Брошенные суда – актуальный вопрос для портов Приморья

Безопасность мореплавания
Брошенные суда – актуальный вопрос для портов Приморья

С конца прошлого года Министерство по развитию Дальнего Востока активно ведет разработку законопроектов, определяющих дальнейшее развитие территории Приморского края, в том числе акваторий морских портов. Идеи, призванные стимулировать рост грузопотоков и торговых операций через морские пункты пропуска, входящие в транспортно-логистическую систему региона, обретают реальные черты.

Но есть вопрос, который законодательно для акваторий морских портов, входящих в зону ответственности ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики», никак не решается. Тем не менее, он является весьма актуальным, и в будущем его нерешенность создаст для портов Приморья угрозу экологической безопасности и безопасности мореплавания. Это ситуация с брошенными судами в акваториях морских портов края.

Петр Кушпетюк, и.о. капитана морского порта Находка, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Существует международная практика, согласно которой территории и акватории с вводом режима таможенных и налоговых преференций обеспечивают увеличение грузопотока и активизацию торговых операций региона. Резидентами таких особых экономических зон становятся предприятия, связанные с обслуживанием этого грузопотока, – от стивидорных компаний до сервисных, ремонтных и других предприятий.

В рамках этих особых экономических зон у государства есть обязательства по развитию в том числе внешней инфраструктуры, расположенной в акватории и на подходах к порту, в частности обеспечение нормального пространства для подхода и якорной стоянки судов.

С введением режима таможенных и налоговых преференций количество судозаходов увеличится на порядок, и уже сейчас необходимо продумать такие механизмы, при которых судовладельцы могли бы безопасно осуществлять регулярные рейсы.

Вместе с тем, в акваториях портов Приморского края для этого есть ограничения в виде брошенных судов, которые уже сегодня создают проблемы для организации якорных стоянок, погрузки и выгрузки грузов на/с морского транспорта, а также повышают риски экологической безопасности региона, снижают его привлекательность при реализации инвестиционных проектов.

 

Акватории брошенных судов

Проблема брошенных судов с одной стороны проста, с другой – не очень. Как же эти суда оказались в местах своего нынешнего пребывания?

Большинство из них  были арестованы за различного рода нарушения. Только в акватории порта Находка количество брошенных судов превышает 30 единиц. Из них более 70% – это суда рыболовные, большей частью браконьерские, оказавшиеся здесь по предписанию пограничников, пресекших их незаконную деятельность в российских территориальных водах или экономической зоне.

Многие из брошенных судов стоят под флагами Камбоджи, Сьерра-Леоне, КНДР и прочих иностранных государств. Судовладельцев не отыскать. Судебные иски они проиграли, и  перед ними возникла дилемма: либо выплачивать крупный штраф, возмещать нанесенный биоресурсам ущерб и забирать свою далеко не новую шхуну, либо ничего не платить, а судно попросту бросить, ибо его реальная стоимость гораздо ниже наложенного штрафа.

Порой бросают и суда, судебные процессы по которым выиграны, потому что суды, как правило, длятся долго, суда стоят на приколе без дела, содержать на них экипаж накладно, а без присмотра они подвергаются разграблению.

Таким образом, даже простой экономический расчет показывает судовладельцу, что ему выгоднее «забыть» судно в порту, нежели его восстанавливать, а тем более тратить огромные деньги на утилизацию. Найти хозяина брошенного судна практически невозможно. В результате такие суда становятся головной болью местных властей и капитанов морских портов, так как не только захламляют акваторию, но и представляют реальную опасность для судоходства и экологии.

Так, СРТМ «Невельский комсомолец» стоит в акватории порта Находка с 2008 года. На основании сюрвейерского обследования данное судно уже давно конструктивно погибло. Более того, в результате коррозии корпус судна изношен до такой степени, что во время штормовой погоды происходят удары судна о пирс и соударение с пришвартованными к нему судами. А топливные танки при этом не очищены, что уже несет в себе экологическую угрозу для окружающей среды. И так фактически по любому другому брошенному судну в порту Находка.

Между тем по всем нормативам хозяин должен снять судно с регистрации и, очевидно, сдать его на металлолом. Прежде многие так и делали – утилизировали у нас в регионе или уводили в Японию, Индию. Но сейчас суда просто бросают на произвол судьбы.

Самое поразительное, что без судовладельца, в каком бы состоянии судно ни было, портовые власти сделать ничего не могут – таков законодательный казус. 

ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» со своей стороны усиливает контроль над брошенными судами, однако отсутствие правоустанавливающих полномочий в данной области не дает нам разрешить проблему в полной мере.

 

Что делать?

В конце 2013 года профильный комитет Госдумы начал рассматривать законопроект камчатских парламентариев, призванный решить проблему с брошенным флотом. В качестве предложения выдвигалась идея, согласно которой суда, конфискованные либо изъятые за незаконную добычу водных биоресурсов, если они не были реализованы на аукционах, подлежат уничтожению.

Суть этого предложения была более чем резонной. Ведь проблема заключается в том, что с момента задержания судна до передачи его в качестве объекта конфискации территориальному управлению Росимущества, а также в ожидании реализации в соответствии с прогнозным планом приватизации судно приходит в неудовлетворительное состояние. Впоследствии передача объекта в аренду и дальнейшая его продажа затрудняются. Однако депутаты Госдумы нашли в законопроекте много спорных моментов и противоречий действующему законодательству.

В сентябре 2014 года ситуацией с брошенными судами озаботились и депутаты Законодательного собрания Приморского края. Выяснилось, что в крае из нескольких десятков брошенных судов 11 были обращены в собственность государства, но при этом с 2009 года ни одно судно не было реализовано на аукционе, а решения об их утилизации не принимались.

Основная проблема заключается в том, что нет возможности снять с регистрационного учета суда, зарегистрированные на территории иностранных государств, с которыми у России нет дипломатических отношений. Кроме того, в некоторых случаях отсутствовали судовые документы. Законодатели обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой разработать механизм утилизации таких объектов.

Есть ли выход из ситуации? На наш взгляд, есть. Для этого Минэкономразвития и Росимуществом должны быть инициированы процедуры подготовки нескольких нормативных актов, во-первых, постановления правительства РФ, определяющего порядок действий уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в случае поступления в казну РФ конфискованных судов (по аналогии с Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 г. №311).

Во-вторых, нужно предусмотреть возможность утилизации таких судов при наличии технических показателей без регистрации права собственности РФ в судовом реестре. А при отсутствии дипломатических отношений с государством флага судна или отказе иностранного государства в легализации разработать нормативный акт по легализации документов о конфискации судов под иностранными флагами и обязательно прописать в нем, что судно может быть утилизировано.

И в-третьих, необходимо рассмотреть вопрос о разработке нормативного акта по приватизации на аукционах конфискованных судов или образовавшегося от их утилизации металлолома в упрощенном порядке, то есть без включения в ежегодный план приватизации (аналогично процедуре постановления Правительства РФ от 29.05.2003 г. №311).

Сегодня в Приморье сложилась уникальная ситуация. Все понимают важность развития транспортной и инженерной инфраструктуры края для повышения его привлекательности, для реализации инвестиционных проектов, связанных с увеличением грузооборота портов и других видов транспорта. Ведь Приморский край в силу своего географического расположения обладает стратегическим потенциалом - транспортными коридорами из стран АТР в Европу и наоборот. Однако раскрыться этому потенциалу в полную силу пока не удается. Поэтому прежде всего нужно хотя бы устранить искусственно создаваемые барьеры в акватории залива Петра Великого.

 

Морские порты №4 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море На СРТМ-К «Нерпа» в южной части Баренцева моря при постановке трала произошла намотка снасти на винт...

Лихтер в барже-буксирном составе сел на мель на Беломоро-Балтийском канале

Лихтер в барже-буксирном составе сел на мель на Беломоро-Балтийском канале Лихтер-8827 сел на мель во время буксировки в составе из буксира ОТА-990 и двух лихтеров. Происшеств...

Российская экономика

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт Меры тарифного стимулирования железнодорожных перевозок для экспортеров зерна позволят повысить его ...

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок Китай заинтересован в сотрудничестве в Архангельской областью в сфере морских перевозок по Северному...

Транспортная политика

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг»

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг» Литва предложила Турции присоединиться к международному проекту «Викинг» в ходе заседания совместной...

Комитет Токийского меморандума оценил как плодотворное завершившееся в России 28-е заседание

Комитет Токийского меморандума оценил как плодотворное завершившееся в России 28-е заседание Во Владивостоке завершилось 28-е заседание Комитета Токийского меморандума о взаимопонимании по конт...

Морские порты

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды Проект терминала по погрузке цемента в Клайпедском морском порту позволит единственному в Литве прои...

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты»

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты» На выставке «Нева-2017», в рамках конференции «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиц...




Морской транспорт

Более 75% держателей евробондов Fesco поддержали реструктуризацию долга

Более 75% держателей евробондов Fesco поддержали реструктуризацию долга Более 75% держателей еврооблигаций Fesco с погашением в 2018 и 2020 годах присоединились к согла...

Работу Керченской переправы могут приостановить из-за плохой погоды с 25 сентября

Работу Керченской переправы могут приостановить из-за плохой погоды с 25 сентября Работа Керченской паромной переправы, которая связывает Крымский полуостров с материковой частью Рос...

Речной транспорт

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам Правительство РФ разрешило двум иранским судам проход по Волго-Донскому каналу из Азовского моря в К...

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август За 8 месяцев 2017 года внутренним водным транспортом перевезено 74,5 млн. тонн грузов. Перевозки пас...

Ж/Д транспорт

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД Замглавы Минэкономики Станислав Воскресенский направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо с пре...

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о переименовании должности главы РЖД из презид...

Авто транспорт

Правкомиссия одобрила проект о росте штрафа для неплательщиков «Платона» до 20 тыс. руб. - источник

Правкомиссия одобрила проект о росте штрафа для неплательщиков «Платона» до 20 тыс. руб. - источник Правительственная комиссия одобрила законопроект о повышении штрафа для неплательщиков «Платона» до ...

Проект о повышении штрафа в «Платоне» должны внести в Думу в течение нескольких недель - Росавтодор

Проект о повышении штрафа в «Платоне» должны внести в Думу в течение нескольких недель - Росавтодор Росавтодор ожидает внесения в Госдуму законопроекта, повышающего штрафы для неплательщиков системы «...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...