Фактор роста – внутреннее потребление

Грузовая база
Фактор роста – внутреннее потребление

В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году оно продолжилось, что связано как с общим спадом потребления на внутреннем и внешнем рынках, так и с переходом к использованию руд с более низким содержанием металлов.

Некоторое улучшение конъюнктуры мирового рынка в 2016 году и компенсационный рост цен после минимумов предыдущего года позволили отечественным производителям не снижать, а в отдельных группах металлов даже увеличить экспорт. Вместе с тем, опорой российской цветной металлургии в среднесрочной перспективе должен стать не экспорт продукции, а поставки на внутренний рынок. На это, в частности, указывают действия, предпринятые российским правительством по стимулированию потребления отдельных цветных металлов внутри страны.

Татьяна Дмитриева

Российская цветная металлургия выпускает порядка 70 видов металлов, сопоставимый ассортимент характерен только для трех стран мира – США, Германии и Японии. Наибольшими объемами экспорта из России выделяется алюминий, никель (первое место в мире) и медь (второе место в мире), заметные позиции также занимает экспорт титана, олова и золота. Такие металлы, как кобальт, вольфрам, молибден, импортируются.

Снижение производства

В 2015 году производство выросло только в сегментах цинка и свинца, остальные металлы продемонстрировали снижение выпуска на 1-4% (табл. 1). Отрицательная динамика была связана как с избыточным предложением цветных металлов и падением цен на мировом рынке, так и с сокращением спроса на внутреннем рынке. Кроме того, снижение производства в отдельных группах металлов было обусловлено использованием руд с более низким содержанием металла, а также плановым сокращением и обновлением производственных мощностей российских предприятий.

Таблица 1. Динамика производства цветных металлов в России в 2015 году по сравнению с 2014 годом по видам

Виды металлов

Объем производства в 2015 году по сравнению с 2014 годом, %

Алюминий первичный

95,9

Медь рафинированная необработанная

97,9

Никель необработанный

96,7

Цинк необработанный

102,3

Свинец необработанный

113,0

Титан необработанный

98,7

Магний необработанный

99,2

По итогам 2016 года радикальных изменений в динамике производства основных цветных металлов не произойдет, на что указывают итоги работы крупнейших компаний за 9 месяцев текущего года и прогнозы экспертов.

Так, объем производства алюминия ОК «Русал» за этот период составил 2,76 млн тонн, увеличившись лишь на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. По итогам года компания рассчитывает выйти на уровень производства 3,6 млн тонн, что соответствует уровню предыдущих двух лет (рис. 1).

Рис. 1. Динамика производства алюминия в России, 2009-2016 гг.

* Предварительная оценка.

ГМК «Норникель», крупнейший мировой производитель никеля и палладия, за 9 месяцев 2016 года снизил выпуск никеля на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 177 тыс. тонн, палладия – на 4%, до 1,98 млн унций, платины – на 5%, до 489 тыс. унций, меди – на 4%, до 264 тыс. тонн. Снижение выпуска никеля связано с полной остановкой самого старого предприятия компании Никелевого завода в Норильске и наращиванием выпуска концентрата для переработки на заводе Norilsk Nickel Harjavalta в Финляндии, а металлов платиновой группы и меди – с более низким содержанием металлов в добытых рудах.

«Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК), крупнейший производитель меди в России, в 2016 году планирует произвести 350 тыс. тонн медных катодов, что на 10% меньше показателя 2015 года. По информации компании, это связано со снижением содержания меди в руде при сохранении объема ее добычи, а также со снижением объемов вторсырья (цветного лома).

За 9 месяцев этого года выпуск свинца в России сократился на 4,6%, тогда как цинка, наоборот, увеличился на 4,4%. Рост производства цинка связан со стремительным ростом мировых цен на этот металл (в течение января-октября 2016 года цинк подорожал вдвое, до $2400 за 1 тонну) и с модернизацией производства крупнейшего производителя металлического цинка Челябинского цинкового завода (ЧЦЗ) – введением в эксплуатацию новой вельц-печи по переработке цинкового кека мощностью 90 тыс. тонн в год.

Улучшение конъюнктуры мирового рынка

На протяжении 2016 года рост спроса на цветные металлы в мире превышал рост предложения. Так, мировое производство меди в январе-июле текущего года составило 13,4 млн тонн, что на 2,8% больше аналогичного показателя прошлого года, а потребление увеличилось на 4,3% и составило 13,7 млн тонн.

Мировое потребление цинка в январе-августе увеличилось на 523 тыс. тонн, а производство сократилось на 0,3 млн тонн.

По прогнозу The International Nickel Study Group, мировой выпуск никеля в этом году сократится на 2% относительно 2015 года, до 1,93 млн тонн, а потребление вырастет на 6,4%, до 2 млн тонн.

Согласно оценке экспертов Thomson Reuters, мировое потребление алюминия по итогам года увеличится на 3,2% и составит 58,5 млн тонн, тогда как выпуск снизится на 1%, до 56 млн тонн. Главной причиной сокращения мирового выпуска алюминия эксперты называют снижение темпов производства в Китае, на долю которого приходится около половины мирового производства алюминия.

По прогнозам ОК «Русал», в 2016 году рост алюминиевого производства в Китае составит 4,8%, что при росте потребления в мире на 5,7% приведет к глобальному дефициту 1,2 млн тонн по сравнению с профицитом 0,6 млн тонн в 2015 году.

Такая динамика спроса и предложения стимулировала повышение цен на основные группы цветных металлов. Цена меди с января по октябрь выросла на 6%, до $4,7 тыс./т, цинка – на 53%, до $2,3 тыс./т, алюминия – на 12,5%, до $1,6 тыс./т, никеля – на 21%, до $10,2 тыс./т. Впрочем, следует оговориться, что рост мировых цен на цветные металлы в 2016 году был компенсационным после обвального падения в предыдущий период. К примеру, цены на алюминий с декабря 2014 года по декабрь 2015 года упали с $2000 до менее $1500 за тонну (рис. 2). За год цены выросли лишь на $200 – до $1700. Иными словами, говорить приходится лишь о частичном восстановлении мировых цен.

Рис. 2. Динамика цен на алюминий (LME.Alum) на мировом рынке, 2009-2016 гг., $/т

Источник: Finam.ru

Однако такое восстановление позволило российской отрасли остаться на плаву и отказаться от ранее запланированного закрытия отдельных заводов. Например, этим летом «Русал» заявлял о возможном закрытии Кандалакшского и Новокузнецкого заводов общей мощностью 200 тыс. тонн алюминия в год в том случае, если мировые цены на алюминий будут продолжительное время держаться ниже $1550 за тонну. Компенсационный рост цен позволил избежать этого сценария, хотя вопрос о консервации отдельных производств «Русала» окончательно с повестки дня не снят.

Улучшение конъюнктуры мирового рынка способствовало и некоторому росту российского экспорта отдельных цветных металлов. К примеру, за 8 месяцев 2016 года экспорт никеля вырос на 9,2%, алюминия – на 1,4%. А вот экспорту меди глобальные факторы не помогли – ее поставки сократились на 1,3% из-за сокращения производства внутри страны.

В среднем экспорт цветных металлов из России составляет около 75% от производства в данной отрасли. Вывоз производится в страны ЕС, США, Турцию и другие. К примеру, по итогам 8 месяцев текущего года ключевым потребителем российского алюминия стали США, закупив 25,6% от общего объема экспортных поставок. На втором и третьем местах – Япония (10,7%) и Турция (10,6%). Значительный объем экспорта в США объясняется тем, что на территории этой страны действуют крупнейшие предприятия по производству готовой продукции из алюминия.

Вместе с тем, в среднесрочной перспективе этот рынок для российских поставок может потерять свое значение. В настоящее время комиссия по международной торговле США (ITC) проводит расследование конкуренции и тенденций на рынке алюминия и их влияния на американскую алюминиевую отрасль, конечным результатом которого может стать введение пошлин на импорт этой продукции в США. Окончательное решение по данному вопросу будет принято в июне 2017 года. Кроме того, с учетом протекционистских взглядов недавно избранного президента США может быть взят курс на поддержку убыточного местного производства алюминия, что сократит потребности страны в импорте этого металла.

Приоритет внутреннего потребления

В настоящее время Россия прилагает усилия, направленные на ограничение экспорта некоторых видов цветных металлов и рост их потребления на внутреннем рынке. Это, в частности, касается свинца, экспорт которого до недавнего времени имел тенденцию к росту (в 2015 году он увеличился на 13,2% к уровню 2014 года).

Согласно постановлению правительства РФ от 20 августа 2016 года, свинец необработанный включен в перечень существенно важных товаров для внутреннего рынка. Это означает, что на свинец в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или введен полный запрет экспорта. Предполагается, что данная мера позволит сохранить баланс оборота свинца на положительном уровне в среднесрочной перспективе, обеспечить отечественных потребителей качественным свинцом и не допустить роста цен на готовую продукцию, содержащую свинец. Также среди сложившихся условий для ограничения вывоза были названы слабая динамика мировой экономики, сужение товарных рынков, высокая волатильность курса валют.

В начале декабря 2016 года правительством РФ утвержден план мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия до 2018 года. План предусматривает изменение законодательства в части ограничения на допуск иностранных товаров из алюминия к госзакупкам, установление приоритета отечественной продукции из алюминия при закупках естественными монополиями и компаниями с госучастием, расширение перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг для поддержки экспорта более широкого спектра алюминиевой продукции, а также обеспечение контроля за техническим состоянием спецтехники, перевозящей опасные грузы.

Согласно документу, к марту 2017 года Минпромторгом и другими ведомствами должна быть разработана «дорожная карта» с предложениями по пересмотру действующих стандартов в части применения алюминия в транспортной отрасли, энергетике, машиностроении, строительстве и других отраслях.

По оценке Российской алюминиевой ассоциации, самой проблемной отраслью в этом плане является строительство из-за устаревших ГОСТов, СНиПов и других стандартов, согласно которым строительные компании могут возводить современные здания только после разработки и утверждения специальных ТУ, что существенно удорожает и увеличивает сроки проектирования. Мешают расширению потребления алюминия и существующие ограничения на его применение в строительстве, к примеру, при возведении фасадных конструкций и в электропроводке домов.

По оценкам правительства, снятие ограничений на применение алюминия в строительстве и других отраслях может увеличить потребление алюминия в стране на 210 тыс. тонн. Кроме того, до конца 2016 года Минпромторг должен подготовить предложения по мерам для увеличения потребления алюминия в машиностроении, авиастроении, судостроении, автомобилестроении и дорожном строительстве, чтобы стимулировать рост спроса еще на 200 тыс. тонн. В дальнейшем такие предложения будут готовиться ежеквартально.

Общее потребление алюминия и алюминиевых продуктов на внутреннем рынке в 2015 году составило 1,5 млн тонн, в том числе российского первичного алюминия – 780 тыс. тонн. Правительство РФ рассчитывает, что указанные меры приведут к росту потребления алюминия на 505 тыс. тонн к 2020 году.

Что касается развития мирового рынка алюминия, то, по оценкам экспертов BMI Research, в 2017 году цена на алюминий в среднем составит $1625 за тонну, а к 2020 году – примерно $1750. То есть будет происходить стабилизация цен, а не восстановление.

Замедление роста мирового спроса в среднесрочной перспективе остановит значительное количество резервных производственных мощностей. В этой связи увеличение поставок алюминия на внутренний рынок представляется разумной альтернативой наращиванию экспорта.

Морские порты №10 (2016)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике?

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике? На этот вопрос эксперты 11-го Международного Балтийского транспортного форума ответят 11 сентября 20...

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое Интенсивность движения автотранспорта по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое, в стуки по нем...

Российская экономика

«НОВАТЭК» попросил освободить от таможенных пошлин оборудование для СПГ-проектов

«НОВАТЭК» обратился к министерствам и ведомствам с предложением освободить от уплаты таможенных пошл...

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений Президент России Владимир Путин поручил ввести мораторий на оказание новых мер государственной подде...

Транспортная политика

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту В преддверии заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке рег...

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля. 21 июля 13-миллионная тонна вошла в сос...

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком Летом 2019 года Находкинский морской торговый порт приступил к строительству системы очистных сооруж...




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала Восточно-Сибирское речное пароходство на площадке ремонтно-отстойного пункта «Чертугеевский» (Ир...

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019»

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019» Завершился первый рейс экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019». Теплоход Волжского...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств Госдума во вторник приняла в третьем чтении закон, расширяющий полномочия Министерства транспорта РФ...

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...