Якутия хочет в Арктику

Севморпуть
Якутия хочет в Арктику

В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденций современного мира на долгосрочную перспективу является обострение внимания международной политики на обладании источниками энергоресурсов, в том числе в Арктике.

Международная организация «Арктический совет», членом которого является Россия, использует в своей деятельности в качестве границы Арктики линию CAFF (арктическая международная организация Conservation of Arctic Flora and Fauna), соприкасающуюся с линией Северного полярного круга.

По материалам совместного заседания Госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ, декабрь 2015 г., Санкт-Петербург

Основные критерии

2 мая 2014 года Указом Президента РФ № 296 утвержден состав сухопутных территорий Арктической зоны страны, согласно которому в ее состав вошли только 5 районов Республики Саха (Якутия), представляющих собой узкую прибрежную полосу.

В то же время в республике 13 муниципальных районов находятся за Северным полярным кругом. На территории 1,6 млн кв. км (более половины территории Якутии, или 9,4% всей территории РФ) проживает всего 69 тыс. человек (7,3% населения Якутии, или 0,048% от численности населения страны). За 1990-2013 годы численность населения данных 13 районов сократилась в 2,1 раза (или на 77,6 тыс. человек), и все эти районы относятся к арктической зоне по ряду основных критериев:

находятся за или пересекаются с линией Северного полярного круга;

расположены севернее линии границы Арктики, используемой CAFF;

находятся в экстремальных климатических условиях;

мало населены и являются местом компактного проживания коренных народов Севера;

не имеют круглогодичного наземного транспортного сообщения;

зависят от Северного морского пути, объединены между собой по бассейновому принципу, исторически созданы транспортной логистикой и привязаны к пяти северным рекам: Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма, которые впадают в арктические моря;

в основном по бассейновому принципу сформированы транспортные сообщения по автозимникам, межрайонные и внутрирайонные авиаперевозки, транзитные пункты и пункты депонаций, через которые происходит обеспечение нефтепродуктами, нефтью и газоконденсатом;

электроснабжение осуществляется только от локальной системы;

жилищные условия районов в основном хуже среднероссийских, во всех районах имеются проблемы в коммунальном комплексе;

имеется большая зависимость между всеми арктическими районами в развитии оленеводства, в поисках богатой кормовой растительностью оленьих пастбищ оленеводческое население расселено и осуществляет свою традиционную деятельность по всей арктической территории;

природохозяйственная деятельность ведется в условиях единого народно-хозяйственного комплекса арктических территорий, без привязки к административным границам районов;

накоплены значительные объемы промышленных и бытовых отходов, которые ввиду дисперсности территорий и транспортной труднодоступности не ликвидированы;

имеются месторождения топливно-энергетических ресурсов, которые можно разрабатывать по бассейновому принципу.

В целях обеспечения национальной безопасности предлагается дополнительно включить 8 районов республики (Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский и Эвено-Бытантайский) в состав сухопутных территорий Арктической зоны страны.

Развитие производственной и социальной инфраструктуры Арктической зоны Дальнего Востока России значительно отстает не только от средних показателей по стране, но и от показателей в целом по Дальнему Востоку. Наблюдается существенная дифференциация уровня жизни населения в силу объективных факторов, таких как экстремальные для постоянного проживания человека и организации хозяйственной деятельности природные условия; крайне высокая экологическая уязвимость; очаговое развитие территории; низкая плотность населения; отсутствие развитой транспортной и энергетической инфраструктуры, полная зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от завоза топливно-энергетических ресурсов, продовольствия и товаров первой необходимости.

Главный инструмент

В силу объективных факторов Российская Арктика – это стратегически важный, но при этом сложный и очень уязвимый регион, для устойчивого развития которого необходим системный, комплексный подход. Государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны с упором на инновационное развитие, наращивание научно-исследовательских работ, сохранение экологических систем и обеспечение экологической безопасности, обеспечение нормальной жизнедеятельности и снижение стоимости жизни в Арктической зоне РФ должна стать главным действующим инструментом реализации госполитики в Арктической зоне РФ.

Национальные интересы в развитии Арктической зоны и обеспечении национальной безопасности требуют государственной поддержки для решения задач:

модернизации и развития транспортной сети Арктической зоны, формирования парка авиационной техники, флота транспортных судов на основе воссоздания и укрепления материально-технической базы по проектированию и строительству новых отечественных видов транспорта, приспособленного к работе в экстремальных условиях;

развития Северного морского пути в качестве единой национальной транспортной системы в Арктике, обеспечивающей в том числе трансконтинентальные грузоперевозки;

оптимизации локальной энергетики, внедрения энергоэффективных и энергоресурсосберегающих технологий;

формирования механизма государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность непосредственно в Арктической зоне;

планомерного изучения территорий шельфа морей Восточной Арктики как одного из приоритетных направлений развития минерально-сырьевой базы России;

развития традиционных видов природопользования коренных малочисленных народов Севера, комплексного внедрения инноваций в развитие традиционных отраслей коренных народов Севера, разработки системы механизмов компенсационных выплат для сельскохозяйственных организаций и охотничье-промысловых хозяйств всех форм собственности в связи с сокращением пастбищ, а также возмещения расходов (убытков), причиненных исконной среде коренных народов при изъятии территорий традиционного пользования;

повышения уровня и доступности образования, духовного и культурного развития, стимулирования внедрения передовых технологий в коммуникациях и связи, телемедицины и дистанционного образования;

ценового, тарифного, налогового и таможенного стимулирования развития отраслей, учитывающего особенности развития арктических регионов России;

обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования. Реализация системных природоохранных мероприятий в Российской Арктике. Реализация мер по предотвращению, снижению негативных последствий антропогенного воздействия и развитие системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды;

обеспечения пограничной безопасности арктических территорий Российской Федерации и в то же время обеспечения свободы передвижения коренных малочисленных народов Севера в пограничных территориях, являющихся исконной средой обитания.

Таким образом, необходимо уточнить критерии отнесения к сухопутным территориям Арктической зоны. Актуализировать федеральные документы стратегического планирования по развитию Арктической зоны с учетом федерального закона от 28.06.2014 № 172-ВЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». О нормативно-правовом обеспечении вопросов государственного регулирования развития Северного морского пути. О развитии малой авиации на приполярных территориях РФ. О сохранении исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Об организации выездных заседаний Государственной комиссии по вопросам развития Арктики в субъектах, входящих в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ.

Морские вести России №7 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка Под руководством Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна в штаб-к...

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон»

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон» Гиперзвуковое оружие будет установлено на двух новых российских фрегатах «Адмирал Амелько» и «Адмира...

Российская экономика

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области В регионе также планируется провести работы по цифровизации городского хозяйства.

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году На эти цели выделили более 136 млн рублей

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала Совет директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП) одобрил   выход и...

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича В Парке Победы поселка Врангель состоялся торжественный митинг в честь 80-летия со дня рождения перв...




Морской транспорт

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии 20-й международный фестиваль парусных судов The Nagasaki Tall Ships Festival прошел с 18 по 22 апрел...

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания Корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов» отправились в акваторию Балтики на заводские хо...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5 руб. на акцию

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5   руб. на акцию Акционеры железнодорожного   оператора Globaltrans утвердили финальные дивиденды по итогам...

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза Чистая прибыль «Трансконтейнера» по российским стандартам бухгалтерского   учета (РСБУ...

Авто транспорт

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту Власти Приморья планируют отремонтировать в крае до 2024 года 657 км автомобильных дорог в рамках ре...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...