Грубая неосторожность? Отказать в выплате

Безопасность мореплавания
Грубая неосторожность? Отказать в выплате

В практике страхования судов нередки случаи, когда страховщик отказывает в выплате со ссылкой на грубую неосторожность страхователя. Данное основание освобождает страховщика от выплаты, что предусмотрено в статье 265 Кодекса торгового мореплавания РФ.

Дарья Ждан-Пушкина, партнер юридической фирмы «Ждан-Пушкина и партнеры»

Как правило, чем больше сумма страховой выплаты, тем выше мотив страховщика применить данную оговорку. При расследовании страхового случая специалисты страховщика – эксперты, сюрвейеры, адвокаты – в первую очередь анализируют причину события и сопоставляют эту причину с понятием грубой неосторожности, порой даже намеренно искажают результаты расследования с целью признать поведение страхователя не соответствующим договору страхования. Иногда недобросовестно поступают и страхователи, которые, осознавая свои нарушения, пытаются доказать, что грубая неосторожность с их стороны отсутствует, ссылаются на ошибки экипажа, на плохие погодные условия и т.д.

В законодательстве России понятие грубой неосторожности не установлено, в связи с этим у сторон судебного спора есть определенный простор доказывания. В случае возникновения спора между страхователем и страховщиком причину страхового случая оценивает суд. В этой статье мы ответим на вопрос, когда действия страхователя содержат элемент грубой неосторожности, по мнению российских судей.

В теории права под грубой неосторожностью понимают следующее: «грубая неосторожность (грубая небрежность) есть «непроявление должником той минимальной степени заботливости и осмотрительности, какую можно было бы ожидать от всякого участника имущественного оборота, окажись он на месте должника, и непринятие должником очевидных (хотя бы элементарных) мер в целях надлежащего исполнения обязательств»1.

О.С. Иоффе отмечает, что грубая и простая неосторожность отличаются степенью вины: чем более элементарные, простые, понятные каждому требования осмотрительности нарушаются, тем более конкретным становится предвидение правонарушителя и, следовательно, тем в большей степени он виновен; различие между простой и грубой неосторожностью носит чисто количественный характер: чем более конкретным является предвидение возможных неблагоприятных последствий, тем более тяжкой должна быть признана степень виновности2.

Таким образом, неосторожность считается грубой, если нарушены элементарные правила, понятные каждому, кто в силу своего рода деятельности, профессии должен эти правила знать. При этом тяжесть последствий не имеет значения для определения характера неосторожности. Имеет значение причинно-следственная связь между нарушением очевидного правила и неблагоприятным последствием.

Часто в правилах страхования судов устанавливается, что под грубой неосторожностью понимается нарушение требований нормативных или иных актов, определяющих правила эксплуатации застрахованного судна. Из этого пункта следует, что любые нарушения являются грубыми. Это очевидное преувеличение со стороны страховщика. В интересах судовладельца такие правила следует уточнить.

В российской судебной практике под грубой неосторожностью понимается нарушение всякого рода правил, при этом вопрос о характере этих правил и о субъективном отношении страхователя к этим правилам необоснованно оставлен «за кадром».

Так, например, в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан» (утв. Президиумом Верховного суда РФ 30.01.2013) указано, что грубая неосторожность имеет место, когда лицо осознает противоправность и вредоносность своих действий, но легкомысленно рассчитывает предотвратить наступление таких последствий; к проявлениям грубой неосторожности суды относят нарушение всякого рода правил, запретов.

В качестве примера в «Обзоре» приводится дело, в котором страхователю было отказано в иске о выплате страхового возмещения, поскольку его судно не прошло техническое освидетельствование и поскольку он эксплуатировал судно в период, когда была запрещена навигация.

В деле № А58-4922/2011 (ФГУ «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» против ОАО «Страховая группа МСК»), которое было рассмотрено от 13 июня 2012 г. Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа, страхователю было отказано в выплате страхового возмещения вследствие нарушения совокупности правил. Главными причинами суд назвал нарушение требования о минимальном составе экипажа (вместо 9 человек на судне было 7) и выбор опасного маршрута. При этом суд не принял во внимание аргумент судовладельца о том, что единственным лицом, виновным в нарушениях, является капитан судна.

Как видим, суды не только не оценивают характер правил, но иногда и смешивают ответственность страхователя с ответственностью капитана судна, с ответственностью третьих лиц, нанятых судовладельцем. Еще одним подтверждением этого является дело   № А40-29646/1296-282 («Олнейл Ассетс корп.» против ОАО «СК «Ростра»), в котором грубая неосторожность буксировщика, нанятого страхователем, была приравнена к грубой неосторожности владельца застрахованной и буксируемой яхты.

Надо отдать справедливость, что существуют и иные решения, в которых эта ответственность разграничивается. Так, в деле ООО «Трансфиш» против ЗАСО «ЭРГО Русь» (Определение ВАС РФ от 07.10.2011 № ВАС-16838/09 по делу № А56-32094/2008) страховщик пытался доказать, что страхователь несет ответственность за ошибки вахтенного третьего механика и старшего помощника капитана судна. Суд не одобрил позицию страховщика.

Приведем еще один позитивный для судовладельцев пример. В деле № А40-131707/12 (ФГУП «КамчатНИРО» против ОАО «САК «Энергогарант») был заявлен иск о взыскании страхового возмещения в связи с гибелью судна «Аметист». По заключению комиссии по расследованию аварий наиболее вероятной причиной гибели застрахованного судна была потеря остойчивости, как следствие – опрокидывание судна и его затопление в условиях жестокого зимнего шторма. Страховщик заявил о грубой неосторожности страхователя, при этом в основание его аргументации был положен расчет топлива, необходимого для прохождения маршрута с соблюдением безопасности и требований об остойчивости судна. В частности, страховщик полагал, что отсутствие на судне достаточного количества топлива повлияло на остойчивость судна. Страхователь ссылался на ошибки капитана и несоблюдение им требований об остойчивости, которые в совокупности со штормовыми погодными условиями привели к потоплению судна. Судья первой инстанции принял решение в пользу страхователя и признал ошибку экипажа.

Таким образом, сегодня практика государственных судов по вопросам морского страхования, и в частности по вопросу о грубой неосторожности, непредсказуема. В связи с этим можно использовать арбитражную оговорку и передавать споры профессиональным арбитрам, которые специализируются в морском праве и страховании, например, в Морскую арбитражную комиссию при ТПП РФ. Кроме того, рекомендуется определять в договоре страхования, что именно стороны понимают под грубой неосторожностью страхователя, нарушение каких правил и какими лицами.

Дополнительные вопросы по данной теме и другие вопросы из сферы морского, транспортного и страхового права вы можете направлять в редакцию или по адресу автора. Самые интересные вопросы и ответы на них будут опубликованы.

 

Из досье «МВР»

Дарья Ждан-Пушкина в 2005 году окончила факультет права НИУ – Высшей школы экономики. Кафедра предпринимательского права. В 2009 году закончила аспирантуру того же вуза.

Член Экспертного совета при комитете Всероссийского союза страховщиков по перестрахованию. Исполнительный директор НП «Общество страховых юристов».

В 2007 году участвовала в подготовке национального научно-исследовательского проекта для Министерства экономического развития РФ, имеет более 30 научных публикаций по страховому и транспортному праву, состоит в рабочих группах, созданных в целях реформирования законодательства и стандартных правил в сфере страхования и перестрахования.

 

1 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М., 1997. – С. 613.

2 Иоффе О.С. Избранные труды: В 4 Т. I. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Ответственность по советскому гражданскому праву. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. – С. 376.

 

Морские вести России №7 (2013)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн.

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн. Речь идет о выпусках еврооблигаций с погашением в 2020 и 2023 годах.

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ Компания имела лицензии на производство дноуглубительных работ, строительство доков и посадочных пло...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей Предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие инфраструктуры морских пор...

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ Вице-премьер выделил несколько основных направлений взаимодействия: в транспортно-логистической сфер...

Морские порты

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию Проект реализован в соответствии с природоохранной программой ВСК

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный Сооружение протяженностью 169 метров представляет собой берегоукрепление откосного типа и предназнач...




Морской транспорт

Корабли ВМС Украины запрашивали разрешение у РФ при прохождении Керченского пролива

Корабли ВМС Украины запрашивали разрешение у РФ при прохождении Керченского пролива Глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что за лоцманской поддержкой украинские «Донбасс» и «Корец» такж...

Росморречфлот принял участие в VII Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018»

Росморречфлот принял участие в VII Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018» Дипломом за личный вклад в реализацию системы мер в области обеспечения транспортной безопасности бы...

Речной транспорт

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход Пострадавших и повреждений корпуса нет, производится доставка пассажиров до конечного пункта маршрут...

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Ж/Д транспорт

ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия

 ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия Дальневосточная магистраль и функциональные филиалы в границах железной дороги перечислили в бюджеты...

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая Местные власти объявили об официальном введении в эксплуатацию подземного 26-километрового участка, ...

Авто транспорт

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии Общие затраты по проекту «Восточный выезд» оцениваются в 34 млрд. рублей в течение 2018-2021 годов.

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября На мосту завершаются работы по оборудованию перехода в Крым необходимыми элементами безопасности. По...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...