Два капитана Пудовкиных

Морская семья
Два капитана Пудовкиных

Геннадий Воронин, зам. начальника Центра патриотического воспитания МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Александр Герасимович, отец

Александр Герасимович Пудовкин родился в Николаевске-на-Амуре в 1900 году. 16-летним юношей приехал во Владивосток поступать в знаменитое училище дальнего плавания. В море Саша впервые пошел в 17-м году в должности своекоштного матроса парохода «Колыма», диплом штурмана дальнего плавания получил через два года. И начались морские дороги будущего капитана: 1923-1925 годы – пароход «Индигирка», штурманский ученик, затем 3-й помощник; 1926 год – «Томск», потом «Ставрополь», «Роза Люксембург»... В 1927 году молодой штурман женился. Его избранницей стала 19-летняя Мария, только что окончившая гимназию. А через год появился на свет сын Юрий.

Фото 1. 1916 год. А.Г. Пудовкин - курсант Владивостокского училища дальнего плавания

Пудовкин-старший диплом на звание капитана дальнего плавания получил в июне 1929 года. К тому времени он уже избороздил все дальневосточные моря. В 1930 году в США было решено приобрести подержанные суда типа «Лейка». Тогда-то, выехав на приемку парохода под названием «Бурят», старпом Пудовкин совершил кругосветное путешествие. Сначала до Москвы поездом, а потом на судах по маршруту Лондон – Саутгемптон – Нью-Йорк – Бостон – Гавайи – Япония – Владивосток.

Фото 2. 1926 год. А.Г. Пудовкин – 2 й помошник капитана парохода «Ставрополь»

Фото 3. 1923 год. В кают-компании парохода «Ставрополь»

Конечно, жизнь безоблачной не была. 1931 год для Александра Герасимовича стал памятным первой (и единственной в его капитанской карьере) аварией. Вот как об этом сообщала газета «Красное знамя»: «28 февраля пароход «Приморье» сел на мель около Красного мыса. Авария произошла ранним утром. Возвратившийся из Иокогамы п/х «Товарищ Красин» был предупрежден телеграммой о бедствии «Приморья». «Красин» подошел к Красному мысу с намерением снять «Приморье» с мели, но все попытки... закончились неудачей. 1 марта на помощь «Приморью» из Владивостока вышел «Добрыня Никитич». Некоторое время Пудовкин-старший даже провел в тюрьме на Партизанском проспекте Владивостока, но потом был оправдан.

В 1936 году – новое место работы: трест «Дальморзверпром». В этом году Александр Герасимович стал известен в масштабе СССР – по крайней мере, о нем неоднократно писала газета «Правда». Необходимо было перегнать Северным морским путем зверобойные деревянные суда «Капитан Поспелов» и «Капитан Воронин» – по 135 тонн грузоподъемности, с парусами и двигателями в 200 сил каждое. Командовать «Капитаном Ворониным» было поручено капитану Пудовкину.

В семейном альбоме сохранились пожелтевшие от времени вырезки из «Правды». Вот информация от 26 июля 1936 года: «Поздно ночью, при свете незаходящего солнца, вышли из Мурманска в сквозной полярный рейс Мурманск – Владивосток зверобойные шхуны «Капитан Воронин» и «Капитан Поспелов». И сообщение от 3 октября 1936 года: «Сегодня утром в Петропавловск прибыла зверобойная шхуна «Капитан Поспелов», пришедшая из Архангельска. Вечером ожидается прибытие в порт второй шхуны – «Капитан Воронин». Это первые суда, прошедшие в навигацию текущего года Северным морским путем».

Между двумя заметками уместился небывалый по срокам и полный реальных опасностей рейс сквозь арктические льды. Но и путь до Владивостока тоже оказался нелегким. В Охотском море шхуна «Капитан Воронин» попала в сильный шторм и пришлось даже выбросить за борт часть палубного груза, чтобы спасти судно. Во Владивосток Пудовкин прибыл лишь 25 октября. Знаменитый полярный исследователь В. Визе потом напишет:

«В 1936 году весь Северный морской путь прошли небольшие моторно-парусные боты «Капитан Поспелов» (Г.П. Фонарев) и «Капитан Воронин» (А.Г. Пудовкин). Суда последнего типа прошли по всей трассе в одну навигацию впервые... Эти небольшие зверобойные боты вписали славную страницу в историю советского мореплавания». Жена А. Пудовкина, переживая за мужа, шедшего в столь непростом и опасном рейсе, вышила карту СССР и красной нитью на ней весь этот легендарный путь. В настоящее время вышитая карта хранится в фондах краевого музея им. В. Арсеньева.

А жизнь между тем шла год за годом, продолжалась и капитанская карьера Пудовкина-старшего. В 1939-1940 годах Александр Герасимович трудился в Астрахани капитаном судна «Дагестанец». Там же, на Каспии, отработал все военные годы, потом был морским инспектором, главным капитаном флота. В 1947 году Александра Герасимовича пригласили в Литовскую ССР, где он помогал восстанавливать рыбную промышленность. Умер Пудовкин-старший в 1979 году в Клайпеде, там и похоронен. Далеко от родных дальневосточных берегов...

Юрий Александрович, сын

В свой первый настоящий рейс Пудовкин-младший сходил с отцом на РТ «Палтус» в 1933 году. Было тогда Юре 5 лет... Потом бывал в море в 1935 году на «Тобольске», в 1938-м – на «Тунце». Так что со всей спецификой морской жизни Юра познакомился более чем рано. Сейчас он говорит: «Я еще в детстве решил, что обязательно стану капитаном – как отец. И все, что нужно, я для этого делал».

В 1947 году окончил школу в Саранске, у бабушки, и сорвался в свой родной город поступать во Владивостокское высшее морское училище (будущее ДВВИМУ). Из полутысячи желающих стать моряками занятия начали только 75 человек. Были среди них такие твердо выбравшие морскую дорогу в жизни, как Арнольд Кремс, сын известного капитана; были и те, кто потом отошел от этой профессии. Так, учившийся вместе с Юрием Пудовкиным Лев Князев стал известным писателем. Судьба...

В марте 1953 года Пудовкин-младший получил диплом об окончании ВВМУ. А в дополнение к корочкам – прозвище Умник, что, наверное, тоже о многом говорит... Потом была обычная для тех времен морская карьера. Пароход «Находка», 3-й помощник капитана, Арктика. На «Находке» Пудовкин-младший под руководством «настоящего капитана» М.Гамаюнова к 1955 году дорос до должности старпома. В 1956 году Юрий Александрович получил диплом капитана дальнего плавания. Начало капитанской службы – ноябрь 1958 года, теплоход «Иван Бабушкин». Были еще «Войков», «КИМ», «Кемерово»... Опять порты Чукотки и Арктики, самовыгрузка угля и муки, льды и шторма.

С 1960 года восемь лет провел на капитанском мостике теплохода «Ванино». В 1965 году работал с рыбаками в Охотоморской экспедиции на западной Камчатке, тогда же пришлось везти из Магадана «спецгруз» – 38 тонн золота. 1966-1967 годы – воюющий Вьетнам, порты Хайфон, Хонг-гай, Камфа. «Ванино» бомбили, порой прямо над судном сбивали американские самолеты. Совсем другим запомнился декабрь 1967 года: открытием знаменитой линии Феско-Индия-Лайн по маршруту Япония – Гонконг – Сингапур – Индия. Первым на ней был «Ванино», и встречали его везде с уважением. Кстати, эта линия (можно сказать, что с легкой руки капитана Пудовкина) просуществовала почти 30 лет...

Фото 4. 1966 год. т/х «Ванино» Ю.А. Пудовкин

С возрастом и опытом должности стали повыше. С марта 1973 года по приглашению В. Бянкина, начальника пароходства, пять лет был заместителем начальника управления международных линий. Работа с инофирмами, многочисленные заграничные командировки. С 1978 года Пудовкин – представитель «Совинфлота» в Малайзии. Это была уже натуральная «буржуазная» жизнь: игра в гольф, членство в престижных клубах, приемы. Был знаком с Мухаммедом Мохатхиром, будущим премьер-министром Малайзии, со многими бизнесменами и политиками, не говоря уже о советских знаменитостях: академиком Петром Капицей, космонавтом Виталием Севастьяновым.

Выход на пенсию – 1993 год – покоя не означал. На «Пионере Чукотки» снова, как в молодости, пошел в Арктику. Снова названия, знакомые с юности: Индигирка, Колыма, Тикси, Певек.

В 1997 году, как бы подводя итог морской карьеры капитана Пудовкина-младшего, ему присвоили звание «Почетный работник морского флота».

В настоящее время Ю. Пудовкин, находясь на заслуженном отдыхе, спокойной жизнью не живет. Работает консультантом, состоит в Дальневосточной ассоциации морских капитанов, недавно вступил в Общество изучения Амурского края, продолжает активно сотрудничать с прессой, музеями и выставочными центрами города, куда передал множество документов, фотографий, предметов из своих личных архивов и архива своего отца. В том числе фотоальбом под символическим названием «Два капитана», отразивший жизненный путь отца и сына Пудовкиных. Потому что такая жизнь – это наша история...

Фото из архива Ю. Пудовкина

Морской флот №6 (2016)


Вернуться к разделу Морская семья

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Ратифицировать нельзя отказаться

Ратифицировать нельзя отказаться Более четверти века назад, 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР и госсекрета...

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...