Система комплексной безопасности

Севморпуть

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне РФ, организация системы поиска и спасания

В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены президентом РФ 18 сентября 2008 года № Пр-1969), «Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016-2020 годы» (утвержден президентом РФ от 22.12.2015), «Стратегией развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утверждена президентом РФ от 20.02.2013) и ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 555, МЧС России создает систему комплексной безопасности населения и территорий в Арктической зоне РФ.

По материалам заседания президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ, сентябрь 2016 г., Санкт-Петербург

Основные направления

Создание и развитие системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ведется по ряду направлений.

Подготовлены и включены предложения МЧС в проект федерального закона «О развитии Арктической зоны РФ» в формате отдельной главы «Государственное регулирование в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий в Арктической зоне РФ».

Подготовлены и включены предложения МЧС в проекты государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» и федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры Арктической зоны РФ (2018-2027 годы)».

Осуществляется работа по совершенствованию нормативного правового регулирования в области обеспечения безопасности функционирования критически важных объектов и потенциально опасных объектов, в том числе:

разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думой РФ проект Федерального закона № 595565-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении требований, предъявляемых к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»;

реализуются мероприятия по внесению в установленном порядке изменений в Перечень критически важных объектов РФ.

Формирование сил МЧС в системе комплексной безопасности населения и территорий в Арктической зоне РФ осуществляется за счет создания арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС и Арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра» (далее АКАСЦ), основной целью которых является повышение уровня защищенности населения и территорий Арктики за счет создания эффективной системы мониторинга, повышения оперативности действий при проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Каждый АКАСЦ в соответствии с возложенными задачами содержит в своем составе два специализированных комплекса (аварийно-спасательный и информационно-аналитический) и информационно сопряжен с соответствующим региональным центром и Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС, а также силами и средствами Минтранса, Минприроды, Пограничной службы ФСБ, а также системами Росгидромета, научными организациями РАН и другими службами для более оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и эффективного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Также будет обеспечиваться режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию, в том числе и на пожары в Арктике. Центры должны быть высокомобильными. Уровень и степень реагирования зависит прежде всего от наличия транспорта, средств связи, оборудования, снаряжения и готовности аварийно-спасательных формирований к выполнению задач по предназначению. В настоящее время прорабатывается возможность оснащения авиационными средствами, вездеходами, универсальным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также плавсредствами для работы в суровых климатических условиях.

Что есть

В настоящее время в Арктической зоне уже функционируют 4 АКАСЦ (Нарьян-Мар, Архангельск, Дудинка, Мурманск), Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра» (Вытегра), 196 пожарно-спасательных подразделений различных ведомств общей численностью около 10 тыс. человек, 4 региональных поисково-спасательных отряда, 2 морских спасательно-координационных центра (Мурманск, Диксон), 3 морских спасательных подцентра (Архангельск, Тикси, Певек), а также 4 пункта базирования аварийно-спасательного имущества и оборудования для ликвидации разливов нефти, которые находятся в Диксоне, Тикси, Певеке и поселке Провидения.

В целом численность группировки сил и средств по прикрытию Арктической зоны РФ с учетом сил органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований достигает 18 тыс. человек и 1845 единиц техники. Из них силы и средства МЧС составляют более 7 тыс. человек и 597 единиц техники.

В целях развития системы мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации их последствий каждый АКАСЦ взаимодействует и информационно сопряжен с соответствующим территориальным органом и Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС, а также силами и средствами служб федеральных органов исполнительной власти для более оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и эффективного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Информационно-аналитический комплекс АКАСЦ должен обеспечить задачи по сбору, обработке и представлению оперативной информации о чрезвычайной ситуации, прогнозной информации о тенденциях их развития и последствиях, силах, средствах и ресурсах в Арктической зоне РФ, организацию межведомственного информационного обмена между существующими или создаваемыми информационно-аналитическими системами существующих структур Минобороны, Минтранса, Минпромторга, «Роскосмоса» и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.

МЧС совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит мероприятия по совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктической зоне. Повышенное внимание уделяется технической оснащенности систем наблюдения и лабораторного контроля, обеспечению их устойчивого функционирования, созданию банка справочных данных, повышению эффективности системы сбора, обработки и обмена информацией. Использование новых технологий в рамках создания сети наблюдений с помощью дистанционного зондирования Земли, развертывания автоматизированной сети наземного наблюдения и контроля за гидрометеорологическим и экологическим состоянием в Арктике, а также использование систем космического мониторинга и связи, современных средств сбора и обработки данных значительно повысит оперативность принятия решений и реагирования на возможные чрезвычайные ситуации в Арктике.

Космический мониторинг

Также в целях развития системы космического мониторинга МЧС в рамках выполнения федеральной космической программы РФ на 2016-2025 годы совместно с Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» организована работа по созданию совместных центров приема и распространения космической информации на базе подразделений министерства.

Так, в 2015 году МЧС совместно с государственной корпорацией «Роскосмос» на базе Главного управления МЧС по Мурманской области создан совместный центр приема и обработки космической информации в Мурманске.

В апреле 2016 года представителями МЧС и государственной корпорации «Роскосмос» была проведена рекогносцировка возможных мест размещения совместного центра приема и обработки космической информации в Дудинке.

В 2017 и 2018 годах на базе АКАСЦ в Дудинке и Анадыре планируется создание аналогичных совместных центров приема и обработки космической информации.

Для решения задач по совершенствованию системы государственного экологического мониторинга в Арктической зоне МЧС осуществляет тесное сотрудничество с крупнейшими компаниями, реализующими в Арктике ряд крупных инвестиционных проектов, связанных с освоением углеводородов на шельфе арктических морей, созданием новых промышленных объектов и новых транспортных коридоров.

Взаимодействие органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным протоколом заседания правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19.08.2016 № 6.

Дополнительно МЧС заключены соглашения с федеральными органами исполнительной власти о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с органами исполнительной власти субъектов РФ утверждены регламенты действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе в Арктической зоне РФ.

Кроме того, мероприятия по организации и проведению операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, уточнены в проекте Федерального закона «О государственном регулировании морской деятельности РФ», который в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве страны.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС обеспечивает функционирование органов управления РСЧС и гражданской обороны, управление их силами и средствами, а также организацию своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС, в том числе в местах массового пребывания людей.

В итоге за пять лет деятельности поисково-спасательными формированиями МЧС в Арктике совершено более 6 тыс. выходов на поисково-спасательные работы, оказана помощь более 7,5 тыс. человек.

Профессиональное обучение

Спасатели МЧС для работы в арктических условиях обучаются по специальным программам с учетом действий по предназначению в условиях Крайнего Севера на базе Арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра». Уникальность центра в том, что он совмещает в себе три направления деятельности: обеспечение безопасности, обучение спасателей и проведение научных исследований. Одна из основных задач центра – это подготовка, переподготовка и повышение квалификации спасателей и других специалистов для МЧС, а также других министерств и ведомств.

В июне 2014 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме между МЧС и ОАО «Роснефть» подписано соглашение о сотрудничестве в области защиты населения и территорий при осуществлении деятельности, связанной с освоением углеводородных ресурсов в территориальном море и на континентальном шельфе России в Арктике.

Прорабатывается возможность создания авиационной группировки в составе 15 воздушных судов (10 вертолетов и 5 самолетов) с пунктами базирования в Арктической зоне РФ.

Создаваемые МЧС в системе комплексной безопасности силы и средства, оснащенные современными образцами спасательных средств, пожарно-спасательного оборудования и транспортными средствами в арктическом исполнении, будут способны снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций, защитить территории и критически важные объекты, уменьшить количество пострадавшего населения в Арктической зоне страны, в том числе при разработке и реализации проектов в области изучения и освоения арктического континентального шельфа и прибрежной зоны, иных крупных инфраструктурных проектов в Арктике.

* * *

МЧС совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, предприятиями, компаниями и организациями в рамках своей компетенции:

проводит совместные учения по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов, защите и очистке береговой полосы от нефтяного загрязнения, учения по поиску, оказанию помощи и эвакуации пострадавших;

создает и развивает систему комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с целью повышения оперативности действий при проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работах.

Морские вести России №18 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике?

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике? На этот вопрос эксперты 11-го Международного Балтийского транспортного форума ответят 11 сентября 20...

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое Интенсивность движения автотранспорта по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое, в стуки по нем...

Российская экономика

«НОВАТЭК» попросил освободить от таможенных пошлин оборудование для СПГ-проектов

«НОВАТЭК» обратился к министерствам и ведомствам с предложением освободить от уплаты таможенных пошл...

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений Президент России Владимир Путин поручил ввести мораторий на оказание новых мер государственной подде...

Транспортная политика

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту В преддверии заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке рег...

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля. 21 июля 13-миллионная тонна вошла в сос...

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком Летом 2019 года Находкинский морской торговый порт приступил к строительству системы очистных сооруж...




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала Восточно-Сибирское речное пароходство на площадке ремонтно-отстойного пункта «Чертугеевский» (Ир...

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019»

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019» Завершился первый рейс экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019». Теплоход Волжского...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств Госдума во вторник приняла в третьем чтении закон, расширяющий полномочия Министерства транспорта РФ...

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...