Грубая неосторожность? Отказать в выплате

Безопасность мореплавания
Грубая неосторожность? Отказать в выплате

В практике страхования судов нередки случаи, когда страховщик отказывает в выплате со ссылкой на грубую неосторожность страхователя. Данное основание освобождает страховщика от выплаты, что предусмотрено в статье 265 Кодекса торгового мореплавания РФ.

Дарья Ждан-Пушкина, партнер юридической фирмы «Ждан-Пушкина и партнеры»

Как правило, чем больше сумма страховой выплаты, тем выше мотив страховщика применить данную оговорку. При расследовании страхового случая специалисты страховщика – эксперты, сюрвейеры, адвокаты – в первую очередь анализируют причину события и сопоставляют эту причину с понятием грубой неосторожности, порой даже намеренно искажают результаты расследования с целью признать поведение страхователя не соответствующим договору страхования. Иногда недобросовестно поступают и страхователи, которые, осознавая свои нарушения, пытаются доказать, что грубая неосторожность с их стороны отсутствует, ссылаются на ошибки экипажа, на плохие погодные условия и т.д.

В законодательстве России понятие грубой неосторожности не установлено, в связи с этим у сторон судебного спора есть определенный простор доказывания. В случае возникновения спора между страхователем и страховщиком причину страхового случая оценивает суд. В этой статье мы ответим на вопрос, когда действия страхователя содержат элемент грубой неосторожности, по мнению российских судей.

В теории права под грубой неосторожностью понимают следующее: «грубая неосторожность (грубая небрежность) есть «непроявление должником той минимальной степени заботливости и осмотрительности, какую можно было бы ожидать от всякого участника имущественного оборота, окажись он на месте должника, и непринятие должником очевидных (хотя бы элементарных) мер в целях надлежащего исполнения обязательств»1.

О.С. Иоффе отмечает, что грубая и простая неосторожность отличаются степенью вины: чем более элементарные, простые, понятные каждому требования осмотрительности нарушаются, тем более конкретным становится предвидение правонарушителя и, следовательно, тем в большей степени он виновен; различие между простой и грубой неосторожностью носит чисто количественный характер: чем более конкретным является предвидение возможных неблагоприятных последствий, тем более тяжкой должна быть признана степень виновности2.

Таким образом, неосторожность считается грубой, если нарушены элементарные правила, понятные каждому, кто в силу своего рода деятельности, профессии должен эти правила знать. При этом тяжесть последствий не имеет значения для определения характера неосторожности. Имеет значение причинно-следственная связь между нарушением очевидного правила и неблагоприятным последствием.

Часто в правилах страхования судов устанавливается, что под грубой неосторожностью понимается нарушение требований нормативных или иных актов, определяющих правила эксплуатации застрахованного судна. Из этого пункта следует, что любые нарушения являются грубыми. Это очевидное преувеличение со стороны страховщика. В интересах судовладельца такие правила следует уточнить.

В российской судебной практике под грубой неосторожностью понимается нарушение всякого рода правил, при этом вопрос о характере этих правил и о субъективном отношении страхователя к этим правилам необоснованно оставлен «за кадром».

Так, например, в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан» (утв. Президиумом Верховного суда РФ 30.01.2013) указано, что грубая неосторожность имеет место, когда лицо осознает противоправность и вредоносность своих действий, но легкомысленно рассчитывает предотвратить наступление таких последствий; к проявлениям грубой неосторожности суды относят нарушение всякого рода правил, запретов.

В качестве примера в «Обзоре» приводится дело, в котором страхователю было отказано в иске о выплате страхового возмещения, поскольку его судно не прошло техническое освидетельствование и поскольку он эксплуатировал судно в период, когда была запрещена навигация.

В деле № А58-4922/2011 (ФГУ «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» против ОАО «Страховая группа МСК»), которое было рассмотрено от 13 июня 2012 г. Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа, страхователю было отказано в выплате страхового возмещения вследствие нарушения совокупности правил. Главными причинами суд назвал нарушение требования о минимальном составе экипажа (вместо 9 человек на судне было 7) и выбор опасного маршрута. При этом суд не принял во внимание аргумент судовладельца о том, что единственным лицом, виновным в нарушениях, является капитан судна.

Как видим, суды не только не оценивают характер правил, но иногда и смешивают ответственность страхователя с ответственностью капитана судна, с ответственностью третьих лиц, нанятых судовладельцем. Еще одним подтверждением этого является дело   № А40-29646/1296-282 («Олнейл Ассетс корп.» против ОАО «СК «Ростра»), в котором грубая неосторожность буксировщика, нанятого страхователем, была приравнена к грубой неосторожности владельца застрахованной и буксируемой яхты.

Надо отдать справедливость, что существуют и иные решения, в которых эта ответственность разграничивается. Так, в деле ООО «Трансфиш» против ЗАСО «ЭРГО Русь» (Определение ВАС РФ от 07.10.2011 № ВАС-16838/09 по делу № А56-32094/2008) страховщик пытался доказать, что страхователь несет ответственность за ошибки вахтенного третьего механика и старшего помощника капитана судна. Суд не одобрил позицию страховщика.

Приведем еще один позитивный для судовладельцев пример. В деле № А40-131707/12 (ФГУП «КамчатНИРО» против ОАО «САК «Энергогарант») был заявлен иск о взыскании страхового возмещения в связи с гибелью судна «Аметист». По заключению комиссии по расследованию аварий наиболее вероятной причиной гибели застрахованного судна была потеря остойчивости, как следствие – опрокидывание судна и его затопление в условиях жестокого зимнего шторма. Страховщик заявил о грубой неосторожности страхователя, при этом в основание его аргументации был положен расчет топлива, необходимого для прохождения маршрута с соблюдением безопасности и требований об остойчивости судна. В частности, страховщик полагал, что отсутствие на судне достаточного количества топлива повлияло на остойчивость судна. Страхователь ссылался на ошибки капитана и несоблюдение им требований об остойчивости, которые в совокупности со штормовыми погодными условиями привели к потоплению судна. Судья первой инстанции принял решение в пользу страхователя и признал ошибку экипажа.

Таким образом, сегодня практика государственных судов по вопросам морского страхования, и в частности по вопросу о грубой неосторожности, непредсказуема. В связи с этим можно использовать арбитражную оговорку и передавать споры профессиональным арбитрам, которые специализируются в морском праве и страховании, например, в Морскую арбитражную комиссию при ТПП РФ. Кроме того, рекомендуется определять в договоре страхования, что именно стороны понимают под грубой неосторожностью страхователя, нарушение каких правил и какими лицами.

Дополнительные вопросы по данной теме и другие вопросы из сферы морского, транспортного и страхового права вы можете направлять в редакцию или по адресу автора. Самые интересные вопросы и ответы на них будут опубликованы.

 

Из досье «МВР»

Дарья Ждан-Пушкина в 2005 году окончила факультет права НИУ – Высшей школы экономики. Кафедра предпринимательского права. В 2009 году закончила аспирантуру того же вуза.

Член Экспертного совета при комитете Всероссийского союза страховщиков по перестрахованию. Исполнительный директор НП «Общество страховых юристов».

В 2007 году участвовала в подготовке национального научно-исследовательского проекта для Министерства экономического развития РФ, имеет более 30 научных публикаций по страховому и транспортному праву, состоит в рабочих группах, созданных в целях реформирования законодательства и стандартных правил в сфере страхования и перестрахования.

 

1 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М., 1997. – С. 613.

2 Иоффе О.С. Избранные труды: В 4 Т. I. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Ответственность по советскому гражданскому праву. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. – С. 376.

 

Морские вести России №7 (2013)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Порошенко призвал РФ немедленно отпустить задержанных украинских моряков

Порошенко призвал РФ немедленно отпустить задержанных украинских моряков Президент Украины Петр Порошенко потребовал освобождения военных моряков, задержанных российскими по...

Порт Амстердама запускает антидронную систему

Порт Амстердама запускает антидронную систему Система позволит отследить нежелательные летающие объекты на территории порта и более пристально взг...

Российская экономика

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Промсвязьбанк и подписали кредитны...

Россия может нарастить вылов в водах Арктики на 80-100 тыс. тонн

Россия может нарастить вылов в водах Арктики на 80-100 тыс. тонн Для этого необходимы научные исследования, технологии переработки и рынки сбыта.

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов Площадку под строительство терминала посетил 7 декабря в ходе поездки во Владивосток заместитель мин...

ФГУП «Росморпорт» в очередной раз подтвердило уровень высокой прозрачности закупочной деятельности

ФГУП «Росморпорт» в очередной раз подтвердило уровень высокой прозрачности закупочной деятельности ФГУП «Росморпорт» включено в перечень организаций, осуществляющих закупки в соответствии с требовани...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

«Морская Техника» модернизирует экологические станции

«Морская Техника» модернизирует экологические станции Группа компаний «Морская Техника» поставила судовые инсинераторы на экологические станции для нескол...

Ж/Д транспорт

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Транзитные перевозки контейнеров по сети ОАО «РЖД» выросли на треть в январе-ноябре

Транзитные перевозки контейнеров по сети ОАО «РЖД» выросли на треть в январе-ноябре В ноябре 2018 года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения было перевезено 402,7 тыс. контейнеров ...

Авто транспорт

Транзитный транспорт в обход Гудермеса Чеченской Республики пойдет в 2021 году

Транзитный транспорт в обход Гудермеса Чеченской Республики пойдет в 2021 году Строительство второй очереди обхода Гудермеса на трассе Р-217 «Кавказ» в Чечне федеральные дорожники...

В Ленинградской области с опережением графика на год завершена реконструкция участка дороги А-181 «Скандинавия»

В Ленинградской области  с опережением графика на год завершена реконструкция участка дороги А-181 «Скандинавия» В Выборгском районе Ленинградской области ввели в эксплуатацию 13-километровый участок федеральной а...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...