Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Грузовая база
Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 года эта тенденция сохраняется. Снижение выпуска продукции происходит в первую очередь из-за сокращения емкости внутреннего рынка, вызванного кризисными явлениями в основных металлопотребляющих отраслях – машиностроении и строительной индустрии.

Рост мировых цен на продукцию черной металлургии в 2016 году, по идее, должен был подтолкнуть российских металлургов к увеличению экспорта, но этого не произошло, поскольку отрасль столкнулась с беспрецедентным усилением ограничительных мер нетарифного регулирования со стороны основных стран-импортеров, прежде всего входящих в ЕС.

Итогом происходящих событий стала стагнация российского производства и снижение инвестиционной активности в металлургической отрасли. Восстановление спроса и возобновление роста производства черных металлов, по прогнозам экспертов, возможно не ранее 2018 года.

Татьяна Дмитриева

В 2015 году производство черных металлов в России в целом осталось на уровне 2014 года, при этом было отмечено падение выпуска стали и проката, которое компенсировалось ростом производства чугуна (рис. 1). А по результатам 10 месяцев 2016 года в отрасли произошло снижение производства по всем трем позициям: производство чугуна сократилось по отношению к аналогичному периоду 2015 года на 1,4%, стали – на 0,9%, проката – на 1,5%.

Рис. 1. Динамика производства чугуна, стали и проката в России, 2007-2015 гг.

Источник: Росстат.

Снижение внутреннего спроса

Наблюдаемое снижение производства эксперты в первую очередь связывают со снижением уровня внутреннего спроса на черные металлы, темпы которого в 2015 году в России были одними из самых высоких в мире. К примеру, в 2015 году по сравнению с 2014 годом объем их потребления на внутреннем рынке упал на 9%, в том числе на 12% уменьшился спрос крупнейшего потребителя продукции отрасли – строительной индустрии и на 25% – автопрома.

Сокращение объемов ввода нового жилья, начавшееся во второй половине 2015 года, продолжилось и в 2016 году. Так, в первом полугодии 2016 года в эксплуатацию было введено 31,5 млн м2 жилья, что почти на 10% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Самый сильный спад объемов строительства – на 30% – отмечен в Уральском ФО. Регионы-лидеры по объемам строительства Московская область и Краснодарский край сократили объем ввода жилья на 3% и 16% соответственно. Также значительно снизили объемы строительства индивидуальные застройщики: площадей, введенных их силами за указанный период, зарегистрировано на 19% меньше, чем годом ранее.

Снижение потребительской активности из-за кризисных явлений в экономике стало причиной снижения продаж и выпуска автомобилей отечественным автопромом. В 2015 году уровень потребления черных металлов в автомобилестроении упал на 15%, выпуск автомобилей в стране сократился на 25%, а в течение января-июля 2016 года – еще на 18%. Эксперты предупреждают, что резервы поддержки российского автопрома на исходе, платежеспособность населения продолжает снижаться, а рубль – обесцениваться.

Поддержать спрос на черные металлы внутри страны сегодня способен разве что ТЭК, где уже реализуются масштабные проекты, такие как трубопроводы «Сила Сибири», Заполярье – Пурпе, Куюмба – Тайшет, нефтепроводы-отводы от ВСТО и ВСТО-2, расширение магистральных нефтепроводов Западной Сибири, строительство продуктопровода «Юг» на участке Волгоград – Новороссийск, увеличение пропускной способности продуктопровода «Север», а также планируемые проекты «Северный поток 2», «Турецкий поток», строительство магистрального газопровода из Краснодарского края в Крым.

Пошлинами по экспорту

Начиная с февраля 2015 года на мировом рынке происходило падение цен на продукцию черной металлургии, которое затормозилось в начале 2016-го. С весны текущего года началось заметное увеличение котировок по основным группам металлопродукции, а в апреле-мае произошел аномальный скачок цен. Основным драйвером роста цен в отрасли аналитики называют Китай, который снизил производство продукции стали на фоне растущего спроса внутри страны, чем создал мировой дефицит продукции. Рост спроса на продукцию отрасли наблюдался и на рынках Европы и Северной Америки, что также способствовало росту мировых цен.

Динамика внутренних цен на продукцию черной металлургии в России в целом повторила динамику мировых (рис. 2). Причем если в начале 2016 года из-за низкого спроса, вызванного в том числе сезонным фактором, металлурги были вынуждены держать цены внутри страны ниже, чем за рубежом, то после изменения мировой конъюнктуры сработал эффект пружины – цены «выстрелили» и обогнали мировые.

Рис. 2. Динамика цен на листовую сталь, январь-июнь 2016 г., руб./т

Рост мировых цен и ослабление внутреннего спроса, по идее, должны были спровоцировать рост экспорта российской продукции черной металлургии. Но этого не произошло, поскольку в 2016 году отрасль столкнулась с усилением ограничительных мер нетарифного регулирования со стороны стран-импортеров. Эти меры коснулись стальной продукции высоких переделов, горячекатаного и холоднокатаного сортового и листового проката.

Так, с февраля по июль текущего года ЕС ввел предварительные антидемпинговые таможенные пошлины на холоднокатаный плоский прокат в размере от 19,8% до 26,2% от стоимости продукции в феврале-мае и от 18,7% до 36,1% в июне-июле. А в начале августа вступили в силу окончательные антидемпинговые пошлины ЕС на российскую холоднокатаную сталь сроком на 5 лет. Для «Магнитогорского металлургического комбината» (ММК) величина пошлины составила 18,7%, для «Северстали» - 34%, для «Новолипецкого металлургического комбината» (НЛМК) и других компаний – 36,1%. ЕС может распространить пошлины и на горячекатаный прокат из России, антидемпинговое расследование в отношении которого уже начато.

В сентябре США отказались от ранее заявленного намерения вводить ограничения на импорт холоднокатаного плоского стального проката из России, но сохранили в силе антидемпинговые пошлины на горячекатаную сталь в размере 73,59% для «Северстали» и 184,56% для всех остальных российских поставщиков.

Заметно активизировали усилия по защите внутреннего рынка от российской продукции черной металлургии и ряд других стран. Так, Мексика на 5 лет продлила действие компенсационных пошлин на горячекатаный лист из углеродистой стали в размере 36,8%, а Индия установила антидемпинговые пошлины на импорт горячекатаной рулонной стали до 7 февраля 2017 года.

В январе 2015 года Турция начала расследование против поставок горячекатаного проката. В январе 2016 года на фоне обострения российско-турецких отношений Минэкономики Турции предложило ввести пошлину на данный вид продукции в размере 13,66%. В апреле заявление было отозвано, однако в середине октября турецкие металлурги инициировали новое антидемпинговое расследование по импорту российского горячекатаного проката.

В ноябре 2016 года Бразилия сообщила о начале антидемпингового расследования по импорту горячекатаного листового проката из России, и это первый за последние годы случай обвинения российских экспортеров листового проката в демпинговых поставках в страны Южной Америки.

Еще одно антидемпинговое расследование в отношении поставок российской стали в ноябре 2016 года инициировано металлургами Египта, и этот список, видимо, будет пополняться...

Последствия западной блокады

До недавнего времени вторым по объемам поставок стальной продукции (после Турции и Ближнего Востока) для России был рынок ЕС. В связи с этим антидемпинговые меры, введенные этими странами, окажут наиболее заметное негативное влияние на отрасль.

В 2015 году с территории РФ в страны ЕС было экспортировано около 700 тыс. тонн холоднокатаного проката, и около 90% этого объема поставок пришлось на долю ММК, «Северстали» и НЛМК. Поставки холоднокатаного проката «Северстали» в ЕС в 2015 году составили не менее 200-250 тыс. тонн, что обеспечило 17% выручки компании, ММК – около 100 тыс. тонн (7% выручки), НЛМК – 350 тыс. тонн (20% выручки).

Потери прибыли основных поставщиков этого вида продукции из-за введения пошлин по итогам 2016 года могут составить 5-10%, но пока еще есть возможность их минимизировать до 1-2% за счет увеличения поставок на рынок ЕС горячекатаного проката. Но если ЕС введет пошлины и на этот вид проката, то Россия лишится возможности сбыта продукции в объеме еще 1,5 млн тонн в год, что соответствует трети экспорта данного вида продукции на зарубежные рынки.

Российские металлурги не согласны с признанием факта демпинга, объясняя снижение цен на зарубежных рынках девальвацией рубля, и намерены оспорить введение пошлин в Европейском суде общей юрисдикции, куда в октябре подали соответствующие иски.

Весьма ощутимо по российскому экспорту стальной продукции может ударить Турция, если примет решение ввести ввозные пошлины. В 2015 году Россия экспортировала в эту страну 825 тыс. тонн горячекатаного проката, что эквивалентно половине поставок этой продукции в ЕС. Чтобы предотвратить возможное введение пошлин Турцией, российские металлурги обратились в правительство РФ с просьбой о содействии на уровне межправительственных отношений двух стран.

Что касается других возможных экспортных ограничений, то каждое из них в отдельности вряд ли способно нанести непоправимый вред российскому экспорту стальной продукции, однако общая тенденция экспортных ограничений существенно сокращает возможности сбыта российской продукции за рубежом.

Надежды на восстановление спроса

По данным ФТС, российский экспорт черных металлов в 2015 году вырос всего на 7,5% – до 42,2 млн тонн по сравнению с 39,3 млн тонн годом ранее. Но по итогам 2016 года даже таких темпов роста точно ожидать не стоит. Тенденция на снижение подтверждается, в частности, уже зафиксированным сокращением объемов погрузки черных металлов на сети РЖД: в январе-октябре по железной дороге было отправлено 58,6 млн тонн черных металлов, что на 2,1% ниже уровня 2015 года.

В ближайшей перспективе Россия будет вынуждена искать способы перенаправить выпадающие из-за введенных ЕС и другими странами антидемпинговых пошлин объемы стали и проката на другие рынки. По мнению экспертов, наиболее вероятной альтернативой могут стать рынки стран Азии и Южной Америки, за исключением тех, которые, как уже было сказано, тоже вводят ограничения на экспорт российских черных металлов или планируют это сделать.

Разорвать такой «замкнутый круг» и дать больше возможностей российским экспортерам, безусловно, могло бы восстановление мирового рынка. Начало этой тенденции уже положено, полагают эксперты. Так, по оценке Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), в первой половине 2016 года мировая черная металлургия преодолела негативные тенденции 2013-2015 годов, начался период восстановления спроса и роста цен.

На улучшение конъюнктуры рынков черной металлургии, в частности, оказывает влияние принудительное сокращение сталеплавильных мощностей в Китае. Согласно планам китайского руководства, до 2020 года в стране будет закрыто металлургических мощностей общей производительностью 140 млн тонн в год, из которых 45 млн тонн приходится уже на этот год. Закрытие части китайских предприятий снизит предложение и приведет к росту мировых мощностей, расположенных в других странах. По мнению экспертов, с 2017 года ожидается и постепенное восстановление спроса на сталь в мире, что поможет стабилизировать рынок и поддержать цены.

Безусловно, оказать поддержку российским металлургам могло бы повышение спроса на внутреннем рынке, но надежд на то, что это произойдет в ближайшем будущем, пока нет. По предварительной оценке, по итогам 2016 года потребление черных металлов в России снизится на 6-7%, с 2017 года ситуация начнет медленно меняться. По прогнозам «Северстали», в 2017 году рост потребления стали в стране составит 1,5% по сравнению с 2016 годом. В дальнейшем темпы роста потребления продукции отрасли будут зависеть от темпов восстановления экономики, восстановления строительного и автомобильного секторов.

В Минэкономразвития России считают, что в 2017-2018 годах в черной металлургии будет наблюдаться рост производства в пределах 2-2,5%, при этом роста российского экспорта в период до 2018 года происходить не будет – он останется на уровне 2015 года.

Не просматривается и перспектив роста инвестиционной активности в отрасли. Как отмечают эксперты «Русской стали», пик инвестиционной фазы для российской черной металлургии пройден, к настоящему времени отрасль вышла на определенный уровень и инвестиции будут проводиться лишь точечно.

Морские порты №9 (2016)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Тарифы стивидоров: рублевый почин

Тарифы стивидоров: рублевый почин Летом 2017 года в соответствии с поручением президента РФ Минфин разработал законопроект, обязывающи...

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...