Атомоход «Арктика»: почти без импорта

Судостроение
Атомоход «Арктика»: почти без импорта

На Балтийском заводе, который в этом году отмечает 160-летний юбилей, сегодня идет строительство головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220. Работы в самом разгаре. Судно станет первым из трех атомоходов третьего поколения, предназначенных для освоения Северного морского пути и арктических территорий.

Алина Гурова, спецкор

Национальный интерес

Градус политического интереса зарубежных стран к арктическим территориям с каждым годом растет. Еще недавно малоисследованный регион планеты стал местом столкновения национальных, геополитических и в первую очередь экономических интересов. За контроль над добычей полезных ископаемых и новыми транзитными возможностями региона могут уже в ближайшее время серьезно столкнуться ведущие мировые державы. Что может предложить Россия для укрепления своего положения в Арктике и защиты национальных интересов?

Помимо изучения и разработки сырьевых месторождений и развития Северного морского пути реализуются утвержденные президентом основы государственной политики России в Арктике, а также «Стратегия развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2020 года». В рамках озвученных главой государства планов на Балтийском заводе идет строительство уникальных атомных ледоколов, способных обеспечить российское присутствие в пределах вечных льдов полярного круга.

Сегодня на большом стапеле Балтийского завода возводится головной ледокол проекта 22220, названный «Арктика» в честь первого судна – покорителя Северного полюса. Сейчас судостроители предприятия трудятся над его практически полностью готовым корпусом, устанавливая огромные по размеру и весу секции на стапеле. Новой «Арктике» предстоит стать самым мощным и самым большим ледоколом в мире. Следом за ней со стапеля завода должны сойти еще два серийных ледокола: уже заложенный атомоход «Сибирь» и атомоход «Урал», закладка которого планируется в сентябре 2016 года. Всего Балтийский завод построит три ледокола проекта 22220, которые пополнят атомный флот России и войдут в состав флота корпорации «Росатомфлот».

«Входить в Арктику нужно с современной техникой, кораблями, связью, всевозможной навигацией. Поэтому России просто необходимы ледоколы такого класса точно так же, как нужны и плавучие энергоблоки – совершенно новая инновационная система поддержки системы энергопитания в самых отдаленных районах нашей страны», – отметил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, выступая на Балтийском заводе во время церемонии закладки первого серийного атомного ледокола «Сибирь». – Наш путь в Арктику – это новейшие универсальные атомные ледоколы проекта 22220».

Принципиально новая конструкция

Мощность атомоходов проекта составит 60 МВт. Движительный комплекс судна включает в себя реакторную установку РИТМ-200 мощностью 175 МВт, предназначенную для использования в качестве основного источника пара в составе двухреакторной энергетической установки. Длина каждого атомохода проекта 22220 составит 173,3 м, ширина – 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии – 10,5 м, минимальная рабочая осадка – 8,55 м. Водоизмещение – 33,54 тыс. тонн. Как отмечают судостроители завода, ледокол станет принципиально новым, технически и экологически совершенным судном, а процесс его создания не менее уникален, чем его конструкция.

«Результатом труда специалистов конструкторского бюро стало создание оптимизированной формы корпуса, позволяющей обеспечить очень высокие значения ледопроходимости атомохода как на глубокой воде, так и на мелководье. Особое внимание уделили характеристикам прочности корпуса судна, разработали мероприятия по обеспечению радиационной и электромагнитной безопасности, а также обеспечили прочность пропульсивных комплексов», – рассказал Валерий Беляшов, главный конструктор арктических технологий ФГУП «Крыловский государственный научный центр», почетный полярник СССР.

Уникальная двухосадочная конструкция ледоколов позволит использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледоколам предстоит обеспечивать проводку судов, транспортирующих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Атлантического и Тихого океанов.

Импортозамещение наглядно

Россия – единственная страна в мире, обладающая атомным ледокольным флотом, который определяет развитие транзитного судоходства по Северному морскому пути.

«Для нас крайне важен проект развития Северного морского пути, – подчеркнул заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. – Это самый короткий путь из Европы в Азию. Без собственного атомного ледокольного флота у нас Севморпути не будет».

Стратегическая задача «Росатомфлота» и Балтийского завода – обеспечить обновление атомного ледокольного флота, таким образом способствуя развитию экономического потенциала России и отстаивая государственные интересы в Арктике. Сегодня атомные ледоколы, строящиеся на Балтийском заводе, олицетворяют собой не только возрождение гражданского судостроения России, но и наглядно демонстрируют способность отечественного производства по большей части обходиться без импортного оборудования. Так, например, в головном атомоходе «Арктика» доля импортных комплектующих составляет не более 5%.

«Это говорит о том, что российское производство ни в чем не уступает импортному, а значит, наше будущее находится в наших руках в прямом смысле этого слова, – отметил генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов. – Сегодня как никогда важно поддержать отечественного производителя и создать для него конкурентную среду среди своих же производителей».

Для будущего нужны условия

В этом году Балтийский завод отмечает 160 лет со дня создания и в этот день балтийцы сделают себе самый лучший подарок – спустят на воду самый большой и мощный ледокол в мире (об этом событии «МФ» опубликует специальный репортаж). Работа идет по графику, а балтийцы уже смотрят в будущее – Крыловский центр разрабатывает проект нового, еще более мощного атомного ледокола «Лидер». Его строительство по силам только Балтийскому заводу, однако только при условии полной модернизации производственных мощностей и реконструкции предприятия, в частности возведения сухого дока.

«Строительство сухого дока – это мечта, обусловленная необходимостью, – говорит заместитель генерального директора – главный инженер Балтийского завода Александр Ещенко. – Иметь сложные, уникальные заказы и не иметь условий для работы, которые есть во всех крупных зарубежных предприятиях, выпускающих подобные заказы, – невозможно. Строя самые большие ледоколы в мире, нужно создавать достойные условия труда».

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Главгосэкспертиза одобрила II и III этапы проекта российской сухопутной части «Северного потока 2»

Главгосэкспертиза одобрила II и III этапы проекта российской сухопутной части «Северного потока 2» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по проекту увеличения подачи газа на участк...

Итоги второго этапа экспедиции «Плавучего университета Волжского бассейна-2019» встревожили ученых

Итоги второго этапа экспедиции «Плавучего университета Волжского бассейна-2019» встревожили ученых Ученые Волжского государственного университета водного транспорта и вузов-партнеров подвели первые и...

Российская экономика

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4%

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4% Предприятия Приморского края в I полугодии 2019 года увеличили экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4&...

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей Крупнейшие в Астраханской области судостроительные заводы «Лотос» и «Красные   Баррикады» ...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП»

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП» В школах Мурманска активно идет подготовка к новому учебному году. Важно вовремя обновить классы и п...

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования Эксперты Ростовского филиала Главгосэкспертизы России рассмотрели проектную документацию и результат...




Морской транспорт

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий»

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий» Его также обязали выплатить штраф в размере $2,5 тыс.

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии 15 августа 2019 года парусник «Мир» ФГУП «Росморпорт» прибыл в морской порт Висмар (Германия)...

Речной транспорт

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино 16 августа возобновилось движение судов на «Канале имени Москвы» между шлюзами №7 и №8. Таким образо...

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов С 15 августа введено ограничение по осадке судов от Осетрово до устья р.Вилюй (2348 км р.Лена...

Ж/Д транспорт

В I полугодии текущего года внедрение ресурсосберегающих технологий на Октябрьской железной дороге позволило сэкономить свыше 48 млн рублей

В I полугодии текущего года внедрение ресурсосберегающих технологий на Октябрьской железной дороге позволило сэкономить свыше 48 млн рублей Достижение такого эффекта стало возможным благодаря реализации мероприятий в рамках проекта «Внедрен...

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай 17 августа с Северной железной дороги отправлен тестовый контейнерный поезд в КНР. В его составе - 6...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...