Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Севморпуть
Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС и МАРПОЛ, он вступает в силу 1 января 2017 года.

Журнал «Морской флот» предлагает вниманию читателей перевод с английского двух первых глав уже согласованного текста ПК. Перевод сделан нашим автором, капитаном дальнего плавания Александром Туваевым, который имеет опыт ледового плавания.

Часть I-А. Меры безопасности

Глава 1. Общее.

1. Структура этой части.

Каждая глава в этой части состоит из общего описания назначения этой главы, функциональных требований для достижения этих целей и правил. Каждым судном должны быть выполнены функциональные требования, установленные в этой части, или:

1.1.1. Когда судно проектируется и оборудуется в соответствии со всеми правилами, связанными с таким функциональным требованием; или

1.1.2. Когда часть (части) или весь разработанный проект и оборудование были рассмотрены и одобрены в соответствии с Правилом 4 МК СОЛАС главы XIV, и какие-либо остающиеся части судна признаны соответствующими основным правилам.

2. Определения.

В дополнение к определениям, включенным в соответствующие главы МК СОЛАС и описание Кодекса, следующие определения применяются в этой части.

1. Айсберговые воды (Bergy Waters) означают район, свободный для плавания, в котором присутствуют материковые льды в концентрациях менее 1/10. Там же могут присутствовать и морские льды. Несмотря на это, общая концентрация всех льдов не должна превышать 1/10.

2. Проводка (Escort) означает ситуацию, когда какое-либо судно с более высокими ледовыми возможностями сопровождает другое судно.

3. Ледокольная проводка (Escorted Operation) означает операции, в которых движение судна обеспечивается посредством вмешательства судна сопровождения (т.е. оно взламывает лед).

4. Среда обитания (Habitable Environment) означает вентилируемое укрытие, которое способно защитить от гипотермии.

5. Ледокол (Icebreaker) означает какое-либо судно, рабочее предназначение которого может включать проводку или функции ледового обеспечения, мощность которого и размеры/габариты, позволяют ему проводить активные действия в водах, покрытых льдами.

6. Ледовый класс (Ice Class) означает условное обозначение, присвоенное судну Администрацией или организацией, признанной Администрацией, указывающее, что судно было спроектировано для плавания в водах с определенными ледовыми условиями.

7. Максимально ожидаемое время спасения (Maximum Expected Time of Rescue) [МОВС-METOR] означает время, одобренное при проектировании оборудования и систем, в течение которого обеспечивается выживание людей. Оно никогда не должно быть менее 5 суток.

8. Машинное оборудование (Machinery Installations) означает оборудование, механизмы и связанные с ними кабеля и трубопроводы, необходимые для безопасной работы судна.

9. Ежедневная средняя низкая температура (Mean Daily Low Temperature) [ЕСНТ-MDLT] означает среднее значение ежедневной низкой температуры по каждому дню в течение года, полученное по наблюдениям в течение не менее 10-летних циклов. При отсутствии 10-летних наблюдений значения для принятия к учету могут быть установлены Администрацией.

10. Полярный класс (Polar class) [PC] означает ледовый класс, присвоенный судну Администрацией или организацией, признанной Администрацией, основанный на унифицированных требованиях МАКО (IACS).

11. Полярная рабочая температура (Polar Service Temperature) [ПРТ-PST] означает температуру, определенную техническими условиями для судна, которое намеревается работать в условиях низких температур, и которая должна быть по крайней мере на 10°С ниже наименьшей ЕСНТ для предполагаемых района и сезона работы в полярных водах.

12. Судно, намеревающееся работать в низких температурах, означает судно, которое намеревается выполнить рейс в районы или проследовать через районы, где самая низкая ежедневная средняя низкая температура (ЕСНТ) ниже -10°С.

13. Танкер означает нефтеналивные суда, как определено в Правиле II-1/2.22 МК СОЛАС, танкеры- химовозы, как определено в Правиле II-1/3.19 МК СОЛАС, и танкеры-газовозы, как определено в Правиле II-11/2 МК СОЛАС.

14. Предельная ледовая ватерлиния (Upper Ice Waterline) означает ватерлинию, определенную для максимальной осадки носа и кормы, при плавании во льдах.

3. Свидетельство и сюрвейерский осмотр.

1. Каждое судно, к которому применяется этот Кодекс, должно иметь на борту действующее Судовое Полярное Свидетельство.

2. Судовое Полярное Свидетельство выдается судну, которое удовлетворяет обоснованным требованиям этого Кодекса, после проведенного начального или периодического сюрвея, кроме тех случаев, когда сюрвей на борту судна может не проводиться, как указано в п. 1.3.3

3. Если в результате оценки, обозначенной в п. 1.5, установлено, что дополнительное оборудование не устанавливалось или не производилось изменений в конструкции судна, требуемых положениями Полярного кодекса, грузовому судну категории С Судовое Полярное Свидетельство может быть выдано на основе проверки представленной документации, из которой следует, что судно соответствует всем обоснованным требованиям Полярного кодекса. В этом случае сюрвейерский осмотр судна может быть проведен во время следующего планового переосвидетельствования при продлении срока действия свидетельства.

4. Свидетельство, предусмотренное этим правилом, должно быть составлено или Администрацией, или лицом, или признанной ей организацией в соответствии с Правилом XI-1/1 МК СОЛАС. В любом случае Администрация несет полную ответственность за освидетельствование.

5. Судовое Полярное Свидетельство должно быть составлено по форме соответствующей модели, представленной в Приложении 1 этого Кодекса. Если язык оформления не является ни английским, ни французским, ни испанским, текст должен включать перевод на один из этих языков.

6. Действие Судового Полярного Свидетельства определяется датой сюрвейерского осмотра и датой подтверждения, которые должны гармонировать с положениями, относящимися к делу в части сертификации, сформулированными в Правиле 1/14 МК СОЛАС. Свидетельство должно включать дополнение с перечислением оборудования, требуемого этим Кодексом.

7. Где применимо, свидетельство должно ссылаться на методологию оценки эксплуатационных возможностей судна и его ограничений во льду, признанную Администрацией, принимающей во внимание руководства, разработанные организацией.

4. Исполнительные стандарты.

1. Если неясно выражены и иначе определены, то судовая система и оборудование, предписанное этим Кодексом, должны удовлетворять по крайней мере подобным стандартам в МК СОЛАС и относящимся к делу.

2. Для судов, оперирующих при низких температурах, полярная рабочая температура (ПРТ) должна быть точно определена и должна быть по крайней мере на 10 *С ниже самой низкой ЕСНТ для предстоящего района и рабочего сезона в полярных водах. Системы и оборудование, требуемые этим Кодексом, должны быть полностью функционально адаптированы к полярной рабочей температуре.

3. Для судов, оперирующих при низких температурах, системы спасения и оборудование должны быть полностью функционально адаптированы к полярной рабочей температуре в течение максимально ожидаемого периода времени, отведенного для спасения.

5. Эксплуатационная оценка.

Для того чтобы установить процедуры эксплуатационных ограничений, оценка судна и его оборудования должна быть проведена с принятием во внимание следующего:

1. Ожидаемой длительности работы и окружающих условий, таких как:

1.1. Работа при низких температурах воздуха.

1.2. Работа в ледовых условиях.

1.3. Работа в высоких широтах; и

1.4. Потенциальная высадка экипажа на лед или берег.

2. Применимых опасностей, которые перечислены в разделе 3 описания; и

3. Дополнительных опасностей, если установлены.

Глава 2. Руководство по эксплуатации в полярных водах (РЭПВ)

2.1 Назначение.

Цель этой главы – обеспечить судовладельца, оператора, капитана и экипаж необходимой информацией относительно эксплуатационных возможностей судна и установленных ограничений для того, чтобы упростить процесс принятия ими решений.

2.2. Функциональные требования.

2.2.1. Для достижения целей, обозначенных в п. 2.1, следующие функциональные требования сформулированы в правилах этой главы.

2.2.2. Руководство должно включать информацию по специальным возможностям судна и его ограничениям, установленным сюрвейерской оценкой, требуемой по пункту 1.5.

2.2.3. Руководство должно включать или ссылаться на специальные судовые процедуры, выполняемые при нормальной эксплуатации судна, для того, чтобы избежать встречи с условиями, превышающими возможности судна.

2.2.4. Руководство должно включать или ссылаться на специальные судовые процедуры, выполняемые в случае каких-либо инцидентов в полярных водах.

2.2.5. Руководство должно включать или ссылаться на специальные судовые процедуры, выполняемые в случае столкновения с условиями, превышающими индивидуальные возможности судна и установленные ограничения, определенные в пункте 2.2.2.

2.2.6. Руководство должно включать или ссылаться на процедуры, выполняемые судном, когда оно находится под проводкой ледокола, как применимо.

2.3. Правила.

2.3.1. Для выполнения функциональных требований параграфов 2.2.1-2.2.6 на судне должно быть разработано Руководство.

2.3.2. Для выполнения функциональных требований пункта 2.2.2 Руководство должно содержать, где применимо, методологию, используемую для определения возможностей и ограничений судна при плавании во льдах.

2.3.3. Для выполнения функциональных требований пункта 2.2.3 Руководство должно включать разработанные процедуры установленных рисков, которые должны охватывать:

1. Планирование рейса в обход ледовых условий и/или температур, превышающих проектные судовые возможности и ограничения.

2. Подготовку оборудования для приема прогнозов в предстоящих окружающих условиях плавания.

3. Выявление каких-либо ограничений в средствах приема и обработки информации, имеющихся в наличии, а именно: гидрологических, метеорологических и навигационных.

4. Наличие действующего оборудования, требуемого другими главами этого Кодекса; и

5. Внедрение специальных мер для поддержания рабочего состояния оборудования и систем в условиях низких температур, при обледенении и взаимодействии с морским льдом, как применимо.

2.3.4. Для выполнения функциональных требований пункта 2.2.4 Руководство должно включать процедуры по установленным рискам, чтобы охватывать:

1. Взаимодействие с ответственными аварийно-спасательными партиями, поисково-спасательными отрядами и подразделениями, ответственными за устранение разливов и т.д., в зависимости, что применимо; и

2. Процедуры для поддержания жизнеобеспечения и целостности судна в случае продолжительного ледового плена (ледового дрейфа) и чрезмерных ледовых нагрузок на судно в соответствии с главой 3.

2.3.5. Для выполнения функциональных требований пункта 2.2.5 Руководство должно включать процедуры по установленным рискам с исполнительными мерами, предусмотренными на случай встречи с ледовыми условиями и/или низкими температурами, превышающими проектные возможности или установленные ограничения.

2.3.6. Для выполнения функциональных требований пункта 2.2.6 Руководство должно включать процедуры по установленным рискам для отслеживания и поддержания безопасности в течение деятельности во льдах, как применимо, включающие какие-либо требования при проводке судна ледоколом. Различные ограничения в деятельности могут применяться в зависимости от ситуации: или судно находится в самостоятельном плавании, или под проводкой ледокола. Применительно к ситуации РЭПВ должно удовлетворять обеим рассмотренным ситуациям.

Морской флот №6 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике?

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике? На этот вопрос эксперты 11-го Международного Балтийского транспортного форума ответят 11 сентября 20...

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое Интенсивность движения автотранспорта по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое, в стуки по нем...

Российская экономика

«НОВАТЭК» попросил освободить от таможенных пошлин оборудование для СПГ-проектов

«НОВАТЭК» обратился к министерствам и ведомствам с предложением освободить от уплаты таможенных пошл...

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений Президент России Владимир Путин поручил ввести мораторий на оказание новых мер государственной подде...

Транспортная политика

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту В преддверии заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке рег...

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля. 21 июля 13-миллионная тонна вошла в сос...

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком Летом 2019 года Находкинский морской торговый порт приступил к строительству системы очистных сооруж...




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала Восточно-Сибирское речное пароходство на площадке ремонтно-отстойного пункта «Чертугеевский» (Ир...

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019»

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019» Завершился первый рейс экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019». Теплоход Волжского...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств Госдума во вторник приняла в третьем чтении закон, расширяющий полномочия Министерства транспорта РФ...

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...