Арктике нужен хозяин

Севморпуть

Преобразования в управлении Северным морским путем назрели

Ю.М. Иванов, заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ», к.т.н.

О.М. Кудрявцев, заведующий лабораторией АО «ЦНИИМФ», к.в.н.

Г.В. Лебедев, научный сотрудник АО «ЦНИИМФ», к.г.н.

Развитие Арктической зоны Российской Федерации имеет геополитическое значение для страны. Этот регион представляет собой колоссальный сырьевой резерв, здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Для эффективного хозяйствования в Арктической зоне Российской Федерации необходимо развитие национальной Арктической морской транспортной системы, способной обеспечить завоз грузов для освоения месторождений полезных ископаемых, экспорт нефти и газа, надежные транспортные связи, транзит и вследствие этого – рост национальной экономики.

Ключевые элементы

Ключевыми элементами Арктической морской транспортной системы являются: Северный морской путь (рисунок 1), порты, ледокольный флот, транспортный флот, система обеспечения безопасности мореплавания.

Рис. 1. Северный морской путь

В действующих законодательных российских документах в виде стратегий, концепций, доктрин, федеральных целевых программ, касающихся развития морского транспорта, северных территорий Российской Федерации, недостаточно уделено внимания развитию инфраструктуры Арктической морской транспортной системы, совершенствованию управления Северным морским путем.

В настоящее время реализация мероприятий, направленных на развитие Северного морского пути, осуществляется в рамках следующих государственных программ Российской Федерации:

– «Комплексного проекта развития Северного морского пути», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 05.06.2015 № 3529п-П9В;

– подпрограммы «Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне» государственной программы Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»;

– подпрограммы «Морской и речной транспорт» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

К середине XXI века Российская Федерация может утратить контроль над судоходством по Северному морскому пути, если не сумеет четко обозначить свои национальные интересы в Арктическом регионе, сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин во время заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики в Мурманске.

На этом же совещании Дмитрий Рогозин поставил задачу окончательного выбора «хозяина» Северного морского пути.

Заседание по выбору «хозяина» проводилось во исполнение пункта 5 раздела II протокола от 9 марта 2016 г. № 1 президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, согласно которому Минтрансу России, Минэкономразвития России, Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии Делового совета и Научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики было поручено представить в Правительство Российской Федерации в срок до 20 апреля 2016 г. материалы о создании единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне Российской Федерации.

На совместном заседании Научно-экспертного и Делового советов Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, состоявшемся 19 апреля 2016 г., специалисты обсудили создание единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне, в том числе для организации перевозок по Северному морскому пути. Собравшиеся единодушно поддержали необходимость единого оператора, но к общему заключению относительно его конфигурации прийти не смогли. Руководители Научно-экспертного и Делового советов попросили перенести совещание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики по рассмотрению вопроса о создании единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне Российской Федерации на два месяца.

К настоящему времени утрачено единоначалие в вопросах развития и управления Северным морским путем, которое было достигнуто после создания в 1932 году организации – Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), подчиненной на первых порах Совету народных комиссаров, а с 1953 года Министерству морского флота.

Основными задачами Главсевморпути были: организация морского (в том числе ледокольного) и речного флота и руководство им; изыскания и строительство портов, затонов, верфей и судоремонтных заводов; организация морских и речных перевозок и ледокольных операций; строительство и ремонт судов и руководство портовым хозяйством.

В 1936 году в период активной деятельности Главсевморпуть включал в себя 16 отделов и управлений.

Постепенно с изменением экономической политики в нашем государстве менялось отношение к Арктике и Северному морскому пути, являвшемуся его важной транспортной коммуникацией. Значение постепенно утрачивалось, и изменялся состав Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). В 1964 году ГУСМП было упразднено, его функции были возложены на отдел ледокольно-лоцманских проводок Главного управления мореплавания Министерства морского флота СССР. В ноябре 1970 года в целях осуществления государственного надзора за рациональным использованием Северного морского пути, а также обеспечения безопасности арктического мореплавания была создана Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР.

В 1988 году Администрация Севморпути была введена в состав центрального аппарата Минморфлота СССР. В 2004 году в результате административной реформы функции Администрации Северного морского пути были переданы в отдел Федерального агентства морского и речного флота.

Таким образом, ГУСМП, созданное как хозяин СМП при Совете народных комиссаров СССР на уровне министерства, к 2004 году эволюционировало от главного управления до отдела в Федеральном агентстве морского и речного флота с численностью 5 человек.

К 2013 году изменилась экономическая ситуация в стране, были выстроены новые отношения государства с владельцами судов. В новых экономических условиях старая система перестала отвечать требованиям времени, поэтому в соответствии с ФЗ-132 от 28 июля 2013 года была воссоздана современная Администрация Северного морского пути.

Основными целями деятельности ФГКУ «Администрация Северного морского пути» является обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории Северного морского пути.

Сегодня на акватории Северного морского пути недостаточно уделено внимания государственному регулированию и контролю безопасности судоходства. Численный состав штатных сотрудников ФГКУ «Администрация Северного морского пути» не в состоянии обеспечить выполнение всех функциональных обязанностей, возложенных на учреждение, и дополнительно осуществлять контроль над судоходством на всем протяжении акватории СМП.

На основании вышесказанного подтверждается необходимость создания единого координатора и оператора в области арктического судоходства и перевозок по Северному морскому пути.

Для обеспечения безопасного судоходства в акватории Северного морского пути необходимо расширение функций и поднятие статуса ФГКУ «Администрация Северного морского пути». Для расширения функций и поднятия статуса государственного предприятия ФГКУ необходимо создание структурных подразделений, отвечающих за основные направления деятельности в акватории (административное, навигационное, ледокольное, транспортное, аварийно-спасательное и др.). На рисунке 2 представлена схема возможной организационной структуры предприятия.

Рис. 2. Организационная структура предприятия

По законодательству РФ государственное учреждение ФГКУ «Администрация Северного морского пути» не имеет права заниматься коммерческой деятельностью.

Акватория Северного морского пути будет использоваться для регулярной перевозки грузов, если в морских портах СМП будут оказываться все виды портовых услуг, оказываемых в портах развитых стран, а именно: навигационные, лоцманские, причальные, стивидорные и шипчандлерские услуги. Все это подтверждает необходимость создания подведомственной организации с правовой формой, позволяющей заниматься коммерческой деятельностью (ФГУП или АО и др.), которая будет иметь соответствующий статус для решения многих задач, направленных на создание условий безопасности и привлекательности судоходства на современном этапе. Хозяйствующая структура в составе ФГКУ «Администрация Северного морского пути» позволит активно влиять на поддержание порядка и правил пользования СМП.

В целях совершенствования системы организации плавания судов в акватории Северного морского пути предлагается:

1. Внести дополнения в Правила плавания в акватории Севморпути, утвержденные приказом Минтранса России от 17.01.2013 № 7, предусматривающие:

1.1. Обязательность ледовой лоцманской проводки судна при отсутствии у капитана опыта плавания во льдах в акватории Северного морского пути в течение трех месяцев в качестве капитана или старшего помощника капитана.

1.2. Возложение на ФГКУ «Администрация Севморпути» следующих функций:

утверждение плана расстановки ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой, навигационной обстановки, категории ледовых усилений и подготовки экипажей судов;

разработка маршрутов плавания судов;

принятие решения о необходимом ледокольном обеспечении судов на конкретных участках;

принятие решения о необходимости ледовой лоцманской проводки судов.

1.3. Обеспечение ледоколов и судов рекомендациями по маршруту следования, гидрометеорологической и ледовой информацией.

1.4. Мониторинг движения ледоколов и судов в акватории СМП.

1.5. Поддержание связи с ледоколами и судами.

1.6. Организация безопасного вывода из акватории СМП судов, получивших повреждения.

1.7. Организация безопасного вывода из акватории Северного морского пути судов, нарушивших Правила (судов, не имеющих разрешения Администрации СМП; судов, оказавшихся в ледовых условиях, не соответствующих их категориям ледовых усилений).

1.8. Оперативное принятие мер к судам, нарушившим Правила.

1.9. Анализ ледовых повреждений и разработка предложений по их предотвращению.

2. Внести изменения в распоряжение Правительства РФ от 15.03.2013 № 358-р «О создании федерального государственного казенного учреждения», предусмотрев соответствующие изменения в организационно-штатной структуре и финансировании ФГКУ «Администрация Севморпути».

3. Включить в состав ФГКУ «Администрация Севморпути» в качестве филиалов службы капитанов морских портов, расположенных в акватории СМП.

4. В целях обеспечения безопасности при транспортировке углеводородов в Арктической зоне РФ с учетом высокой уязвимости природной среды и необходимости минимизации рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предлагается издание нормативного правового акта, предусматривающего привлечение ледоколов, осуществляющих проводку судов в акватории Северного морского пути, к несению аварийно-спасательной готовности.

Россия несет ответственность за организацию безопасного мореплавания в акватории СМП. Для укрепления вертикали власти в области государственного управления и надзора в акватории СМП, являющейся зоной ответственности РФ, необходимо:

1. Модернизировать организаци-онно-штатную структуру Администрации Северного морского пути и пересмотреть ее основные задачи и функции в современных условиях.

2. Наделить Администрацию Северного морского пути соответствующими полномочиями.

3. Переиздать «Положение об Администрации Северного морского пути».

4. Откорректировать и утвердить «Правила плавания в акватории СМП».

5. Закрепить законодательными актами РФ за государственной структурой функции по ледокольной проводке судов на акватории СМП.

В интересах частичного покрытия государственных расходов на оказание государственных услуг на СМП целесообразно рассмотреть вопрос о введении арктического путевого сбора. Ставки путевого сбора должны носить не дискриминационный характер и обеспечить конкурентоспособность Северного морского пути по сравнению с южным маршрутом через Суэцкий канал.

Реализация рассмотренных в статье задач будет способствовать повышению стабильной работы национальной Арктической морской транспортной системы, увеличению объемов перевозок грузов, включая транзитные, и ускорению развития Арктической зоны РФ.

Морские вести России №6 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка Под руководством Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна в штаб-к...

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон»

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон» Гиперзвуковое оружие будет установлено на двух новых российских фрегатах «Адмирал Амелько» и «Адмира...

Российская экономика

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области В регионе также планируется провести работы по цифровизации городского хозяйства.

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году На эти цели выделили более 136 млн рублей

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала Совет директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП) одобрил   выход и...

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича В Парке Победы поселка Врангель состоялся торжественный митинг в честь 80-летия со дня рождения перв...




Морской транспорт

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии 20-й международный фестиваль парусных судов The Nagasaki Tall Ships Festival прошел с 18 по 22 апрел...

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания Корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов» отправились в акваторию Балтики на заводские хо...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5 руб. на акцию

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5   руб. на акцию Акционеры железнодорожного   оператора Globaltrans утвердили финальные дивиденды по итогам...

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза Чистая прибыль «Трансконтейнера» по российским стандартам бухгалтерского   учета (РСБУ...

Авто транспорт

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту Власти Приморья планируют отремонтировать в крае до 2024 года 657 км автомобильных дорог в рамках ре...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...