Ликвидация разливов нефти в Арктике: необходим новый закон - Морские вести России

Ликвидация разливов нефти в Арктике: необходим новый закон

28.01.2015

Севморпуть

В Российской Федерации «Основные направления государственной политики в отношении северных территорий России» были рассмотрены Госсоветом России в 2004 году. Было установлено, что государственная природоохранная политика должна исходить из сохранения чрезвычайно высоко уязвимых природных комплексов северных регионов страны, а также природно-климатических особенностей районов Севера, ожидаемых естественных изменений климата, современного экологического состояния территорий, прав коренных малочисленных народов Севера в части традиционного природопользования.

Алексей Иванчин, заместитель начальника лаборатории экологической безопасности морского транспорта ЗАО «ЦНИИМФ», к.т.н.

 

Неприемлемо и невыполнимо

Добыча нефти и ее транспортировка танкерами является основным потенциальным источником загрязнения на шельфе Арктики.

Экологическая опасность добычи нефти на арктическом шельфе складывается из двух составляющих: эксплуатационной и аварийной. Загрязнения, возникающие в процессе эксплуатации буровой платформы, образуются и сбрасываются постоянно, хотя и в относительно небольших количествах, однако при этом происходит хроническое загрязнение акватории морей. Аварийные разливы нефти происходят редко, но могут приводить к катастрофическим последствиям.

В вопросах предотвращения загрязнения морской среды российское законодательство основывается как на нормах международного права, так и на многовековом опыте освоения Арктики. К проблеме реагирования на разливы нефти (ЛРН) в РФ можно отнести около 40 нормативно-правовых документов. Основными действующими нормативными актами в области аварийного планирования являются:

-         Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

-         Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

-         Приказ МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Эти нормативные акты определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации. Такие планы должны разрабатываться организациями в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов.

Требования, приведенные в постановлениях Правительства РФ № 613, № 240 и приказе МЧС № 621, формально одинаковы как для нефтяных терминалов, на которых обрабатываются десятки миллионов тонн нефти в год и к которым подходят танкеры дедвейтом более 100 000 тонн, так и для сооружений, на которых отгружается несколько сот тонн нефти в год и к которым подходят танкеры дедвейтом до 300 тонн. Однако это совершенно неприемлемо, поскольку не учитывается специфика объекта и его размеры. Уровню реагирования, согласно существующим требованиям, должно соответствовать наличие определенного количества сил и средств. Исходя из этого, от российских организаций, занятых операциями с нефтью, формально требуется обеспечение готовности к ликвидации любых разливов, возможных на их объектах. Практически это невыполнимо, а несоответствие требований и возможностей служит источником коррупции. Полностью проигнорирован международный опыт организации системы ликвидации разливов нефти в море. Между тем он показывает, что не только отдельная компания, но даже государство не в состоянии справиться с разливами нескольких тысяч тонн нефти, для этого необходимо привлечение кроме собственных сил и средств международной помощи. В мире принята трехуровневая система реагирования на разливы нефти, которая базируется на результатах оценки риска, выполняемой для каждого объекта с учетом его специфики.

 

Проблем не решил

Сравнительно недавно, с июля 2013 года, вступил в силу Федеральный закон № 287 «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Им устанавливаются механизмы финансового обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, возмещения расходов на привлечение дополнительных сил и средств.

По аналогии с механизмами, предусмотренными Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, заключенной в Брюсселе в 1969 году, законом предусматривается подтверждение финансового обеспечения этих мероприятий. Им является наличие у эксплуатирующей организации одного из следующих документов:

-         банковской гарантии выплаты средств, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

-         договора страхования, обеспечивающего финансирование в случае разлива нефти и нефтепродуктов в морской среде мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

-         документа, подтверждающего создание эксплуатирующей организацией резервного фонда, содержащего денежные средства в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

При этом величину финансового обеспечения предлагается рассчитывать исходя из наихудшего экологического сценария, а методика ее расчета будет определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, законом предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации иметь в наличии собственные либо привлекаемые на договорной основе силы и средства, необходимые для предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В случае если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объемах, не позволяющих обеспечить его устранение на основе плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, эксплуатирующая организация обязана незамедлительно обратиться в МЧС России для привлечения дополнительных сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Исходя из положений Федерального закона № 287, план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается эксплуатирующей организацией после получения на него положительного заключения государственной экологической экспертизы с последующим уведомлением федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем согласно Федеральному закону № 174 о государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) любая производственная деятельность, которая может привести к загрязнению окружающей среды, подлежит оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). В связи с этим в настоящее время при направлении плана ЛРН на ГЭЭ необходимо прикладывать ОВОС, стоимость которого сопоставима с затратами на разработку плана ЛРН.

 

Нет единого правового акта

C момента принятия в начале 2000-х годов постановлений правительства № 613 и № 240 они находились под постоянной критикой ведомств, организаций, занимающихся операциями с нефтью и экспертами. Основные претензии касались невозможности выполнения в должной мере содержащихся в них требований. Именно поэтому МЧС России было поручено пересмотреть указанные постановления с учетом высказанных критических замечаний. МЧС России подготовило ряд новых вариантов документа, однако ни один из них не удовлетворил заинтересованные ведомства и правительство. Ниже приводятся характеристики подготовленного в 2013-2014 гг. последнего варианта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Проектом предусмотрен ряд принципиальных изменений.

В частности, в нем отменяется необходимость согласования плана. Данная процедура заменяется процедурой рассылки копии плана, утвержденного руководителем организации, в определенные органы исполнительной власти в целях их уведомления. Закрепляются общие требования к содержанию планов и их приложений.

Устанавливаются новые значения максимальных расчетных объемов разливов нефти и/или нефтепродуктов.

Исключается время локализации разлитой нефти и нефтепродукта.

По результатам анализа проекта необходимо отметить, что он имеет ряд положений, снижающих административные барьеры для хозяйствующих субъектов. Например, отменяется необходимость согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов, а также упрощается порядок продления срока действия планов и их корректировки.

В настоящее время Министерством природных ресурсов подготовлен проект приказа Министерства по природным ресурсам РФ «Об утверждении методики расчета финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных планом ЛРН». Согласно нему установлены лимиты финансового обеспечения для проведения операций ЛРН:

-         для разлива 500 тонн требуется иметь в резерве 5 млн рублей;

-         для разлива 5000 тонн – 44 млн рублей.

Таким образом, в России, которая имеет самые протяженные в мире морские границы и континентальный шельф, нет федерального закона, который бы с учетом взаимных интересов государства и промышленности (и их взаимодействия) полностью регулировал бы вопросы предотвращения загрязнения морской среды, реагирования на разливы нефти и других вредных веществ в море. Существующее в этой области законодательство РФ – федеральные законы, постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не системны, разрозненны, не учитывают морскую специфику, носят общий характер, а иногда противоречат друг другу, что приводит к их разнообразному толкованию и коррупции.

Сегодня остро необходим единый нормативно-правовой акт, учитывающий специфику Арктики, в области предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов.

 

Морской флот №3 (2014)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ