Взаимодействие профессиональных и образовательных стандартов
03.02.2015
Образование
Россия, следуя зарубежному опыту, приступила к формированию профессиональных стандартов, которые, с одной стороны, должны отражать потребности работодателей в квалификационных характеристиках работников на определенной должности, с другой – стать основой для формирования необходимых компетенций для образовательного процесса соответствующего уровня.
Елена Лаврентьева, проректор ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, заместитель председателя Совета УМО по образованию в области эксплуатации водного транспорта, д.э.н., профессор
Новый подход
Такой подход вызван существенными новациями в технико-технологических аспектах, усиливающейся конкуренцией, что во многом оказывает влияние на отраслевой рынок труда. Работодатели заинтересованы в привлечении кадров, которые обладают необходимыми знаниями, умениями и могли бы быстро реагировать на изменяющиеся условия производства.
Среди наиболее острых проблем в российской экономике в целом и на уровне отрасли в частности в настоящее время является устранение дисбаланса между потребностями работодателей в квалифицированных кадрах, предложением рабочей силы и образовательным процессом по подготовке специалистов. Поэтому бизнес настойчиво предъявляет требования к сфере образования по обеспечению кадрами с соответствующим уровнем профессиональных знаний.
Реформирование системы профессионального образования при разработке и реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения направлено на решение этих проблем. Новые образовательные стандарты включают профессиональные и профессионально-специализированные компетенции, отражающие те знания и умения, которыми выпускник должен обладать после завершения обучения по соответствующей специальности – специализации или направлению подготовки – профилю.
Таким образом, интересы бизнес-среды и образовательной среды пересекаются практически по одним параметрам, но называются они по-разному и нормативно регулируются по-разному.
Регулирование трудовых отношений традиционно осуществлялось с использованием тарифно-квалификационных характеристик (ТХК), большинство из которых устарели и требуют кардинального пересмотра. При этом необходимо подчеркнуть, что для работников плавающего состава судов морского и речного флота ТХК никогда не разрабатывались, а необходимые знания, умения и требования к образованию были прописаны в уставах службы на судах морского и речного флота.
На государственном уровне поставлена задача создания новой системы квалификационных требований и интегрирования ее с системой образования через основные положения профессиональных стандартов.
С нормативно-законодательных позиций условия для реализации поставленных задач созданы, это:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п. 1);
- Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»;
- Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23);
- Перспективный план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 № 2204-р);
- План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 № 565);
- Макет профессионального стандарта (приказ от 12.04.2013 № 147н);
- Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов (приказ от 29.04.2013 № 170н);
- Уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов (приказ от 12.04.2013 № 148н).
Однако возникает вопрос – в чем суть профессиональных стандартов, их отличительные характеристики и кто заинтересован в их разработке и применении?
Зачем нужны стандарты?
В настоящее время в научной и практической литературе дается достаточно широкий спектр определений, но законодательно в Трудовом кодексе профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Такая трактовка не дает существенных отличий нового формата от тарифно-квалификационных характеристик.
На практике такой стандарт – это комплексный документ, направленный на раскрытие профессиональной деятельности специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей с использованием современной конструкции в виде сочетания уровня знаний, умений, профессионального опыта.
Круг лиц, заинтересованных в профессиональных стандартах, достаточно широк: работодатели, образовательные организации, государственные органы занятости и работники.
Работодателям будет полезен этот документ при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, определении трудовых функций, установлении систем оплаты труда.
Образовательные организации в полном объеме будут их использовать при разработке и реализации образовательных стандартов, учебных программ и дисциплин, учитывающих требования работодателя к выпускникам. Компетенции должны соответствовать требованиям профессиональных квалификаций. В ФГОСах для плавательных специальностей мы уже это учли, и все компетенции требований Международной конвенции «Правила дипломирования и несения вахт (ПДНВ)» включены в новые образовательные стандарты, а затем после их утверждения будут отражены в примерных и основных образовательных программах, программах дисциплин и модулей. Кроме того, подготовка в образовательных учреждениях с учетом новых профессиональных стандартов позволит работнику меньше тратить времени на свою адаптацию на новом месте работы.
Государственные органы занятости могут опираться на профессиональные стандарты при обосновании и реализации политики занятости, прогнозирование потребностей рынка труда, планирование социального развития и т.п.
Работники – при выборе сферы деятельности, а также при оценке своего профессионального уровня для повышения квалификации, планирования дальнейшего профессионального и карьерного роста и т.п.
Поэтому профессиональные стандарты должны стать результатом коллективного труда по их разработке.
На государственном уровне работа в этом направлении началась. Сформирован перечень из 805 профессиональных стандартов, подлежащих разработке, включая приоритетные направления развития экономики. На конец 2013 года в Минтруд России представлено 288 проектов профессиональных стандартов, экспертным советом согласовано 192, 19 – утверждены и направлены на государственную регистрацию в Минюст России.
Для водного транспорта разработка профессиональных стандартов имеет особое значение. Министерством труда РФ утверждены новые ТКХ только для рабочих профессий. А для должностей специалистов и руководителей в современных условиях необходимы соответствующие профессиональные стандарты. И такая работа на отраслевом уровне началась.
Разработка стандартов в ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова
На заседании Координационного совета по образованию Минтранса России и Совета по образованию Федерального агентства морского и речного транспорта Государственному университету морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова поручено в инициативном порядке разработать профессиональные стандарты по должностям «судоводитель-механик» и «гидротехник», которые в настоящее время особо необходимы для водного транспорта. Работа выполняется в абсолютно новом формате, требующем времени и консолидированных усилий.
Если укрупненно рассмотреть макет профессионального стандарта, то он содержит четыре основных раздела: общие сведения; описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности); характеристика обобщенных трудовых функций; сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.
Первый раздел содержит классификационные признаки описываемой профессии. Второй раздел отражает характеристики обобщенных трудовых функций с указанием уровней квалификации. Третий – представляет детализацию каждой обобщенной функции. Указываются возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе. Заключительный раздел информационный – об ответственной организации и разработчиках профессионального стандарта.
Даже такое схематичное рассмотрение позволяет сделать вывод об абсолютно новом документе, который никогда не разрабатывался в наших организациях и учреждениях.
Так, в проекте отраслевого ЕКТС были отдельно сформулированы характеристики для капитана-механика и его старшего, второго и третьего помощников, а профессиональный стандарт должности «судоводитель-механик» охватывает комплексно всю иерархию профессионального роста перечисленных должностей с детализацией трудовых функций, практического опыта, уровней образования совмещенных должностей командного состава судна. Если сравнить объем, то каждая ТКХ занимала максимально 1,5 страницы, а подготовленный вариант профессионального стандарта «судоводитель-механик» – 21 страницу таблиц убористого текста.
Аналогичная ситуация и с профессиональным стандартом по должности «гидротехник».
Важно подчеркнуть заинтересованность наших отраслевых организаций в подготовке новых документов, регулирующих трудовые отношения. Союз «Национальная палата судоходства», Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта, профсоюз работников водного транспорта, все государственные бассейновые управления водных путей и судоходства, Росморпорт активно участвуют в рецензировании подготовленных проектов.
Для сферы образования разработанные профессиональные стандарты будут основой для формирования профессионально ориентированных компетенций в образовательных стандартах, программах, дисциплинах при подготовке специалистов водного транспорта.
Морской флот №3 (2014)