Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Севморпуть
Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесторонне развитый центр промышленности, образования и науки. Достаточно отметить, что в трех крупнейших городах региона (Архангельске, Северодвинске и Новодвинске) проживает почти пятая часть населения Российской Арктики. Грамотное использование этого потенциала, создание условий для его всестороннего раскрытия – одна из основных составляющих социально-экономического развития Арктической зоны.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области

Опорные зоны

Министерство экономического развития Российской Федерации предлагает сделать основой реиндустриализации Арктики региональные так называемые опорные зоны.

Мы поддерживаем такой методологический подход. Прекрасно понимаем, что нельзя быть сильным везде. Абсолютно неприемлемо на современном этапе рассуждать о достаточно абстрактном «общем» развитии Арктики. Необходимо прикладывать усилия, изыскивать финансовые и человеческие ресурсы в конкретные, четко определенные точки роста. И такими точками могут стать и станут опорные зоны.

Но столь же очевиден и другой фактор – в каждом регионе Арктической зоны исторически, усилиями многих поколений наших предков, сложились определенные компетенции, отраслевая специфика и особые преимущества. Да и ресурсная база (в широком понимании этого термина) у каждого региона своя.

Исходя из этого, правительство Архангельской области считает, что для эффективного и рационального управления арктическими территориями нужно опираться на уже наработанный опыт, накопленные знания, а не предлагать новый, несвойственный тому или иному региону «функционал», если, конечно, к этому нет очевидных предпосылок – например, как это сложилось в Архангельской области с добычей алмазов.

Остро необходим всесторонний анализ компетенций приарктических регионов, результаты которого и позволят выявить сильные и слабые стороны, определить специализацию опорных зон.

Подобный подход мы успешно реализуем. На мой взгляд, в Архангельской области подобная опорная зона практически сложилась. Она характеризуется целым набором факторов.

Это и выгодное географическое положение, и развитая железнодорожная инфраструктура, и морской порт. Архангельск является ключевым транспортным узлом для перевозок по Севморпути и снабжения арктических территорий, при этом имеет кратчайшее логистическое плечо до центра страны.

Не менее ярок промышленный потенциал. Северодвинск – общепризнанный лидер судостроения и производства морской техники для Арктики: на «Севмаше» и «Звездочке» были построены всемирно известные платформы «Приразломная» и «Арктическая».

В регионе находится крупнейшая в Европе алмазоносная провинция. Алмазодобывающие предприятия корпораций «АЛРОСА» и «Лукойл» дают 12% от российской добычи. На «Звездочке» действует ограночное алмазное производство.

Архангельск – университетский город. Единственный в Арктической зоне федеральный университет готовит специалистов для работы в Арктике. Сильны позиции региона в науке и полярной медицине.

На текущий момент в Поморье действует три кластера – судостроительный, лесопромышленный и социальный, в стадии создания еще два – биотехнологический и рыбопромышленный.

Комплексный подход как определяющий фактор

При этом мы прекрасно понимаем: опорные зоны не должны развиваться как некие обособленные «форпосты». Вопрос стоит достаточно принципиально – необходимо увязать в единый комплекс деятельность регионов, федеральных органов исполнительной власти и представителей промышленности, упорядочить их взаимодействие.

Руководитель госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Олегович Рогозин поставил это целеполагание в центр внимания, поместив задачу освоения Арктики в более широкий контекст.

Для полноценной реализации этой задачи одного создания опорных зон будет недостаточно. Необходимо мобилизовать весь научно-технологический и ресурсный потенциал страны от европейской части до юга Сибири и Дальнего Востока и выстроить множество двусторонних продуктивных связей между регионами.

Архангельская область считает такой вектор развития рациональным и готова поддержать его своими ресурсами. Мы инициировали ряд проектов и направлений сотрудничества, предлагаем другим регионам присоединиться к работе по национальной интеграции усилий и ресурсов по освоению Арктики.

В транспортной сфере мы приглашаем субъекты РФ включиться в реализацию проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур». Этот уникальный транспортный коридор, проходящий от Перми до Архангельска, свяжет Западную Арктику с Уралом и Сибирью, позволит перевозить грузы от Китая до Европы и США.

Проект был одобрен межправительственной комиссией для включения в Перечень стратегических проектов российско-китайского сотрудничества. Он будет реализован по механизму частной концессионной инициативы как один из приоритетных проектов новой редакции госпрограммы по Арктике.

К участию в реализации проекта «Белкомур» могут подключиться предприятия Урала и Сибири, ведь проект соответствует интересам этих регионов.

Эффективная реализация проекта «Белкомур» напрямую связана с синхронным началом работ по строительству нового глубоководного района Архангельского морского порта. Порт обеспечит экономичную схему поставки товаров в западном направлении с кратчайшим железнодорожным плечом, будет создан транзитный коридор «Юг – Север» для продвижения экспортно-импортных грузов из Азиатско-Дальневосточного региона.

В производственно-технологической сфере мы предлагаем реализовать проекты научно-производственного сотрудничества и промышленной интеграции регионов Сибири и Урала с арктическими регионами.

Так, вполне возможно развертывание в Арктической зоне производственных площадок, создание сборочных производств, внедрение технологий и разработок. Это позволит выстроить масштабную научно-техническую кооперацию на взаимовыгодных началах, использовать преимущества специализации регионов и удобные площадки в Арктике для «обкатки» технологий, что даст синергетический эффект и повысит национальную конкурентоспособность.

Широкие возможности для взаимодействия существуют и в научно-образовательной сфере. В начале июня ведущими арктическими вузами России было подписано соглашение о создании Национального арктического научно-образовательного консорциума.

Будет образовано единое информационное поле, организованы научные и образовательные проекты. По сути, речь идет о формировании единой сетевой структуры и научно-образовательной среды для решения задач освоения Арктики и обеспечения арктических проектов квалифицированными кадрами.

Консорциум позволит нам стать более конкурентоспособными в мировом научно-образовательном пространстве, ликвидировать отставание от мировых лидеров. Кстати, очень ярким и наглядным примером подобного взаимодействия является Арктический плавучий университет – флагманский проект Росгидромета и Северного Арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова, который объединил многие вузы не только России, но и других стран.

В сфере выработки единых технических требований и стандартов качества, усовершенствования материалов, техники и продукции, предназначенных для использования в Арктике, вектор взаимодействия также был задан Дмитрием Рогозиным, предложившим создать федеральный арктический полигон для технических испытаний, а также Арктический ГОСТ.

Считаем, что этим задачам оптимально отвечают две площадки на архипелаге Новая Земля, которые дадут нам оптимальные условия для тестирования всех видов материалов и техники.

В сфере обеспечения продовольственной безопасности большой потенциал открывается для поставок рыбы с Дальнего Востока в центральные районы страны через арктические порты Северо-Запада.

В Архангельске для этого уже имеется вся необходимая инфраструктура и кратчайшее транспортное плечо до Москвы. Такое сотрудничество обеспечит импортозамещение и позволит «раскатать» Севморпуть для перевозок рыбной продукции. Здесь не требуется крупных судов и больших глубин, нужно лишь грамотное планирование и приемлемые тарифы.

Кроме того, Арктика дает уникальные возможности для развития партнерства в нишевых производствах – семеноводстве картофеля, создании банков безвирусных семян, производстве мяса оленя и краба, аквакультуре.

В социальной сфере широкие возможности для межмуниципального сотрудничества дают объединения арктических муниципальных образований – ассоциация «Арктические муниципалитеты» и Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, работа которых направлена на повышение качества жизни населения Арктики. Это обмен опытом управления, реализация межмуниципальных инициатив и проектов, совместное решение хозяйственных проблем.

В международном аспекте российские приарктические регионы активно участвуют в работе влиятельных межрегиональных организаций в Арктике как на западе (Баренцев Евро-Арктический регион – задействованы 4 региона), так и на востоке (Северный форум – 4 региона).

Целесообразны консолидация усилий российских регионов, обмен положительным опытом и лучшими практиками, распространение результатов. Здесь могут иметься свои финансовые возможности – например, программа приграничного сотрудничества «Коларктик».

Инструменты развития

Какие же инструменты необходимы для поддержки развития опорных зон и интенсивной кооперации российских регионов в Арктике?

Прежде всего государственная программа социально-экономического развития Арктического региона, но в новой редакции – с закреплением положения об опорных зонах развития в Арктике.

Не менее важно и распространение опыта применения комплексных мер поддержки бизнеса и населения Дальнего Востока на приарктические территории, а также формирование национального финансового института по аналогии с Фондом развития Дальнего Востока.

Возможно, есть смысл рассмотреть и вариант создания международного банка развития Арктики. Этот инвестиционный механизм будет поддерживать проектное финансирование на территории и российской, и зарубежной Арктики. Он может работать по аналогии с Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, Новым банком развития БРИКС.

А создание единого оператора Севморпути для госзаказчиков позволит снизить издержки для федеральных министерств, регионов и муниципальных образований, сделать доставку грузов в Арктику плановой и надежной. Кстати говоря, первые шаги в этом направлении уже сделаны – подписано соответствующее соглашение между правительством Архангельской области и предприятием «Оборонлогистика», которое занимается доставкой грузов в Арктике в интересах Министерства обороны.

Уверен, сегодня уже никто не испытывает сомнений – роль и место Арктики в социально-экономическом развитии нашей страны в XXI веке абсолютно понятны.

По сути, Арктика – это мегапроект, национальная задача, без решения которой России будет крайне сложно вернуть ведущие позиции в мире. Но реализация этого мегапроекта требует новой мобилизации, консолидации усилий всей страны!

Морской флот №4 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Черноморский флот РФ усилят кораблем с «Калибрами»

Черноморский флот РФ усилят кораблем с «Калибрами» Малый ракетный корабль (МРК) «Вышний Волочек», оснащенный крылатыми ракетами большой дальнос...

Судно ВМФ РФ завершило съемку рельефа дна в Индийском океане

Судно ВМФ РФ завершило съемку рельефа дна в Индийском океане Исследовательское судно ВМФ России «Адмирал Владимирский» завершило гидрографические исследования в ...

Российская экономика

«Ямал СПГ» собрался запустить вторую линию СПГ в сентябре-октябре 2018 года

«Ямал СПГ» собрался запустить вторую линию СПГ в сентябре-октябре 2018 года «Ямал СПГ» может запустить вторую линию завода по сжижению природного газа (СПГ) в сентябре-...

Медведев сообщил о планах строительства в РФ краболовных судов

Медведев сообщил о планах строительства в РФ краболовных судов Премьер-министр России Дмитрий Медведев рассчитывает, что в РФ в ближайшем будущем будут строиться с...

Транспортная политика

РФ и КНР планируют в течение 3 месяцев согласовать обоснование МТК в Приморье - Трутнев

РФ и КНР планируют в течение 3 месяцев согласовать обоснование МТК в Приморье - Трутнев Россия и Китай в течение трех месяцев планируют согласовать обоснование проекта модернизации междуна...

Порты Приморья, которые инвесторы не развивают своевременно, выставят на аукцион - Трутнев

Порты Приморья, которые инвесторы не развивают своевременно, выставят на аукцион - Трутнев Часть портов в Приморье, которые инвесторы не развивают своевременно и эффективно, выставят на аукци...

Морские порты

Мэрия Владивостока просит Минобороны очистить от разлива нефтепродуктов побережье Амурского залива

Мэрия Владивостока просит Минобороны очистить от разлива нефтепродуктов побережье Амурского залива Администрация Владивостока обратилась в Минобороны РФ с просьбой очистить от нефтепродуктов побережь...

В крымской Балаклаве предложили создать свободный порт

В крымской Балаклаве предложили создать свободный порт Корпорация развития Севастополя предлагает создать в Балаклаве территорию свободного порта. Об этом ...




Морской транспорт

Издание Marine Money признало кредитное соглашение «Совкомфлота» и ВТБ «Сделкой года 2017»

Издание Marine Money признало кредитное соглашение «Совкомфлота» и ВТБ «Сделкой года 2017» ПАО «Совкомфлот» и банк ВТБ стали лауреатами ежегодной премии авторитетного международного журнала M...

На Ярославском судостроительном заводе спустили на воду катер-бонопостановщик «Капитан Балашов»

На Ярославском судостроительном заводе спустили на воду катер-бонопостановщик «Капитан Балашов» На Ярославском судостроительном заводе 20 апреля состоялся спуск на воду катера-бонопостановщика «Ка...

Речной транспорт

Первый в России сухогруз проекта RSD59 сошел со стапелей завода «Красное Сормово»

Первый в России сухогруз проекта RSD59 сошел со стапелей завода «Красное Сормово»  Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустил сегодня на воду сухогрузный теплоход «Пола Ма...

Участники открывающейся в Волжском бассейне навигации обсудили основные задачи и вопросы взаимодействия

Участники открывающейся в Волжском бассейне навигации обсудили основные задачи и вопросы взаимодействия Заместитель руководителя Росморречфлота Юрий Костин принял участие в совещании руководства ФБУ «Адми...

Ж/Д транспорт

Китай запустил новый маршрут грузовых железнодорожных перевозок в Россию

Китай запустил новый маршрут грузовых железнодорожных перевозок в Россию Китай запустил новый маршрут грузовых железнодорожных перевозок между городом Наньчан (восточная...

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла на 20%, до 1,47 млрд руб.

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла на 20%, до 1,47 млрд руб. Чистая прибыль «Трансконтейнера» по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) по ито...

Авто транспорт

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов Грузовики поедут по Крымскому мосту ориентировочно в октябре, сообщил журналистам министр транспорта...

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку Министр транспорта Крыма Игорь Захаров написал заявление об отставке, сообщил журналистам во вторник...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях Морской порт Анадырь – самый крупный морской порт федерального значения на Чукотке и один из важнейш...

Развитие и перспективы морского порта Кандалакша

Развитие и перспективы морского порта Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Морской транспорт

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Море зовет и бросает вызовы

Море зовет и бросает вызовы Развитие и возможности судоходной индустрии России стали главными темами отраслевой конференции Росм...

Речной транспорт

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...

Потенциал транзита

Потенциал транзита Контейнерные перевозки по внутренним водным путям России в условиях Евразийского экономического союз...




Темы

Инфраструктура / Образование

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей День ВМФ стал незабываемым. Наш «Херсонес» открывал парад кораблей в Севастополе! Впервые за последн...

Грузовая база

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Производство ЖРС и перспективы экспорта

Производство ЖРС и перспективы экспорта Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степ...

Безопасность мореплавания

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Применение дополнительной сигнализации на судах

Применение дополнительной сигнализации на судах Такие факторы, как возросшая плотность и интенсивность движения судов в море, увеличение размеров су...

Севморпуть

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...

Богатства России должны прирастать Арктикой

Богатства России должны прирастать Арктикой 14 декабря в Москве в Центре международной торговли состоялась 13-я ежегодная большая пресс-конферен...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...