Проблемы и решения арктической транспортной системы

Севморпуть
Проблемы и решения арктической транспортной системы

За полярным кругом располагается более 20% территории России. В настоящее время в районах Крайнего Севера добывается 95% газа, 75% нефти, основная часть никеля, олова, платиноидов, золота и алмазов. Одну треть Северного Ледовитого океана занимает шельф арктических морей России.

В береговой зоне и на шельфе этих морей сосредоточены огромные запасы природных ресурсов (газ, нефть, цветные металлы). Нефтегазовый потенциал оценивается в объеме более 100 млрд тонн – 30% мировых запасов нефти и газа.

В целом российский Север – это мощный резерв развития России в XXI веке.

В.И. Пересыпкин, генеральный директор ОАО «ЦНИИМФ»

 

Стратегический регион

Для устойчивого развития экономики Российской Арктики необходимо опережающее развитие арктической транспортной системы. Эта система должна обеспечить надежные транспортные связи, нормальные условия жизнедеятельности на северных территориях России, ускоренное освоение месторождений полезных ископаемых, экспорт нефти и газа, развитие арктического транзита.

Важнейшее значение из всех видов транспорта имеет арктическая морская транспортная система, обеспечивающая перевозки по Северному морскому пути (СМП).

СМП является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны. СМП объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири. Не снижается его роль и в обеспечении национальной безопасности России в Арктике.

В то же время Арктика – важнейший стратегический регион, являющийся зоной интересов многих стран. Через Арктику проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Концепция развития Северного морского пути базируется на следующих принципах.

Государство поддерживает приоритетные отрасли экономики Севера (нефтегазовая, горнодобывающая, металлургическая, лесоперерабатывающая) и развивает на СМП федеральную транспортную инфраструктуру (линейные ледоколы, включая атомные, средства навигации, гидрографии, гидрометеорологии, связи, поиска и спасания), обеспечивает завоз социально значимых грузов на Север.

Коммерческие предприятия, осваивающие природные ресурсы Арктики, строят универсальные ледоколы-снабженцы и совместно с судоходными компаниями развивают арктический транспортный флот и нефтегазовые перегрузочные терминалы за счет собственных и привлеченных средств. Минимальная господдержка направляется на субсидирование части процентной ставки по кредитам российских банков при строительстве судов на отечественных верфях. Развитие портового хозяйства осуществляется субъектами Российской Федерации, судоходными компаниями и другими коммерческими предприятиями.

В России и за рубежом в последние годы выполнены многочисленные научные исследования по проблемам глобальных изменений климата. Мнения ученых разделились. Некоторые из них прогнозируют многолетний постоянный процесс потепления (глобальное потепление) и, как следствие, постепенное уменьшение площади и толщины арктических льдов. Другие ученые считают, что происходят обычные вековые периодические колебания климатических характеристик (циклические колебания климата). Площадь морских льдов в Арктике в последние годы колеблется от 4 до 6 млн кв. км. При потеплении климата возрастёт вероятность роста высот ветровых волн и появления айсбергов, риск вторжения арктических паковых льдов в более южные районы морей.

Одним из важнейших показателей уровня развития арктического судоходства является объем перевозок грузов, который определяется комплексом следующих основных составляющих: грузовой базой, ледокольным обеспечением, составом транспортного флота, установленными тарифами на оплату ледокольной проводки.

Естественно, должны эффективно действовать и другие объекты транспортной инфраструктуры: навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, арктические порты и терминалы, службы связи и аварийно-спасательная.

Объемы перевозок грузов по трассам Северного морского пути в пределах действующих границ за последние 26 лет показаны в табл. 1. Рекордным, как известно, был 1987 год.

 

Таблица 1. Объем перевозок грузов по трассам Северного морского пути (в пределах действующих границ СМП)

Год

Объем, тыс. т

Год

Объем, тыс. т

1985

6181,3

2004

1717,5

1987

6578,8

2005

2022,6

1990

5510,5

2006

1956,0

1995

2361,8

2007

2130,3

2000

1587,0

2008

2219,2

2001

1800,5

2009

1801,4

2002

1599,6

2010

2082,4

2003

1695,0

2011

2600,0

 

Грузовая база

Прогнозируемые последствия глобального потепления и активизация пиратских нападений на суда, следующие южными маршрутами, повышают интерес судовладельцев к арктическим трассам. Повышается интенсивность освоения месторождений полезных ископаемых в арктической зоне и, соответственно, оживляется судоходство по Северному морскому пути.

Важным районом интенсивного освоения месторождений углеводородов, транспортируемых морским путём, является Печорское море. Здесь находится Варандейский терминал (пропускная способность 12 млн т нефти в год), через который осуществляется круглогодичная отгрузка нефти Южно-Хыльчуюского месторождения в Западную Европу и США. Промышленная добыча на этом месторождении была начата в 2008 году. В 2009 и 2010 гг. добыто 7,0 и 6,9 млн т нефти соответственно. В 2011 г. добыча стала падать и по итогам года составила 3,3 млн т. В первом квартале 2012 г. на месторождении добыто всего 530 тыс. т нефти против 1,3 млн т за аналогичный период прошлого года. Падение нефтедобычи связано со снижением дебитов скважин, а также пересмотром (сокращением) показателя извлекаемых запасов месторождения. В будущем возможна отгрузка через Варандейский терминал нефти с других месторождений (Требса и Титова, Центрально-Хорейверского поднятия).

В ближайшее время будет введена в действие добывающая платформа на шельфовом месторождении Приразломное (7-7,5 млн т нефти в год) и др. Компания «Печора СПГ», которой принадлежат лицензии на газоконденсатные месторождения Коровинское и Кумжинское, намеревается реализовать проект строительства в районе Чёшской губы высокотехнологичного газохимического комплекса и портовых сооружений, в том числе завода по сжижению природного газа (до 5 млн т в год). Согласовано размещение заказа на строительство четырех танкеров для перевозки СПГ вместимостью 175 тыс. куб. м. Продукцию будут экспортировать в страны АТР. Ежегодная транспортировка газоконденсата – около 2 млн т.

Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2010 утвержден комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа (СПГ) на полуострове Ямал. Предусматривается освоение газоконденсатного месторождения Южно-Тамбейское и других и строительство в период с 2012 по 2018 год трёх очередей завода по сжижению газа общим объемом 15-18 млн т в год. Транспортировка газоконденсата – порядка 2 млн т ежегодно. Для вывоза СПГ и стабильного газового конденсата создаются объекты морского порта в районе пос. Сабетта. Освоение месторождений будет осуществлять ОАО «Новатэк».

ГМК «Норильский никель» начнет транспортировку газового конденсата из Енисейского региона (до 200 тыс. т в год). С учетом этого ежегодный объем транспортировки грузов «Норильского никеля» стабилизируется в размере около 1,4 млн т.

Компания «Пайяха» намеревается в 2016 г. начать транспортировку нефти (до 4 млн т в год) с Пайяхского месторождения в устьевой части Енисея.

Рассматривается концепция освоения залежей коксующегося угля на Таймырском полуострове с морской транспортировкой до 10 млн т в год на экспорт.

Существует идея реализовать в летний период самый короткий путь из стран АТР в Западную Европу по маршруту Мохэ (Китай) – Сковородино – Тында – Алдан – Якутск (по железной дороге) – Тикси (по Лене) – СМП.

Подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между компаниями «Роснефть» и «Эксон-Мобил», в том числе о совместном освоении российского арктического шельфа. Предусматривается создание совместного предприятия для разработки трёх восточно-приновоземельских участков в Карском море.

Восстанавливаются транзитные перевозки грузов по Севморпути, которые практически были прекращены с начала девяностых годов. В 2010 году танкер SCF Baltica дедвейтом 117 тыс. т, ледовый класс Arc5, принадлежащий группе компаний «Совкомфлот», доставил по Севморпути 70 тыс. т газового конденсата компании «Новатэк» в Китай из портов Витино и Мурманск. Впервые в истории по Севморпути прошло такое крупное судно. Продолжительность рейса 22 суток, что почти вдвое быстрее традиционных маршрутов через Суэцкий канал.

Всего за навигацию 2010 года было выполнено 11 транзитных рейсов.

В 2011 году продолжена транспортировка углеводородов на Дальний Восток Северным морским путем крупнотоннажными танкерами с полным грузом по высокоширотной трассе севернее Новосибирских островов, а также железорудного концентрата из Мурманска и Норвегии.

Всего в 2011 году выполнен 41 транзитный рейс, включая рейсы с грузом, в балласте, научные и перегонные. По высокоширотной трассе с запада на восток прошло самое крупное судно – танкер «Владимир Тихонов» («Совкомфлот», дедвейт 162 тыс. т), доставивший в Таиланд 120,8 тыс. т газового конденсата. Началась доставка по Севморпути рефрижераторами рыбной продукции с Дальнего Востока в Санкт-Петербург, выполнено 4 рейса.

Общий объём грузов, перевезённых по Севморпути транзитом в 2011 году, достиг 835 тыс. т. В этом году по состоянию на 25 октября уже выполнено 30 транзитных рейсов, перевезено свыше 1 млн т грузов.

В дальнейшем кроме углеводородов и железорудного концентрата можно ожидать транспортировку по Северному морскому пути (с запада) в страны АТР удобрений с Кольского полуострова, цветных металлов из Норильска, а с востока на запад – мочевины из Китая, медно-никелевой руды с Камчатки (в Дудинку), ширпотреба, электроники, рыбной продукции и других товаров.

При разработке в 1993-1998 гг. международной научно-исследовательской программы INSROP (Северный морской путь) определены следующие возможные объёмы транзитных перевозок по Северному морскому пути:

-         с запада на восток – 5-6 млн т;

-         в обратном направлении 2-3 млн т в год.

Экспорт из пунктов, расположенных в пределах акватории Северного морского пути, в западном направлении может в принципе осуществляться круглогодично, в восточном – при существующем ледокольном обеспечении – преимущественно в летне-осенний период.

В целом объём морских арктических грузоперевозок в 2020-2025 гг. может составить 60-65 млн т в год:

На запад

32,70

На восток

22,70

Транзит

3,25

Каботаж

3,65

Итого

62,30

С развитием Северного морского пути Суэцкий и Панамский каналы могут получить серьезного конкурента «природного» происхождения, а государства, которые реализуют проекты трансконтинентальных перевозок по арктическим трассам, – достаточно высокие экономические и политические дивиденды.

Надежная транспортировка природных ресурсов Арктики должна обеспечиваться линейным ледокольным флотом, крупнотоннажными судами арктических ледовых классов, системами связи, навигации и гидрографии, а также совершенствованием тарифной политики и системы управления Северным морским путем.

 

Рис. Российский транспортный коридор «Северный морской путь»

 

Обозначим основные проблемные вопросы и рассмотрим пути их решения в интересах развития инфраструктуры Севморпути.

Проводимые в России реформы в начале 90-х годов практически разрушили действовавшую ранее систему управления Северным морским путем. В ходе инвентаризации функций в области морского транспорта, проводимой в рамках административной реформы, функции по ледокольному обеспечению и регулированию судоходства в акватории Северного морского пути исключены из Положения о федеральном органе исполнительной власти в области транспорта на том основании, что это не определено федеральным законодательством.

Администрация Северного морского пути как уполномоченная правительством страны государственная организация, обеспечивающая регулирование судоходства в Арктике, ликвидирована. Действующая сегодня система управления ледокольными операциями на Северном морском пути не соответствует положениям «Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной президентом РФ 28 июля 2001 г.

Традиционная трасса СМП, проходящая вдоль северного побережья России через арктические проливы, достаточно хорошо изученная в навигационно-гидрографическом отношении, покрытая крупномасштабными морскими навигационными картами и удовлетворительно обставленная средствами навигационного оборудования, доступна только для судов с осадкой не более 12 метров. Основные лимитирующие участки – пролив Санникова и район Медвежьих островов. Крупнотоннажные суда с бульшей осадкой смогут использовать высокоширотные маршруты к северу от Новосибирских островов. Однако эти районы пока ещё недостаточно изучены, не покрыты систематическим промером.

Находящиеся в строю атомные ледоколы были построены в основном в 80-х годах прошлого столетия или в первые два года 90-х годов, кроме а/л «50 лет Победы», строительство которого было завершено в 2007 году. Несмотря на проведенные работы по значительному продлению ресурса работы атомных паропроизводящих установок (АППУ), эти ледоколы в течение предстоящего десятилетия должны будут ввиду физического износа выведены из эксплуатации и утилизированы.

Линейные дизельные ледоколы построены в основном в 70-е годы прошлого столетия (кроме двух однотипных ледоколов «Москва» и «Санкт-Петербург», построенных в 2008-2009 гг.), многократно выработали свой ресурс и подлежат замене.

Вопрос о строительстве нового ледокольного флота является одним из важнейших для обеспечения арктического судоходства, нормального функционирования Северного морского пути и осуществления контроля в Арктике в интересах обеспечения национальной безопасности страны и защиты природной среды.

В 90-х годах XX века действовавшая в России система радиосвязи с судами на трассах СМП претерпела негативные изменения. Эта система базировалась в основном на радиостанциях и наземных каналах Росгидромета.

В настоящее время для обеспечения морской радиосвязи и распространения информации по безопасности мореплавания (ИБМ) в арктических морях в основном используется спутниковая система ИНМАРСАТ. Вместе с тем проблемы со связью в высоких широтах возникают из-за неустойчивой работы системы при углах возвышения геостационарных спутников менее 5 градусов. Кроме этого, система ИНМАРСАТ не покрывает полностью трассы СМП и имеет разрыв рабочей зоны в Восточной Арктике примерно от 100 до 140 градусов восточной долготы.

На Россию возложена ответственность за передачу навигационной информации, обеспечивающей безопасность мореплавания в морях, омывающих северное побережье страны (районы XX и XXI Всемирной системы передачи навигационных предупреждений НАВАРЕА/МЕТАРЕА). Однако побережье пока еще недостаточно оборудовано береговыми станциями международной службы НАВТЕКС.

Промышленная добыча углеводородов на арктическом шельфе и их транспортировка по арктическим морям создают риски загрязнения окружающей среды и нарушения хрупкого и легко уязвимого экологического равновесия в этом регионе, который до настоящего времени остается самым чистым регионом в мире.

Повышенная степень риска при освоении месторождений арктического шельфа предъявляет повышенные требования к судам, обеспечивающим работу добывающих платформ, танкерам, перевозящим углеводородное сырье, и к арктической морской транспортной системе в целом.

Поэтому необходимо сформировать такую транспортную инфраструктуру, которая позволила бы обеспечить безопасную транспортировку минеральных ресурсов, минимизацию рисков возникновения нештатных и аварийных ситуаций, обеспечить готовность сил и средств для их ликвидации. Система реагирования на чрезвычайные ситуации должна обеспечивать поиск и спасание людей, оказание помощи судам, терпящим бедствие в море, экологическую безопасность морской деятельности.

Арктические порты, за исключением порта Дудинка, являются самым слабым звеном на СМП. Причальные сооружения требуют капитального ремонта, реконструкции и дноуглубления для приема современных судов. В большинстве портов требуется развитие и совершенствование сооружений по приему и утилизации судовых отходов, средств ликвидации аварийных разливов нефти.

 

Ледокольное обеспечение

Основой безопасных условий плавания судов в ледовых условиях Северного морского пути является мощный атомный ледокольный флот.

В настоящее время на трассах Северного морского пути действуют 10 линейных ледоколов (из них 6 атомных, в том числе построенный в 2007 году атомный ледокол «50 лет Победы», и 4 дизельных). Развитие ледокольного флота России осуществляется в рамках федеральных целевых программ. Предусматривается пополнение атомного ледокольного флота двухосадочными ледоколами.

Двухосадочный универсальный атомный ледокол с переменной осадкой создается впервые. Он будет иметь две рабочие осадки 10,5 и 8,5 м, т.е. сможет работать как в открытом море, так и на прибрежных мелководьях и в устьях рек. Концепция ледокола разработана в нашем институте. Завершена разработка технического проекта, имеется поручение председателя Правительства РФ об обеспечении строительства до 2020 г. трех таких ледоколов.

Тендер на строительство головного ледокола выиграла петербургская компания «Балтийский завод – Судостроение». Мощность ледокола на валах около 60 МВт, он будет способен работать во льдах толщиной до 3 метров. При проектировании ледокола решен ряд сложных проблем, прежде всего связанных с переработкой большой мощности на малых глубинах. Три таких ледокола смогут заменить пять выводимых до 2023 года из эксплуатации по мере выработки ресурса атомных ледоколов, в том числе три ледокола типа «Арктика» и два ледокола типа «Таймыр». До 2030 года в связи с интенсификацией освоения месторождений на шельфе арктических морей необходимо будет построить еще два таких ледокола.

Расчет необходимого ледокольного обеспечения морских перевозок грузов на перспективу до 2020-2025 гг. показал, что необходимо, кроме того, построить 4 дизель-электрических ледокола мощностью на валах 25 МВт и 2 дизель-электрических ледокола мощностью на валах 18 МВт (технические проекты разработаны). Заказ на строительство головного дизельного ледокола мощностью 25 МВт размещен на «Балтийском заводе – Судостроение», а ледокола мощностью 16-18 МВт – на Выборгском судостроительном заводе. Для обеспечения круглогодичной навигации на Северном морском пути, а также работ на шельфе предусматривается разработка и строительство в будущем атомного ледокола-лидера мощностью на валах 110-130 МВт.

В перспективе должно обеспечиваться круглогодичное судоходство по Северному морскому пути.

 

Таблица 2. Состав флота линейных ледоколов России

Название

Год постройки

Мощность на валах, кВт

Страна-строитель

Оператор

Атомные ледоколы

Россия

1984

49000

СССР

Атомфлот

Советский Союз

1989

49000

СССР

Атомфлот

Ямал

1991

49000

СССР

Атомфлот

50 лет Победы

2007

49000

Россия

Атомфлот

Таймыр

1989

32500

Финляндия, СССР

Атомфлот

Вайгач

1990

32500

Финляндия, СССР

Атомфлот

Линейные дизель-электрические ледоколы

Ермак

1974

26500

Финляндия

Росморпорт

Адмирал Макаров

1975

26500

Финляндия

ДВМП

Красин

1976

26500

Финляндия

ДВМП

Капитан Сорокин

1977

16200

Финляндия

Росморпорт

Капитан Николаев

1978

16200

Финляндия

Росморпорт

Капитан Драницын

1980

16200

Финляндия

Росморпорт

Капитан Хлебников

1981

16200

Финляндия

ДВМП

Москва

1980

16000

Россия

Росморпорт

Санкт-Петербург

1980

16000

Россия

Росморпорт

 

Тарифы на услуги ледокольного флота

Разработка современной нормативной правовой базы

Действующие тарифы на услуги ледокольного флота на трассах СМП установлены приказом ФСТ России в 2005 г. на 1 тонну груза в зависимости от рода груза и независимо от ледового класса судна (категории ледовых усилений), дальности проводки и сезона плавания.

Важнейшее положение Морской доктрины о государственном финансировании затрат на содержание и эксплуатацию ледоколов, в первую очередь с атомными энергетическими установками, не выполняется.

Тем не менее следует отметить, что с 2007 года возобновлены государственные субсидии на содержание атомного ледокольного флота:

2007 г. – 450 млн руб.

2008 г. – 800 млн руб.

2009 г. – 1800 млн руб.

2010 г. – 1500 млн руб.

2011 г. – 1300 млн руб.

2012 г. – 1264 млн руб.

2013 г. – 1264 млн руб. (согласно проекту бюджета).

Основываясь на положениях Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., ведётся разработка современной нормативной правовой базы. Министерством транспорта РФ разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». Закон принят (от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ) и вступит в силу 27 января 2013 г. Он создан в целях обеспечения государственного регулирования судоходства в акватории Северного морского пути, принятия мер по обеспечению безопасности мореплавания, защиты морской среды и северного побережья РФ от загрязнения.

Воссоздается администрация Северного морского пути (АСМП) в форме федерального казённого учреждения.

Согласно закону тарифы на услуги, оказываемые в акватории СМП по ледокольной проводке судов судовладельцами ледокольного флота, по ледовой лоцманской проводке судов, и правила применения тарифов устанавливаются Федеральной службой по тарифам в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях, с учетом вместимости судна, ледового класса судна, расстояния проводки судна и сезона навигации. Оплата ледокольной проводки судна, ледовой лоцманской проводки судна в акватории СМП осуществляется исходя из объёма фактически оказанных услуг.

Пока же действуют достаточно высокие тарифы 2005 года. При использовании этих тарифов для расчета стоимости транзитной проводки судов по Севморпути более выгодным оказывается использование южного маршрута через Суэцкий канал (расходы за рейс в пересчете на 1 тонну дедвейта по тарифам для наливных грузов на 33% выше в сравнении с рейсом через Суэцкий канал).

Привлечь российских и иностранных судовладельцев к маршруту перевозок из Европы в страны АТР и обратно по Северному морскому пути возможно, только если оплата за ледовую проводку транспортных судов не будет превышать стоимости прохода через Суэцкий канал.

В этом случае в полной мере проявятся преимущества северного маршрута: значительно меньшая протяженность пути по сравнению с южным маршрутом и соответствующее сокращение продолжительности рейса, существенная экономия топлива, увеличение рейсооборота судов, отсутствие опасности пиратских нападений на суда.

ГК «Росатом» предложила установить тарифы на услуги по проводке транспортных грузовых судов, следующих транзитом по СМП на восток и на запад в грузу и в балласте, на уровне действующего сбора за прохождение Суэцкого канала. Нет сомнения, что при использовании таких тарифов значительно увеличится транзитный грузопоток по Севморпути.

ФСТ своим приказом от 7 июня 2011 г. № 122-Т/1 подтвердила действующие с 2005 года тарифы на услуги ледокольного флота на трассах СМП, но определила, что они являются предельными и могут применяться на уровне или ниже предельного тарифа. Таким образом, ГК «Росатом» сможет при желании реализовать своё предложение о стоимости ледокольной проводки судов, следующих транзитом по СМП, и уже делает это.

Для эффективной реализации нового закона необходимо до середины января будущего года разработать и ввести в действие целый ряд подзаконных актов, создать администрацию Северного морского пути.

 

Арктический транспортный флот

Арктический транспортный флот насчитывает в настоящее время (февраль 2012 г.) 201 транспортное судно арктических ледовых классов, в том числе под флагом России – 158 судов. Его развитие осуществляется по планам и за счет средств судоходных и ресурсодобывающих компаний. До 2020 года ожидаются поставки около 60 судов.

По заказу «Лукойла» для вывоза нефти с терминала Варандей в Печорском море в 2008 году построены три танкера дедвейтом 70 тыс. тонн ледового класса Arc6 типа «Василий Динков» и ледокол мощностью 20 МВт для обслуживания терминала.

Для обслуживания буровой платформы на шельфовом месторождении Приразломное в Печорском море по заказу компании «Газпром» в 2010 году построены ещё два подобных танкера («Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов»). В целях ледокольного обеспечения работы платформы построены два ледокола-снабженца мощностью 20 МВт.

По заказу компании «Роснефть» в 2008-2010 гг. построены три танкера типа «Архангельск» дедвейтом 30 тыс. тонн ледового класса Arc6 для вывоза нефти и нефтепродуктов из портов Архангельск и Витино.

Компанией «Норильский никель» построены пять контейнеровозов ледового класса Arc7 типа «Норильский никель» дедвейтом 15 тыс. тонн, способных осуществлять самостоятельное плавание во льдах толщиной до 1,5 м на линии Дудинка – Мурманск при специальном гидрометеорологическом обеспечении.

По заказу этой же компании в прошлом году в Германии завершено строительство арктического танкера ледового класса Arc7 дедвейтом 18,5 тыс. тонн, который будет обеспечивать транспортировку нефтепродуктов в Дудинку и вывоз газоконденсата.

В настоящее время судоходные и ресурсодобывающие компании, работающие в Арктике, озабочены заказами на строительство газовозов ледового класса, способных осуществлять транспортировку СПГ из Арктики как в Европу, так и в страны АТР.

Нет сомнения, что при наличии грузовой базы и приемлемых тарифов оплаты услуг ледоколов транспортный флот обеспечит перевозку всех заявленных грузов.

 

Таблица 3. Состав российского флота транспортных судов ледового плавания

Ледовый класс

Количество судов

Дедвейт, тонн

GT

ВСЕГО

201

3 500 412

2 474 457

Под иностранным флагом

Arc4

26

1 399 101

814 073

Arc5

15

351 243

236 373

Arc6

2

139 883

99 732

Arc7

-

-

-

Итого

43

1 890 227

1 150 178

Под российским флагом

Arc4

106

964 446

767 040

Arc5

38

227 679

223 839

Arc6

3

218 166

148 791

Arc7

11

199 894

184 609

Итого

158

1 610 185

1 324 279

 

Мониторинг судоходства в Арктике (АИС, ГМССБ, СДИ)

В соответствии с постановлением Правительства России от 23 июля 2004 года функции головной организации, ответственной за создание и функционирование Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), выполняет Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Береговой сегмент ГМССБ включает в себя: береговые радиостанции системы аварийного радионаблюдения на частотах бедствия; станции приема и обработки информации международной системы поиска и спасания аварийных судов и самолетов КОСПАС-САРСАТ; сеть береговых станций международной службы НАВТЕКС, береговые земные станции системы спутниковой связи ИНМАРСАТ.

В портах Российской Федерации построено и введено в эксплуатацию 62 объекта ГМССБ. В акватории Севморпути требуется дальнейшее развитие сети станций НАВТЕКС.

В 2000 г. введена в эксплуатацию автоматизированная система мониторинга и контроля за местоположением морских и смешанного «река-море» плавания судов (СМС) «Виктория», которая позволяет автоматически принимать сигналы судовой системы охранного оповещения и является базой для внедрения системы дальней идентификации (СДИ).

С сентября 2009 г. в России действует Национальный центр данных системы дальней идентификации и контроля за местоположением судов, обеспечивающий в автоматическом режиме прием от судов, плавающих под флагом РФ, информации СДИ, сохранение и предоставление этой информации зарегистрированным пользователям в соответствии с конвенционными требованиями.

В соответствии с решением комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России от 28.10.2009 в настоящее время идет разработка системы мониторинга на основе сообщений автоматической идентификационной системы (АИС) с использованием отечественной спутниковой группировки.

В рамках федеральной целевой программы «Мировой океан» ведется разработка многоцелевой российской космической системы «Арктика». В состав космической системы «Арктика» будет входить несколько подсистем, базирующихся как на геостационарных, так и высокоэллиптических спутниках.

 

Навигационно-гидрографическое обеспечение

Навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания на трассах СМП осуществляется Минтрансом с 1933 года.

Всего проведено около 1500 гидрографических экспедиций в Арктике. В морях Северного Ледовитого океана выполнены съёмки рельефа дна протяженностью 5,3 млн линейных км. Комплект созданных на основе этих съёмок морских карт на трассы СМП составляет около 730 адмиралтейских номеров, в том числе 233 карты на английском и русском языках. На все арктические моря России изданы и поддерживаются на уровне современности лоции и другие навигационные пособия. Составлены планы подходов к основным пунктам рейдовой выгрузки и карты для плавания морских судов по рекам Енисей, Хатанга, Анабар и Колыма. Вдоль трасс СМП установлено свыше полутора тысяч различных средств навигационного оборудования (СНО), 6 контрольно-корректирующих станций глобальных навигационных систем (ККС ГНСС) ГЛОНАСС/GPS. Покрыты съёмкой рельефа дна и грунтовой съёмкой участки шельфа арктических морей на 90% традиционных судоходных путей.

С 2010 г. начато площадное обследование малоизученных морских районов с глубинами до 100 м и участков высокоширотной трассы СМП для судов с осадкой 15 м, в навигацию 2011 и 2012 гг. для этого были задействованы три гидрографических судна с многолучевыми эхолотами. В первую очередь ведутся гидрографические исследования высокоширотной трассы, фарватеров и рекомендованных путей движения судов, судоходных проливов и узкостей, устьевых участков рек Обь, Енисей, Колыма.

Информирование мореплавателей об изменении навигационной обстановки и режима плавания

В целях выполнения международных обязательств Минтранс России возложил на ФГУП «Гидрографическое предприятие» функции координатора по сбору, подготовке и передаче информации по безопасности мореплавания (ИБМ) на арктические морские районы НАВАРЕА ХХ и ХХI.

ФГУП «Гидрографическое предприятие» зарегистрировано в ИМО официальным поставщиком ИБМ и получило сертификат Международного координационного совета службы SafetyNET. Передача ИБМ осуществляется по сети SafetyNET через два спутника системы ИНМАРСАТ районов Индийского и Тихого океанов.

Из-за разрыва рабочей зоны спутниковой системы ИНМАРСАТ в Восточной Арктике необходимо установить дополнительно несколько береговых станций НАВТЕКС вдоль Арктического побережья России.

Продолжится развёртывание и ввод в эксплуатацию сети береговых контрольно-корректирующих дифференциальных станций (ККС) глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS; создание банка данных электронных навигационных карт (ЭНК) на трассы СМП, отвечающих требованиям стандарта Международной гидрографической организации S-57; внедрение автоматизированных гидрографических комплексов на базе новейших многолучевых эхолотов.

Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» за счёт средств федерального бюджета предусмотрено строительство трех лоцмейстерско-гидрографических судов ледового класса Arc7; шести специализированных гидрографических катеров; двух лоцманских катеров ледового класса Arc4, а также модернизация действующих гидрографических судов.

 

Поиск и спасание людей, оказание помощи судам

Для обеспечения поисковых и аварийно-спасательных работ в Арктике РФ организовано несение аварийно-спасательной готовности силами и средствами подведомственных Минтрансу бассейновых аварийно-спасательных управлений (БАСУ).

Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) и подцентры (МСПЦ) в Мурманске, Архангельске и Тикси выполняют в Арктике задачи, вытекающие из обязательств Российской Федерации, по Конвенции 1979 года о координации надлежащего поиска и спасания людей, терпящих бедствие в поисково-спасательных районах РФ. При необходимости для поиска и спасания привлекаются согласно планам взаимодействия силы и средства других ведомств.

Поисково-спасательные операции в Арктике в ледовых условиях в основном обеспечиваются с помощью ледоколов.

Продолжается международное сотрудничество со спасательными службами иностранных государств Арктического региона в рамках соглашения и меморандума о понимании между Правительством РФ и Правительством Королевства Норвегия, соглашения между правительствами СССР и США. Ежегодно проводятся российско-норвежские учения по поиску и спасанию людей «Баренц». Имеет большое значение заключенное в рамках Арктического совета в 2011 году соглашение по поиску и спасанию в Арктике.

Необходимо развитие пунктов базирования средств спасания и строительство их вблизи от наиболее вероятных мест аварий, определяемых при оценке риска. Рассматривается вопрос о создании такой базы (постоянной или сезонной – на период арктической навигации) в центральном районе Арктики – в порту Тикси. В настоящее время один атомный ледокол, оснащенный необходимыми средствами для выполнения аварийно-спасательных работ, осуществляет постоянное дежурство в акватории Северного морского пути.

В последние годы введено в эксплуатацию три ледокола, в том числе атомный ледокол «50 лет Победы», а также два дизель-электрических ледокола мощностью 16 МВт. Начато строительство аварийно-спасательных судов нового поколения, в том числе ледового класса. До 2015 года намечено построить 37 судов.

Атомные и дизель-электрические ледоколы, строительство которых начнется в ближайшее время, будут, как правило, многофункциональными, способными выполнять как свойственные ледоколам задачи по осуществлению ледокольных проводок, так и работы по обеспечению аварийно-спасательных операций и использоваться при ликвидации аварийных разливов нефти.

В целях совершенствования системы поиска и спасания в Арктике в рамках федеральной программы предусмотрено строительство и реконструкция объектов инфраструктуры берегового базирования, включающих административно-бытовые комплексы, причальные сооружения, складские помещения для хранения оборудования. В Росморречфлоте создан ситуационный центр по контролю за оперативной обстановкой и нахождением судов в Мировом океане и на внутренних водных путях.

В настоящее время МЧС России приступило к размещению вдоль арктического побережья сети спасательных центров.

 

Реагирование на разливы нефти в море

Существующая национальная система реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов складывается из двух систем: государственной и частной.

Государственная система реагирования Минтранса в Арктике, задачей которой является обеспечение реагирования на разливы нефти в море, базируется на силах и средствах БАСУ, которые обеспечивают несение готовности к ликвидации разливов нефти в Арктике. К сожалению, модернизация оснащения формирований БАСУ осуществляется крайне медленно.

Наряду с государственной системой реагирования в Арктике значительные средства были выделены нефтяными компаниями «Лукойл» и «Газпромнефтьшельф» на приобретение средств реагирования на разливы нефти, которые включают как нефтесборные системы, так и специализированные суда, оснащённые скиммерами и бонами, способные работать в ледовых условиях.

Следует отметить, что в мире сегодня отсутствуют эффективные средства ликвидации разливов нефти в тяжелых арктических льдах. Крупные компании осуществляют ряд проектов по созданию таких средств. В январе 2012 г. стартовала четырёхлетняя научная программа по разработке технологий реагирования на разливы нефти в Арктике стоимостью $20 млн. В России аналогичные исследования и ОКР проводятся в рамках ФЦП «Морская техника».

Проводимые в Арктике учения по ликвидации разливов нефти показали, что эффективное реагирование возможно только в том случае, если необходимые средства находятся недалеко от мест возможных разливов. Необходимо создать базы в непосредственной близи к местам повышенного риска аварий.

Россия осуществляет как двустороннее, так и многостороннее сотрудничество по борьбе с разливами нефти в Арктике. Заключены и выполняются соглашения с Норвегией и США. В 2011 г. начата разработка в рамках Арктического совета обязательного международного инструмента по реагированию на разливы нефти в Арктике.

В рамках национальных целевых программ Россия начала модернизацию системы реагирования на разливы нефти в Арктике. Для этих целей будет построено до 2015 года несколько многофункциональных аварийно-спасательных судов, оснащенных современными средствами борьбы с разливами нефти. Разработаны региональные планы реагирования на разливы нефти в западном и восточном районах Арктики.

 

Перспективы развития арктических портов

Для обеспечения нормального функционирования Северного морского пути необходимы восстановление и модернизация арктических портов Амдерма, Диксон, Игарка, Дудинка, Хатанга, Тикси, Певек, Зеленый Мыс, Провидения, строительство береговых и шельфовых терминалов, объектов ГМССБ. Для полноценного обеспечения районов Крайнего Севера и внешнеторговых связей Минтрансу совместно с Минрегионом и органами исполнительной власти приарктических субъектов РФ необходимо разработать программу развития портов и транспортно-логистических узлов вдоль Северного морского пути, которая должна быть включена в подпрограмму «Экономическое и социальное развитие арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы» государственной программы «Региональная политика и федеральные отношения». В качестве инвесторов дополнительно привлечь ресурсодобывающие компании, работающие в Арктике.

Предусмотреть создание базовых портов-хабов (Мурманск на западе, Петропавловск-Камчатский на востоке) в центрах портовых свободных экономических зон. В целях создания второго базового порта на западе необходимо ускорить проектирование и строительство глубоководного района порта Архангельск имени М.В. Ломоносова.

 

Общая оценка безопасности на СМП

Общая оценка безопасности может быть выполнена на основе оценки риска при плавании судов по Северному морскому пути.

Такая оценка за всю историю СМП выполнена по материалам ЦНИИМФа, Арктического и антарктического НИИ и Российского морского регистра судоходства и характеризуется следующими показателями.

Благодаря четкой организации судоходства, непрерывному контролю за движением каждого судна и своевременному оказанию ледокольной помощи относительная вероятность гибели судов во льдах на порядок меньше, чем в открытых водах Мирового океана.

Вероятность получения тяжелых водотечных ледовых повреждений корпуса не превышает 2% от количества плавающих судов по СМП. С таким же уровнем вероятности происходят столкновения судов в прибрежных водах Мирового океана.

Случаев аварийных разливов нефти с танкеров за 30 лет эксплуатации не отмечалось.

Атомные и дизельные линейные ледоколы за 50-летний период эксплуатировались на СМП безаварийно. Радиационная обстановка на атомных ледоколах находилась в пределах технических норм.

Действующая арктическая морская транспортная система работает стабильно, обеспечивает перевозку необходимых грузов, включая транзитные, и достаточно высокий уровень безопасности судоходства, способствуя ускоренному развитию арктической зоны РФ.

 

Морские вести России №14 (2012)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США В административной  столице штата Луизиана (США) 4-6 декабря состоялось заседание ...

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме 100-я сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации в штаб-квартире ИМО ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России Крупнейший в мире дизельный ледокольный флот ФГУП «Росморпорт», в составе которого 35 ледоколов разл...

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года На минувшей неделе, 03.12.2018 года в 24 час 00 мин по московскому времени Кандалакшский МТП постави...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...