Платформы в море: как избежать столкновений?

Безопасность мореплавания
Платформы в море: как избежать столкновений?

В №6 за 2014 год «Морской флот» писал об уроках катастрофы буровой платформы «Кольская», произошедшей 18 декабря 2011 года и приведшей к многочисленным жертвам.

В этом материале наш автор Н. Шайхутдинов предлагает конкретные меры, чтобы сделать безопасным мореплавание в районе работы подобных платформ.

Нариман Шайхутдинов, капитан дальнего плавания, профессор, действительный член Русского географического общества

Для начала – замечания о Правилах…

Гибель буровой платформы «Кольская» 18 декабря 2011 года даже по прошествии нескольких лет невольно заставляет задуматься: а все ли благополучно у нас в обеспечении безопасности как работы на платформах, так и мореплавания вблизи них? Где лежат истоки причин трагедий в море?

Для начала предлагаю обратить внимание на корректуру Правил предупреждения столкновения судов в море, 1972. У меня на рабочей кафедре лежит Browns Nautical Almanac 2015, в котором на страницах 675-683 опубликован последний текст правил International regulation Preventing Collision at sea, 1972. Давайте переведем это наименование на русский. Получаем: Международные правила для предупреждения столкновений в море, 1972.

Как видите, в английском названии слова «судов» нет. Это добавленное у НАС слово выглядит как комментарий, который сужает действие правил, ограничивая их поле деятельности исключительно «судами». Кстати, об этом я уже писал в статье «Двойное толкование одного закона на двух берегах одного океана» («одного закона» – читайте «одних правил») в газете «Морские вести России» № 15-16 за 2001 год.

Прошло много лет – ничего не изменилось.

В документах Международной морской организации (ИМО) английский язык приводится в качестве официального и рабочего языка в отличие от русского, являющегося только официальным языком. По этой причине в случаях каких-либо разночтений текстов следует руководствоваться текстом на английском языке.

Авария теплохода «Механик Дрен»

27 августа 1987 года т/х «Механик Дрен» Черноморского морского пароходства столкнулся с платформой West Cameron 504 в Мексиканском заливе. Давнишний случай? Не стоит копать старое? Но у аварий старости нет. Как пример – крушение «Титаника», которое произошло 103 года назад и до сих пор на слуху.

Так вот, по результатам аварии т/х «Механик Дрен» 14 июля 1989 года было объявлено решение суда. Расследование установило основными причинами катастрофы нарушение правил International Regulations for Preventing Collision at sea. Rule 5 Proper lookout (наблюдение), Rule 6 Safe speed (безопасная скорость), Rule 7 Risk of collision (опасность столкновения). Убытки составили более двух миллионов долларов США.

Напомню, что «Механик Дрен» – пятилючный балкер с кормовым расположением надстройки. Длина судна – 178 м, ширина – 22 м. Расстояние от мостика до бака 140 м. На судне имелись РЛС и САРП. На баке была оборудована площадка для впередсмотрящего, снабженная телефоном для связи с ходовым мостиком. Скорость судна составляла 14 узлов. При экстренном торможении (полный назад) судно проходит 1,6 мили.

Во время столкновения судно шло в балласте из Панамского канала в Гальвестон (побережье Мексиканского залива). Столкновение произошло в 4 часа 20 минут на вахте старшего помощника капитана. Судно управлялось авторулевым, рулевой матрос был поставлен на левое крыло ходового мостика. Был полный ход.

Капитан обнаружил платформу за одну минуту до столкновения в ј мили прямо по курсу и скомандовал «Лево на борт!», но на руле никого не было. В 4 часа 34 минуты теплоход «Механик Дрен» столкнулся с платформой West Cameron 504 и нанес ей повреждения. Судно не остановилось после столкновения, а продолжало свой путь в Гальвестон.

Сделаем паузу. Подумаем о правильности решений капитана.

Естественно, после аварии началось расследование. Это крайне необходимо, как и поиск причин, как и освещение в печати… Подтверждением этой мысли – слова академика Алексея Николаевича Крылова: «Описание бывших аварий, критический разбор их причин, широкое и правдивое о них оповещение могут способствовать предотвращениям аварий или по крайней мере устранению повторения аварий, уже бывших ранее. Этот критический разбор покажет, что истинная причина аварии лежала не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы, не в неизбежных случайностях на море, а в непонимании основных свойств и качеств судна, несоблюдении правил и самых простых мер предосторожности, непонимании опасности, в которую судно ставится, в небрежности, неосторожности, отсутствии предусмотрительности и других отрицательных качествах. Вот здесь широкое оповещение и может способствовать превращению этих отрицательных качеств в положительные».

Что необходимо изменить?

И вновь хочется обратиться к имеющимся документам и правилам. Приведу требования Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1972 года с поправками.

К компетентности вахтенного помощника капитана относится судовождение на уровне эксплуатации, несение безопасной навигационной вахты, глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждений столкновений в море 1972 года с поправками.

К компетенции капитанов и старших помощников капитана относится судовождение на уровне управления, организация и процедуры несения вахты, глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждений столкновений в море 1972 года с поправками.

И обратите внимание на раздел 3-11/4. Руководство относительно дипломирования рядового состава, несущего ходовую навигационную вахту. Несение надлежащего визуального и слухового наблюдения. Ответственность при наблюдении, включая сообщения о приблизительном направлении на звуковой сигнал, огонь или другой объект в градусах или четвертях.

А вот – Программа подготовки гидрографов Международной гидрографической организации. В ней содержится требование знаний применения Правил предупреждения столкновений в море 1972 года.

Нормативные документы Международной морской организации предъявляют высокие требования к капитанам, лоцманам, старшим помощникам капитана, вахтенным помощникам к знанию Правил предупреждения столкновений в море. Требования усилены словами «глубокие знания» по отношению к капитанам, старшим помощникам капитана и вахтенным помощникам, а также гидрографам. Остается эти знания правильно использовать – неукоснительно и ответственно.

Считаю необходимым откорректировать перевод МППС-72 на русский язык, убрав слово «судов». Тогда при изучении судоводители будут помнить, что эти правила относятся как к подвижным, так и к неподвижным объектам на море, то есть к судам и платформам.

Если говорить о навигационном обеспечении, то необходимо привлечь для обеспечения безопасности систему разделения путей движения судов. К примеру, в Мексиканском заливе установлены безопасные фарватеры шириной две мили. В арктической зоне в зимнее время фарватер может замерзать. Достаточно ли будет ширины фарватера в две мили? Вероятно, для обеспечения проводки ледоколом нужно расширить ширину фарватера до трех миль.

Для определения места системы привлекается карта района. Можно проходить платформу с севера и с юга, установив запретную зону в две мили. При прибрежном плавании систему установленных путей вместе с платформой можно оставить в прибрежной стороне.

Для принятия решений по изменениям в МППС-72 необходимо просить отдел безопасности мореплавания ЦНИИМФ собрать рабочую комиссию, в которую пригласить представителей морского и речного флотов, ВМФ, научных учреждений (ЦНИИМФ, ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова), а также Морского регистра судоходства, судостроительной отрасли.

Огни и знаки на платформе

В качестве дневного знака на платформе предлагаю принять три конуса на вершине платформы. В качестве ночного знака на платформе можно установить:

– топовый огонь – три красных огня на вершине платформы;

– бортовые огни – четыре белых грузовых огня по углам платформы.

Во время ограниченной видимости с платформы должны подаваться каждые 2 минуты два продолжительных звука свистком с промежутком между ними около 2 секунд. Это наилучший выход из положения. Напомню, что слово «свисток» означает любое звукосигнальное устройство, могущее подавать предписанные звуки и соответствующее требованиям Приложений III к МППСС-72. Термин «продолжительный звук» означает звук продолжительностью от 4 до 6 секунд.

На платформе должен быть установлен пассивный радиолокационный отражатель Rocon RC. Как пример – испытанный на газовозе «Юрмала» в 1987 году отражатель, изготовленный силами экипажа. За основу был взят диаметр 0,5 м. Из трех листов оцинкованного железа были изготовлены два круга с прорезью до центра и один, который был разрезан на части для соединения и закрепления двух первых. Кроме того, все части были оборудованы для плавучести. Такой радиолокационный отражатель при высоте 2,5 м обеспечивал отражение радиолокационного сигнала на расстоянии до трех миль.

Все сигналы и огни можно устанавливать во время постройки платформы, предусмотрев скоб-трап на основании сигнала и огней для ремонта и покраски.

Наверное, не нужно объяснять, зачем нужны все эти, на первый взгляд, нехитрые меры. Тем более что Россия увеличивает добычу энергоресурсов. Со временем количество нефтяных и газовых платформ, размещаемых на шельфе, будет расти, причем часть их будет работать в автоматическом режиме.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

В Севастополе возобновились парусные гонки, прерванные сильнейшим штормом

В Севастополе возобновились парусные гонки, прерванные сильнейшим штормом В воскресенье в 10:00 в Севастополе возобновились гонки II этапа Национальной парусной Лиги, которые...

В Москве появятся Корабельная, Капитанская, Рыбацкая и Катерная улицы

В Москве появятся Корабельная, Капитанская, Рыбацкая и Катерная улицы Московская городская межведомственная комиссия по наименованиям одобрила переименование восьми улиц ...

Российская экономика

ОСК примет участие в создании судостроительного кластера в Астраханской области

ОСК примет участие в создании судостроительного кластера в Астраханской области Губернатор Астраханской области, вице-президент по гражданскому судостроению ОСК и директор «Ассоциа...

Пять европейских компаний согласились финансировать «Северный поток-2»

Пять европейских компаний согласились финансировать «Северный поток-2» Nord Stream 2 AG подписала с Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании про...

Транспортная политика

Премьер Дмитрий Медведев посетил ледокол «Новороссийск»

Премьер Дмитрий Медведев посетил ледокол «Новороссийск» 21 апреля председатель правительства России Дмитрий Медведев в рамках рабочего визита в Мурманск про...

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Морские порты

Власти Петербурга рассматривают возможность создания ОЭЗ в порту Бронка

Власти Петербурга рассматривают возможность создания ОЭЗ в порту Бронка Власти Санкт-Петербурга Петербурга рассматривают возможность создания портовой особой экономической ...

Грузооборот портов КНР в марте 2017 года увеличился на 8,5%, до 728,16 млн тонн

Грузооборот портов КНР в марте 2017 года увеличился на 8,5%, до 728,16 млн тонн Грузооборот портов Китая по итогам марта 2017 года вырос к аналогичному периоду 2016 года на 8,5%...




Морской транспорт

«Евросиб-Логистика» осуществила доставку комплектующих для судов во Владивосток

«Евросиб-Логистика» осуществила доставку комплектующих для судов во Владивосток «Евросиб-Логистика» доставила из Китая на Восточную верфь во Владивосток более 100 тонн комплектующи...

Пентагон предупредил о новом всплеске пиратства у берегов Сомали

Пентагон предупредил о новом всплеске пиратства у берегов Сомали Министерство обороны США сообщило об учащении случаев нападений пиратов у берегов Сомали и предупред...

Речной транспорт

На Верхней Волге открывается навигация Волжского пароходства

На Верхней Волге открывается навигация Волжского пароходства Грузовая навигация Волжского пароходства открывается на Верхней Волге 25 апреля, сообщает пресс-служ...

Заседание Экспертного совета Ленского бассейна прошло в Иркутске

Заседание Экспертного совета Ленского бассейна прошло в Иркутске 20 апреля заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк принял участие в совместном заседании ...

Ж/Д транспорт

РЖД подписали соглашение по развитию контейнерных перевозок «Китай - Европа»

РЖД подписали соглашение по развитию контейнерных перевозок «Китай - Европа» РЖД подписали соглашение с представителями железнодорожных компаний Китая, Беларуси, Германии, Казах...

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2016 г. в размере 39,2 руб. на акцию

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2016 г. в размере 39,2 руб. на акцию Акционеры крупнейшего российского частного оператора грузовых вагонов и локомотивов - Globaltrans - ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...