Трудное возрождение

Судостроение
Трудное возрождение

Эйфория «Крымской весны», вызванная возвращением Крыма в состав России, у крымчан и севастопольцев закончилась. На полуострове, фактически ставшем сегодня островом вследствие известных событий, идет трудная работа по всем направлениям жизнедеятельности, в том числе и по интеграции предприятий в оборонно-промышленный комплекс страны. Вот и участники выездного совместного заседания Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации и правительства Республики Крым обсудили состояние и проблемы нормативного правового регулирования деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса в Республике Крым.

Алексей Казаков

 

Что сделано

По информации директора Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России Олега Рязанцева, в сводный реестр организаций ОПК России вошли еще 6 организаций, расположенных в Крымском федеральном округе. «Это далеко не весь перечень предприятий округа, которые планируется включить в состав реестра. Всего в контуре реестра мы видим несколько десятков предприятий полуострова. Включение в сводный реестр дает право претендовать на различные виды субсидий, предоставляемых министерством и федеральным бюджетом по различным финансово-экономическим вопросам», – напомнил представитель Минпромторга.

В этом году в Крыму начала работать свободная экономическая зона. Предприятия ОПК, которые войдут туда, будут пользоваться значительными преференциями. Исторически сложилось так, что ОПК Крыма «заточено» на обеспечение потребностей военно-морской базы ЧФ в Севастополе. В результате в советские времена в Крыму был создан судостроительный комплекс, обладающий уникальными возможностями, и руководство ОПК страны стремится максимально использовать этот потенциал.

На траекторию устойчивого экономического развития вышло АО «Завод «Фиолент», занимающееся производством систем автоматики для водоизмещающих кораблей. По словам генерального директора предприятия Александра Баталина, темпы роста объемов производства в этом году составили 130% по сравнению с 2014 годом. Продукция «Фиолента» вполне конкурентоспособна на рынке страны, и сейчас предприятие принимает участие в реализации 55 оборонных заказов. В настоящее время производство состоит из трех основных секторов. Кроме продукции военного назначения выпускается более 45 наименований электроинструментов. Уверенно развивается производство микромашин (вращающиеся трансформаторы, бесконтактные сельсины, датчики угла, бесконтактные индукционные фазовращатели, электродвигатели специального назначения). Системы автоматики выпускаются не только для кораблей, но и для судов на воздушной подушке, яхт, доков, морских буровых платформ.

За прошедший год началось второе рождение уникального предприятия не только крымского, но и российского судостроения – ООО «Судостроительный завод «Залив». Завод имеет сухой док длиной 365 метров, шириной 60 метров и глубиной 13 метров. Такие размеры дока, который не имеет аналогов не только в России, но и в Европе, а также оснащенность современными подъемными кранами позволит строить корпуса авианосцев. По информации генерального директора предприятия Андрея Жердева, уже сегодня зарплата сборщиков, сварщиков и рабочих некоторых других специальностей поднялась до 80 тысяч рублей. Кроме того, в части меры социальной поддержки здесь было принято беспрецедентное решение по нынешним временам: начать строительство некоммерческого жилья для своих работников.

Пока предприятие загружено только на 20%, но идет активное техническое перевооружение, требующее больших капитальных вложений. Прежде всего речь идет о строительстве кислородного цеха, необходимого для проведения сварочных работ.

– До «Крымской весны» на предприятии были заняты 350 человек, с сентября прошлого года количество специалистов увеличилось до 1750 человек, а к концу года планируем вырасти и до 3 тысяч человек. Завод не только ремонтирует корабли, но и готовится принять участие в строительстве Керченского мостового перехода, – говорит генеральный директор и поясняет: – Мы ощущаем поддержку правительства.

До начала «Крымской весны» АО «НТЦ «Импульс -2» занималось оснащением кораблей иностранных флотов информационно-управляемыми системами. Но с июня прошлого года предприятие принимает участие в выполнении оборонзаказов по разработке и изготовлению артиллерийских боевых модулей для роботизированных комплексов кораблей ВМФ РФ.

Идет возрождение и Двуякорной бухты, расположенной в районе Феодосии. Это, по мнению специалистов, лучшее место в России для испытаний подводного оружия. Активное техническое перевооружение проходит и ОАО «Севастопольский морской завод». В него планируется вложить крупные бюджетные инвестиции в 2016 году.

В целом в первом квартале 2015 года были заключены контракты крымских оборонных предприятий с партнерами, через которых осуществляется финансирование гособоронзаказа на общую сумму 1,2 млрд рублей. Планируется, что объем контрактов по итогам 2015 года будет на уровне 8,2 млрд рублей, а в 2016 году – 15,7 млрд рублей.

Как оценить масштаб проделанной работы? Для судостроительных предприятий ОПК полуострова, стагнировавших в течение более чем 20 лет, подобное оживление неплохой показатель.

 

Проблемы интеграции

Процесс интеграции крымских предприятий в неприглядном свете показал роль вертикально интегрированных структур ОПК России, контролирующих большую часть гособоронзаказа (ГОЗ) – 78% и осуществляющих финансирование инвестиционных проектов. Их мотивация в решении государственных задач оставляет желать лучшего.

Так, глава и председатель Совета министров Республики Крым Сергей Аксенов посетовал: «Мы вынуждены отвлекать президента страны на решение вопросов, которые не стоят и выведенного яйца. Шесть месяцев мы бились за судостроительный завод «Море». Все говорили, что это предприятие не способно производить конкурентоспособную продукцию. Так продолжалось до тех пор, пока президент страны не направил туда своих экспертов. Их вердикт был таков: завод может делать все, и на перевооружение нужны копейки. Но за это время два корабля, которые должны были идти на ремонт в «Море», были переданы предприятию в Ярославле».

Логика таких структур ОПК понятна. Износ основных фондов крымской оборонки запредельно высокий. На некоторых предприятиях стоят станки, которые были вывезены из Германии после войны как репарации за разрушенные немцами города и предприятия СССР.

– Модернизация на некоторых предприятиях ОПК Крыма в лучшем случае проходила полвека назад. Степень износа основных фондов используемого оборудования составляет 75%», – заявила участникам заседания представитель Крыма в СФ Ольга Ковитиди. По ее словам, старение основных фондов является главной причиной, по которой крымские предприятия не включаются в состав холдингов ОПК. Понятно, что в таких обстоятельствах «головники» не могут привлечь крымчан к выполнению ГОЗ. Ведь согласно новому административному кодексу ненадлежащее выполнение гособоронзаказа подвергается суровому наказанию и руководителям предприятий приходится держать ответ за содеянное перед Верховным главнокомандующим.

– Понятно, что если крымские предприятия попадут в структуры стратегических предприятий ОПК, то им будет легче выжить. Но никто из них добровольно интегрироваться не хочет. В результате дело государственной важности застыло на мертвой точке. Видимо, ждут, пока в Москве дадут по шапке», – вынужден признать Олег Рязанцев. По его словам, на сегодня Минпромторгом определено 8 предприятий ОПК Крыма, которые должны войти в интегрированные структуры. Есть 12 предприятий, которые определились с технологическими партнерами для той или иной интегрированной структуры, но вопрос об их интеграции пока так и не решен.

Российские предприятия ОПК осваивали современную законодательную базу в течение многих лет. Крымчанам это приходится делать в режиме экстерна.

– Для освоения юридической базы, которая наработана в России, нам понадобится 5-7 лет. Есть поручение правительства не штрафовать нас за те или иные нарушения, но его нужно продлить хотя бы еще на год, – считает Александр Баталин.

Остро стоит вопрос и доступности кредитных ресурсов. По признанию первого заместителя министра промышленной политики Республики Крым Константина Равича, предприятия Крыма вошли в состав России с обнуленными счетами. «При вступлении Крыма в состав России Украиной были обнулены счета наших предприятий. То есть те оборотные средства, которые были на счетах, можно сказать, были украдены у наших предприятий».

Сложилась парадоксальная ситуация. Крымские предприятия не могут получить кредиты, потому что у них нет кредитной истории в составе России. Собственность предприятий ОПК не зарегистрирована и не откадастрирована в соответствии с российским законодательством. С другой стороны, банки хотят нормальных залоговых активов, которые на сегодня предоставлены быть не могут, потому что опять же еще не завершился процесс кадастрирования и регистрации собственности.

Кроме того, банки требуют наличия соответствующего уровня загрузки предприятий заказами, чтобы понимать, как будут возвращаться деньги. Получается замкнутый круг: заказы не предоставляются из-за устаревших фондов, а кредиты не даются на их обновление из-за незагруженности предприятий, поясняет ситуацию замкнутого круга Константин Равич.

Заместитель директора Департамента промышленности и сельского хозяйства Севастополя Александр Королев сообщил, что загрузка предприятий ОПК Севастополя составляет не более 40%. Главная проблема – получение разрешительных документов на работу по ГОЗ, то есть лицензий и допусков. В этом вопросе наблюдается такая же круговерть, как и при получении кредитов. Решение о возможности допуска руководителей предприятий принимается заказчиком работ. Но если у предприятия нет соответствующего договора с заказчиком, то оно не может рассчитывать на инициирование допуска, а договор можно заключить только при наличии допуска.

Сегодня в Крыму имеется недостаточная профессиональная подготовка инженерных кадров. Готовятся только гуманитарии. На полуострове нет профтехобразования. По словам А. Баталина, в Москве и Санкт-Петербурге проводятся семинары, но обучение там требует немалых средств (51 000 рублей на человека). Потребность в кадрах очень высокая. Сейчас система технического образования только начинает создаваться. Но дефицит будет ощущаться несколько лет. В связи с этим предлагается направлять в Крым специалистов из других регионов. Его поддержал Андрей Жердев, заявивший, что в связи с резким увеличением объемов производства заводы испытывают острую нехватку кадров. – Я готов взять 150 человек в этом году и еще 400 в следующем, – сказал гендиректор «Залива».

Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров предложил Олегу Рязанцеву, представляющему Минпромторг, принять решение о преференциальном отношении к ОПК Крыма и разработать программу модернизации и вхождения предприятий полуострова в интегрированные структуры страны.

В частности, предлагается принять мораторий на принудительное взыскание задолженностей сроком на 5 лет, выделить субсидии организациям ОПК Крыма на возмещение затрат по уплате процентов, ввести режим льготного налогообложения, выделить из бюджета на развитие ОПК полуострова в 2016-2017 годах и вплоть до 2020 года порядка 16 млрд рублей.

 

Морские вести России №11 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Пожар на авианосце «Адмирал Кузнецов»: детали происшествия

Пожар на авианосце «Адмирал Кузнецов»: детали происшествия Пострадало шесть человек, возгорание локализовано

Выгодная сделка: из $21,3 млрд стоимости «Арктик СПГ-2» НОВАТЭК заплатит только $8 млрд

Выгодная сделка: из $21,3 млрд стоимости «Арктик СПГ-2» НОВАТЭК заплатит только $8 млрд Остальное выделят иностранные партнеры и банки

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

«Звезду» «научат» делать СПГ-танкеры с помощью госсубсидии

«Звезду» «научат» делать СПГ-танкеры с помощью госсубсидии Пока выделено 22 млрд руб.

Эксперт: судостроению в России мешают три проблемы

Эксперт: судостроению в России мешают три проблемы Большие накладные расходы, несерийность и отсутствие кадров

Морские порты

Из-за плохой погоды Земснаряд в Холмске не может приступить даже к стандартным работам

Из-за плохой погоды  Земснаряд в Холмске не может приступить даже к стандартным работам О реконструкции пока даже речи не идет

121,2 млн тонн перегрузили порты группы НМТП за 10 месяцев

121,2 млн тонн перегрузили порты группы НМТП за 10 месяцев Объемы перевалки наливных растут, других сегментов сокращаются




Морской транспорт

«Красное Сормово» приглашает всех желающих посетить последний спуск судна в этом году

«Красное Сормово» приглашает всех желающих посетить последний спуск судна в этом году 140-метровый сухогруз впервые коснется воды

Полный газ: последний из 15 арктических танкеров «Ямал СПГ» начал работу

Полный газ: последний из 15 арктических танкеров «Ямал СПГ» начал работу Это позволит оптимизировать логистику проекта как в западном, так и в восточном направлении

Речной транспорт

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ Ноябрьские гидрометеоусловия оставляли желать лучшего

На 9,7% снизился грузопоток Волго-Донского бассейна в навигацию-2019

На 9,7% снизился грузопоток Волго-Донского бассейна в навигацию-2019 Суда стали ходить на 4,7% реже

Ж/Д транспорт

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году Все ради развития дополнительного участка

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Кореи в Польшу

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Кореи в Польшу В два раза быстрее, чем в обход по морю

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься Полярные состояния, влияющие на принятие управленческих решений, – это то, что в китайской философии...

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...