Брошенные суда – актуальный вопрос для портов Приморья

Безопасность мореплавания
Брошенные суда – актуальный вопрос для портов Приморья

С конца прошлого года Министерство по развитию Дальнего Востока активно ведет разработку законопроектов, определяющих дальнейшее развитие территории Приморского края, в том числе акваторий морских портов. Идеи, призванные стимулировать рост грузопотоков и торговых операций через морские пункты пропуска, входящие в транспортно-логистическую систему региона, обретают реальные черты.

Но есть вопрос, который законодательно для акваторий морских портов, входящих в зону ответственности ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики», никак не решается. Тем не менее, он является весьма актуальным, и в будущем его нерешенность создаст для портов Приморья угрозу экологической безопасности и безопасности мореплавания. Это ситуация с брошенными судами в акваториях морских портов края.

Петр Кушпетюк, и.о. капитана морского порта Находка, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Существует международная практика, согласно которой территории и акватории с вводом режима таможенных и налоговых преференций обеспечивают увеличение грузопотока и активизацию торговых операций региона. Резидентами таких особых экономических зон становятся предприятия, связанные с обслуживанием этого грузопотока, – от стивидорных компаний до сервисных, ремонтных и других предприятий.

В рамках этих особых экономических зон у государства есть обязательства по развитию в том числе внешней инфраструктуры, расположенной в акватории и на подходах к порту, в частности обеспечение нормального пространства для подхода и якорной стоянки судов.

С введением режима таможенных и налоговых преференций количество судозаходов увеличится на порядок, и уже сейчас необходимо продумать такие механизмы, при которых судовладельцы могли бы безопасно осуществлять регулярные рейсы.

Вместе с тем, в акваториях портов Приморского края для этого есть ограничения в виде брошенных судов, которые уже сегодня создают проблемы для организации якорных стоянок, погрузки и выгрузки грузов на/с морского транспорта, а также повышают риски экологической безопасности региона, снижают его привлекательность при реализации инвестиционных проектов.

 

Акватории брошенных судов

Проблема брошенных судов с одной стороны проста, с другой – не очень. Как же эти суда оказались в местах своего нынешнего пребывания?

Большинство из них  были арестованы за различного рода нарушения. Только в акватории порта Находка количество брошенных судов превышает 30 единиц. Из них более 70% – это суда рыболовные, большей частью браконьерские, оказавшиеся здесь по предписанию пограничников, пресекших их незаконную деятельность в российских территориальных водах или экономической зоне.

Многие из брошенных судов стоят под флагами Камбоджи, Сьерра-Леоне, КНДР и прочих иностранных государств. Судовладельцев не отыскать. Судебные иски они проиграли, и  перед ними возникла дилемма: либо выплачивать крупный штраф, возмещать нанесенный биоресурсам ущерб и забирать свою далеко не новую шхуну, либо ничего не платить, а судно попросту бросить, ибо его реальная стоимость гораздо ниже наложенного штрафа.

Порой бросают и суда, судебные процессы по которым выиграны, потому что суды, как правило, длятся долго, суда стоят на приколе без дела, содержать на них экипаж накладно, а без присмотра они подвергаются разграблению.

Таким образом, даже простой экономический расчет показывает судовладельцу, что ему выгоднее «забыть» судно в порту, нежели его восстанавливать, а тем более тратить огромные деньги на утилизацию. Найти хозяина брошенного судна практически невозможно. В результате такие суда становятся головной болью местных властей и капитанов морских портов, так как не только захламляют акваторию, но и представляют реальную опасность для судоходства и экологии.

Так, СРТМ «Невельский комсомолец» стоит в акватории порта Находка с 2008 года. На основании сюрвейерского обследования данное судно уже давно конструктивно погибло. Более того, в результате коррозии корпус судна изношен до такой степени, что во время штормовой погоды происходят удары судна о пирс и соударение с пришвартованными к нему судами. А топливные танки при этом не очищены, что уже несет в себе экологическую угрозу для окружающей среды. И так фактически по любому другому брошенному судну в порту Находка.

Между тем по всем нормативам хозяин должен снять судно с регистрации и, очевидно, сдать его на металлолом. Прежде многие так и делали – утилизировали у нас в регионе или уводили в Японию, Индию. Но сейчас суда просто бросают на произвол судьбы.

Самое поразительное, что без судовладельца, в каком бы состоянии судно ни было, портовые власти сделать ничего не могут – таков законодательный казус. 

ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» со своей стороны усиливает контроль над брошенными судами, однако отсутствие правоустанавливающих полномочий в данной области не дает нам разрешить проблему в полной мере.

 

Что делать?

В конце 2013 года профильный комитет Госдумы начал рассматривать законопроект камчатских парламентариев, призванный решить проблему с брошенным флотом. В качестве предложения выдвигалась идея, согласно которой суда, конфискованные либо изъятые за незаконную добычу водных биоресурсов, если они не были реализованы на аукционах, подлежат уничтожению.

Суть этого предложения была более чем резонной. Ведь проблема заключается в том, что с момента задержания судна до передачи его в качестве объекта конфискации территориальному управлению Росимущества, а также в ожидании реализации в соответствии с прогнозным планом приватизации судно приходит в неудовлетворительное состояние. Впоследствии передача объекта в аренду и дальнейшая его продажа затрудняются. Однако депутаты Госдумы нашли в законопроекте много спорных моментов и противоречий действующему законодательству.

В сентябре 2014 года ситуацией с брошенными судами озаботились и депутаты Законодательного собрания Приморского края. Выяснилось, что в крае из нескольких десятков брошенных судов 11 были обращены в собственность государства, но при этом с 2009 года ни одно судно не было реализовано на аукционе, а решения об их утилизации не принимались.

Основная проблема заключается в том, что нет возможности снять с регистрационного учета суда, зарегистрированные на территории иностранных государств, с которыми у России нет дипломатических отношений. Кроме того, в некоторых случаях отсутствовали судовые документы. Законодатели обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой разработать механизм утилизации таких объектов.

Есть ли выход из ситуации? На наш взгляд, есть. Для этого Минэкономразвития и Росимуществом должны быть инициированы процедуры подготовки нескольких нормативных актов, во-первых, постановления правительства РФ, определяющего порядок действий уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в случае поступления в казну РФ конфискованных судов (по аналогии с Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 г. №311).

Во-вторых, нужно предусмотреть возможность утилизации таких судов при наличии технических показателей без регистрации права собственности РФ в судовом реестре. А при отсутствии дипломатических отношений с государством флага судна или отказе иностранного государства в легализации разработать нормативный акт по легализации документов о конфискации судов под иностранными флагами и обязательно прописать в нем, что судно может быть утилизировано.

И в-третьих, необходимо рассмотреть вопрос о разработке нормативного акта по приватизации на аукционах конфискованных судов или образовавшегося от их утилизации металлолома в упрощенном порядке, то есть без включения в ежегодный план приватизации (аналогично процедуре постановления Правительства РФ от 29.05.2003 г. №311).

Сегодня в Приморье сложилась уникальная ситуация. Все понимают важность развития транспортной и инженерной инфраструктуры края для повышения его привлекательности, для реализации инвестиционных проектов, связанных с увеличением грузооборота портов и других видов транспорта. Ведь Приморский край в силу своего географического расположения обладает стратегическим потенциалом - транспортными коридорами из стран АТР в Европу и наоборот. Однако раскрыться этому потенциалу в полную силу пока не удается. Поэтому прежде всего нужно хотя бы устранить искусственно создаваемые барьеры в акватории залива Петра Великого.

 

Морские порты №4 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Затонувшее в Финском заливе рыболовецкое судно решили поднять

Затонувшее в Финском заливе рыболовецкое судно решили поднять Специалисты прорабатывают вопрос подъема затонувшего в Финском заливе рыболовецкого судна, на борту ...

МЧС подняло часть предметов с затонувшего в Финском заливе судна

МЧС подняло часть предметов с затонувшего в Финском заливе судна Спасатели подняли на поверхность часть предметов с затонувшего в Финском заливе рыболовецкого судна...

Российская экономика

Алексей Рахманов: повышение эффективности – приоритет развития отечественного судостроения

Алексей Рахманов: повышение эффективности – приоритет развития отечественного судостроения 13 января глава ОСК Алексей Рахманов принял участие в панельной дискуссии «Промышленная политика: пр...

Несостоявшийся конкурс по ж/д подходам к Керченскому мосту не повлияет на сроки проекта - Соколов

Несостоявшийся конкурс по ж/д подходам к Керченскому мосту не повлияет на сроки проекта - Соколов Несостоявшийся конкурс по выбору подрядчика на строительство железнодорожных подходов к Керченскому ...

Транспортная политика

Госдума приняла в первом чтении законопроект о каботажных перевозках

Госдума приняла в первом чтении законопроект о каботажных перевозках Государственная дума на пленарном заседании 13 января приняла в первом чтении законопроект «О внесен...

Проект ж/д перехода между РФ и Японией требует не менее 75% бюджетных инвестиций - Соколов

Проект ж/д перехода между РФ и Японией требует не менее 75% бюджетных инвестиций - Соколов Проект сухопутного перехода между РФ и Японией требует не менее 75% бюджетных инвестиций от обще...

Морские порты

Мурад Гаджимурадов назначен заместителем директора Махачкалинского филиала ФГУП «Росморпорт»

Мурад Гаджимурадов назначен заместителем директора Махачкалинского филиала ФГУП «Росморпорт» На должность заместителя директора по персоналу и взаимодействию с органами исполнительной власти Ма...

Ледокол «Красин» прибыл в морской порт Ванино

Ледокол «Красин» прибыл в морской порт Ванино Ледокол «Красин», который 12 января 2017 года покинул порт приписки Владивосток, после двухдневного ...




Морской транспорт

Последний в мире плавучий маяк поставят на вечную стоянку в Калининграде

Последний в мире плавучий маяк поставят на вечную стоянку в Калининграде Бывший плавучий маяк Балтийского флота «Ирбенский» встанет на вечную стоянку в Калининграде. Об этом...

Фрахтовые ставки из Азии в США растут, ставки в Европу в январе возобновили снижение

Фрахтовые ставки из Азии в США растут, ставки в Европу в январе возобновили снижение Спотовые ставки на перевозки из Азии через Тихий океан продолжают расти в преддверии закрытия китайс...

Речной транспорт

Окская судоверфь с начала года направила на развитие производства 19 млн руб.

Окская судоверфь с начала года направила на развитие производства 19 млн руб. АО «Окская судоверфь» (входит в UCL Holding) в январе-декабре 2016 года в рамках программы м...

Речные перевозки в 2016 году: итоги работы отрасли

Речные перевозки в 2016 году: итоги работы отрасли Внутренний водный транспорт много лет балансирует на грани рентабельности. Навигация–2016 не стала и...

Ж/Д транспорт

РЖД увеличили объем ремонта пути в 2016 г. на 20% - до 5,9 тыс. км

РЖД увеличили объем ремонта пути в 2016 г. на 20% - до 5,9 тыс. км ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в 2016 году увеличило объем ремонтно-путевых работ до...

ФАС и РЖД продолжат работу над созданием электронной площадки по предоставлению вагонов

ФАС и РЖД продолжат работу над созданием электронной площадки по предоставлению вагонов ФАС и ОАО «РЖД» продолжат работу над созданием электронной торговой площадки (ЭТП) по предос...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Картели в линейном судоходстве: эволюция или трансформация?

Картели в линейном судоходстве: эволюция или трансформация? Стратегическую экономическую роль морского транспорта как фактора, способствующего расширению торгов...

Ж/Д транспорт

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...

Как сократить простои грузовых вагонов в ожидании погрузки

Как сократить простои грузовых вагонов в ожидании погрузки Процесс обеспечения погрузки вагонами имеет большую зависимость от стохастических факторов. Наличие ...




Темы

Инфраструктура / Образование

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Способны ли выпускники морвузов работать в море?

Способны ли выпускники морвузов работать в море? С 1988 г. в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на основе приказа Министерства морского флота СССР № 98 от...

Грузовая база

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Россия поддержала мировое сокращение объемов нефтедобычи

Россия поддержала мировое сокращение объемов нефтедобычи Добыча нефти в России в 2015 году выросла до 534 млн тонн, поставив новый постсоветский рекорд. Эксп...

Безопасность мореплавания

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Восприятие информации как фактор безопасности мореплавания

Восприятие информации как фактор безопасности мореплавания Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС-72) предписывают порядок дейс...

Севморпуть

Океан особого режима

Океан особого режима Особый правовой режим Арктики сложился исторически вследствие практики арктических государств: в теч...

Развитие Арктики: место регионов

Развитие Арктики: место регионов Пятый Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» прошел в Санкт-Петербурге с 7 по 9 декабря ...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...