Бюллетень новостей №45 (155) с 5 по 11 декабря 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №45 (155) с 5 по 11 декабря 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Рогозин поручил внести предложения по модернизации системы пунктов пропуска через границу РФ на СМП

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин раскритиковал степень оснащенности пунктов пропуска через российскую границу на Северном морском пути, и потребовал внести предложения о совершенствовании данной системы.

«Обсуждая перспективные направления развития портовой инфраструктуры в арктической зоне РФ, не стоит забывать о влиянии степени оснащенности пунктов пропуска через госграницу России и системы пропуска через нее на оперативность обработки грузовых потоков, – сказал он на совместном заседании госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ. – Определенная положительная динамика в этой области безусловно имеется, однако и, как у нас говорится, неиспользованные резервы пока сохраняются».

По словам замглавы кабмина, несмотря на то, что развитие пограничной инфраструктуры пунктов пропуска в арктической зоне отнесено к одному из приоритетов ФЦП «Государственная граница РФ до 2021 года», в ее рамках предусмотрены соответствующие мероприятия только в нескольких пунктах пропуска.

«В то же время, например, в Чукотском автономном округе для захода иностранных судов распоряжением правительства РФ открыты морские порты Анадырь, Беренговский, Провидения, Певек, Эгвекинот, – отметил Рогозин. – В морских портах Певек и Беренговский пункты пропуска через госграницу РФ не функционируют».

Он добавил, что суда заграничного плавания, следующие в эти морские порты, вынуждены оформлять пограничные и таможенные документы в морском порту Провидения, что препятствует свободному движению грузов. Рогозин также добавил, что обустройство морских пунктов пропуска Анадырь и Провидение не отвечают установленным требованиям.

«Таким образом, из пяти открытых морских портов удовлетворительно функционируют более менее только Эгвекинот», - подытожил вице-премьер.

Он подчеркнул, что такая ситуация является барьером на пути движения грузопотоков, тормозит работу участников внешнеэкономической деятельности.

«От этой ситуации страдает в первую очередь бизнес, а конкурентоспособность российской экономики на глазах падает», – подчеркнул зампред правительства. – Прошу проанализировать существующую систему пунктов пропуска через госграницу РФ, расположенных в арктической зоне России, и дать предложения по ее совершенствованию, а также по оптимизации системы государственного контроля в них».

 

И. о. руководителя Росморречфлота: Российские порты интересны инвесторам

Ежегодный рост перевалки грузов морских портов на уровне 3% связан с особой привлекательностью российских портов, их глубинами, очень удобной инфраструктурой и строительством новых терминалов, реализуемых как по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП), так и через финансирование из федерального бюджета.

Об этом заявил в интервью изданию «Гудок» и. о. руководителя Росморречфлота Сергей Горелик. Исходя из этого, от 2015 года он ожидает дальнейшего роста.

Помимо уверенности в росте объемов перевозок в российских портах за счет введения новых объектов, таких как порты Бронка, Тамань, Саббета, глава ведомства отмечает огромный потенциал по перевалке грузов из сопредельных государствах, в том числе и в глазах инвесторов. «Наша задача, – говорит он, – уменьшить объем грузов, переваливаемых в портах Балтики за пределами территории Российской Федерации, и сейчас порт Усть-Луга большую часть грузов принял на себя. Теперь осталось и южное направление». Тут отмечается возможность перевалки

Говоря о среднем возрасте российских судов, Сергей Горелик отметил важность программы по субсидированию предприятий, утилизирующих флот, прежде всего в секторе  пассажирского судоходства. Он уверен, что на первоначальном этапе без господдержки обновить устаревший парк пассажирских судов будет достаточно сложно. По его словам, в проекте бюджета такие расходы уже предусмотрены. « Я считаю, что это будет одним из толчков для существенного развития судостроения, обновления флота», – говорит он.

Среди других инструментов для финансирования обновления флота руководитель Росморречфлота обозначил предусмотренное постановлением правительства №372 субсидирование процентной ставки по лизингу при строительстве нового флота. По его словам, за последний год эти меры дали существенную поддержку по обновлению грузового российского флота. Ежегодно эта программа, которая будет продолжена, потребует от федерального бюджета порядка 700 млн – 1 млрд рублей.

Вариант поддержи отечественного судостроения в формате выдачи квот на вылов рыбы компаниям, которые заложат на российских верфях новые суда, Горелик назвал интересной идеей. «Это даст хороший толчок и по загрузкам предприятий, и по обновлению парка рыболовного флота, который, к сожалению, тоже уже близок к «пенсионному возрасту», заявил он.

Отвечая на вопрос об обновлении инфраструктуры в российских портах, Горелик отметил, что основная проблема сосредоточена в речных портах, где в отличие от морских портов, инфраструктура устарела. Он связал это с достаточно тяжелой ситуацией на внутренних водных путях. «Появятся гарантированные глубины, появятся гарантированные габариты – придет судовладелец и придет инвестор», – заявил он. По его мнению, то, что на данную проблему обратил внимание президент РФ, в том числе и через назначение Государственного совета по вопросам работы речного транспорта.

 

Эксперт: Масштабное освоение российского арктического шельфа нерентабельно, интересны лишь отдельные проекты

Масштабного освоения арктического шельфа в ближайшие годы не будет по двум причинам: в мире нет необходимых технологий и добытый газ некуда будет продать. Об этом заявил Юрий Ампилов, глава представительства компании PGS, выступая на конференции Нефтегазшельф-2015, которая прошла 8 декабря в Москве, передает ИА «Морвести.Ру».

«Когда я был студентом в 1978 году, нам говорили: пройдет 2-3 года начнется масштабная разработка месторождений шельфа. Сегодня мне уже 60 лет и своим студентам, лет пять назад я говорил те же самые слова: пройдет 2-3 года начнется масштабная разработка месторождений шельфа. Но два года назад, я от этих слов отказался», – сообщил эксперт.

«Для разработки большинства месторождений, лицензии на которые набрали Газпром и Роснефть, практически не существует технологий, как в России, так и во всем мире. Еще можно говорить о добыче в незамерзающем Баренцевом море, и возле самого побережья Карского, но море Лаптевых или Восточно-Сибирское практически недоступны на сегодняшнем уровне развития технологий», – привел доводы Юрий Ампилов.

«Но главный вопрос – для кого мы будем добывать этот газ? – подчеркнул представитель PGS. – Сбыт газа проблематичен. Сегодня в мире открывается очень большое количество месторождений. Хотя сегодня страны АТР покупают газ примерно в 1,5 раза дороже, чем Европа, но такая ситуация не надолго. Скоро туда устремятся огромные потоки газа из Австралии. В 2016 – 17 гг. там будут запущены мощные заводы СПГ. Наши заводы войдут в строй гораздо позже. Сахалинский – в 2021 г. Ямал СПГ к 2017 году тоже не заработает, скорее всего речь идет о сроках не ранее 2020 года. Австралия к тому времени выйдет на второе место после Катара. Также в АТР начнет поставки газа Канада, которая теряет рынок США, из-за развития там добычи сланцевого газа».

«Конечно, надо развивать технологии, но нужно браться за реальные задачи. Добыча в прибрежной части Сахалина рентабельна. Можно 2-3 месторождения найти на Карском шельфе, например, Крузенштернское месторождение. В этом случае можно наклонным бурением с берега доставать газ и рентабельное его добывать. Можно кое-что сделать с подводно-добычных комплексов в Баренцевом море, частично в Карском море. Но число подобных проектов сильно ограничено.

Поэтому говоря о масштабном освоении шельфа надо понимать, что масштабного освоения шельфа в ближайшие годы не будет по двум причинам: в мире нет необходимых технологий, во-вторых этот газ некуда будет продать. В мире наблюдается профицит углеводородного сырья, и пока нет перспектив, что наступит нефтегазовый голод. А себестоимость арктической нефти и газа очень велика, добыча будет рентабельной при цене примерно 250 долл за баррель, а не нынешних 40», – сказал Юрий Ампилов.

«Задача освоения шельфа есть, ее надо выполнять, но нужно разобраться с приоритетами. Наша государственная логика построена так: сейчас мы должны развивать нефтегазовые проекты, под это наращивать транспортную составляющую, Севморпуть, военное присутствие в Арктике и т.д. Я бы поменял эти факторы местами. В любом случае нужно осваивать Север, запускать Северный морской путь, создавать на его трассе инфраструктуру для мореплавания. И уже во вторую очередь говорить об освоении арктического шельфа, особенно в Восточной Арктике», – заключил эксперт.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Замглавы Минфина Моисеев Приватизация «Совкомфлота» состоится в 2016 г.

Приватизация «Совкомфлота» состоится в 2016 г., сообщил заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. «В 2016 г. мы продолжим продавать небанковские компании, но из голубых фишек как данность я вижу «Совкомфлот», – сказал Моисеев.

Приватизация «Совкомфлота» (100% акций на балансе Росимущества) готовится уже несколько лет, в прошлые годы ее откладывали из-за негативной ситуации на танкерном рынке. Как ранее сообщалось, глава Росимущества Ольга Дергунова в конце 2014 г. отмечала, что акции компании могут быть размещены на любой бирже, в том числе на Нью-Йоркской, но в качестве приоритета у Росимущества всегда Московская биржа. Совет директоров компании ранее утвердил решение о дополнительном выпуске акций в размере 14,29% от уставного капитала компании в рамках подготовки к приватизации. Предполагалось, что доходы бюджета от этой сделки должны составить около 12 млрд руб.

В октябре Дергунова оценивала готовность компании к приватизации как высокую. По ее словам, решение о времени сделки по продаже акций «Совкомфлота» будет приниматься в зависимости от экономической ситуации.

«Совкомфлот» – одна из крупнейших судоходных компаний мира и крупнейшая в РФ. Специализируется на перевозках углеводородов и поддержке работ на месторождениях, в том числе в сложных климатических условиях. Флот компании состоит из танкеров-газовозов, танкеров для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, танкеров-продуктовозов, ледокольных судов снабжения, исследовательских судов, балкеров, танкеров-химовозов. Чистая прибыль «Совкомфлота» по МСФО за 2014 г. составила 83,9 млн долларов. 100% компании принадлежит государству.

 

Минтранс: План по приватизации «Совкомфлота» сохраняется, но нужно дождаться покупателей

План по приватизации 25% судоходной компании «Совкомфлот» сохраняется, однако нужно дождаться потенциальных покупателей. Об этом сказал замминистра транспорта Виктор Олерский.

«Всегда логичнее продавать на хорошем рынке... но если не будет потенциального покупателя, то, наверное, можно и подождать», – сказал он.

Олерский добавил, что если бы было понимание, кто потенциально готов к приобретению компании, то речь шла бы о Нью-Йоркской фондовой бирже. Однако сейчас нет уверенности в интересе со стороны потенциальных покупателей.

«Сегодня, я так понимаю, что окончательная модель не сформирована», – добавил он.

Приватизация «Совкомфлота» (100% акций на балансе Росимущества) готовится уже несколько лет, в прошлые годы ее откладывали из-за негативной ситуации на танкерном рынке. Как ранее сообщалось, глава Росимущества Ольга Дергунова в конце 2014 г. отмечала, что акции компании могут быть размещены на любой бирже, в том числе на Нью-Йоркской, но в качестве приоритета у Росимущества всегда Московская биржа. Совет директоров компании ранее утвердил решение о дополнительном выпуске акций в размере 14,29% от уставного капитала компании в рамках подготовки к приватизации. Предполагалось, что доходы бюджета от этой сделки должны составить около 12 млрд руб.

В октябре Дергунова оценивала готовность компании к приватизации как высокую. По ее словам, решение о времени сделки по продаже акций «Совкомфлота» будет приниматься в зависимости от экономической ситуации.

 

Moody's изменило прогноз по рейтингу «Совкомфлота» на «стабильный» с «негативного»

Международное агентство Moody's изменило прогноз по рейтингу дефолта эмитента судоходной компании «Совкомфлот» на «стабильный» с «негативного».

Как говорится в сообщении агентства, прогноз по рейтингам был повышен в связи с изменением прогноза по государственным облигациям РФ на «стабильный».

Кроме того, агентство подтвердило рейтинги компании на уровне «Ba2».

Как ранее сообщалось, Moody's изменило прогноз по рейтингам 18 российских компаний на «стабильный» с «негативного». Это решение также было обусловлено изменением на «стабильный» прогноза государственных облигаций РФ.

Среди компаний, чей прогноз был пересмотрен – «Башнефть», «Вертолеты России», «Газпром», «Газпром нефть», «ГМК «Норильский никель», корпорация «Иркут», «Лукойл», «Мегафон», МТС, НЛМК, «Новатэк», РЖД, «Роснефть», Rosneft International Holdings Ltd, «Северсталь», «Сибур», «Фосагро» и ФПК.

 

МЭР: «Роснефть» вряд ли получит средства ФНБ на кластер «Звезда» в 2015 году

Нефтяная компания «Роснефть» вряд ли получит средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на кластер «Звезда» в 2015 году, заявил замминистра экономического развития РФ Николай Подгузов.

«Маловероятно, что «Звезда» получит средства ФНБ в этом году», – сказал он.

По словам Подгузова, сначала должен быть утвержден паспорт проекта, но пока этого не произошло, выделение каких-либо средств не предполагается. «Тем более, что там могут быть другие источники использованы», – добавил замминистра.

Отвечая на вопрос о вероятности выделения на данный проект средств ФНБ в 2016 году Подгузов сказал: «Не знаю».

Ранее Подгузов заявлял, что объем средств из ФНБ на проект «Звезда» составит около 20 млрд рублей. Судостроительный завод «Звезда» строится в городе Большой Камень Приморского края с 2009 года. Первоначально проект создавали и начали реализовывать ОСК и южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME, подразделение концерна Daewoo).

Впоследствии в 2012 году DSME вышел из проекта, а ОСК уступила пакет из 75% минус две акции Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), включающего верфь «Звезда» и ряд других судостроительных площадок, консорциуму «Современные технологии судостроения», созданному Газпромбанком и «Роснефтью».

В прошлом году стоимость строительства верфи оценивалась в 111,7 млрд рублей, пусковой очереди - в 60 млрд рублей.

Как ожидается, новая площадка начнет работу в 2018 году и приступит к производству морской техники и оборудования для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. В частности, танкеров водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозов емкостью до 250 тыс. куб м, судов ледового класса, специальных судов спусковым весом до 29 тыс. тонн, элементов морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа.

 

ФАС разрешила «Роснефтегазу» купить 89% мажоритария судоверфи «Звезда»

Федеральная антимонопольная служба разрешила «Роснефтегазу» (РНГ) приобрести 89,02% акций АО «Современные технологии судостроения» (СТС), говорится в сообщении ведомства.

Ходатайство РНГ подал 12 ноября. «Сделка не приведет к ограничению конкуренции», – считает ФАС.

Сейчас 100% акций СТС принадлежит структуре Газпромбанка - ООО «ГПБ-Промышленные инвестиции» и «дочке» «Роснефти» – АО «РН-Транс». Они владеют компанией на паритетных условиях. В свою очередь, «Современные технологии судостроения» владеют 75% акций ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС, Владивосток; остальные 25% – у ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОСК).

В 2015 году СТС приобрел у ОСК 75% ДЦСС, на базе которого планируется строительство комплекса «Звезда» под освоение шельфовых проектов. Предполагается, что здесь будут строиться суда и другое оборудование для обслуживания шельфа. Стоимость проекта – около 146 млрд рублей.

Изначально «Роснефть» планировала привлечь для этого проекта 89 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Однако президент РФ Владимир Путин дал поручение выделить 60 млрд рублей на строительство верфи из «Роснефтегаза».

 

Пекин согласовал слияние Cosco и China Shipping

Слияние Cosco и China Shipping согласовано Госсоветом КНР, сообщает Journal of Commerce со ссылкой на китайские СМИ. Объединенная компания будет называться China Cosco Shipping Group, ее штаб-квартира разместится в Шанхае.

По данным Wall Street Journal, наиболее вероятно, что China Ocean Shipping Co. (Cosco Group) и China Shipping Group Co объявят об объединении контейнерного бизнеса. В результате этого слияния будет создан перевозчик, который займет 4 место в рейтинге крупнейших контейнерных линий.

Индустрия морских контейнерных перевозок находится в затяжном кризисе, который характеризуется избытком мощностей, с одной стороны, и снижением спроса, с другой. Эксперты WSJ оценивают избыточные мощности в 30%: от такого дисбаланса на рынке страдают даже крупнейшие операторы. На фоне убытков у многих крупных операторов отрасль уже давно находится в ожидании начала масштабной консолидации.

Ранее на этой неделе была анонсирована сделка стоимостью 2,4 млрд долларов по слиянию французской CMA CGM с сингапурской NOL. Согласно заявлению компаний, в случае одобрения сделки регуляторами, будет создана компания с выручкой 22 млрд долларов США, флотом из 563 судов совокупной вместимостью 2,399 млн TEU, и долей рынка порядка 11,5%.

Торги акциями семи компаний, входящих в холдинги Cosco и China Shipping, были приостановлены 10 августа на период переговоров по слиянию активов. Затянувшиеся переговоры аналитики связывают со сложной структурой холдингов и большим числом пересекающихся активов.

Китай также форсирует объединение China Merchants Energy Shipping Co. и Sinotrans & CSC Holdings Co.

 

СУДОХОДСТВО

Рогозин: У России есть все возможности, чтобы сделать Севморпуть круглогодичным и всесезонным

Вице-премьер России Дмитрий Рогозин убежден, что страна обладает всеми возможностями для того, чтобы сделать Северный морской путь (Севморпуть, СМП) круглогодичным и всесезонным.

«Я считаю, что огромные перспективы и огромные конкурентные преимущества у России именно через Севморпуть, - заявил он на пленарном заседании международного форума «Арктика: настоящее и будущее», - Нам важно, чтобы у нас те структуры и органы, которые отвечают за СМП, и наша администрация Севморпути были не просто констатирующими факт некими органами правления, но они должны быть генераторами идей, они должны вырабатывать предложения по созданию тех технологий, которые позволят Севморпуть сделать круглогодичным и всесезонным».

«У нас для этого есть все технологические возможности», – подытожил замглавы правительства.

По словам Рогозина, амбициозные освоенческие задачи являются приоритетом для РФ наравне с обеспечением мобильности и транспортной доступности. Он отметил, что в модели развития СМП будут увязаны все виды транспортного сообщения: воздушный, речной, железнодорожный и т.д.

Вице-премьер напомнил, что президент в своем Послании Федеральному Собранию подчеркнул важность конкурентоспособности СМП, который должен стать связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. «Это в два раза более короткий, более доступный и безопасный путь. Там нет никаких сомалийских пиратов, в Арктике», – заметил Рогозин.

Он также обратил внимание на создание собственного ледокольного флота, который даст огромные перспективы для проводки судов по Севморпути.

Дмитрий Рогозин добавил, что Россия пригласила КНР участвовать в подвозе грузов к Северному морскому пути (СМП).

«Этим заинтересовались и наши китайские партнеры. Мы не исключаем, что может быть совмещение интересов в развитии Шелкового экономического пути. Мы им предложили участвовать в такого рода проектах создания железных дорог для подвоза грузов к портам СМП, – сказал вице-премьер. – Фактически, теперь можно говорить о том, что это будет не просто экономический Шелковый путь, а «прохладный», «холодный» Шелковый путь».

Рогозин высказал надежду, что скоро он наполнится конкретным содержанием.

 

Новые правила безопасности для судов вызвали протесты по всему миру

Ритейлеры, производители и фермеры по всему миру выступают с протестами против новых правил безопасности для судов, считая, что они увеличат транспортные расходы и станут причиной задержек в портах, пишет The Wall Street Journal.

С июля следующего года в 171 стране начнут действовать правила Международной морской организации (IMO), которые требуют от экспортеров подтверждать вес контейнеров перед их загрузкой на корабли. Перевозчики заявляют, что точное взвешивание необходимо, поскольку перегруженность контейнеровозов зачастую наносит ущерб грузам и даже может привести к опрокидыванию судна.

В то же время грузоотправители во многих государствах говорят, что не имеют достаточного оборудования для взвешивания такого большого количества контейнеров. Некоторые заявили также, что узнали о новых правилах только недавно и по-прежнему не знакомы с деталями.

Около 60% грузоотправителей, перевозчиков и других вовлеченных в мировую торговлю сторон не верят в том, что отрасль успеет подготовиться к новым правилам к июлю, свидетельствуют результаты опроса Inttra Inc.

В последние годы перевозчики выпустили на линии крупные суда, которые могут перевозить до 20 тыс. контейнеров, что снижает транспортные расходы, но повышает потенциальные затраты в случае происшествий. При этом компании раздражают даже малейшие задержки в отправке грузов, поскольку они находятся под давлением из-за необходимости быстрейшей доставки товаров до потребителей и бизнеса, отмечает WSJ.

Исполнительный директор американской Agriculture Transportation Coalition (AGTC) Питер Фридман отмечает, что такая продукция, как хлопок и древесина, может тяжелеть под воздействием окружающей среды (увеличения влажности). Он сказал, что AGTC попросит у портовых служб допускать колебания в весе на 6-7%.

По оценке Всемирного совета судоходства (World Shipping Council), в среднем около 1,7 тыс. контейнеров ежегодно терялось в океане в 2008-2013 годах. При этом объем перевозок морем превышает 120 млн контейнеров в год.

 

Емкость простаивающего контейнерного флота приближается к рекорду

Емкость простаивающего контейнерного флота в сегменте судов вместимостью свыше 500 TEU продолжает расти и может достичь рекордных показателей уже к концу года.

Об этом сообщает Journal of Commerce со ссылкой на отраслевое аналитическое агентство Alphaliner.

Согласно опубликованным данным, по состоянию на конец ноября простаивали 329 судов совокупной емкостью 1.4 млн TEU, что составляет 7% от совокупной вместимости глобального контейнерного флота. Объем невостребованного тоннажа за 2 недели вырос с 306 судов вместимостью 1,24 млн TEU.

За последний месяц емкость простаивающего без работы флота выросла на 400 тыс. TEU, и по прогнозам, к концу месяца побьет анти-рекорд декабря 2009 года, превысив отметку 1,5 млн TEU.

Единственным исключением стал некоторый рост занятости в сегменте судов вместимостью от 1 тыс.-2 тыс. TEU. Самый резкий рост «безработицы» зафиксирован в сегменте контейнеровозов вместимостью от 3 тыс. до 5 тыс. TEU.

81% от простаивающих судов приходятся на не оперирующих судовладельцев, при этом, им принадлежат лишь 8 из 51 судна в сегменте более 7.5 тыс. TEU.

Alphaliner отмечает резкий рост темпов утилизации судов, даже в условиях снижение цен на металлолом. Тем не менее, перспективы рынка продолжают ухудшаться. Предстоящий рождественский сезон еще более усугубит текущую неблагоприятную ситуацию, которую определяет снижение спроса на перевозки и продолжающийся ввод в эксплуатацию новых мега-контейнеровозов.

 

Ограничения для судоходной отрасли не включены в проект соглашения по итогам климатического саммита в Париже

Транспортная отрасль не упоминается в последней версии текста соглашения, которое должно быть заключено по итогам Парижского климатического форума (СОР 21).

Поводы для беспокойства у грузовладельцев и перевозчиков, по-прежнему, есть. Проект документа, опубликованный в среду, не является окончательным, и в текст еще вполне могут вернуться положения, требующие ограничения эмиссии парниковых газов судоходной и авиационной отраслью. Эти положения, предложенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), были включены в более раннюю версию соглашения, опубликованную в субботу.

По данным ОЭСР за 2012 год, выбросы парниковых газов от судоходной отрасли составили 800 млн тонн, т.е. 2,2% от общего объема. Объемы вредных выбросов от судов удвоились в период с 1990 года, и по прогнозам ОЭСР, вырастут еще на 50-250% в ближайшие 35 лет.

Задачей конференции СОР 21 является разработка практического плана действий по снижению выбросов парникового газа и замедлению повышения температуры на Земле. Соглашение, которое должно быть заключено по итогам саммита, призвано не допустить роста средней температуры Земли более, чем на два градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой (1880 год).

 

По факту выброса на мель танкер «Надежда» заведено третье уголовное дело

Еще одно уголовное дело возбуждено по факту выброса на мель в акватории Невельска танкера «Надежда». В этот раз дело заведено по статье «транспортировка химических веществ с нарушением установленных правил, повлекшее загрязнение окружающей среды».

Ранее сообщалось, что в второго декабря ДВСУТ возбудило уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта».

«По материалам проверки Сахалинского транспортного прокурора установлено, что судно «Надежда» является однобортным с дедвейтом 1 тыс. 139 тонн и не предназначено для перевозки нефти тяжелых сортов, каковым является мазут», – говорится в сообщении.

Кроме того, уголовное дело было заведено в отношении «неустановленного лица, нарушившего правила транспортировки опасных грузов («нефтепродуктов»), разлив которых повлек загрязнение окружающей среды».

По данным пресс-службы, на борту танкера находилось около 200 тонн мазута и 550 тонн судового топлива. «В результате разлива топлива была загрязнена значительная часть акватории морского порта Невельск и Татарского пролива Японского моря. Муниципальному образованию «Невельский городской округ» причинен крупный ущерб», – отмечает пресс-служба.

Она также уточняет, что собственником «Надежды» является ООО «Росторг», эксплуатация танкера осуществлялась ООО «ДВ-Акватория» на основании договора фрахтования. Загрузка судна нефтепродуктами осуществлялась в порту Ванино Хабаровского края. Получателем груза являлось АО «Невельский торговый порт».

В настоящее время по уголовным делам осуществляется предварительное расследование.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Крымская верфь «Залив» нагоняет график после блэкаута и закладывает спасательное судно

Керченский судостроительный завод «Залив» вернулся к работе после простоя из-за энергодефицита и закладывает сегодня спасательное судно. Об этом сообщила руководитель пресс-службы предприятия Марина Романика.

«Стараемся организовать работу в две смены, потому что этот временной промежуток, который мы простаивали, нужно нагонять», - сказала она.

Предприятие простаивало с 22 ноября по 4 декабря. «Сейчас работают все цеха, предприятие получает электроэнергию в необходимом количестве», – уточнила Романика.

Сегодня на предприятии заложат второе поисково-спасательное судно проекта А-163. Заказчика на предприятии назвать отказались, но уточнили, что оно «будет использоваться внутри государства». Не раскрывается и стоимость проекта.

«Первое было заложено в июле в ходе визита на предприятие вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина. Что касается сроков исполнения данного заказа, то не смогу, к сожалению, четко сориентировать. Конечно, не меньше года», – пояснила собеседница агентства.

Суда проекта А-163 предназначены для поисково-спасательных операций, снятия судов с мели и рифов, борьбы с загрязнениями акватории, в том числе нефтью. Длина судна составит более 67 метров, ширина – 15 метров.

Как сообщил ТАСС министр промышленной политики и торговли Крыма Андрей Скрынник, коллектив предприятия с пониманием относится к ситуации, когда надо нагонять упущенное, и работает по утвержденному графику. «Завтрашняя закладка подтверждает, что ни конкретному предприятию, ни всему промышленному комплексу того ущерба, на который, очевидно, рассчитывали организаторы энергоблокады, не нанесено», – подчеркнул он.

Скрынник также заверил, что завод сможет сдать в срок все заказы. Всего сейчас специалисты «Залива» работают над шестью проектами, включая второе судно А-163.

«Контракт на судно непростой, безусловно. Есть определенные технологические сложности, которые в рабочем порядке будут  решены», - добавил он.

Судостроительный завод «Залив» введен в 1938 году и является одним из крупнейших предприятий Крыма. Завод специализируется на коммерческом судостроении, строительстве судов для нефтегазового сектора, изготовлении оффшорных конструкций и продукции судового машиностроения. По данным пресс-службы, даже в советские годы «Залив» был загружен всего на 80%. «Сейчас этот показатель еще меньше», – уточнила Романика.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Грузооборот морских портов России за январь-ноябрь вырос на 3% до 608,9 млн тонн

Грузооборот морских портов России за январь-ноябрь 2015 года увеличился на 3% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составил 608,9 млн тонн. Об этом сообщает Ассоциация морских торговых портов (АСОП).

Объем перевалки наливных грузов составил 332,9 млн т (+4,6%), в том числе: сырой нефти – 185 млн т (+6,5%), нефтепродуктов – 133,1 млн т (+2,4%) и сжиженного газа – 11,7 млн т (+5,1%).

Объем перевалки сухогрузов составил 276 млн т (+1,1%), в том числе: угля – 112,1 млн т (+4,2%), зерна – 27,8 млн т (+1,9%), черных металлов – 24,4 млн т (+13,9%), грузов на паромах – 14,7 млн т (рост в 1,5 раза), минеральных удобрений – 14,5 млн т (+6,7%), руды – 6,2 млн т (+7,7%) лесных грузов – 4,8 млн т (+10,2%) и цветных металлов – 3,3 млн т (+12,4%).

Объем перевалки грузов в контейнерах сократился до 36,6 млн т (-15,2%), металлолома – 3,8 млн т (-12,6%) и рефгрузов – 2,8 млн т (-14,4%).

Экспортных грузов перегружено 488,1 млн т (+ 5,5%), импортных грузов – 30,4 млн т (-24,4%), транзитных – 43,9 млн т (+0,5%), каботажных – 46,5 млн т (+3,8%).

В сообщении АСОП указывается, что операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 32,5 млн т грузов, что на 0,3% меньше грузооборота 11 месяцев 2014 г. Объем перевалки сухогрузов уменьшился до 22,8 млн т (-3,2%), а наливных грузов увеличился до 9,7 млн т (+7,5%).

В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 210,7 млн т (+1,9%), из них объем сухогрузов составил 80 млн т (-3,1%), наливных – 130,8 млн т (+5,3%).

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 203,7 млн т (+4,4%), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 80,9 млн т (+9,2%), наливных – до 122,8 млн т (+1,5%).

В морских портах Каспийского бассейна было перегружено 6,2 млн т грузов (-14,4%), из них сухогрузов – 2,8 млн т (-10,2%), наливных – 3,4 млн т (-17,7%).

В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 155,9 млн т (+4,1%), их них сухогрузов – 89,5 млн т (-0,3%), наливных грузов – 66,4 млн т (+10,7%).

 

Контейнерооборот портов России по итогам января-ноября 2015 года сократился на 26,1% до 3,6 млн TEU

Контейнероборот портов России по итогам января-ноября 2015 года сократился на 26,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года с 4,87 до 3,59 млн TEU, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ.

Темпы падения контейнерооборота РФ в отчетном периоде остаются стабильными и находятся на уровне января-октября текущего года (-26,1%). По сравнению с январем-сентябрем текущего года и I полугодием темпы падения незначительно увеличились с 26%, однако не достигли максимального показателя - 26,6%, который был зафиксирован в январе-июле текущего года.

За отчетный период экспорт контейнеров сократился на 28,7% до 1,5 млн TEU, импорт - на 29,8% до 1,49 млн TEU, транзит - на 33,1% до 62,54 тыс. TEU. Каботаж остался на уровне аналогичного периода прошлого года – 536,84 тыс. TEU (-0,5%).

Снижение контейнерооборота отмечено во всех бассейнах РФ, кроме Арктического, порты которого нарастили перевалку контейнеров на 7,9% относительно аналогичного периода 2014 года до 125,17 тыс. TEU (каботаж увеличился на 16,6% до 117,94 тыс. TEU). Порты Балтийского бассейна сократили перевалку контейнеров на 30,2% до 1,82 млн TEU, Дальневосточного – на 24,3% до 1,11 млн TEU, Азово- Черноморского – на 20,2% до 542,13 тыс. TEU, Каспийского – на 14,5% до 2,57 тыс. TEU.

Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составляет 50,5%, Дальневосточного – 30,9% от общего контейнерооборота РФ.

По итогам 2014 года контейнерооборот портов России составил 5,28 млн. TEU: экспорт – 2,3 млн TEU, импорт – 2,29 млн TEU, транзит – 100,5 тыс. TEU, каботаж – 586 тыс. TEU.

 

Минтранс: Строительство порта Зарубино в Приморском крае потребует госинвестиций

Строительство порта Зарубино в Приморском крае может потребовать государственных инвестиций. Об этом сказал журналистам замминистра транспорта Виктор Олерский.

По его словам, основной инвестор по проекту - группа «Сумма» братьев Магомедовых ведет переговоры с мировым оператором DP World о вхождении иностранной компании в проект.

«Зарубино их (DP World) интересует безусловно. Они работают с «Суммой», насколько я знаю», - сказал Олерский.

«Как мне говорят у них движение идет, не так быстро как хотелось, потому что без поддержки федерального бюджета, честно говоря, не обойтись», – добавил он.

О намерении построить порт Зарубино в бухте Троица в Хасанском районе Приморского края «Сумма» объявила в 2013 году. Проектная мощность будущего порта – 60 млн т в год. В состав порта войдут зерновой, контейнерный терминалы, а также терминал генеральных грузов. При этом до 60% грузооборота будет приходиться на транзитные грузы из северных и южных провинций Китая.

 

Новый порт в Архангельске решит проблему портовых мощностей

Создание нового морского глубоководного порта в Архангельске с возможностью круглогодичного захода крупнотоннажных судов позволит решить проблему дефицита портовых мощностей, откроет альтернативный маршрут движения экспортно-импортных грузопотоков сообщил на форуме «Арктика: настоящее и будущее» губернатор области Игорь Орлов.

«Грузооборот морских портов России возрастает, в том числе в Арктическом бассейне; прогнозируется дефицит портовых мощностей. Комплексное решение этой проблемы мы видим в создании нового морского глубоководного порта в Архангельске с возможностью круглогодичного захода крупнотоннажных судов дедвейтом до 75-100 тысяч тонн», – сказал Орлов.

Глава региона пояснил, что порт планируется построить в 55 километрах севернее Архангельска в районе острова Мудьюгский. Проект предусматривает строительство специализированных комплексов по перевалке нефтеналивных грузов, минеральных удобрений, контейнерных, строительных, лесных и генеральных грузов, угля и кокса. При выходе на полную мощность грузооборот порта может составить до 45 миллионов тонн в год (15-25 миллионов тонн для первой очереди строительства).

 «Строительство глубоководного морского порта в Архангельске будет способствовать продвижению интересов Российской Федерации в Арктической зоне, повышению стратегической безопасности страны. Глубоководный порт станет одним из ключевых элементов инфраструктуры Северного морского пути и откроет альтернативный маршрут движения экспортных и импортных грузопотоков», – подчеркнул Орлов.

По его словам, реализация проекта обеспечит независимый выход крупнотоннажных судов в Мировой океан. Новый маршрут позволит сократить расстояние перевозки грузов морским транспортом между Европой и Азией и даст существенную экономию на стоимости фрахта судна, что повысит коммерческую эффективность перевозок по Северному морскому пути, удешевит освоение и обслуживание нефтегазовых месторождений, позволит создать новую опорную инфраструктуру и сервисные базы вдоль побережья, даст импульс отечественному гражданскому судостроению и сервисной отрасли.

Орлов сказал, что создание глубоководного морского порта «Архангельск» самым тесным образом связано с проектом строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» («Белое море – Коми – Урал»), который предполагает прокладку 712 километров новых участков полотна и модернизацию 449 километров железной дороги на направлении «Архангельск – Сыктывкар – Пермь». Инициаторами проекта выступают Архангельская область, Республика Коми, Мурманская область и Пермский край. Строительство «Белкомура» активно поддерживают Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Кировская и Свердловская области, Республика Карелия.

Губернатор области добавил, что комплексная реализация обоих проектов на 500-1000 километров сократит железнодорожное плечо для грузов, следующих с Урала и из Сибири, и даст импульс развитию мультимодальных перевозок. «Белкомур» и глубоководный порт «Архангельск» позволят ввести во внешнеторговый оборот очень большие объемы новых грузов и существенно нарастить транзитный грузопоток через Арктический бассейн.

«Этот проект представляет интерес как для российских промышленных компаний, так и для китайских партнеров, и может коренным образом изменить социально-экономическую ситуацию в ряде северных территорий России. Реализация проекта «Белкомур» станет основой для развития территорий, создания дорог, новых транзитов перевалки грузов, строительства новых автомобильных дорог, развития энергетики и местной инфраструктуры, появления новых налогоплательщиков», – сказал Орлов.

Параллельно со строительством железной дороги будет создано порядка 40 инфраструктурных проектов и до 28 тысяч рабочих мест, в том числе в ранее труднодоступных территориях, расширится освоение лесных ресурсов и разработка месторождений полезных ископаемых.

 

РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Росрыболовство предложило распределять с 2019 года 5% квот для поддержки рыбопереработки

Росрыболовство подготовило предложения по распределению квот на вылов рыбы с 2019 года. Предлагается зарезервировать 20% квот на инвестиционные цели. Об этом заявил глава ведомства Илья Шестаков.

«Планируется зарезервировать 20% квот от общего объема допустимого улова. Из них 15% предполагается направить на субсидирование строительства судов на российских верфях и до 5% - на стимулирование строительства береговых рыбоперерабатывающих предприятий», – пояснил он.

При этом, если возникнет ситуация невостребованности всей квоты на переработку, то неиспользованные объемы будут перераспределены на поддержку судостроения, подчеркнул Шестаков.

«Объем выделяемой квоты в каждом конкретном случае будет зависеть от типа, мощности и размера судна, наличия перерабатывающего оборудования. При этом предполагается, что размер квоты обеспечит лишь часть загрузки судна, выступая стимулирующей мерой», – добавил глава Росрыболовства.

Поддерживать строительство крупно- и среднетоннажных судов планируется за счет предоставления квоты для осуществления рыболовства пропорционально во всех зонах промысла на Дальнем Востоке, а также в Баренцевом море. Квота для поддержки строительства малотоннажных судов будет выделяться только в зонах, где суда могут работать в соответствии с требованиями безопасности, отметил Шестаков.

«Степень локализации при строительстве судов и график повышения ее уровня на среднесрочную перспективу будут  согласованы с Минпромторгом. Выделение квот на строительство перерабатывающих предприятий будет осуществляться на основе методики оценки проектов. При этом планируется, что к приоритетным для господдержки объектам будут относиться проекты высокотехнологичных и социально значимых перерабатывающих предприятий», – сказал глава ведомства.

Как ранее сообщалось, президент РФ Владимир Путин поручил правительству предусмотреть в изменениях в законодательство выделение до 20% квот добычи водных биоресурсов на инвестиционные цели, такие, как закупка  новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и строительство объектов переработки водных биологических ресурсов.

Срок исполнения этого и других поручений президента по итогам Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса - до 15 февраля 2016 года.

Как заявлял 19 октября на заседании президиума Госсовета глава Росрыболовства Илья Шестаков, выделение «квот господдержки» («квот под киль») позволит значительно обновить российский рыбопромышленных флот и построить в течение пяти-десяти лет около 85 новых судов, в том числе около 35 крупных и среднетоннажных и около 50 малотоннажных. Для этих целей можно было бы выделить до 20% от общего объема квот, отмечал глава Росрыболовства.

«Квоты господдержки» подразумевают выделение дополнительных квот на вылов рыбы тем компаниям, которые строят собственный рыбопромысловый флот.

 

Импорт рыбной продукции РФ после введения санкций сократился в два раза

После введения санкций импорт рыбной продукции в Россию сократился в два раза - сейчас он составляет менее 500 тысяч тонн в год. Об этом сообщил руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.

«До введения санкций импорт составлял порядка миллиона тонн, сейчас – менее 500 тысяч тонн, импорт сократился в два раза. Судя по наличию отечественной рыбопродукции на прилавках, мы видим, что до этого было примерно 50 на 50 процентов отечественной и импортной, а сейчас это примерно 65 на 35 процентов. Процесс идет, действительно какие-то виды водных биологических ресурсов по прежнему импортируются, но в этом нет ничего страшного – мы должны представлять ассортиментный ряд, чтобы потребитель выбирал сам», – сказал Шестаков.

Руководитель Федерального агентства по рыболовству также отметил, что ранее в РФ импортировали в основном ту продукцию, которую в стране не производили, в том числе – семгу и атлантический лосось.

«Сейчас происходит процесс импортозамещения. Наш дальневосточный лосось более полезный, выращен не на искусственных кормах. Сейчас он действительно приходит на российский рынок – практически полностью все объемы лосося, которые добываются на Дальнем Востоке реализуются на российском рынке – и здесь именно процесс импортозамещения», – пояснил Шестаков.

По его словам, на данный момент для бизнеса в России созданы условия для развития рыбоводства и производства рыбной продукции.

«Оказывается поддержка, есть субсидирование. Мы ждем заявок и проектов от регионов. В этом году мы профинансировали все заявки – от регионов их поступило только 7-8, в том числе от Новосибирской области. В следующем году эти меры также будут реализованы. В 2015 году отбор заявок происходил уже в конце лета и начале осени, когда были сформированы региональные бюджеты. Думаю, только в этом была причина малого количества заявок, мы надеемся, что в 2016 году будет больше регионов», – резюмировал глава Росрыболовства.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Путин поручил запретить эксплуатацию с 2016 г. универсальных вагонов с продленным сроком службы

Президент РФ Владимир Путин дал поручение о запрете с 2016 года эксплуатации универсальных железнодорожных вагонов с продленным сроком службы, заявил заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович.

«Президент дал поручение принять решение о недопущении на железнодорожные пути общего пользования вагонов, у которых истек срок службы, универсальных вагонов - прежде всего, в том числе тех, срок службы которых продлевается с использованием имеющихся механизмов. То есть эксплуатация таких вагонов, даже если она продлена, не будет возможна», – сказал Дворкович.

Он добавил, что в правительстве сейчас идет обсуждение вопроса о том, эксплуатация каких еще видов вагонов будет запрещена, а какие останутся в эксплуатации, в связи с тем, что производство ряда вагонов еще не налажено на территории Российской Федерации.

 

Запрет продления срока службы грузовых вагонов чреват дефицитом парка

Запрет эксплуатации грузовых вагонов с продленным сроком службы чреват дефицитом парка и негативными последствиями для экономики. Такое мнение высказал владелец Первой грузовой компании (ПГК) Владимир Лисин.

Говоря о последствиях возможного запрета продления, он отметил: «Это будет плохо, то, что компания в этой ситуации будет терять вагоны - это само собой, а то, что экономика будет тебя терять - это уже более интересно». «Во-первых, сначала дефицит вагонов возникнет, потом возникнет повышение цены на вагоны, раз - дефицит, а потом кто-то должен будет платить за новые вагоны», - пояснил Лисин.

Отвечая на вопрос, планирует ли ПГК обращаться по этому вопросу в правительство, он сказал: «Обязательно выскажем позицию».

По словам Лисина, с момента покупки ПГК в 2011 г. объем инвестиций в компанию достиг порядка 60 млрд руб.

Ранее вице-премьер РФ Аркадий Дворкович высказал мнение, что считает реалистичным запрет эксплуатации вагонов с продленным сроком службы с 1 января 2016 г.

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров говорил, что считает целесообразным введение полного запрета на продление сроков эксплуатации грузовых вагонов. Он указывал, что в условиях переизбытка парка на сети это создаст возможность для увеличения спроса на новые вагоны и загрузки вагоностроительных мощностей.

По данным «Уралвагонзавода», за 9 месяцев 2015 г.  российские вагоностроители суммарно выпустили 18,5 тыс. грузовых вагонов, что на 58% ниже, чем за аналогичный период годом ранее. По итогам этого года УВЗ ожидает, что суммарно в России будет изготовлено 25-26 тыс. грузовых вагонов, тогда как мощности вагоностроительных предприятий составляют около 90 тыс. грузовых вагонов.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ