Капитан Алексеев и его команда - Морские вести России

Капитан Алексеев и его команда

Капитан Алексеев и его команда

Капитан Федор Федорович Алексеев с самого начала был категорически не согласен говорить только о себе.

«Я ведь не один на судне работаю», – вот железный аргумент моряка. Один, конечно, в море не воин, но от капитана зависит очень многое – достаточно, чтобы давать персональные награды за безаварийную работу судна.

Беседовала Серафима Шукшина, менеджер по связям с общественностью ОАО «НОВОШИП»

Недавно капитан Алексеев получил корпоративную премию «За безаварийную работу в течение 15 лет». Наш собеседник считает, что отсутствие серьезных инцидентов – в первую очередь заслуга членов экипажа.

– Безаварийная работа говорит о профессионализме людей, – признается Федор Алексеев. – Бывало, попадаешь в неблагоприятные условия, и люди буквально живут на рабочем месте, чтобы ничего не произошло. Вот вам и корень безаварийной работы!

У Федора Алексеева всего четыре «капитанских» судна: из 16 лет в должности 11 он отработал на «Тимашевске» – одной из знаменитых «тэшек» Новороссийского морского пароходства. Сегодня он так же работает на продуктовозе, только более новом – «НС Сильвер» ОАО «Новошип» (группа «Совкомфлот»). Наш вопрос о том, какой из пароходов стал любимым, капитан Алексеев с улыбкой назвал непростым.

– Ко всем судам прикипаешь, а плохое всегда быстро забывается. Кроме того, на каждом пароходе в экипаже есть замечательные люди, к которым тоже привыкаешь. Офицеров, конечно, я знаю лучше, чем рядовых, поскольку у них контракты по шесть месяцев и не всегда работаешь с одним и тем же составом. Но и среди рядовых есть много людей, которые запомнились мне своей квалификацией и преданностью профессии. Например, на «НС Сильвере» у меня замечательный боцман Игорь Тарасьян, отличные шеф-повар Роман Захарькив и второй повар Светлана Губанова… Если бы такие простые и трудолюбивые люди были везде, проблем бы вообще не было.

Мексиканский залив и тихоокеанское побережье Южной Америки – Эквадор, Гватемала, Гондурас, Чили – регион не самый простой. Работа на коротком плече: не успел сняться – уже Панамский канал, прошел канал – снова погрузка-выгрузка, бесконечные лихтеровки, порты, не защищенные от океанской зыби.

– Такова доля моряка. Мы регионы работы не выбираем. Идешь, куда направят. Конечно, мы вправе выбирать «путеводную звезду» на трубе, но мне, например, никогда не приходилось менять работодателя. Понимаете, любой человек ценит стабильность. Были мысли уйти, когда в других компаниях можно было зарабатывать больше, но не ушел, а теперь и незачем – у нас зарплаты достойные. К тому же я здесь знаю многих по совместной работе (или по информации от коллег). А, как известно, сработавшийся экипаж эффективнее вновь созданного…

Ростовская мореходка дала путевку в профессию, море укрепило характер и наградило практическими знаниями, а диплом НВИМУ позволил не останавливаться на достигнутом. За 36 лет в профессии Федор Алексеев и сам стал наставником для многих моряков, уже достигших высших ступеней карьеры. Такие хорошо зарекомендовавшие себя капитаны пароходства, как Виктор Гаман и Геннадий Задорожний, когда-то набирались опыта под его руководством.

– У меня было много толковых старпомов, и сейчас оба молодцы: Сергей Воронов (кстати, бывший начальник рации) и Василий Чечин. Вообще старпом – очень важная и ответственная должность. Если старпом толковый, капитану живется намного спокойнее.

Я 16 лет был грузовым помощником и, честно говоря, очень рад, что это было до того, как отраслевые требования ужесточились в плане количества требуемых всевозможными процедурами бумаг. Зачастую я сам начинаю отшвартовку, ведь старпома на мостике нет – он бумагами занят. Перед приходом в порт то же самое. В последние пять лет документооборот нарастает особенно быстрыми темпами. Мы понимаем, что это необходимо, и выполняем все требования. В этом смысле наличие четвертого помощника – большое подспорье.

Напоследок мы попросили нашего собеседника с позиции своего опыта дать несколько советов тем, кому еще предстоит идти вверх по карьерному трапу.

– Главное для капитана – не бояться принимать решения, хоть за них и отвечать приходится, – считает капитан Алексеев. – Взять на себя ответственность должен уметь каждый моряк. Не уважаю тех, кто прячется за чужой спиной, перекладывает ответственность на вышестоящего человека, на процедуры, на обстоятельства… Не уважаю и тех, кто вместо того, чтобы искать причину проблемы, ищет виноватых. Это не по-нашему – не этому учат нас славные российские морские традиции. Обеспечивать безаварийную работу непросто, но лучшим доказательством твоей компетентности и профессионализма твоей команды как раз и является отсутствие происшествий. Результат, как говорится, налицо.

Морской флот №1-3 (2011)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России