Добыча и экспорт российского угля требуют новых портовых мощностей

Грузовая база
Добыча и экспорт российского угля требуют новых портовых мощностей

Несмотря на кризис, в 2015 году добыча угля в России выросла, поставив новый постсоветский рекорд – почти 372 млн тонн, тогда как экспорт остался на уровне позапрошлого года – порядка 150 млн тонн. Стагнация экспорта в первую очередь связана с состоянием мирового рынка, который испытывает кризис перепроизводства со всеми вытекающими последствиями. Дополнительно усугубляет ситуацию рост себестоимости российского угля.

Тем не менее стратегические ориентиры российской угольной отрасли остаются прежними – к 2030 году планируется добывать 410-460 млн тонн и экспортировать до 205 млн тонн угля в год. Приоритетными рынками сбыта по-прежнему будут выступать страны АТР, и строительство новых экспортных терминалов уже идет или планируется главным образом в расчете на них. Правда, из-за возникших в результате кризиса проблем с финансированием отдельные проекты могут быть отложены...

Татьяна Дмитриева

Конкуренция выше, преимуществ меньше

В 2015 году добыча угля в России составила 371,7 млн тонн – это на 4% больше, чем в предыдущем году, и рекордный показатель за всю постсоветскую историю (рис. 1). Экспорт, который в предыдущие годы ежегодно рос на 5-15%, остался на уровне 2014 года – 151,4 млн тонн.

Рис. 1. Динамика добычи и экспорта угля в России, 2010-2015 гг.

Источник: Данные Росстата, ФТС

Характерной чертой российской угольной отрасли является высокая доля экспорта в общем объеме добычи (40%). Она сформировалась в конце 1990-х – начале 2000-х, когда в России наблюдалась стагнация внутреннего рынка угля, и государство начало активно стимулировать его экспорт в первую очередь посредством тарифной политики на железнодорожном транспорте. Это помогало преодолеть «неконкурентоспособные» расстояния по железной дороге от станций отправления в Кузбассе до портов и пограничных переходов, составляющие в среднем 4000-5000 км (для сравнения: у конкурентов России на мировом рынке они составляют не более 300-400 км). Себестоимость добычи российского угля при этом долгое время была одной из самых низких в мире как благодаря преобладанию открытого способа добычи угля, так и проведенной в 1990-е годы реструктуризации отрасли путем закрытия нерентабельных шахт.

Но сейчас наработанный резерв конкурентоспособности российской угледобычи постепенно исчерпывается. Это происходит в результате действия следующих факторов: роста зарплаты шахтеров, закупки новой (преимущественно импортной) техники, постройки новых и расширения старых угледобывающих мощностей, роста цен на электроэнергию и услуги частных операторов железнодорожных вагонов, появившихся в процессе реформы РЖД.

Одновременно с ростом себестоимости добычи российского угля мировые цены на уголь падают – после пиков 2008 и 2011 годов они вернулись на уровень многолетних минимумов (рис. 2). Так, тонна энергетического угля в мае 2015 года стоила $63, а в январе 2016 года – уже $46. Из-за такого резкого снижения цен российские угледобывающие предприятия были вынуждены работать на грани или за гранью рентабельности. Например, себестоимость добычи у СУЭК, по данным компании, составила в 2015 году $11, перевозка к портам по железной дороге – $19, перевалка – $4 за тонну и фрахт – $10 за тонну, итого – $44.

Рис. 2. Динамика мировых цен на уголь, 2005-2015 гг.

Источник: Bloomberg

В свою очередь, причиной снижения мировых цен на уголь стало перепроизводство (в Австралии, ЮАР, Колумбии и других странах-производителях) на фоне слабо растущего (в Китае, Японии, Индии) или снижающегося (в Европе и Северной Америке) спроса со стороны стран-импортеров.

В условиях падения мировых цен на уголь положение российских экспортеров несколько улучшилось с середины 2014 года благодаря девальвации – по крайней мере, это помогло сохранить экспортные объемы на прежнем уровне. Однако девальвационный эффект постепенно угасает, и текущий год, по прогнозам, будет для угольных компаний тяжелее из-за продолжающегося роста затрат и снижения спроса, в то время как мировые цены на уголь, согласно оценкам Wood Mackenzie, останутся низкими ($55-63 за тонну) в 2016 году и вплоть до 2018 года.

Таким образом, на мировом рынке угля конкурентные преимущества России постепенно ослабевают, тогда как конкуренция на этих рынках, напротив, становится все более жесткой.

Китай преткновения

В январе текущего года, по данным ЦДУ ТЭК, добыча угля в России составила 32,2 млн тонн, что на 3,3% больше по сравнению с январем 2015 года. Экспорт вырос на 6,6%, а поставки на внутренний рынок – на 2,2%.

При этом экспорт угля из России в Китай упал на 47%. Пока российским компаниям (в Китай уголь поставляют в основном СУЭК, «Мечел» и «Распадская») удалось компенсировать это падение увеличением отгрузок в другие азиатские страны и на внутренний рынок.

Так, Япония, на которую приходится существенная часть российских поставок угля за рубеж, стала увеличивать потребление угля вслед за изменениями структуры ее энергетической отрасли после аварии на АЭС «Фукусима» (снижение доли энергии, вырабатываемой на АЭС, компенсируется ее приростом на тепловых, в том числе угольных, электростанциях. Кроме того, наращивают закупки российского угля такие страны, как Великобритания (в связи с закрытием собственных угольных шахт) и Финляндия.

Минэнерго ожидает, что по итогам 2016 года объем добычи угля останется на уровне 2015 года. С этим прогнозом согласен и угольный профсоюз. «По моим оценкам, в 2016 году объем добычи угля в России останется на уровне 2015 года – 372 млн тонн или будет немного больше. Я не ожидаю, что объем добычи угля упадет. Экспорт в 2016 году не превысит 150 млн тонн. Что касается прогноза по добыче на 2017 год – он пока неопределенный и во многом зависит от того, как будут развиваться события в Сирии, Иране, не столько экономические события, сколько геополитические», – говорит Иван Мохначук, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф).

По его словам, несмотря на то что многие отечественные угольные предприятия сегодня работают с минимальной или нулевой рентабельностью, речи о закрытии шахт пока не идет. «Это может произойти в том случае, если цена на нефть упадет ниже $25 за баррель (а такое развитие событий нельзя исключить). В этом случае речь может идти о закрытии 5-6 шахт в Кузбассе, Хакасии, в Печорском и Ростовском угольных бассейнах, а также о сокращении около 10 тыс. сотрудников угольной отрасли», – отмечает И. Мохначук.

Что касается средне– и долгосрочных прогнозов, то согласно Программе развития угольной промышленности на период до 2030 года (принята в 2012 году и скорректирована в 2014 году в связи с курсом на перемещение центра угледобычи из Кузбасса в Восточную Сибирь и на Дальний Восток) к 2030 году добыча угля в России должна вырасти до 410-460 млн тонн против прежних 325-430 млн тонн, а экспорт может увеличиться до 205 млн тонн против 170 млн тонн (в том числе в страны АТР – с 85 до 120 млн тонн). При этом доля Дальневосточного ФО и Байкальского региона в общей добыче российского угля увеличена с 26% до 40%.

Вместе с тем, мировой рынок угля стремительно меняется, и возникает резонный вопрос – не возникнет ли необходимость вновь пересматривать перспективные объемы добычи и экспорта угля? Речь идет прежде всего о кризисе китайской экономики в целом и ее сталелитейной промышленности в частности.

Во-первых, в Китае наблюдается снижение внутреннего спроса на уголь: в 2014 году оно составило 2,9%, в 2015 году – 5%. Во-вторых, эта страна начала искусственно ограничивать экспорт, введя с 2014 года экспортные пошлины в размере 3% на коксующиеся угли, 6% на каменный уголь и 5% на все остальные виды. В-третьих, в связи с ужесточением экологических требований с января 2015 года Китай ввел запрет на импорт и продажу угля с зольностью более 40% и содержанием серы выше 3%. В-четвертых, страна декларирует и уже начала переход на другие, более экологичные виды топлива с одновременным снижением потребления угля.

Аналитики МЭА в декабре 2016 года пересмотрели свои прогнозы по китайскому и мировому спросу на уголь до 2020 года, заявив о завершении «золотого века угля» в Китае. Если по предыдущим оценкам МЭА предполагалось, что потребление угля в мире до 2020 года будет ежегодно расти на 2,1%, то теперь эксперты прогнозируют, что потребление угля в ближайшие годы будет увеличиваться лишь на 0,8% и к 2020 году достигнет 5,8 млрд тонн. Эксперты МЭА предполагают, что после 2020 года потребление угля в Китае начнет снижаться, и констатируют, что в мире нет «второго Китая», который мог бы компенсировать это снижение.

Не будет расти и потребление угля в странах Европы, где в 2010-2015 годах наблюдался так называемый угольный ренессанс, а газовые электростанции останавливались и даже выводились из эксплуатации. Сейчас предложение природного газа растет, цены падают, а экологические требования к топливу ужесточаются – все эти факторы постепенно вытесняют уголь из энергобаланса Европы.

Угольные терминалы прирастут Дальним Востоком

В настоящее время мощности угольных терминалов в морских портах России составляют 91 млн тонн. Основные объемы перевалки угля приходятся на четыре порта: Восточный (24%), Усть-Луга (17%), Ванино (15%) и Мурманск (13%). Порт Восточный в 2015 году переработал 22 млн тонн угля – абсолютный рекорд среди российских портов.

К 2030 году угольные перевалочные мощности страны планируется увеличить до 190-230 млн тонн, из них 155 млн тонн придется на Дальний Восток, что соответствует задаче по наращиванию экспорта угля на рынок АТР. В результате доля дальневосточных портов в перевалке угля вырастет с нынешних 50% до 70-80%. В настоящее время на Дальнем Востоке заявлено о реализации нескольких проектов угольных терминалов. Рассмотрим основные (табл. 1).

Таблица 1. Основные проекты по строительству угольных терминалов в России

Расположение терминала

Предполагаемая мощность, млн тонн

Предполагаемый год ввода в эксплуатацию

Бухта Суходол2019-2021 (14 млн тонн)

20

2017 (6 млн тонн)

Бухта Мучке (порт Ванино)

10-24

2018

Мыс Бурный (порт Ванино)

15

2017

Терминал «Север» (порт Восточный)

20

2018 (7 млн тонн)

Терминал «Север» (порт Восточный)

20

2018 (7 млн тонн)

Порт Вера

20

2019

Порт Высоцк

12

2020

Порт Тамань

10-16

2020

Морской порт «Лавна»

18

2018

Источник: информация СМИ

Проект строительства угольного терминала в бухте Суходол в Приморском крае мощностью 20 млн тонн в год стартовал в 2012 году в рамках поручения президента В.Путина о строительстве угольного терминала «общего доступа». В 2013 году для его строительства нашелся инвестор – холдинг «Сибирский деловой союз» (СДС). Тогда же проект был включен в ФЦП развития Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014-2018 годы. В начале 2014 года в проект вошла Volga Group и ожидалось начало строительства. Но уже осенью 2015 года Volga Group вышла из проекта, а сам проект был приостановлен.

Среди причин эксперты указывали на почти двукратный рост необходимых вложений по сравнению с первоначально запланированными (с 18 млрд до 30 млрд рублей) и на конкуренцию с проектом угольного терминала в бухте Мучке, который имеет ту же географию поставок, но при этом более благоприятные перспективы развития железнодорожной инфраструктуры в связи с расширением БАМа. О закрытии проекта терминала в бухте Суходол официально объявлено не было, но его перспективы остаются неясными. К тому же в феврале 2016 года СДС, так и не продвинувшись в реализации этого проекта, начал перевалку угля через торговый порт Посьет, который входит в группу «Мечел».

Проект строительства транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля на северном берегу бухты Мучке мощностью 10 млн тонн с перспективой увеличения до 22-24 млн тонн был предложен компанией «Сахатранс». Сегодня эти планы поддержаны государством – соответствующее инвестиционное соглашение подписано в сентябре прошлого года между Минвостокразвития и компанией «Сахатранс». На реализацию проекта рассматривается предоставление субсидий из федерального бюджета в размере 3,28 млрд рублей в период с 2015 по 2017 год.

Еще один терминал в порту Ванино по перегрузке угля планирует построить в районе мыса Бурный «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК). Его мощность составит 15 млн тонн, а сырьевой базой должен стать Элегестский ГОК в Тыве. В 2014 году ТЭПК подписала соглашение о поставке оборудования для выполнения работ по строительству терминала в Ванино с итальянской компанией Bedeschi. Согласно условиям контракта подрядчик обязался сдать портовый комплекс к концу 2016 года. Слабым местом проекта является отсутствие соединения месторождения угля с Транссибом и пока не решен вопрос с финансированием железнодорожной линии Кызыл – Курагино.

Проект строительства угольного терминала «Север» в порту Восточный реализуется компанией «Приморнефтегазпром», подконтрольной группе «Сумма». Проект финансируется Российским фондом прямых инвестиций, который также способствует привлечению ведущих международных инвесторов (в январе заявлялось о возможном привлечении одного из крупнейших мировых портовых операторов – эмиратского DP World). Мощность терминала составит 20 млн тонн угля, запуск первой очереди на 7 млн тонн намечен на 2018 год.

Еще один заявленный проект в Приморье – строительство угольного терминала на мысе Открытый (Фокино). Инвестор «Порт Вера» – консорциум с корейскими и китайскими компаниями. Предполагаемая мощность терминала 20 млн тонн с возможным двукратным увеличением производительности.

«Порт Вера» увязывает свое будущее с планами освоения Огоджинского угольного месторождения в Приамурье. Для размещения терминала уже выделен земельный участок, проект согласован со всеми государственными структурами, получены технические условия на усиление железнодорожной инфраструктуры для обеспечения перевозки необходимого объема угля, проектирование объектов порта находится в завершающей стадии.

Плюс Высоцк и Тамань, минус Мурманск

Что касается сооружения новых комплексов по перевалке угля вне Дальнего Востока, то основные проекты планируются в портах Высоцк, Мурманск и Тамань.

В порту Высоцк планируется строительство угольного терминала мощностью до 12 млн тонн угля в год. В настоящее время порт уже переваливает порядка 7% российского угля, идущего на экспорт морским путем (5,7 млн тонн в 2015 году), а после введения в эксплуатацию нового терминала эта доля вырастет до 13-16%. Проект терминала планируется разработать до конца 2016 года, а сам объект предполагается ввести в эксплуатацию в 2020 году.

Инвестором проекта выступает стивидорная компания ООО «Порт Высоцкий», стоимость проекта оценивается в $100 млн. По информации компании, сейчас в Высоцке при перевалке угля используются только портовые краны, а новый угольный терминал будет включать в себя специализированные судопогрузочные машины, вагоноопрокидыватели и другую спецтехнику (в настоящее время подобное оборудование используется для перевалки угля только в Усть-Луге и порту Восточный).

В сухогрузном районе порта Тамань также планируется построить угольный терминал. В 2013-2014 годах о такой готовности заявляли сразу три компании – «Кузбассразрезуголь» (на 10 млн тонн), СУЭК (12 млн тонн) и UCLH Владимира Лисина (16 млн тонн). Необходимость сооружения угольного терминала в Тамани обосновывалась, в частности, дефицитом портовых мощностей и прогнозируемым ростом спроса на уголь в Турции (на 7 млн тонн в течение ближайших 5-6 лет). Турция, лишенная собственных энергоресурсов, действительно наращивает их потребление, однако обострение отношений с этой страной может помешать реализации проекта.

Еще один проект предполагает сооружение угольного терминала мощностью 18 млн тонн на западном берегу Кольского залива в рамках реализации программы «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Инвестиционное соглашение было подписано в 2014 году, планировалось, что терминал будет строиться одновременно с железнодорожной веткой и будет введен в эксплуатацию в 2018 году. Однако в 2015 году реализация проекта по строительству угольного терминала была отложена (об отмене проекта не сообщалось) «из-за ухудшения конъюнктуры рынка».

В целом планы по строительству новых угольных терминалов отвечают тенденциям мирового рынка и стратегическим ориентирам развития российской угольной отрасли. Приостановку или отмену отдельных проектов в условиях кризиса следует воспринимать скорее как вынужденную меру: государство в условиях дефицитного бюджета экономит средства, а бизнес пересматривает инвестиционные планы, тщательно просчитывая риски, связанные с изменениями конъюнктуры экспортных поставок угля на конкретных направлениях.

Морские порты №1 (2016)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка Под руководством Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна в штаб-к...

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон»

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон» Гиперзвуковое оружие будет установлено на двух новых российских фрегатах «Адмирал Амелько» и «Адмира...

Российская экономика

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области В регионе также планируется провести работы по цифровизации городского хозяйства.

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году На эти цели выделили более 136 млн рублей

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала Совет директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП) одобрил   выход и...

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича В Парке Победы поселка Врангель состоялся торжественный митинг в честь 80-летия со дня рождения перв...




Морской транспорт

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии 20-й международный фестиваль парусных судов The Nagasaki Tall Ships Festival прошел с 18 по 22 апрел...

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания Корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов» отправились в акваторию Балтики на заводские хо...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5 руб. на акцию

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5   руб. на акцию Акционеры железнодорожного   оператора Globaltrans утвердили финальные дивиденды по итогам...

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза Чистая прибыль «Трансконтейнера» по российским стандартам бухгалтерского   учета (РСБУ...

Авто транспорт

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту Власти Приморья планируют отремонтировать в крае до 2024 года 657 км автомобильных дорог в рамках ре...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...