Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Судостроение
Россия снова в лидерах глубоководных исследований

У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной программы. Выяснилось, что океанографическое судно «Янтарь» испытывало неподалеку от американского побережья аппарат, способный погружаться более чем на шесть километров. Таким образом, у России появился дополнительный козырь в «битве за Арктику», но возможности аппарата гораздо шире. Официальное сообщение Минобороны выглядело довольно сухо – но для знающих предмет оно означает очень многое.

Испытательный спуск

В центральной части Атлантического океана с борта российского океанографического исследовательского судна «Янтарь» был произведен успешный испытательный спуск автономного глубоководного аппарата «Русь». Экипаж из трех человек погрузился на глубину 6180 метров, чем превзошел результат испытаний предшественника – аналогичного аппарата «Консул», опускавшегося на 6000 метров ровно.

Это очень глубоко. Фактически для «Руси», как и «Консула», теперь доступны едва ли не все ямы Мирового океана, за исключением совсем уж экзотических вроде Марианской впадины. Изначально эти проекты разрабатывались для нужд еще советского Министерства геологии, хотя идея исходила от военно-морского флота. Но разработка 1987 года все-таки была передана в 1989-м в гражданское ведомство, где и зависла практически на все 90-е.

Между тем этот проект, подготовленный морским бюро машиностроения «Малахит», исключительно отечественная разработка. Строительство велось на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге в цехе № 12 (участок глубоководных аппаратов) из российских материалов и комплектующих. При этом изначально «Русь» была первым проектом, а «Консул» – вторым, но в 2000 году Министерство обороны решило отправить «Русь» на доработку и модернизацию. Результаты оной и были продемонстрированы в Атлантике.

Финский след

Тут важно подчеркнуть, что старые – и очень знаменитые благодаря съемкам фильма «Титаник» – глубоководные аппараты типа «Мир» были разработаны в Советском Союзе, но построены в Финляндии на верфях фирмы Rauma Repola. США в 80-е оказывали на Хельсинки беспрецедентное давление с целью не допустить реализации проекта. По мнению ЦРУ, эти батискафы советский флот мог использовать в территориальных водах США для глубоководной разведки. Не ограничиваясь дипломатическими мерами (пример оных – письма президента Джорджа Буша-старшего президенту Финляндии Мауно Койвисто), Вашингтон угрожал лишить финские фирмы лицензий на продажу своей продукции в США. Особое давление оказывалось и по линии ЦРУ.

Финны сопротивлялись как могли. Руководство концерна даже пошло на создание в 1983 году дочерней фирмы, чтобы вывести из-под удара санкций «материнскую» компанию. Это не помогло. ЦРУ и Пентагон настояли, что все предприятия, которые не придерживаются американских рекомендаций по торговле с Советским Союзом, попадают под санкции вплоть до полного банкротства. Но Rauma Repola с контрактом с СССР получила всемирную известность и вполне закономерно ожидала получения новых контрактов после 1987 года, когда «Миры» были переданы советской стороне. Финны имели далеко идущие планы на постройку нефтяных платформ, разработку перспективных морских технологий и топливных систем.

Но ожидавшихся заказов шестой (на тот момент) по величине промышленный концерн Финляндии, на верфях которого тогда работало более 18 тысяч человек, из-за давления США так и не получил, что привело к его фактическому банкротству и отказу не только от высокотехнологического производства, но даже от металлообработки. Сейчас бренд занят в привычной для Финляндии деревообрабатывающей промышленности.

Но вернемся к «Руси» и «Консулу». Неожиданно оказалось, что существует внятный механизм сохранения еще советских перспективных морских технологий, которые чудом пережили 90-е годы и не были проданы Китаю или Индии по цене железа. Более того, на «Малахите» и «Адмиралтейских верфях» все это время смогли сохранять режим секретности, и уже российские новации (например, титановый сплав, из которого изготовлен корпус) не утекли, например, в США.

Сейчас всего несколько стран в мире обладают такого рода аппаратами и технологиями для их изготовления. Это те же США с их аппаратом «Си Клифф», техническое состояние которого сейчас неизвестно. Ранее три батискафа этого класса, способные погружаться на искомые 6000 метров, были выведены из состава флота, но один из них, «работавший» музеем, в 2002 году срочно возвращен в строй. С тех пор он вроде как модернизируется, но, по данным американских СМИ, все это время флот пытается «собрать» из нескольких аппаратов один работоспособный.

Французский «Нотиль» также способен опускаться на шесть километров, а японскому «Синкай 6500» принадлежит рекорд погружения – 6527 метров.

Гражданское предназначение таких глубоководных обитаемых батискафов с большим запасом автономности вполне понятно. Это и обычные гидрографические исследования Мирового океана, и научные погружения для нужд самых различных областей знаний, и экзотические задачи, как, например, уже упоминавшееся участие «Миров» в съемках художественного фильма «Титаник». Но особое внимание к подобным аппаратам оказалось привлечено после разрастания новой фазы «борьбы за Арктику», когда потребовалось определить границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане, а также проводить исследования и специфические работы на глубоководных месторождениях нефти и газа, например на Штокмановском.

Наши преимущества

По факту Россия обладает сейчас гигантским преимуществом в двух структурно ключевых областях морских знаний и технологий: в производстве и использовании глубоководных батискафов и в ледокольном флоте. При этом страны НАТО обладают развитой спасательной службой и каких-то десять лет назад даже навязывали нам свои услуги и помощь при трагических случаях с российскими подводными аппаратами. Но уже тогда в спешном порядке в разработку стали принимать программы по созданию с нуля ледокольного флота. Сейчас только Канада может похвастаться неким количеством дееспособных ледоколов среднего тоннажа, но они не могут проводить караваны через тяжелые льды и используются только для прибрежного судоходства.

В ЦРУ существует целая программа отслеживания российских (ранее – советских) разработок и технологий для глубоководных аппаратов. Но даже финнам в 80-х годах удавалось до самого последнего момента держать в секрете контракт на 200 миллионов тогдашних финских марок – гигантскую по тем временам сумму. И лишь относительно недавно в США начались разговоры о неких российских системах, которые могут угрожать безопасности стран НАТО с большой глубины. Данные разговоры носили полуанекдотический характер: утверждалось, что Москва планирует перекусить подводные оптико-волоконные кабели передачи информации, в первую очередь интернет-соединения.

Между прочим, ровно те же самые обвинения как раз и высказывались американцами в адрес нашего корабля «Янтарь» – который, конечно, и называется, и является океанографическим и исследовательским, однако состоит все-таки в составе российского Военно-морского флота. А теперь выясняется, что подозрения о разведдеятельности «Янтаря» у берегов США, которые звучали пару месяцев назад, вполне обоснованны: ведь испытания аппарата «Русь» вполне укладываются в подобную схему.

В Пентагоне отталкивались от собственного относительно успешного опыта времен холодной войны. Тогда американцы с помощью специально переоборудованной подводной лодки «Хэлибат» прицепили к подводному кабелю связи советского Тихоокеанского флота «кокон», который снимал и архивировал данные с этого кабеля. Через некоторое время другая подводная лодка снимала «кокон» с накопленной информацией и ставила новый. И так десять лет.

Технологически это было очень сложно и опасно. Подлодка должна была зависнуть над кабелем на якорях на очень большой глубине, выпустить водолазов в тяжелом снаряжении, которые вручную «крокодильчиками» крепили «кокон» к кабелю и подсоединяли его проводами к подлодке. После того, как магнитофонные бобины заполнялись информацией (это могло длиться неделю), водолазы отсоединяли «кокон» и подлодка уходила домой.

Закончилось это в тот момент, когда подводную лодку «Си Вульф» решили переоборудовать специальными креплениями (скегами), с помощью которых она могла ложиться на грунт и удерживаться на нем. Водолазы установили «кокон», но подлодка неумелым маневрированием повредила одним из скегов сам кабель. На место повреждения прибыл советский кабелеукладчик «Тавда», который и поднял «кокон». Теперь этот «кокон» занимает почетное место в музее на Лубянке, а США были вынуждены отказаться от подобной практики.

Американская сторона по-прежнему крайне болезненно воспринимает появление такого рода аппаратов у российского ВМФ. Они обладают не только большой глубиной погружения, но и длительной автономностью и запасом хода. Кроме того, они обитаемы и управляемы, что позволяет выполнять очень сложные задачи, в том числе скрытно манипулировать подводными объектами. Другой вопрос, какой практический смысл в «перекусывании кабелей», которые многократно дублируются. Впрочем, это то «задание», которое американский флот сам придумал для российских батискафов. А нафантазировать можно что угодно, особенно в обстановке, когда известны общие характеристики аппаратов, но мало что понятно со сферой их практического использования.

Морской флот №6 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Руководство ОСК почтило память легендарного конструктора Сергея Ковалева

Руководство ОСК почтило память легендарного конструктора Сергея Ковалева Руководство Объединенной судостроительной корпорации приняло участие в торжественных мероприятиях, п...

СМИ сообщили о неоднократных призывах Трампа к морской блокаде Венесуэлы

СМИ сообщили о неоднократных призывах Трампа к морской блокаде Венесуэлы Президент США Дональд Трамп несколько раз предлагал разместить корабли ВМС США вдоль береговой линии...

Российская экономика

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей Крупнейшие в Астраханской области судостроительные заводы «Лотос» и «Красные   Баррикады» ...

Допустить иностранные компании к освоению шельфа предложил Юрий Трутнев

Допустить иностранные компании к освоению шельфа предложил Юрий Трутнев Вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий вопросы развития Дальнего Востока и Арктики, написал письмо пр...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

АО «Морской порт Санкт-Петербург» возглавил Андрей Зубарев

АО «Морской порт Санкт-Петербург» возглавил Андрей Зубарев 19 августа 2019 г. на должность управляющего директора АО «Морской порт Санкт-Петербург» назначен Зу...

АО «Ростерминалуголь» отгрузило 15 млн тонн угля с начала 2019 года

АО «Ростерминалуголь» отгрузило 15 млн тонн угля с начала 2019 года АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 15 млн тонн угля с начала 2019 года. 17 августа 15-миллио...




Морской транспорт

Среди захваченных у берегов Камеруна моряков оказались четверо россиян

Среди захваченных у берегов Камеруна моряков оказались четверо россиян В числе захваченных пиратами у берегов Камеруна моряков находятся четверо россиян, трое филиппинцев ...

Иранский танкер Grace 1 покинул Гибралтар

Иранский танкер Grace 1 покинул Гибралтар Оказавшийся в центре международного скандала иранский танкер Grace 1 покинул Гибралтар, сообщает гиб...

Речной транспорт

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино 16 августа возобновилось движение судов на «Канале имени Москвы» между шлюзами №7 и №8. Таким образо...

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов С 15 августа введено ограничение по осадке судов от Осетрово до устья р.Вилюй (2348 км р.Лена...

Ж/Д транспорт

ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с помощью электронной торговой площадки железнодорожных грузоперевозок

ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с помощью электронной торговой площадки железнодорожных грузоперевозок ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с ООО «Полярная гру...

C начала 2019 года на выполнение инвестиционной программы Дальневосточной магистрали направлено 25 млрд рублей

C начала 2019 года на выполнение инвестиционной программы Дальневосточной магистрали направлено 25 млрд рублей Основные инвестиции направляются на развитие Восточного полигона в границах Дальневосточной железной...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...