Брошенные суда – актуальный вопрос для портов Приморья

Безопасность мореплавания
Брошенные суда – актуальный вопрос для портов Приморья

С конца прошлого года Министерство по развитию Дальнего Востока активно ведет разработку законопроектов, определяющих дальнейшее развитие территории Приморского края, в том числе акваторий морских портов. Идеи, призванные стимулировать рост грузопотоков и торговых операций через морские пункты пропуска, входящие в транспортно-логистическую систему региона, обретают реальные черты.

Но есть вопрос, который законодательно для акваторий морских портов, входящих в зону ответственности ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики», никак не решается. Тем не менее, он является весьма актуальным, и в будущем его нерешенность создаст для портов Приморья угрозу экологической безопасности и безопасности мореплавания. Это ситуация с брошенными судами в акваториях морских портов края.

Петр Кушпетюк, и.о. капитана морского порта Находка, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Существует международная практика, согласно которой территории и акватории с вводом режима таможенных и налоговых преференций обеспечивают увеличение грузопотока и активизацию торговых операций региона. Резидентами таких особых экономических зон становятся предприятия, связанные с обслуживанием этого грузопотока, – от стивидорных компаний до сервисных, ремонтных и других предприятий.

В рамках этих особых экономических зон у государства есть обязательства по развитию в том числе внешней инфраструктуры, расположенной в акватории и на подходах к порту, в частности обеспечение нормального пространства для подхода и якорной стоянки судов.

С введением режима таможенных и налоговых преференций количество судозаходов увеличится на порядок, и уже сейчас необходимо продумать такие механизмы, при которых судовладельцы могли бы безопасно осуществлять регулярные рейсы.

Вместе с тем, в акваториях портов Приморского края для этого есть ограничения в виде брошенных судов, которые уже сегодня создают проблемы для организации якорных стоянок, погрузки и выгрузки грузов на/с морского транспорта, а также повышают риски экологической безопасности региона, снижают его привлекательность при реализации инвестиционных проектов.

 

Акватории брошенных судов

Проблема брошенных судов с одной стороны проста, с другой – не очень. Как же эти суда оказались в местах своего нынешнего пребывания?

Большинство из них  были арестованы за различного рода нарушения. Только в акватории порта Находка количество брошенных судов превышает 30 единиц. Из них более 70% – это суда рыболовные, большей частью браконьерские, оказавшиеся здесь по предписанию пограничников, пресекших их незаконную деятельность в российских территориальных водах или экономической зоне.

Многие из брошенных судов стоят под флагами Камбоджи, Сьерра-Леоне, КНДР и прочих иностранных государств. Судовладельцев не отыскать. Судебные иски они проиграли, и  перед ними возникла дилемма: либо выплачивать крупный штраф, возмещать нанесенный биоресурсам ущерб и забирать свою далеко не новую шхуну, либо ничего не платить, а судно попросту бросить, ибо его реальная стоимость гораздо ниже наложенного штрафа.

Порой бросают и суда, судебные процессы по которым выиграны, потому что суды, как правило, длятся долго, суда стоят на приколе без дела, содержать на них экипаж накладно, а без присмотра они подвергаются разграблению.

Таким образом, даже простой экономический расчет показывает судовладельцу, что ему выгоднее «забыть» судно в порту, нежели его восстанавливать, а тем более тратить огромные деньги на утилизацию. Найти хозяина брошенного судна практически невозможно. В результате такие суда становятся головной болью местных властей и капитанов морских портов, так как не только захламляют акваторию, но и представляют реальную опасность для судоходства и экологии.

Так, СРТМ «Невельский комсомолец» стоит в акватории порта Находка с 2008 года. На основании сюрвейерского обследования данное судно уже давно конструктивно погибло. Более того, в результате коррозии корпус судна изношен до такой степени, что во время штормовой погоды происходят удары судна о пирс и соударение с пришвартованными к нему судами. А топливные танки при этом не очищены, что уже несет в себе экологическую угрозу для окружающей среды. И так фактически по любому другому брошенному судну в порту Находка.

Между тем по всем нормативам хозяин должен снять судно с регистрации и, очевидно, сдать его на металлолом. Прежде многие так и делали – утилизировали у нас в регионе или уводили в Японию, Индию. Но сейчас суда просто бросают на произвол судьбы.

Самое поразительное, что без судовладельца, в каком бы состоянии судно ни было, портовые власти сделать ничего не могут – таков законодательный казус. 

ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» со своей стороны усиливает контроль над брошенными судами, однако отсутствие правоустанавливающих полномочий в данной области не дает нам разрешить проблему в полной мере.

 

Что делать?

В конце 2013 года профильный комитет Госдумы начал рассматривать законопроект камчатских парламентариев, призванный решить проблему с брошенным флотом. В качестве предложения выдвигалась идея, согласно которой суда, конфискованные либо изъятые за незаконную добычу водных биоресурсов, если они не были реализованы на аукционах, подлежат уничтожению.

Суть этого предложения была более чем резонной. Ведь проблема заключается в том, что с момента задержания судна до передачи его в качестве объекта конфискации территориальному управлению Росимущества, а также в ожидании реализации в соответствии с прогнозным планом приватизации судно приходит в неудовлетворительное состояние. Впоследствии передача объекта в аренду и дальнейшая его продажа затрудняются. Однако депутаты Госдумы нашли в законопроекте много спорных моментов и противоречий действующему законодательству.

В сентябре 2014 года ситуацией с брошенными судами озаботились и депутаты Законодательного собрания Приморского края. Выяснилось, что в крае из нескольких десятков брошенных судов 11 были обращены в собственность государства, но при этом с 2009 года ни одно судно не было реализовано на аукционе, а решения об их утилизации не принимались.

Основная проблема заключается в том, что нет возможности снять с регистрационного учета суда, зарегистрированные на территории иностранных государств, с которыми у России нет дипломатических отношений. Кроме того, в некоторых случаях отсутствовали судовые документы. Законодатели обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой разработать механизм утилизации таких объектов.

Есть ли выход из ситуации? На наш взгляд, есть. Для этого Минэкономразвития и Росимуществом должны быть инициированы процедуры подготовки нескольких нормативных актов, во-первых, постановления правительства РФ, определяющего порядок действий уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в случае поступления в казну РФ конфискованных судов (по аналогии с Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 г. №311).

Во-вторых, нужно предусмотреть возможность утилизации таких судов при наличии технических показателей без регистрации права собственности РФ в судовом реестре. А при отсутствии дипломатических отношений с государством флага судна или отказе иностранного государства в легализации разработать нормативный акт по легализации документов о конфискации судов под иностранными флагами и обязательно прописать в нем, что судно может быть утилизировано.

И в-третьих, необходимо рассмотреть вопрос о разработке нормативного акта по приватизации на аукционах конфискованных судов или образовавшегося от их утилизации металлолома в упрощенном порядке, то есть без включения в ежегодный план приватизации (аналогично процедуре постановления Правительства РФ от 29.05.2003 г. №311).

Сегодня в Приморье сложилась уникальная ситуация. Все понимают важность развития транспортной и инженерной инфраструктуры края для повышения его привлекательности, для реализации инвестиционных проектов, связанных с увеличением грузооборота портов и других видов транспорта. Ведь Приморский край в силу своего географического расположения обладает стратегическим потенциалом - транспортными коридорами из стран АТР в Европу и наоборот. Однако раскрыться этому потенциалу в полную силу пока не удается. Поэтому прежде всего нужно хотя бы устранить искусственно создаваемые барьеры в акватории залива Петра Великого.

 

Морские порты №4 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Развитие круизного туризма и яхтинга в Крыму обсудят 10 - 11 июня 2016 года в Севастополе

Развитие круизного туризма и яхтинга в Крыму обсудят 10 - 11 июня 2016 года в Севастополе 10 и 11 июня 2016 года в городе Севастополе на конференциях ТрансПортКрым-2016 и ТурКрым-2016 будет ...

Адмиралтейские верфи спустили на воду подводную лодку «Колпино»

Адмиралтейские верфи спустили на воду подводную лодку «Колпино» На АО «Адмиралтейские верфи» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) состоялась ...

Российская экономика

Система «Платон» собрала 8,5 млрд рублей - представитель оператора

Система «Платон» собрала 8,5 млрд рублей - представитель оператора Около 8,5 млрд рублей собрано уже с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам через...

Торгово-экономическое партнерство на евразийском пространстве должно стать аналогом ТТП - Шувалов

Торгово-экономическое партнерство на евразийском пространстве должно стать аналогом ТТП - Шувалов Всеобъемлющее торгово- экономическое партнерство должно появиться на евразийском пространстве как ан...

Транспортная политика

КС признал законность «Платона», но запретил произвольно повышать тарифы

КС признал законность «Платона», но запретил произвольно повышать тарифы Конституционный суд России признал соответствующим Основному закону взимание платы с дальнобойщиков ...

Методика отбора проектов для системы «Платон» будет утверждена в ближайшее время - Росавтодор

Методика отбора проектов для системы «Платон» будет утверждена в ближайшее время - Росавтодор Методика отбора региональных инфраструктурных проектов, на которые будут выделяться средства, собран...

Морские порты

Abu Dhabi Ports старается привлечь китайских инвесторов

Abu Dhabi Ports старается привлечь китайских инвесторов Оператор порта Халифа и свободной экономической зоны Kizad, компания Abu Dhabi Ports в воскресенье п...

Япония будет финансировать строительство нового контейнерного порта в Индонезии

Япония будет финансировать строительство нового контейнерного порта в Индонезии Япония предоставит финансирование для проекта строительства порта Патимбан в Индонезии. Соглашение б...




Морской транспорт

Аргументы в пользу слияния двух судоходных компаний Южной Кореи становятся все более убедительными

Аргументы в пользу слияния двух судоходных компаний Южной Кореи становятся все более убедительными Аргументы в пользу слияния двух судоходных компаний Южной Кореи Hyundai Merchant Marine и Hanjin Shi...

Viking Line предоставил грант на 100 000 евро Университету Хельсинки

Viking Line предоставил грант на 100 000 евро Университету Хельсинки Университет Хельсинки, главный финский центр изучения природы Балтики, получил от руководства судохо...

Речной транспорт

Завершен первый этап реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы

Завершен первый этап реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы 26-27 мая в Кирилловском районе Вологодской области состоялась Комиссия по приёмке завершенного стро...

СОГАЗ застраховал опасные объекты Волгоградского речного порта на 250 млн рублей

СОГАЗ застраховал опасные объекты Волгоградского речного порта на 250 млн рублей Страховая Группа «СОГАЗ» заключила договор обязательного страхования ответственности владельцев опас...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль «ТрансКонтейнера» по МСФО за I квартал снизилась на 35,8% - до 447 млн руб.

Чистая прибыль «ТрансКонтейнера» по МСФО за I квартал снизилась на 35,8% - до 447 млн руб. Чистая прибыль ОАО «ТрансКонтейнер» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)...

РЖД планирует закончить реконструкцию узкоколейных ж/д путей на Сахалине за 2 года

РЖД планирует закончить реконструкцию узкоколейных ж/д путей на Сахалине за 2 года Масштабная работа по «перешивке» ж/д магистрали со стандарта 1067 мм на общероссийский - 1520 мм в С...

Авто транспорт

Кризис отразился на сроках реализации ряда проектов «Автодора» - Кельбах

Кризис отразился на сроках реализации ряда проектов «Автодора» - Кельбах Госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») сдвинула сроки реализации целого р...

Регионы направят средства «Платона» на самые загруженные дороги - Росавтодор

Регионы направят средства «Платона» на самые загруженные дороги - Росавтодор Российские регионы направят первые средства, собранные системой «Платон», на самые загруженные и про...

Аналитика

Транспортная политика

Ямал как центр добычи газа

Ямал как центр добычи газа Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового...

В непростом году достигнуты неплохие результаты

В непростом году достигнуты неплохие результаты 18 декабря 2015 года состоялось совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речн...

Морские порты

Пассажирский порт Санкт-Петербург – морские ворота северной столицы России

Пассажирский порт Санкт-Петербург – морские ворота северной столицы России Интерес к России, ее богатейшей истории, многочисленным культурным, архитектурным и историческим цен...

Сочи: от порта к центру морского круизного туризма

Сочи: от порта к центру морского круизного туризма Морской порт Сочи основан в конце XIX века. У «Кавказской Ривьеры» и в районе Михайло-Архангельского...

Морской транспорт

Мировые морские перевозки: ключевые факторы и тенденции

Мировые морские перевозки: ключевые факторы и тенденции С 1 января 2015 года вступило в силу Приложение VI MARPOL 73/78 по вопросу ограничения выбросов прод...

COSCON: крупная, государственная, убыточная

COSCON: крупная, государственная, убыточная Coscon, «дочка» китайской государственной компании COSCO, – пятый мировой контейнерный перевозчик. Ф...

Ж/Д транспорт

Продлить нельзя купить

Продлить нельзя купить Начало декабря принесло среди прочих две новости про железнодорожный транспорт: хорошую и плохую. Хо...

Кадровые перестановки в ОАО «РЖД» и избавление от непрофильных активов

Кадровые перестановки в ОАО «РЖД» и избавление от непрофильных активов Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров продолжает обновлять команду. Показательным стало назначение вице-пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

ГЛОНАСС всегда поможет

ГЛОНАСС всегда поможет Уже не первый год несколько раз в день приходится преодолевать столичные пробки. Разные цели, разные...

Верный выбор

Верный выбор В последние годы судоходная индустрия все чаще испытывает дефицит высококвалифицированных специалист...

Грузовая база

Борьба на падающем рынке алюминия

Борьба на падающем рынке алюминия На мировом рынке алюминия перепроизводство: по итогам 2015 года объемы «лишнего» металла составят бо...

Черная металлургия в тисках демпинга и снижения спроса

Черная металлургия в тисках демпинга и снижения спроса Сегодня развитие российской черной металлургии оказалось в буквальном смысле зажато между снижением ...

Безопасность мореплавания

Системы обработки балластных вод: проблемы и решения

Системы обработки балластных вод: проблемы и решения В 2014 году Международной конвенции по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками ...

Морские спасатели всегда помогут

Морские спасатели всегда помогут Специалисты морского спасательно-координационного центра Новороссийского ФГБУ «Администрация морских...

Севморпуть

Кому достается краб-стригун?

Кому достается краб-стригун? Краб-стригун опилио (Chionoecetes opilio) – один из самых обычных, а во многих районах и мас...

Севморпуть – национальное достояние России

Севморпуть – национальное достояние России Видимо, как элементы ведущейся информационной войны западных стран в отношении России, на отечествен...




Судостроение

Правительство не даст вывозить деньги за рубеж

Правительство не даст вывозить деньги за рубеж Первое в 2015 году заседание Морской коллегии при Правительстве РФ состоялось в конце марта в Москве...

«Звезда» должна засиять

«Звезда» должна засиять Застойные и забуксовавшие проекты в России чаще всего получается сдвинуть с места только в ручном ре...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2014 году редакция выпустила 6-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...