Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Судостроение

Турбинисты острова Котлин без лишнего шума делают стратегически важную работу – дают вторую жизнь «сердцам» кораблей

Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В условиях современной неспокойной геополитической ситуации естественной потребностью является своевременный и качественный ремонт энергетических установок. Этим уже давно и успешно занимается Кронштадтский морской завод, на территории которого функционирует газотурбинное производство. Об уникальности и возможностях предприятия газете рассказали генеральный директор АО «Кронштадтский морской завод» Анатолий Белоев и заместитель директора по производству на газотурбинном производстве (ГТП) Наталия Рачина.

Банкротство – в прошлом

Прошли те времена, когда название Кронштадтского морского завода упоминалось только в сводках о скандальных процедурах банкротства. Теперь КМЗ – одно из крупнейших и быстро развивающихся предприятий в отрасли судоремонта: на площади в 50 га трудятся 820 человек, а годовой оборот превысил 1,5 млрд рублей. Одним из лидеров подразделений предприятия является газотурбинное производство, созданное в 1967 году.

– Начиная с нулевых Кронштадтский морской завод находился на разных стадиях банкротства, – вспоминает Анатолий Владимирович Белоев. – А с 2008 по 2010 год вообще не действовал. Однако все это время турбинисты продолжали работать. Удержаться на плаву им удалось благодаря редкому сочетанию – наличию полноценной ремонтной документации, уникального оборудования, необходимых площадей и высококвалифицированных кадров.

– В распоряжении предприятия более 60 единиц металлорежущего оборудования, свыше 47 стендов, 30-тонные краны, более 12 тыс. квадратных метров производственных площадей, – перечисляет гендиректор КМЗ. Благодаря этому выжить удалось даже в нелегкие 90-е, когда у ВМФ не было денег на ремонт кораблей и судов. По счастливому совпадению к заводу в 1996 году обратился «Газпром» с предложением произвести ремонт двигателей ДР59Л, созданных для газоперекачивающих станций. Двигатель почти не отличался от тех корабельных, что всегда ремонтировали на ГТП. Это и позволило справиться с заданием быстро и качественно. Сотрудничество с «Газпромом» продолжается по сей день. За это время отремонтировано более 150 двигателей.

Перспектив много, но все упирается в деньги

Спустя 20 лет на ГТП завода вернулся флот. В 2014 году переворот на Украине привел к тому, что ремонтировать газотурбинные двигатели для флота стало некому. НПП «Машпроект» и ПО «Заря», ранее осуществлявшие ремонт, оказались недоступны. Учитывая богатый опыт и наличие всей материально-технической базы у КМЗ, выбор исполнителя ремонта газотурбинных двигателей пал именно на него.

– С Морским заводом было заключено несколько госконтрактов по ремонту ГТД для кораблей флота, в том числе с Министерством обороны, с Дальзаводом и с 35-м заводом на Севере, – отмечает Анатолий Владимирович. – С прошлого года КМЗ был поручен ремонт корабельных двигателей ДТ59 и ДО63.

К началу 2016 года завод выполнял ремонт уже девяти таких двигателей. Из-за сжатых сроков и большого потока заказов турбинистам приходится работать даже в праздники и в выходные.

– Один двигатель для нужд Северного флота уже отгружен, а для Дальнего Востока один готов к отгрузке, другой находится на испытании, – подводит промежуточные итоги Белоев.

Этот год у предприятия самый насыщенный за последнее время. Нужно сдать 6 двигателей по госзаказу, для Дальнего Востока – 2 и еще 8 двигателей для «Газпрома». Программа ремонта для ВМФ утверждена до 2024 года. За это время КМЗ предстоит не только отремонтировать двигатели 1-го и 2-го поколения (около половины ГТД во флоте), но и освоить последующие поколения газотурбинных двигателей, что, безусловно, потребует и модернизации оборудования, и денежных вливаний.

– Пока действует программа ВМФ, газотурбинное производство будет загружено ремонтом 4-6 двигателей ежегодно, – отмечает Анатолий Владимирович. – Если мы зарекомендуем себя хорошо, будем сдавать все в срок и с надлежащим качеством, то флот останется нашим партнером надолго. Уверен, что мы не останемся без заказов и после 2024 года.

Турбинист – редкая профессия

Вторым лицом на газотурбинном производстве является Наталия Ивановна Рачина, проработавшая большую часть своей жизни на КМЗ. Она прошла путь от обычного технолога до заместителя директора ГТП по производству.

– У меня всего одна запись в трудовой книжке, – мимоходом замечает она, проводя экскурсию по цеху, в котором и осуществляется ремонт газотурбинных двигателей.

В цехе везде порядок, чистота, все находится на своих местах, работники приветливы и деловиты. Тут же организовано и место для отдыха – в обеденный перерыв турбинисты играют в настольный теннис, общаются, слушают музыку.

– Главной нашей проблемой на сегодняшний день является недостаток молодых квалифицированных рабочих, – сетуют руководители всех уровней завода. – Раньше у нас было собственное ПТУ. А когда завод фактически закрылся, учебное заведение перепрофилировали. Но потребность в рабочих вернулась, а ПТУ – нет. Тех, кто к нам сейчас приходит, нужно учить с нуля. Мы даже организовывали образовательные группы. Собирали самых опытных сотрудников, чтобы обучить молодежь тонкостям профессии. Людей ценим, потому что турбинист – это редкая профессия.

Сейчас на ГТП трудится 180 человек, и ни о какой текучке кадров говорить не приходится. Работники приводят сюда детей, образуются целые семейные династии.

Испытательный стенд – наше конкурентное преимущество

Главной гордостью ГТП, безусловно, является уникальная оснастка для каждого вида двигателя и испытательный стенд.

– Для того чтобы сделать ремонт ГТД качественно, необходимо иметь техническую базу. Так, например, у нас есть горизонтальные стенды, на которых мы производим и сборку двигателей. Для каждого типа двигателя есть своя определенная оснастка, – отмечают турбинисты. – Главным нашим преимуществом является испытательная станция, с помощью которой мы сдаем заказчику полностью отработанный и испытанный двигатель.

– Деньги, выделяемые на ремонт двигателя, достаточно большие. И если двигатель, уже привезенный на корабль, внезапно откажет, то придется его везти обратно. Это очень трудоемко и дорого стоит. Доведение двигателя до рабочих показателей прямо на предприятии дает ГТП неоспоримое преимущество. Фактически мы сдаем готовую продукцию, – утверждает А. Белоев. И добавляет: – У наших двигателей после ремонта очень высокие технические показатели. Поэтому тот же «Газпром» продолжает к нам обращаться уже 20 лет, даже несмотря на нынешний кризис.

Дайте нам пять лет, и мы создадим крупное предприятие

Думает руководство КМЗ и о будущем. 8 апреля завод официально вошел в состав Объединенной судостроительной корпорации, что означает окончательный выход из ведения Минобороны. У КМЗ в рамках ОСК планируется два направления развития.

– Во-первых, это модернизация мощностей судоремонтного производства. Для газотурбинного производства – это освоение двигателей 3-го и 4-го поколения, – перечисляет Анатолий Владимирович. – И самая перспективная часть концепции – использование избыточных мощностей для создания комплекса крупнотоннажного судостроения.

Безусловно, все упирается в деньги. Особенно в текущей ситуации, когда санкции и кризис давят со всех сторон. Но глава КМЗ настроен оптимистично – у предприятия есть преимущество: выгодное расположение – вне города и рядом с фарватером, а также производственно-техническая база и человеческий ресурс.

– Если решение будет принято, то через пять лет мы сможем создать крупное и прекрасно функционирующее предприятие, – заключает Анатолий Белоев.

Из истории

Первые газотурбинные двигатели появились на кораблях ВМФ в 50-х годах. Для их создания в Николаеве (Украина) было организовано специализированное предприятие «Заря». Спустя 10 лет СССР занял лидирующие позиции по производству и использованию ГТД на военно-морском флоте. Соответственно возник вопрос о ремонте двигателей. Для этого на базе КМЗ появилось производство по ремонту ГТД (38-й цех). И с тех самых пор кронштадтские турбинисты остаются лидерами по качеству выполненных работ, заключаются договоры с ВМФ, «Газпромом» и иностранными заказчиками. За полувековую историю на предприятии было отремонтировано более 350 двигателей для кораблей ВМФ, для «Газпрома» – 150 двигателей и более 60 газоперекачивающих агрегатов.

Морские вести России №6 (2016)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

«Макаровка» идет на Север

«Макаровка» идет на Север Ректор вуза обсудил сотрудничество с Газпромфлотом, Росатомфлотом и губернатором Мурманска

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки С помощью заданий с погрузчиками, перегружателями, ролл-трейлером и портальным краном

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства Для этого предлагается создать отдельное федеральное учреждение

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства Первый шаг к решению масштабной задачи уже сделан

Морские порты

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50 Контейнерные и наливные, угольные и минудобрений, СУГ и СПГ…

Терминал за 57,8 млрд руб. собрался строить экс-глава «Роснефти» в Приморском крае

Терминал за 57,8 млрд руб. собрался строить экс-глава «Роснефти» в Приморском крае Максимальный грузооборот по проекту – 35 млн тонн в год




Морской транспорт

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций Сингапурцы и корейцы отказываются помочь в обслуживании и «ставят палки в колеса»

До 2030 года «доживет» только один из ныне действующих ледоколов «Атомфлота»

До 2030 года «доживет» только один из ныне действующих  ледоколов «Атомфлота» Советских «старичков» остановят

Речной транспорт

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб.

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб. Не зря платили взносы

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения Благодаря новому земснаряду

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана И будет выступать на территории республики как самостоятельный экспедитор

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров А также оптимизирует логистические цепочки

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...