Брошенные суда – актуальный вопрос для портов Приморья

Безопасность мореплавания
Брошенные суда – актуальный вопрос для портов Приморья

С конца прошлого года Министерство по развитию Дальнего Востока активно ведет разработку законопроектов, определяющих дальнейшее развитие территории Приморского края, в том числе акваторий морских портов. Идеи, призванные стимулировать рост грузопотоков и торговых операций через морские пункты пропуска, входящие в транспортно-логистическую систему региона, обретают реальные черты.

Но есть вопрос, который законодательно для акваторий морских портов, входящих в зону ответственности ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики», никак не решается. Тем не менее, он является весьма актуальным, и в будущем его нерешенность создаст для портов Приморья угрозу экологической безопасности и безопасности мореплавания. Это ситуация с брошенными судами в акваториях морских портов края.

Петр Кушпетюк, и.о. капитана морского порта Находка, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Существует международная практика, согласно которой территории и акватории с вводом режима таможенных и налоговых преференций обеспечивают увеличение грузопотока и активизацию торговых операций региона. Резидентами таких особых экономических зон становятся предприятия, связанные с обслуживанием этого грузопотока, – от стивидорных компаний до сервисных, ремонтных и других предприятий.

В рамках этих особых экономических зон у государства есть обязательства по развитию в том числе внешней инфраструктуры, расположенной в акватории и на подходах к порту, в частности обеспечение нормального пространства для подхода и якорной стоянки судов.

С введением режима таможенных и налоговых преференций количество судозаходов увеличится на порядок, и уже сейчас необходимо продумать такие механизмы, при которых судовладельцы могли бы безопасно осуществлять регулярные рейсы.

Вместе с тем, в акваториях портов Приморского края для этого есть ограничения в виде брошенных судов, которые уже сегодня создают проблемы для организации якорных стоянок, погрузки и выгрузки грузов на/с морского транспорта, а также повышают риски экологической безопасности региона, снижают его привлекательность при реализации инвестиционных проектов.

 

Акватории брошенных судов

Проблема брошенных судов с одной стороны проста, с другой – не очень. Как же эти суда оказались в местах своего нынешнего пребывания?

Большинство из них  были арестованы за различного рода нарушения. Только в акватории порта Находка количество брошенных судов превышает 30 единиц. Из них более 70% – это суда рыболовные, большей частью браконьерские, оказавшиеся здесь по предписанию пограничников, пресекших их незаконную деятельность в российских территориальных водах или экономической зоне.

Многие из брошенных судов стоят под флагами Камбоджи, Сьерра-Леоне, КНДР и прочих иностранных государств. Судовладельцев не отыскать. Судебные иски они проиграли, и  перед ними возникла дилемма: либо выплачивать крупный штраф, возмещать нанесенный биоресурсам ущерб и забирать свою далеко не новую шхуну, либо ничего не платить, а судно попросту бросить, ибо его реальная стоимость гораздо ниже наложенного штрафа.

Порой бросают и суда, судебные процессы по которым выиграны, потому что суды, как правило, длятся долго, суда стоят на приколе без дела, содержать на них экипаж накладно, а без присмотра они подвергаются разграблению.

Таким образом, даже простой экономический расчет показывает судовладельцу, что ему выгоднее «забыть» судно в порту, нежели его восстанавливать, а тем более тратить огромные деньги на утилизацию. Найти хозяина брошенного судна практически невозможно. В результате такие суда становятся головной болью местных властей и капитанов морских портов, так как не только захламляют акваторию, но и представляют реальную опасность для судоходства и экологии.

Так, СРТМ «Невельский комсомолец» стоит в акватории порта Находка с 2008 года. На основании сюрвейерского обследования данное судно уже давно конструктивно погибло. Более того, в результате коррозии корпус судна изношен до такой степени, что во время штормовой погоды происходят удары судна о пирс и соударение с пришвартованными к нему судами. А топливные танки при этом не очищены, что уже несет в себе экологическую угрозу для окружающей среды. И так фактически по любому другому брошенному судну в порту Находка.

Между тем по всем нормативам хозяин должен снять судно с регистрации и, очевидно, сдать его на металлолом. Прежде многие так и делали – утилизировали у нас в регионе или уводили в Японию, Индию. Но сейчас суда просто бросают на произвол судьбы.

Самое поразительное, что без судовладельца, в каком бы состоянии судно ни было, портовые власти сделать ничего не могут – таков законодательный казус. 

ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» со своей стороны усиливает контроль над брошенными судами, однако отсутствие правоустанавливающих полномочий в данной области не дает нам разрешить проблему в полной мере.

 

Что делать?

В конце 2013 года профильный комитет Госдумы начал рассматривать законопроект камчатских парламентариев, призванный решить проблему с брошенным флотом. В качестве предложения выдвигалась идея, согласно которой суда, конфискованные либо изъятые за незаконную добычу водных биоресурсов, если они не были реализованы на аукционах, подлежат уничтожению.

Суть этого предложения была более чем резонной. Ведь проблема заключается в том, что с момента задержания судна до передачи его в качестве объекта конфискации территориальному управлению Росимущества, а также в ожидании реализации в соответствии с прогнозным планом приватизации судно приходит в неудовлетворительное состояние. Впоследствии передача объекта в аренду и дальнейшая его продажа затрудняются. Однако депутаты Госдумы нашли в законопроекте много спорных моментов и противоречий действующему законодательству.

В сентябре 2014 года ситуацией с брошенными судами озаботились и депутаты Законодательного собрания Приморского края. Выяснилось, что в крае из нескольких десятков брошенных судов 11 были обращены в собственность государства, но при этом с 2009 года ни одно судно не было реализовано на аукционе, а решения об их утилизации не принимались.

Основная проблема заключается в том, что нет возможности снять с регистрационного учета суда, зарегистрированные на территории иностранных государств, с которыми у России нет дипломатических отношений. Кроме того, в некоторых случаях отсутствовали судовые документы. Законодатели обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой разработать механизм утилизации таких объектов.

Есть ли выход из ситуации? На наш взгляд, есть. Для этого Минэкономразвития и Росимуществом должны быть инициированы процедуры подготовки нескольких нормативных актов, во-первых, постановления правительства РФ, определяющего порядок действий уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в случае поступления в казну РФ конфискованных судов (по аналогии с Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 г. №311).

Во-вторых, нужно предусмотреть возможность утилизации таких судов при наличии технических показателей без регистрации права собственности РФ в судовом реестре. А при отсутствии дипломатических отношений с государством флага судна или отказе иностранного государства в легализации разработать нормативный акт по легализации документов о конфискации судов под иностранными флагами и обязательно прописать в нем, что судно может быть утилизировано.

И в-третьих, необходимо рассмотреть вопрос о разработке нормативного акта по приватизации на аукционах конфискованных судов или образовавшегося от их утилизации металлолома в упрощенном порядке, то есть без включения в ежегодный план приватизации (аналогично процедуре постановления Правительства РФ от 29.05.2003 г. №311).

Сегодня в Приморье сложилась уникальная ситуация. Все понимают важность развития транспортной и инженерной инфраструктуры края для повышения его привлекательности, для реализации инвестиционных проектов, связанных с увеличением грузооборота портов и других видов транспорта. Ведь Приморский край в силу своего географического расположения обладает стратегическим потенциалом - транспортными коридорами из стран АТР в Европу и наоборот. Однако раскрыться этому потенциалу в полную силу пока не удается. Поэтому прежде всего нужно хотя бы устранить искусственно создаваемые барьеры в акватории залива Петра Великого.

 

Морские порты №4 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

XIV Спартакиада путейцев Обского бассейна прошла в Новосибирске

XIV Спартакиада путейцев Обского бассейна прошла в Новосибирске С 14 по 17 февраля в Бердске проведена ХIV Спартакиада путейцев Обского бассейна внутренних водных п...

Судно BBC Belem навалилось бортом на понтонную переправу в порту Архангельск

Судно BBC Belem навалилось бортом на понтонную переправу в порту Архангельск Теплоход «BBC Belem» в порту Архангельск при прохождении через понтонную переправу, носовой частью п...

Российская экономика

Средняя цена на нефть, добытую в январе на российском шельфе, колеблется от 384 до 418 долларов за тонну - МЭР

Средняя цена на нефть, добытую в январе на российском шельфе, колеблется от 384 до 418 долларов за тонну - МЭР Минэкономразвития представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие вид...

Производство грузовых вагонов в РФ в январе увеличилось на 77,6%, до 3,4 тыс. единиц

Производство грузовых вагонов в РФ в январе увеличилось на 77,6%, до 3,4 тыс. единиц Производство грузовых магистральных вагонов широкой колеи в РФ по итогам января 2017 года выросло на...

Транспортная политика

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Минвостокразвития назвало срок утверждения упрощенного визового режима для порта Владивостока

Минвостокразвития назвало срок утверждения упрощенного визового режима для порта Владивостока Упрощенный визовый режим в Свободном порту Владивосток (CПВ) может быть утвержден Госдумой 2...

Морские порты

«Транснефть» из-за шторма приостановила отгрузку нефти в порту Новороссийска

«Транснефть» из-за шторма приостановила отгрузку нефти в порту Новороссийска «Транснефть» остановила отгрузку нефти на экспорт в порту Новороссийска из-за шторма и возобновила в...

Литва интересуется концессией Херсонского МТП

Литва интересуется концессией Херсонского МТП Литва заинтересована в проведении конкурса по концессии госпредприятия «Херсонский морской торговый ...




Морской транспорт

Первый за 45 лет российский военный ледокол войдет в состав ВМФ осенью

Первый за 45 лет российский военный ледокол войдет в состав ВМФ осенью Находящийся на этапе достройки новейший ледокол «Илья Муромец» осенью 2017 года войдет в состав Воен...

Финская паромная компания Viking Line заработала 520 млн. евро в 2016 году

Финская паромная компания Viking Line заработала 520 млн. евро в 2016 году Согласно финансовому отчёту Viking Line, в минувшем году компания заняла треть рынка (33,5%&...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6%

РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6% РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6%, сообщил замг...

РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах

РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах, сообщил жу...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Минтранс и АСОП подвели итоги года

Минтранс и АСОП подвели итоги года 2 декабря в Москве состоялось совместное с Минтрансом заседание совета директоров Ассоциации морских...

Морские порты

Контроль судов из космоса

Контроль судов из космоса Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на...

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет?

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет? Осенью 2015 года мы случайно обнаружили статью Сергея Остропольцева «Аренда причалов: взгляд со стор...

Морской транспорт

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Отечественные грузы – российскому флоту

Отечественные грузы – российскому флоту Общее собрание Российской палаты судоходства состоялось 3 марта 2016 г. в Москве в Федеральном агент...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...

Россия претендует на расширение шельфа в Арктике

Россия претендует на расширение шельфа в Арктике Россия представила в ООН пересмотренную заявку на расширение континентального шельфа в Северном Ледо...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...