Арктика – это синоним качества

Севморпуть
Арктика – это синоним качества

И снова в центре внимания – Арктика. На совместном заседании президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве РФ были рассмотрены вопросы применения в Арктической зоне достижений науки и технологий, подготовки кадров, повышения эффективности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации системы поиска и спасания. Мероприятие прошло под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина в Петербурге в конце сентября. В заседании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, главы арктических субъектов РФ, представители бизнеса и научных организаций.

Юлия Орлова, спецкор

Нужны анализ и план

Выступая на заседании, Дмитрий Рогозин заявил о необходимости не просто проявить в Арктике хозяйское отношение, но и продемонстрировать его всему миру, так как «противники укрепления РФ используют тему безопасности, чтобы показать, что Россия не является хозяином в Арктике».

Понятно, что хозяйское отношение подразумевает дальнейшее развитие Арктики, повышение рентабельности этой зоны, а это невозможно без научно-технических инноваций.

– Сегодня занять и сохранить достойное место в мире можно, только поддерживая и интенсивно повышая уровень знаний и технологий. Для Арктики это в высшей степени актуально, – сказал Д. Рогозин.

В период с 2014 по 2016 г. в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» профинансирован 31 проект по разработке материалов и технических средств для использования в Арктической зоне. Общий объем финансирования этих проектов составляет 1,3 млрд рублей бюджетных средств и 560 млн рублей из внебюджетных источников.

Однако, как прозвучало на заседании, сегодня сложно оценить, какие научные разработки являются перспективными и какие необходимыми, есть ли какой-то общий план и как имеющиеся разработки используются на практике.

Напомним, что ранее, на заседании государственной комиссии, прошедшем в Новосибирске, Дмитрий Рогозин уже обращал внимание на необходимость упорядочивания и систематизации научных исследований, ориентирования на практический результат и дальнейшую коммерциализацию с использованием принципа: «Разработка не ради разработки, а с целью внедрения». Это в полной мере относится и к Арктике, где в первую очередь требуется анализ проводимых научных исследований с определением перспективных разработок и реальной модели деятельности, формирование механизмов, ориентирующих науку на практическое применение. Более того, поставлена амбициозная задача – сделать так, чтобы в суровых арктических условиях научные исследования велись на отечественном оборудовании.

– Арктика – это синоним качества. То, что будет работать в Арктике, сможет работать везде. Именно поэтому нас интересуют технологии, работающие в реальных жестких условиях, – сказал заместитель председателя правительства.

Система комплексной безопасности

По словам вице-премьера, уже в 2020-2022 годах Россия окончательно закрепится в Арктическом регионе с новыми технологиями, новыми портами, транспортными развязками, с новой шельфовой и морской техникой.

– Безусловно, наивысший приоритет надо отдавать обеспечению безопасности жизни и здоровья человека в Арктике, – сказал Д. Рогозин. – Грамотно выстроенная и четко функционирующая система безопасности Арктической зоны является важным фактором повышения инвестиционной привлекательности и развития Северного морского пути.

МЧС разрабатывает систему комплексной безопасности Арктической зоны, которая будет основана на десяти спасательно-аварийных центрах. Они предполагаются в городах Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Анадыре, Певеке и в поселках Тикси и Провидения. Четыре из них уже открыты.

Рогозин отметил, что всем очевидно, что Арктика сурова по своему характеру.

– Сложно назвать ее ласковой и гостеприимной, доступной средой обитания. Практически любая деятельность в Арктике связана с повышенным риском природного и техногенного характера, – обратил он внимание. – Нужно учитывать возможность повышения рисков в связи с перспективой увеличения добычи нефти и газа, с развитием транспорта и иной инфраструктуры.

По словам вице-премьера, тема организации поиска и спасения в Арктике очень важная. И если приглашать иностранные компании для освоения Северного морского пути, нужно четко понимать и необходимость обеспечения им полной безопасности на всем его протяжении.

Кроме того, в Арктике сегодня набирает популярность арктический экстремальный туризм. Среди туристов из многих стран мира очень популярны полеты на воздушных шарах, походы на лыжах и исследование Арктики на судах. По данным МЧС РФ, за последние пять лет 15 тысяч туристов покорили Арктику. И они тоже нуждаются в обеспечении безопасности в арктических условиях.

Под контроль – создание береговой инфраструктуры

– Развитие инфраструктуры Арктической зоны и обеспечение безопасности поселений Арктики невозможно без устойчивого и эффективного энергообеспечения, – заявил Дмитрий Рогозин.

Один из способов решения этого вопроса – строительство плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС), способных функционировать в водах Арктики. В настоящее время заканчивается строительство одной такой ПАТЭС с последующим размещением ее на Чукотке в Певеке. Она должна стать одним из основных источников энергоснабжения Чаун-Билибинского энергоузла.

Для эффективной и безопасной работы ПАТЭС требуется береговая инфраструктура. Окончание строительства береговых и гидротехнических сооружений, транспортировка и ввод в эксплуатацию ПАТЭС запланированы на 2019 год. Сроки увязаны с выводом Билибинской станции из эксплуатации.

– Времени на раскачку нет, – подчеркнул Дмитрий Рогозин и отметил, что первостепенной задачей развития Чаун-Билибинского энергоузла является замещение выбывающих мощностей Билибинской атомной станции, обеспечение жителей этого региона электрической и тепловой энергией.

Заместитель председателя Правительства РФ поручил Министерству энергетики регулярно докладывать о ходе работ в Певеке, а государственной комиссии предложил взять этот вопрос под контроль.

Напомним, основу Чаун-Билибинского энергоузла составляют Чаунская ТЭЦ в Певеке и атомная электростанция в Билибино, которая планируется к выводу из эксплуатации в период 2019-2022 годов.

Чаун-Билибинский энергетический узел – это один из трех изолированных энергоузлов энергетической системы Чукотского автономного округа. Сегодня он обеспечивает электроэнергией населенные пункты и важные объекты не только Билибинского района, но и ближайших соседей – Чаунского района и Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия).

Задачи и предложения

Совместное заседание президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии показало, что в ближайшие годы предстоит работа над решением многих арктических проблем. Для еще большей эффективности Дмитрий Рогозин предложил продумать новый формат работы госкомиссии – проведение Арктических слушаний, в ходе которых члены комиссии вместе с губернаторами арктических субъектов будут предметно обсуждать актуальные вопросы, возникающие на местах. Один из таких вопросов был решен уже во время нынешнего заседания.

Включение Лоухского, Беломорского и Кемского районов Карелии в Арктическую зону – не только стратегически важное для региона решение, но и «восстановление справедливости» по отношению к жителям этих районов. Об этом заявил глава республики Александр Худилайнен, участвовавший в совместном заседании президиума государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морколлегии.

– Дело в том, что географически эти районы расположены так же и даже севернее, как отдельные территории Архангельской области, которые изначально имеют статус территорий Арктической зоны. Кроме того, Карелии очень важно быть полноценным участником федеральных программ развития Российской Арктики – это, наряду с нашими программами, поможет дать новый импульс развитию экономики, инфраструктуры и социальной сферы северных районов, – заявил Александр Худилайнен.

Морской флот №5 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка Под руководством Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна в штаб-к...

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон»

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон» Гиперзвуковое оружие будет установлено на двух новых российских фрегатах «Адмирал Амелько» и «Адмира...

Российская экономика

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области В регионе также планируется провести работы по цифровизации городского хозяйства.

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году На эти цели выделили более 136 млн рублей

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала Совет директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП) одобрил   выход и...

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича В Парке Победы поселка Врангель состоялся торжественный митинг в честь 80-летия со дня рождения перв...




Морской транспорт

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии 20-й международный фестиваль парусных судов The Nagasaki Tall Ships Festival прошел с 18 по 22 апрел...

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания Корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов» отправились в акваторию Балтики на заводские хо...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5 руб. на акцию

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5   руб. на акцию Акционеры железнодорожного   оператора Globaltrans утвердили финальные дивиденды по итогам...

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза Чистая прибыль «Трансконтейнера» по российским стандартам бухгалтерского   учета (РСБУ...

Авто транспорт

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту Власти Приморья планируют отремонтировать в крае до 2024 года 657 км автомобильных дорог в рамках ре...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...