Наш дом был пропитан духом морского ВУЗа...

Морская семья
Наш дом был пропитан духом морского ВУЗа...

На фото Мария и Николай Мельниковы

Елена Сливаева, начальник отдела информационных систем департамента информатизации МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Основатель династии

Николай Петрович Мельников, мой отец, родился 2 мая 1928 года в селе Митили Алтайского края. Уже после войны, отслужив в рядах Советской армии, он поехал во Владивосток, чтобы осуществить свою мечту: поступить в институт. Первая рабочая должность папы называлась «препаратор кабинета физики», дата начала работы – 1 сентября 1948 года. Скорее всего, этот день стал и датой поступления отца во Владивостокский государственный педагогический институт, который в 1956 году был преобразован в Дальневосточный государственный университет. Постоянно совмещая учебу и работу, поскольку у родителей не было возможности помочь сыну ни деньгами, ни продуктами, Николай Мельников уже через два года стал лаборантом, а еще через два успешно выполнил педагогическую нагрузку по электромеханике и общей физике. Именно с 1952 года начинается его педагогический стаж.

Отцовская трудовая книжка на первый взгляд – довольно сухой, формальный документ, бесстрастная фиксация событий. Но эти несколько страниц вместили всю жизнь моего папы… Оценивать ее не мне. Хотя, полагаю, что сорок девять лет педагогического стажа, вобравшие путь от ассистента преподавателя до профессора, говорят сами за себя.

Жена и соратница

В стенах Владивостокского государственного педагогического института произошла и встреча моих родителей: молодого преподавателя Николая Мельникова и студентки физмата Марии Масной. С тех пор они уже не расставались никогда. Мама окончила Владивостокский педагогический институт и после пяти лет работы в школе в 1961 году была принята во Владивостокское высшее инженерное морское училище (ВВИМУ) ассистентом преподавателя кафедры физики. Уже через год Мария Григорьевна Мельникова стала старшим преподавателем этой кафедры, на которой проработала многие годы. Она всегда была для отца не только женой, но и соратницей на профессиональном поприще, его бессменной машинисткой и секретарем при подготовке методических материалов к публикациям. Вечерами, после работы она допоздна печатала его диссертацию и помогала в отборе фотоматериалов. Наш дом был пропитан духом морского вуза, поскольку даже здесь, за семейным столом, мои родители горячо обсуждали все проблемы и события прошедшего дня. Казалось, они работали круглые сутки. А учитывая, что почти все наши соседи по дому были сотрудниками училища, мне это совсем не «казалось». Жизнь без любимой работы для этих людей не имела смысла. Для меня они и сейчас – единое целое…

В 1955 году отца как перспективного молодого специалиста направляют на годичную стажировку в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, где он получил квалификацию радиофизика. После реорганизации Дальневосточного университета Николай Петрович возглавил группу радиофизиков на физическом факультете ДВГУ. Еще через несколько лет он оканчивает аспирантуру при Ленинградском государственном университете.

Морская страница биографии

Два года спустя он был избран по конкурсу на должность доцента кафедры технических средств судовождения ВВИМУ. Так началась новая страница его биографии – морская. Все это время отец занимается научными исследованиями в области физики. Мои детские воспоминания того времени связаны с таинством печати фотографий. Дело в том, что папа фотографировал свои опыты – на снимках запечатлевал какие-то разряды. Наш дом то и дело наполнялся резким запахом реактивов: проявлялась очередная фотопленка. А это означало, что спальня родителей превращалась в фотолабораторию, и нам, детям, отводилась в ней роль помощников-ассистентов. Нам с братом доверяли промывать фотографии после кювета с проявителем перед тем, как опустить фотобумагу в раствор с закрепителем. И для нас было настоящим волшебством, когда на чистой бумаге, опущенной в проявитель, медленно проступало изображение. Опыты, эксперименты, фотографии – все это было временем работы над диссертацией.

Фото 1. На Гринвичском меридиане

В 1969 году отец защитил кандидатскую диссертацию и получил звание доцента. В 1973 году он возглавил кафедру технических средств судовождения ДВВИМУ, а после ее разделения – кафедру «Радионавигационные приборы и системы связи». За годы его работы начальником кафедры ее лаборатории были оснащены всеми приборами, имеющимися на морском флоте. Получен тренажер фирмы «Солартрон», создана тренажерная лаборатория. Был очень сильный, «звездный» преподавательский состав…

Отец был скромен. Никогда не выпячивал своих достижений, хотя очень много сил и энергии отдавал, трудясь на должности начальника кафедры. Он работал не ради наград и личных преференций, при каждом удобном случае с бескорыстной радостью помогая своим коллегам. Старался привить любовь к своему предмету курсантам. Прекрасно владея им, предельно доходчиво читал лекции. Кто знает, тот поймет, какие усилия ему требовалось приложить, чтобы одновременно и поддерживать оборудование кафедры на уровне мировых стандартов, и обеспечивать серьезную инженерную подготовку специалистов флота при ограниченном объеме отпущенных учебных часов.

После защиты диссертации он очень много времени уделял научным разработкам, был неоднократным участником и призером ВДНХ СССР…

С 1985 года Николай Петрович работал на кафедре радионавигационных приборов и систем связи в должности доцента. В соавторстве с коллегами им были написаны и подготовлены три издания учебника «Судовые радионавигационные приборы». Кроме того, перу отца принадлежит почти два десятка методических пособий по радионавигационным приборам. По результатам научных разработок им лично и в соавторстве написано около 40 научных статей и отчетов по НИР.

Николай Петрович Мельников справедливо занесен в «Золотой фонд» нашего Морского университета.

Фото 2. Мельников Н.П. С курсантами, 80-е годы

Выбрали профессии, связанные с морем

Мой старший брат Александр тоже выбрал морскую профессию. Как оказалось, на всю жизнь. С детства он занимался парусным спортом, много читал, под руководством отца собирал радиосхемы. В 1980 году окончил судоводительский факультет ДВВИМУ и 14 лет отдал морю, пройдя путь от третьего до старшего помощника капитана. Сейчас Александр Николаевич Мельников – начальник отдела навигационно-гидрографического обеспечения и промерных работ в Дальневосточном бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт».

Честно говоря, я даже представить не могла, что тоже буду преподавателем. После окончания института, проработав 13 лет на производстве, я пришла в стены морского вуза с чувством, что вернулась домой. В 1992 году меня приняли на работу в компьютерный центр, и в том же году я начала преподавать информатику и программирование. Сначала в морском колледже, а затем и в высшем училище. Сегодня даже мысль о том, что я могла работать где-то помимо Морского университета, кажется нелепой.

Мой муж, Борис Геннадьевич Сливаев, окончил судоводительский факультет ДВВИМУ в 1980 году. Его преподавателями были мои родители. В дальнейшем они стали для Бориса по-настоящему родными людьми, всегда относились к нему с любовью и пониманием. И это было взаимно.

Борис работает в системе морского образования с 1984 года. С 1996 по 2005 год был начальником Владивостокского морского колледжа и Морского колледжа Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Сегодня он доцент кафедры управления судном.

Фото 3. Мария Григорьевна Мельникова, Елена Сливаева, Ольга Сливаева и Николай Петрович Мельников

Династия продолжается

Отрадно, что династию продолжают наши дочери. Ольга Борисовна Осипюк, окончив в 2001 году Дальневосточную государственную морскую академию, получила квалификацию психолога, преподавателя психологии и пятнадцать лет проработала в нашем вузе. Младшая дочь, Екатерина Борисовна Светлая, – тоже выпускница нашего вуза, работает специалистом отдела информационных систем департамента информатизации, мечтает о преподавательской работе. Надеюсь, так и случится. Надо только немножко подождать: наша династия продолжается, Катя воспитывает двух сыновей, которым, я полагаю, наш университет так же, как и их родителям, дедам и прадедам, тоже станет родным…

Фото 4. Е.Н. Сливаева и Б.Г. Сливаев с дочерью Катей после вручения ей диплома с отличием

Фото из семейного архива Мельниковых – Сливаевых

Морской флот №2 (2017)


Вернуться к разделу Морская семья

Новости

Лента новостей

Общественные слушания материалов ОВОС по СПГ-терминалу НОВАТЭКа пройдут на Камчатке

Общественные слушания материалов ОВОС по СПГ-терминалу НОВАТЭКа пройдут на Камчатке ООО «НОВАТЭК-Камчатка», оператор инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного ...

В Приморье пресечена транспортировка почти 26 тонн минтая с нарушением температурного режима

В Приморье пресечена транспортировка почти 26 тонн минтая с нарушением температурного режима Сотрудниками отдела пограничного ветеринарного контроля на госгранице Российской Федерации и транспо...

Российская экономика

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по МСФО в I квартале выросла в 2,3 раза, до 2,6 млрд руб.

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по МСФО в I квартале выросла в 2,3 раза, до 2,6 млрд руб. Чистая прибыль «Трансконтейнера» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) вы...

Минсельхоз оценивает господдержку малого рыбопромыслового флота в РФ в 14,4 млрд руб.

Минсельхоз оценивает господдержку малого рыбопромыслового флота в РФ в 14,4 млрд руб. Объем государственной поддержки, необходимой для финансирования строительства рыбопромыслового флота...

Транспортная политика

Утверждены правила взимания портового инфраструктурного инвестсбора с судовладельцев

Утверждены правила взимания портового инфраструктурного инвестсбора с судовладельцев Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, определяющее размер и правила взимания и...

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО Новые инфраструктурные проекты, в том числе проект по строительству железной дороги «Кызыл-Курагино»...

Морские порты

В Сочи защитят акваторию причала портофлота

В Сочи защитят акваторию причала портофлота Ростовский филиал Главгосэкспертизы России проверил достоверность определения сметной стоимости стро...

Находкинский МТП пополнил портофлот новым буксиром от компании Damen

Находкинский МТП пополнил портофлот новым буксиром от компании Damen В Находкинский морской торговый порт доставили новый буксир, который станет третьим в составе портов...




Морской транспорт

На арестованном в Стамбуле судне «Стримлайн» готовы сменить экипаж - профсоюз

На арестованном в Стамбуле судне «Стримлайн» готовы сменить экипаж - профсоюз Новый экипаж в ближайшее время сменит моряков из России, которые почти год провели на арестованном в...

Арбитраж отказал «Обеспечению флота» в наблюдении за Мурманским морским пароходством

Арбитраж отказал «Обеспечению флота» в наблюдении за Мурманским морским пароходством Арбитражный суд Мурманской области оставил без рассмотрения заявление ООО «Обеспечение флота» (С...

Речной транспорт

Состоялось преддекларационное обследование Шекснинского гидроузла

Состоялось преддекларационное обследование Шекснинского гидроузла В соответствии с распоряжениями Федерального агентства морского и речного транспорта от 22.05.2019 п...

Судостроительный завод «Лотос» спустил на воду головное круизное пассажирское судно нового поколения проекта PV300VD «Петр Великий»

Судостроительный завод «Лотос» спустил на воду головное круизное пассажирское судно нового поколения проекта PV300VD «Петр Великий» Судостроительный завод «Лотос» 24 мая 2019 года спустил на воду головное круизное пассажирское судно...

Ж/Д транспорт

РЖД построят двухпутную вставку на примыкании Амуро-Якутской магистрали к Транссибу

РЖД построят двухпутную вставку на примыкании Амуро-Якутской магистрали к Транссибу ОАО «РЖД» объявило открытый аукцион на строительство двухпутной вставки на перегоне Горелый-Штурм в ...

РЖД проводят в Токио форум «Транссиб для Японии»

РЖД проводят в Токио форум «Транссиб для Японии» Форум «Транссиб для Японии», организатором которого выступили ОАО «Российские железные дороги» (...

Авто транспорт

Запущенно движение по понтонному мосту через реку Северский Донец на М-4 «Дон»

Запущенно движение по понтонному мосту через реку Северский Донец на М-4 «Дон» Автомобилисты, которые едут из Москвы на Юг на своих машинах, могут пересечь реку Северский Донец на...

Ростех и ГЛОНАСС создадут систему контроля безопасности на дорогах с анализом big data

Ростех и ГЛОНАСС создадут систему контроля безопасности на дорогах с анализом big data Совместное предприятие Ростеха и ГЛОНАСС - компания «ГЛОНАСС- Безопасность дорожного движения» - соз...

Аналитика

Транспортная политика

Как увеличить перевозки внешнеторговых грузов?

Как увеличить перевозки внешнеторговых грузов? В января в Москве прошло заседание Морской коллегии при Правительстве РФ. Одной из главных тем для о...

На пути к реализации целей и задач

На пути к реализации целей и задач В Москве в стенах ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова состоялось итоговое заседание Коллегии Федерально...

Морские порты

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Развитие южных портов России

Развитие южных портов России Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых ...

Морской транспорт

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

Речной транспорт

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспорт...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Безопасность мореплавания

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...