Особенное судоходство

Севморпуть

Арктическое судоходство: надлежащее управление, основанное на фактах, а не на мифах

С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. Многие статьи, публикуемые в отраслевых и научных журналах, а также в популярной прессе, – это не просто сообщения о состоянии арктической ледяной шапки, они также содержат анализ возможных последствий сокращения ее размеров. К примеру, в заголовках регулярно упоминается возможность возникновения новых морских путей между Атлантикой и Тихим океаном, при этом в значительной части публикаций рассматривается вопрос о связи между отступлением арктических льдов и международной торговлей, а также предлагаются захватывающие дух прогнозы о будущем Арктики с оживленным судоходством или, напротив, о том, что Арктика окажется в опасности. В этих публикациях зачастую содержатся заявления или по крайней мере дается понять, что рост судоходства в Арктике неизбежно связан с рисками в отношении окружающей среды, территориальных споров, негативного влияния на некоторые рынки и т.п.

Владимир Медников, советник генерального директора «Совкомфлота», президент российской Международной ассоциации морского права

Генри П. Хантингтон, научный директор проектов в Северном Ледовитом океане в Благотворительном фонде Пью

Позвольте с этим не согласиться. Арктическое судоходство, как и любое другое начинание с участием людей, содержит в себе риск того, что дела могут повернуться не лучшим образом. Однако также имеется и множество предпосылок для того, чтобы эта деятельность осуществлялась в соответствии с самыми высокими стандартами. Надлежащая организация управления позволяет снижать риски и создавать новые возможности. Если судоходство в Арктике начнет расширяться без надлежащего надзора и координации, скорее всего, пострадают все: и бизнес, и окружающая среда, и местные жители. При разумном же планировании, действенных правилах и высоком уровне обмена информацией между всеми вовлеченными сторонами судоходство в Арктике может расширить экономические возможности, улучшить международное сотрудничество и способствовать устойчивой охране природной среды во всем регионе.

По нашему мнению, правильная организация управления должна быть основана на четком понимании особенностей Арктического региона и особенностей судоходства в нем. Проблемы обычно воспринимаются драматично и вызывают повышенный интерес, в то время как стабильное развитие событий не привлекает внимания. В результате создается несколько искаженная картина происходящего и того, что может случиться в будущем. Ниже перечислены некоторые из наиболее широко распространенных мифов об Арктике и арктическом судоходстве, а также объяснение того, что мы видим на самом деле.

• Судоходство в Арктике – новое явление

В действительности количество судов и объем перевозимых в настоящее время грузов до сих пор не достигли уровня, наблюдавшегося в 1980-е годы, в советское время, когда во внутренних водах России и по Северному морскому пути осуществлялось активное судоходство. Исследователи путешествовали по водам и льдам Арктики на протяжении веков, стремясь пройти Северо-Западным или Северо-Восточным проходом или достичь Северного полюса. Китобои и зверобои ходили на Север еще в XVII веке. Морское сообщение между арктическими поселениями было обычным делом на протяжении более чем ста лет и по мере разработки полезных ископаемых и освоения нефтяных месторождений получило новое развитие. Иными словами, в Арктике накоплен большой опыт судоходства как с ледоколами, так и без них.

• Использование ресурсов Арктики – недавно возникший феномен

Арктика была домом для коренных жителей на протяжении тысячелетий. Они использовали и продолжают использовать растения, животных и минеральное сырье своих родных мест. Коммерческое использование ресурсов Арктики, включая меха, китовый жир, рыбу, продолжалось на протяжении веков. Минеральные запасы разведывались и добывались на протяжении примерно того же времени. Добыча арктической нефти была начата в Канаде в 1920 году. Возможно, таяние льдов на море в летний период улучшит доступ к ресурсам, но это не главный фактор, стимулирующий использование арктических ресурсов.

• Потеря морского льда неизбежно приведет к расширению судоходства в Арктике

Морской лед – это не единственный фактор, влияющий на арктическое судоходство. Основой для принятия решений также станут экономические факторы, страхование, безопасность и прочие соображения. На фоне беспрецедентной потери морских льдов Арктика сегодня переживает непрерывное изменение климата. На протяжении тысячелетий морской лед был константой Арктического бассейна, но она меняется от года к году и от десятилетия к десятилетию. В 1920-х годах, например, более теплый воздух и вода Европейской Арктики вызвали потерю морского льда на большей части пространства Баренцева и Карского морей. В обозримом будущем изменение морских ледовых условий продолжится, что потребует особого отношения и внимания к судоходству в Арктике.

• Арктическое судоходство заменит Суэцкий канал

Суэцкий канал пропускает почти миллиард тонн грузов ежегодно. Даже самые оптимистические прогнозы в отношении Северного морского пути оперируют лишь десятками миллионов тонн. И даже если площадь арктических льдов продолжит сокращаться, арктическое судоходство на протяжении еще многих лет будет ограничено в основном летним сезоном и началом осени. Трансарктические перевозки по Северному морскому пути привлекательны далеко не для всех, а лишь для некоторых судов, следующих из Азии в Европу и наоборот. Еще одна категория грузовых судов, использующих Северный морской путь, – это суда, осуществляющие подвоз и вывоз грузов из мест добычи полезных ископаемых, нефтяных и газовых месторождений, а также прибрежных поселков и других мест назначения в Российской Арктике. Для таких судов Арктика – это не просто удобный маршрут следования, а район эксплуатации. Они не могут выбрать другой маршрут. Даже если число таких судов увеличится, то это произойдет не за счет отвлечения части трафика с Суэцкого канала.

• Арктическое судоходство – источник международного конфликта

Как и в других частях света, в Арктике есть разногласия по поводу границ и принадлежности водных пространств. США и Канада одновременно заявляют свои права на одну и ту же часть моря Бофорта. Канада и Гренландия соперничают за обладание островом Ханса. Канада заявляет, что Северо-Западный проход – это внутренний морской путь; эту позицию оспаривают Соединенные Штаты. Россия и США подписали соглашение о морской границе в Чукотском и Беринговом морях, но Россия его пока не ратифицировала. Тем не менее Россия и Соединенные Штаты сотрудничают на регулярной основе по множеству научных вопросов, а также в области управления и права применения вдоль этой самой длинной из морских границ между ними. Россия и США также имеют давнюю историю сотрудничества в рамках международных соглашений по рыболовству в северном районе Тихого океана и в Беринговом море. Российские суда помогали доставить топливо в поселки Аляски и даже однажды участвовали в спасении серых китов, попавших в ледовую ловушку вблизи побережья Аляски. Все восемь арктических государств успешно сотрудничают по многим вопросам в Арктическом совете, под эгидой которого был подготовлен в том числе и доклад «Оценка перспектив морского судоходства в Арктике». Это сотрудничество привело к дальнейшим действиям со стороны арктических государств, таким как заключение соглашения по поиску и спасанию и по предотвращению и реагированию на нефтяные разливы. Арктические страны также внесли важный вклад в создание нового Полярного кодекса в Международной морской организации (ИМО), установив стандарты на осуществление деятельности в водах Арктики и Антарктики.

• Каждая страна сама должна обеспечивать свою инфраструктуру и поддержку

Основной посыл соглашений о поиске и спасании и о реагировании на нефтеразливы в Арктике заключается в том, что международное соглашение должно помогать каждому его участнику. То же справедливо и в отношении судоходства. На Аляске часто говорят об отсутствии в Арктике глубоководных портов к северу от Датч-Харбора, расположенного на одном из Алеутских островов. Если в этом отношении география не благоприятствовала Аляске, то на Чукотке есть бухта Провидения, превосходная природная глубоководная гавань вблизи Берингова пролива, давно используемая в качестве ворот Северного морского пути. Использование бухты Провидения как базы для судов реагирования в экстремальных ситуациях или как порта-укрытия для судов, терпящих бедствие, было бы выгодно для всех мореходов и могло бы рассматриваться как новая возможность для развития бизнеса. Взаимную выгоду можно найти и в других вариантах сотрудничества.

• Арктическое судоходство – это катастрофа для окружающей среды

Коммерческое судоходство осуществляется по всему миру. Как и любая масштабная деятельность, судоходство не лишено рисков, и в арктических водах эти риски и их последствия могут быть особенно серьезными. Но рисками можно управлять, а отрицательные последствия можно предотвратить или уменьшить риск их наступления. Аварийность на Северном морском пути ниже, чем в среднем по всему миру, что позволяет предположить, что опыт и тщательная навигация могут смягчать риски. Помимо предотвращения аварийных ситуаций суда могут обходить наиболее уязвимые районы, где морские млекопитающие и птицы особенно многочисленны, они могут также принять существенные меры, направленные на уменьшение шума и риска загрязнения. Выбор более короткого маршрута вдоль Северного морского пути означает также меньше выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ и парниковых газов.

• Природоохранные законы плохи для бизнеса

Во многих отраслях производства забота об окружающей среде может помочь снизить затраты и снизить риски для бизнеса и его работников. Это вполне справедливо и для судоходства в Арктике. Шаги, направленные на уменьшение числа аварий, снижают затраты и уменьшают риски для окружающей среды. Меры, направленные на охрану особо уязвимых природных районов и отрицательного воздействия на диких животных, демонстрируют приверженность практике устойчивого природопользования, что сегодня на всем земном шаре является для компаний одним из важных инструментов маркетинга. Многие из правовых норм, защищающих диких животных, также помогают держать суда на безопасном расстоянии от опасных мелководий и побережья, что таким образом является двойным преимуществом. Разумные правила помогут также снизить вероятность спорных ситуаций, позволяя тем самым как судоходным компаниям, так и защитникам природы сосредоточить свои силы на более продуктивных делах. А высокие правовые требования к безопасности мореплавания и к охране окружающей среды выгодны компаниям, которые уже вкладывают средства в подготовку судовых экипажей и в специальное арктическое оборудование. Полярный кодекс ИМО – это хороший шаг вперед в этом направлении, но это еще не последнее слово.

Если говорить коротко, арктическое судоходство, скорее всего, будет продолжать расти. И нужно не рассуждать о том, что может пойти не так, а направлять и координировать процесс, чтобы обеспечить надежную и безопасную практику мореплавания. При правильной организации управления выигрывают и лидеры судоходной отрасли, и окружающая среда. И есть много возможностей для нахождения общих интересов и для сотрудничества. Опытный и ответственный голос судоходной отрасли и так будет настойчиво обращаться к законодателям, но он будет сильнее, если к нему присоединятся специалисты по охране природы и те, кто заинтересован в снижении рисков и увеличении выгоды. Субъекты правового регулирования имеют в таком случае возможность продемонстрировать хорошую организацию управления, создав высокие стандарты деятельности и распространения наиболее успешного опыта. Это дает им основания для обращения к регуляторам с требованием, чтобы все участники хозяйственной деятельности отвечали одним и тем же высоким стандартам. При этом компании, чья деятельность соответствует высоким стандартам, будут иметь конкурентное преимущество и будут вознаграждены за свое ответственное поведение. Уровень международного сотрудничества в Арктике, основывающийся на фундаменте, заложенном Арктическим советом, возрастет на благо всех.

Морские вести России №10 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике?

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике? На этот вопрос эксперты 11-го Международного Балтийского транспортного форума ответят 11 сентября 20...

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое Интенсивность движения автотранспорта по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое, в стуки по нем...

Российская экономика

«НОВАТЭК» попросил освободить от таможенных пошлин оборудование для СПГ-проектов

«НОВАТЭК» обратился к министерствам и ведомствам с предложением освободить от уплаты таможенных пошл...

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений Президент России Владимир Путин поручил ввести мораторий на оказание новых мер государственной подде...

Транспортная политика

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту В преддверии заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке рег...

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля. 21 июля 13-миллионная тонна вошла в сос...

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком Летом 2019 года Находкинский морской торговый порт приступил к строительству системы очистных сооруж...




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала Восточно-Сибирское речное пароходство на площадке ремонтно-отстойного пункта «Чертугеевский» (Ир...

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019»

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019» Завершился первый рейс экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019». Теплоход Волжского...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств Госдума во вторник приняла в третьем чтении закон, расширяющий полномочия Министерства транспорта РФ...

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...