Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Пассажирский флот нового поколения

Судостроение

Универсальность, экономичность и современные материалы – новый катамаран от СНСЗ

31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду углепластиковый скоростной пассажирский катамаран нового поколения проекта 23290. Как отметил генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо, «сегодня многие судовладельцы в основном работают по программам переоборудования и модернизации своих судов, однако в целом это не решает главную проблему: отечественный пассажирский флот морально и физически устарел, не отвечает современным требованиям безопасности мореплавания и в ближайшие годы подлежит массовому списанию, поэтому в этом сегменте рынка сложилась благоприятная ситуация для судостроителей – запрос на развитие и создание пассажирского флота нового поколения».

Владислав Букин

Как считают многие специалисты, появление нового 150-местного катамарана может открыть новую эпоху в развитии отечественного скоростного флота со времен Ростислава Алексеева.

Ранее не раз освещалась тема старения судов на подводных крыльях (СПК), а некоторые корабелы и вовсе ставят под сомнение рациональность конструкции СПК, называя ее устаревшей. Впрочем, свои доводы есть и у защитников, и у противников «крыла». А вот то, что действующий флот СПК устарел, – это факт бесспорный. Всего, по данным Российского Речного Регистра, в стране числится порядка 85 судов на подводных крыльях, при этом средний возраст их приближается к 32 годам. Конечно, не все суда эксплуатируются, некоторые прошли модернизацию с заменой главной силовой установки. Однако для алюминиевого корпуса 32 года – возраст критический.

Пик строительства СПК пришелся на 70-80-е годы XX века, когда страна занимала третье место в мире по числу пассажирского флота, суда работали на 189 линиях, из которых 120 – местные линии, 52 – внутренние и 17 – международные. Многие линии, особенно в отдаленных регионах страны, где других способов добраться до районного центра или в соседний поселок нет, работают до сих пор. Причем работают исключительно на старых СПК.

Перевозчики на этих жизненно важных линиях работают на грани окупаемости либо исключительно за счет дотаций из региональных бюджетов. Во-первых, потому что еще в 90-е годы стоимость перевозок существенно выросла, при этом платежеспособность населения также существенно упала. Во-вторых, эксплуатация старых судов по определению дорогая. А в-третьих, из-за конструктивных особенностей работа СПК ни на одной линии СССР не являлась рентабельной и была выгодна исключительно в условиях плановой экономики и огромных серий судов. По отдельности у каждого судовладельца есть свои пожелания: кто-то желает видеть большую пассажировместимость, кто-то больше места под багаж, у кого-то потребность в гораздо более вместительных топливных танках для работы на большом плече и т.д.

С конца 2000-х годов пришло понимание, что пассажирский скоростной флот необходим в России. Не только для работы в удаленных регионах, но и в туристических целях. Появился целый ряд перспективных проектов, в том числе, кстати, и новое поколение судов на подводных крыльях.

В июле 2015 года Средне-Невский судостроительный завод, флагман отечественного композитного судостроения, заложил перспективный катамаран проекта 23290, который предназначен для решения задач водных пассажирских перевозок на дистанциях до 1000 км как по рекам, так и в прибрежной морской зоне.

Новый подход к традиционной конструкции

Сам концепт многокорпусного пассажирского судна не уникальный. Суда подобного класса строят наши соседи – норвежцы, датчане. Прогулочные катамараны и яхты успешно строят французы и итальянцы. На вторичном рынке можно встретить массу предложений. Чем же отличается от зарубежных аналогов «средне-невский» катамаран?

Для начала СНСЗ заложил в судне все свои знания и технологии работы с композитными материалами, корпус катамарана углепластиковый, построен с применением метода вакуумной инфузии. При осадке 1,5 метра (для сравнения: осадка у «Метеора» при движении в водоизмещающем режиме 2,35 метра) пассажировместимость катамарана 150-200 человек против 116-120 пассажиров у «Метеоров». Дальность хода судна 1000 км при 600 км у «Метеоров».

Заявленная максимальная скорость катамарана 29,5 узлов, судно может эксплуатироваться при волнении до четырех баллов без снижения скоростных характеристик.

Высокую скорость судну обеспечивают два двигателя мощностью по 900 кВт каждый. При этом эксплуатационный расход топлива составляет 11 л на милю, а расход масла – 7,74 г/час, а ресурс – 12 000 часов.

Применение композита позволило улучшить ударную прочность конструкции на 20-30%, усталостную прочность – на 50-200%, достигнуто снижение веса на 10-30%. Композитный материал по прочности не уступает многим современным металлам, плюс к этому – высокая стабильность, высокая сопротивляемость усталости, стойкость к действию морской среды, простота ремонта и эксплуатации. Срок службы корпуса не менее 30 лет.

Многокорпусная конструкция технически делает судно устойчивее, что имеет существенный плюс для пассажиров, которые страдают морской болезнью. Кроме того, катамараны практически непотопляемы, а два двигателя, разнесенные по двум корпусам, обеспечивают высокую маневренность, позволяющую катамарану развернуться практически на месте.

При проектировании и строительстве судна инженеры и специалисты завода совместно с представителями РМРС разрабатывали новые разделы правил Регистра. До этого прецедент надзора за проектированием и строительством композитных судов попросту отсутствовал.

Головное судно проекта 23290 Средне-Невский завод планирует передать в опытную эксплуатацию в навигацию следующего года.

Открытый проект

Катамаран проекта 23290 в отличие от СПК прежней конструкции может быть доработан с учетом пожеланий заказчика. Так, на судне предусмотрена установка системы ночного видения и комплекта прожекторов, благодаря которым суда могут эксплуатироваться в том числе и в ночное время, что повысит окупаемость проекта в целом. Под запросы заказчика можно увеличить место для размещения багажа или специального оборудования, а судно может использоваться для доставки персонала или грузов на объекты. Насыщение судна (практически вся спецификация), в том числе отделка пассажирского салона, также может корректироваться в зависимости от запросов заказчика.

Как уже неоднократно заявлялось, решить задачу организации пассажирских перевозок скоростным водным транспортом на базе судов нового поколения возможно только на основе механизма создания государственно-частного партнерства.

У Средне-Невского завода есть серьезный подпор в лице ОСК, существуют наработанные связи с крупными финансовыми организациями, крупными отраслевыми компаниями, что дает дополнительные преимущества заказчику.

И в завершение хочется сказать одну истину, которую многие корабелы забывают. «Пассажир выбирает, идти ему на судне или не идти, глазами». И тут отрицать, что катамаран проекта 23290 имеет свой шарм, невозможно. Достаточно просто взглянуть на фото.

Краткие характеристики катамарана проекта 23290

Классификация судна – КМ [2] R2-RSN MHC HSC Passenger A

Район плавания – внутренние водоемы и прибрежные районы морей с удалением от места-убежища до 20 миль

Главные размерения:

Длина наибольшая, м – 25,63
Длина между перпендикулярами, м – 23,80
Ширина наибольшая, м – 9,04
Высота борта на миделе, м – 3,04
Водоизмещение (порожнем), т – 48,33
Водоизмещение (полное), т – 74,95
Осадка (при полном водоизмещении), м – 1,5

Морские вести России №13 (2016)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Шторм разбил самый большой песчаный пляж в Сочи

Шторм разбил самый большой песчаный пляж в Сочи Штормовая волна высотой порядка шести метров, обрушившаяся на побережье Имеретинской низменности в м...

Норвегия заявила о продолжении экологически рациональной добычи нефти и газа в Арктике

Норвегия заявила о продолжении экологически рациональной добычи нефти и газа в Арктике Норвегия готова продолжить добычу нефти и газа в Арктике с учетом заботы об экологии и с использован...

Российская экономика

Севмаш обновляет производство для сокращения сроков строительства кораблей

Севмаш обновляет производство для сокращения сроков строительства кораблей Севмаш готовит производственные мощности под строительство перспективных образцов военной техники. В...

Внешний долг РФ в 2017 году вырос до $529,1 млрд

Внешний долг РФ в 2017 году вырос до $529,1 млрд Внешний долг РФ в 2017 году увеличился на $14,952 млрд, или на 2,9% - до $529,084 млрд с $514,13...

Транспортная политика

Норвегия и Швеция усомнились в военной угрозе от России в Арктике

Норвегия и Швеция усомнились в военной угрозе от России в Арктике Представители правительств Норвегии и Швеции рассчитывают на дальнейшее сотрудничество с Россией в А...

Выгода от строительства магистрали Rail Balticа преувеличена на 4 млрд евро

Выгода от строительства магистрали Rail Balticа преувеличена на 4 млрд евро Анализ окупаемости Rail Balticа приукрашен и основан на ложных фактах, сообщает портал rus.err.ee со...

Морские порты

С начала навигации 2017-2018 гг. в замерзающих морских портах России ледоколы «Росморпорта» провели 269 судов.

С начала навигации 2017-2018 гг. в замерзающих морских портах России ледоколы «Росморпорта» провели 269 судов. ФГУП Росморпорт опубликовало информацию о ледокольных проводках в морских портах Российской Федераци...

Получено новое свидетельство о соответствии СУДС Керченского пролива

Получено новое свидетельство о соответствии СУДС Керченского пролива Получено новое свидетельство о соответствии системы управления движением судов Керченского пролива т...




Морской транспорт

Закрытая из-за шторма Керченская переправа возобновила работу - оператор

Закрытая из-за шторма Керченская переправа возобновила работу - оператор Закрытая из-за шторма Керченская паромная переправа, связывающая Крым с материковой Россией, возобно...

Народные волнения в Иране давят на ставки фрахта в Каспийском регионе

Народные волнения в Иране давят на ставки фрахта в Каспийском регионе В отличие от ставок фрахта в Азовском регионе, просевших за прошедшую неделю на 12$ за тонну, фрахт ...

Речной транспорт

Завершена модернизация под перевозку зерна сухогруза проекта 964 «Калевала»

Завершена модернизация под перевозку зерна сухогруза проекта 964 «Калевала» Завершена крупная модернизация под перевозку зерна сухогрузного судна проекта 964 (проект 1565 т...

По итогам 2017 года грузоперевозки внутренним водным транспортом выросли на 0,5 %

По итогам 2017 года грузоперевозки внутренним водным транспортом выросли на 0,5 % Объем грузоперевозок внутренним водным транспортом в 2017 году по сравнению с предыдущим годом вырос...

Ж/Д транспорт

Грузооборот вагонов «Новотранса» в 2017 г. увеличился на 13%

Грузооборот вагонов «Новотранса» в 2017 г. увеличился на 13% Грузооборот вагонов группы компаний «Новотранс» в 2017 г. увеличился на 13% по сравнению с показ...

Казахстан сошел с российских рельс: ж/д страны обеспечат США

Казахстан сошел с российских рельс: ж/д страны обеспечат США В рамках официальной поездки главы Казахстана Нурсултана Назарбаева в Вашингтон были заключены согла...

Авто транспорт

Минтранс начнет в 2018 г. прием 4 тыс. км региональных автодорог в федеральную собственность

Минтранс начнет в 2018 г. прием 4 тыс. км региональных автодорог в федеральную собственность Некоторые региональные автодороги общей протяженностью 4 тыс. км в 2018 году перейдут в федеральную ...

Изменение тарифа в системе «Платон» не обсуждается - замглавы Минтранса РФ

Изменение тарифа в системе «Платон» не обсуждается - замглавы Минтранса РФ Изменение тарифа в государственной системе «Платон» не обсуждается, сообщил в интервью ТАСС замглавы...

Аналитика

Транспортная политика

Транспортные возможности СЗФО с оговорками

Транспортные возможности СЗФО с оговорками В середине августа президент России Владимир Путин посетил Калининградскую область с рабочим визитом...

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Морские порты

Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Интерпретация расчетов технологических параметров портов Расчет технологических параметров порта – количества причалов, размера парка подъемно-транспортного ...

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Катастрофа…

Катастрофа… Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо у...

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...