Платформы в море: как избежать столкновений?

Безопасность мореплавания
Платформы в море: как избежать столкновений?

В №6 за 2014 год «Морской флот» писал об уроках катастрофы буровой платформы «Кольская», произошедшей 18 декабря 2011 года и приведшей к многочисленным жертвам.

В этом материале наш автор Н. Шайхутдинов предлагает конкретные меры, чтобы сделать безопасным мореплавание в районе работы подобных платформ.

Нариман Шайхутдинов, капитан дальнего плавания, профессор, действительный член Русского географического общества

Для начала – замечания о Правилах…

Гибель буровой платформы «Кольская» 18 декабря 2011 года даже по прошествии нескольких лет невольно заставляет задуматься: а все ли благополучно у нас в обеспечении безопасности как работы на платформах, так и мореплавания вблизи них? Где лежат истоки причин трагедий в море?

Для начала предлагаю обратить внимание на корректуру Правил предупреждения столкновения судов в море, 1972. У меня на рабочей кафедре лежит Browns Nautical Almanac 2015, в котором на страницах 675-683 опубликован последний текст правил International regulation Preventing Collision at sea, 1972. Давайте переведем это наименование на русский. Получаем: Международные правила для предупреждения столкновений в море, 1972.

Как видите, в английском названии слова «судов» нет. Это добавленное у НАС слово выглядит как комментарий, который сужает действие правил, ограничивая их поле деятельности исключительно «судами». Кстати, об этом я уже писал в статье «Двойное толкование одного закона на двух берегах одного океана» («одного закона» – читайте «одних правил») в газете «Морские вести России» № 15-16 за 2001 год.

Прошло много лет – ничего не изменилось.

В документах Международной морской организации (ИМО) английский язык приводится в качестве официального и рабочего языка в отличие от русского, являющегося только официальным языком. По этой причине в случаях каких-либо разночтений текстов следует руководствоваться текстом на английском языке.

Авария теплохода «Механик Дрен»

27 августа 1987 года т/х «Механик Дрен» Черноморского морского пароходства столкнулся с платформой West Cameron 504 в Мексиканском заливе. Давнишний случай? Не стоит копать старое? Но у аварий старости нет. Как пример – крушение «Титаника», которое произошло 103 года назад и до сих пор на слуху.

Так вот, по результатам аварии т/х «Механик Дрен» 14 июля 1989 года было объявлено решение суда. Расследование установило основными причинами катастрофы нарушение правил International Regulations for Preventing Collision at sea. Rule 5 Proper lookout (наблюдение), Rule 6 Safe speed (безопасная скорость), Rule 7 Risk of collision (опасность столкновения). Убытки составили более двух миллионов долларов США.

Напомню, что «Механик Дрен» – пятилючный балкер с кормовым расположением надстройки. Длина судна – 178 м, ширина – 22 м. Расстояние от мостика до бака 140 м. На судне имелись РЛС и САРП. На баке была оборудована площадка для впередсмотрящего, снабженная телефоном для связи с ходовым мостиком. Скорость судна составляла 14 узлов. При экстренном торможении (полный назад) судно проходит 1,6 мили.

Во время столкновения судно шло в балласте из Панамского канала в Гальвестон (побережье Мексиканского залива). Столкновение произошло в 4 часа 20 минут на вахте старшего помощника капитана. Судно управлялось авторулевым, рулевой матрос был поставлен на левое крыло ходового мостика. Был полный ход.

Капитан обнаружил платформу за одну минуту до столкновения в ј мили прямо по курсу и скомандовал «Лево на борт!», но на руле никого не было. В 4 часа 34 минуты теплоход «Механик Дрен» столкнулся с платформой West Cameron 504 и нанес ей повреждения. Судно не остановилось после столкновения, а продолжало свой путь в Гальвестон.

Сделаем паузу. Подумаем о правильности решений капитана.

Естественно, после аварии началось расследование. Это крайне необходимо, как и поиск причин, как и освещение в печати… Подтверждением этой мысли – слова академика Алексея Николаевича Крылова: «Описание бывших аварий, критический разбор их причин, широкое и правдивое о них оповещение могут способствовать предотвращениям аварий или по крайней мере устранению повторения аварий, уже бывших ранее. Этот критический разбор покажет, что истинная причина аварии лежала не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы, не в неизбежных случайностях на море, а в непонимании основных свойств и качеств судна, несоблюдении правил и самых простых мер предосторожности, непонимании опасности, в которую судно ставится, в небрежности, неосторожности, отсутствии предусмотрительности и других отрицательных качествах. Вот здесь широкое оповещение и может способствовать превращению этих отрицательных качеств в положительные».

Что необходимо изменить?

И вновь хочется обратиться к имеющимся документам и правилам. Приведу требования Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1972 года с поправками.

К компетентности вахтенного помощника капитана относится судовождение на уровне эксплуатации, несение безопасной навигационной вахты, глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждений столкновений в море 1972 года с поправками.

К компетенции капитанов и старших помощников капитана относится судовождение на уровне управления, организация и процедуры несения вахты, глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждений столкновений в море 1972 года с поправками.

И обратите внимание на раздел 3-11/4. Руководство относительно дипломирования рядового состава, несущего ходовую навигационную вахту. Несение надлежащего визуального и слухового наблюдения. Ответственность при наблюдении, включая сообщения о приблизительном направлении на звуковой сигнал, огонь или другой объект в градусах или четвертях.

А вот – Программа подготовки гидрографов Международной гидрографической организации. В ней содержится требование знаний применения Правил предупреждения столкновений в море 1972 года.

Нормативные документы Международной морской организации предъявляют высокие требования к капитанам, лоцманам, старшим помощникам капитана, вахтенным помощникам к знанию Правил предупреждения столкновений в море. Требования усилены словами «глубокие знания» по отношению к капитанам, старшим помощникам капитана и вахтенным помощникам, а также гидрографам. Остается эти знания правильно использовать – неукоснительно и ответственно.

Считаю необходимым откорректировать перевод МППС-72 на русский язык, убрав слово «судов». Тогда при изучении судоводители будут помнить, что эти правила относятся как к подвижным, так и к неподвижным объектам на море, то есть к судам и платформам.

Если говорить о навигационном обеспечении, то необходимо привлечь для обеспечения безопасности систему разделения путей движения судов. К примеру, в Мексиканском заливе установлены безопасные фарватеры шириной две мили. В арктической зоне в зимнее время фарватер может замерзать. Достаточно ли будет ширины фарватера в две мили? Вероятно, для обеспечения проводки ледоколом нужно расширить ширину фарватера до трех миль.

Для определения места системы привлекается карта района. Можно проходить платформу с севера и с юга, установив запретную зону в две мили. При прибрежном плавании систему установленных путей вместе с платформой можно оставить в прибрежной стороне.

Для принятия решений по изменениям в МППС-72 необходимо просить отдел безопасности мореплавания ЦНИИМФ собрать рабочую комиссию, в которую пригласить представителей морского и речного флотов, ВМФ, научных учреждений (ЦНИИМФ, ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова), а также Морского регистра судоходства, судостроительной отрасли.

Огни и знаки на платформе

В качестве дневного знака на платформе предлагаю принять три конуса на вершине платформы. В качестве ночного знака на платформе можно установить:

– топовый огонь – три красных огня на вершине платформы;

– бортовые огни – четыре белых грузовых огня по углам платформы.

Во время ограниченной видимости с платформы должны подаваться каждые 2 минуты два продолжительных звука свистком с промежутком между ними около 2 секунд. Это наилучший выход из положения. Напомню, что слово «свисток» означает любое звукосигнальное устройство, могущее подавать предписанные звуки и соответствующее требованиям Приложений III к МППСС-72. Термин «продолжительный звук» означает звук продолжительностью от 4 до 6 секунд.

На платформе должен быть установлен пассивный радиолокационный отражатель Rocon RC. Как пример – испытанный на газовозе «Юрмала» в 1987 году отражатель, изготовленный силами экипажа. За основу был взят диаметр 0,5 м. Из трех листов оцинкованного железа были изготовлены два круга с прорезью до центра и один, который был разрезан на части для соединения и закрепления двух первых. Кроме того, все части были оборудованы для плавучести. Такой радиолокационный отражатель при высоте 2,5 м обеспечивал отражение радиолокационного сигнала на расстоянии до трех миль.

Все сигналы и огни можно устанавливать во время постройки платформы, предусмотрев скоб-трап на основании сигнала и огней для ремонта и покраски.

Наверное, не нужно объяснять, зачем нужны все эти, на первый взгляд, нехитрые меры. Тем более что Россия увеличивает добычу энергоресурсов. Со временем количество нефтяных и газовых платформ, размещаемых на шельфе, будет расти, причем часть их будет работать в автоматическом режиме.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Медведев поручил проработать вопрос о введении скидок в «Платоне» в зависимости от пробега

Медведев поручил проработать вопрос о введении скидок в «Платоне» в зависимости от пробега Скидки в зависимости от величины пробега грузового автомобиля могут появиться в системе взимания пла...

Использование средств от «Платона» поставят под общественный контроль - Дворкович

Использование средств от «Платона» поставят под общественный контроль - Дворкович Средства, используемые в рамках системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» будут на...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта Дмитрий Медведев поручил Минтрансу организовать мониторинг участков автомобильных дорог федерального...

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...