино временный запрет – до 30 млрд рублей.

Владимир Савчук резюмировал, что транспортная нагрузка на владельцев горно-металлургических грузов будет возрастать. При этом переход на автомобильный транспорт не столько позволит снизить расходы, сколько улучшит логистику. Потенциально, снижению транспортных расходов будет способствовать использование внутреннего водного транспорта в логистических схемах, где это возможно.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ