Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Севморпуть
Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесторонне развитый центр промышленности, образования и науки. Достаточно отметить, что в трех крупнейших городах региона (Архангельске, Северодвинске и Новодвинске) проживает почти пятая часть населения Российской Арктики. Грамотное использование этого потенциала, создание условий для его всестороннего раскрытия – одна из основных составляющих социально-экономического развития Арктической зоны.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области

Опорные зоны

Министерство экономического развития Российской Федерации предлагает сделать основой реиндустриализации Арктики региональные так называемые опорные зоны.

Мы поддерживаем такой методологический подход. Прекрасно понимаем, что нельзя быть сильным везде. Абсолютно неприемлемо на современном этапе рассуждать о достаточно абстрактном «общем» развитии Арктики. Необходимо прикладывать усилия, изыскивать финансовые и человеческие ресурсы в конкретные, четко определенные точки роста. И такими точками могут стать и станут опорные зоны.

Но столь же очевиден и другой фактор – в каждом регионе Арктической зоны исторически, усилиями многих поколений наших предков, сложились определенные компетенции, отраслевая специфика и особые преимущества. Да и ресурсная база (в широком понимании этого термина) у каждого региона своя.

Исходя из этого, правительство Архангельской области считает, что для эффективного и рационального управления арктическими территориями нужно опираться на уже наработанный опыт, накопленные знания, а не предлагать новый, несвойственный тому или иному региону «функционал», если, конечно, к этому нет очевидных предпосылок – например, как это сложилось в Архангельской области с добычей алмазов.

Остро необходим всесторонний анализ компетенций приарктических регионов, результаты которого и позволят выявить сильные и слабые стороны, определить специализацию опорных зон.

Подобный подход мы успешно реализуем. На мой взгляд, в Архангельской области подобная опорная зона практически сложилась. Она характеризуется целым набором факторов.

Это и выгодное географическое положение, и развитая железнодорожная инфраструктура, и морской порт. Архангельск является ключевым транспортным узлом для перевозок по Севморпути и снабжения арктических территорий, при этом имеет кратчайшее логистическое плечо до центра страны.

Не менее ярок промышленный потенциал. Северодвинск – общепризнанный лидер судостроения и производства морской техники для Арктики: на «Севмаше» и «Звездочке» были построены всемирно известные платформы «Приразломная» и «Арктическая».

В регионе находится крупнейшая в Европе алмазоносная провинция. Алмазодобывающие предприятия корпораций «АЛРОСА» и «Лукойл» дают 12% от российской добычи. На «Звездочке» действует ограночное алмазное производство.

Архангельск – университетский город. Единственный в Арктической зоне федеральный университет готовит специалистов для работы в Арктике. Сильны позиции региона в науке и полярной медицине.

На текущий момент в Поморье действует три кластера – судостроительный, лесопромышленный и социальный, в стадии создания еще два – биотехнологический и рыбопромышленный.

Комплексный подход как определяющий фактор

При этом мы прекрасно понимаем: опорные зоны не должны развиваться как некие обособленные «форпосты». Вопрос стоит достаточно принципиально – необходимо увязать в единый комплекс деятельность регионов, федеральных органов исполнительной власти и представителей промышленности, упорядочить их взаимодействие.

Руководитель госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Олегович Рогозин поставил это целеполагание в центр внимания, поместив задачу освоения Арктики в более широкий контекст.

Для полноценной реализации этой задачи одного создания опорных зон будет недостаточно. Необходимо мобилизовать весь научно-технологический и ресурсный потенциал страны от европейской части до юга Сибири и Дальнего Востока и выстроить множество двусторонних продуктивных связей между регионами.

Архангельская область считает такой вектор развития рациональным и готова поддержать его своими ресурсами. Мы инициировали ряд проектов и направлений сотрудничества, предлагаем другим регионам присоединиться к работе по национальной интеграции усилий и ресурсов по освоению Арктики.

В транспортной сфере мы приглашаем субъекты РФ включиться в реализацию проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур». Этот уникальный транспортный коридор, проходящий от Перми до Архангельска, свяжет Западную Арктику с Уралом и Сибирью, позволит перевозить грузы от Китая до Европы и США.

Проект был одобрен межправительственной комиссией для включения в Перечень стратегических проектов российско-китайского сотрудничества. Он будет реализован по механизму частной концессионной инициативы как один из приоритетных проектов новой редакции госпрограммы по Арктике.

К участию в реализации проекта «Белкомур» могут подключиться предприятия Урала и Сибири, ведь проект соответствует интересам этих регионов.

Эффективная реализация проекта «Белкомур» напрямую связана с синхронным началом работ по строительству нового глубоководного района Архангельского морского порта. Порт обеспечит экономичную схему поставки товаров в западном направлении с кратчайшим железнодорожным плечом, будет создан транзитный коридор «Юг – Север» для продвижения экспортно-импортных грузов из Азиатско-Дальневосточного региона.

В производственно-технологической сфере мы предлагаем реализовать проекты научно-производственного сотрудничества и промышленной интеграции регионов Сибири и Урала с арктическими регионами.

Так, вполне возможно развертывание в Арктической зоне производственных площадок, создание сборочных производств, внедрение технологий и разработок. Это позволит выстроить масштабную научно-техническую кооперацию на взаимовыгодных началах, использовать преимущества специализации регионов и удобные площадки в Арктике для «обкатки» технологий, что даст синергетический эффект и повысит национальную конкурентоспособность.

Широкие возможности для взаимодействия существуют и в научно-образовательной сфере. В начале июня ведущими арктическими вузами России было подписано соглашение о создании Национального арктического научно-образовательного консорциума.

Будет образовано единое информационное поле, организованы научные и образовательные проекты. По сути, речь идет о формировании единой сетевой структуры и научно-образовательной среды для решения задач освоения Арктики и обеспечения арктических проектов квалифицированными кадрами.

Консорциум позволит нам стать более конкурентоспособными в мировом научно-образовательном пространстве, ликвидировать отставание от мировых лидеров. Кстати, очень ярким и наглядным примером подобного взаимодействия является Арктический плавучий университет – флагманский проект Росгидромета и Северного Арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова, который объединил многие вузы не только России, но и других стран.

В сфере выработки единых технических требований и стандартов качества, усовершенствования материалов, техники и продукции, предназначенных для использования в Арктике, вектор взаимодействия также был задан Дмитрием Рогозиным, предложившим создать федеральный арктический полигон для технических испытаний, а также Арктический ГОСТ.

Считаем, что этим задачам оптимально отвечают две площадки на архипелаге Новая Земля, которые дадут нам оптимальные условия для тестирования всех видов материалов и техники.

В сфере обеспечения продовольственной безопасности большой потенциал открывается для поставок рыбы с Дальнего Востока в центральные районы страны через арктические порты Северо-Запада.

В Архангельске для этого уже имеется вся необходимая инфраструктура и кратчайшее транспортное плечо до Москвы. Такое сотрудничество обеспечит импортозамещение и позволит «раскатать» Севморпуть для перевозок рыбной продукции. Здесь не требуется крупных судов и больших глубин, нужно лишь грамотное планирование и приемлемые тарифы.

Кроме того, Арктика дает уникальные возможности для развития партнерства в нишевых производствах – семеноводстве картофеля, создании банков безвирусных семян, производстве мяса оленя и краба, аквакультуре.

В социальной сфере широкие возможности для межмуниципального сотрудничества дают объединения арктических муниципальных образований – ассоциация «Арктические муниципалитеты» и Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, работа которых направлена на повышение качества жизни населения Арктики. Это обмен опытом управления, реализация межмуниципальных инициатив и проектов, совместное решение хозяйственных проблем.

В международном аспекте российские приарктические регионы активно участвуют в работе влиятельных межрегиональных организаций в Арктике как на западе (Баренцев Евро-Арктический регион – задействованы 4 региона), так и на востоке (Северный форум – 4 региона).

Целесообразны консолидация усилий российских регионов, обмен положительным опытом и лучшими практиками, распространение результатов. Здесь могут иметься свои финансовые возможности – например, программа приграничного сотрудничества «Коларктик».

Инструменты развития

Какие же инструменты необходимы для поддержки развития опорных зон и интенсивной кооперации российских регионов в Арктике?

Прежде всего государственная программа социально-экономического развития Арктического региона, но в новой редакции – с закреплением положения об опорных зонах развития в Арктике.

Не менее важно и распространение опыта применения комплексных мер поддержки бизнеса и населения Дальнего Востока на приарктические территории, а также формирование национального финансового института по аналогии с Фондом развития Дальнего Востока.

Возможно, есть смысл рассмотреть и вариант создания международного банка развития Арктики. Этот инвестиционный механизм будет поддерживать проектное финансирование на территории и российской, и зарубежной Арктики. Он может работать по аналогии с Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, Новым банком развития БРИКС.

А создание единого оператора Севморпути для госзаказчиков позволит снизить издержки для федеральных министерств, регионов и муниципальных образований, сделать доставку грузов в Арктику плановой и надежной. Кстати говоря, первые шаги в этом направлении уже сделаны – подписано соответствующее соглашение между правительством Архангельской области и предприятием «Оборонлогистика», которое занимается доставкой грузов в Арктике в интересах Министерства обороны.

Уверен, сегодня уже никто не испытывает сомнений – роль и место Арктики в социально-экономическом развитии нашей страны в XXI веке абсолютно понятны.

По сути, Арктика – это мегапроект, национальная задача, без решения которой России будет крайне сложно вернуть ведущие позиции в мире. Но реализация этого мегапроекта требует новой мобилизации, консолидации усилий всей страны!

Морской флот №4 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике?

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике? На этот вопрос эксперты 11-го Международного Балтийского транспортного форума ответят 11 сентября 20...

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое Интенсивность движения автотранспорта по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое, в стуки по нем...

Российская экономика

«НОВАТЭК» попросил освободить от таможенных пошлин оборудование для СПГ-проектов

«НОВАТЭК» обратился к министерствам и ведомствам с предложением освободить от уплаты таможенных пошл...

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений Президент России Владимир Путин поручил ввести мораторий на оказание новых мер государственной подде...

Транспортная политика

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту В преддверии заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке рег...

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля. 21 июля 13-миллионная тонна вошла в сос...

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком Летом 2019 года Находкинский морской торговый порт приступил к строительству системы очистных сооруж...




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала Восточно-Сибирское речное пароходство на площадке ремонтно-отстойного пункта «Чертугеевский» (Ир...

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019»

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019» Завершился первый рейс экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019». Теплоход Волжского...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств Госдума во вторник приняла в третьем чтении закон, расширяющий полномочия Министерства транспорта РФ...

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...