ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

Инфраструктура / Образование
ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере редакция журнала предлагает материал о кафедре судовождения и безопасности судоходства ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта».

«Морской флот» приглашает руководителей вузовских подразделений выступить в журнале с рассказом об истории становления своих кафедр, развитии и сегодняшнем дне. Что интересного, а может быть, даже уникального происходит на вашей кафедре, как продвигается реформа образования? Ждем ваших материалов!

Михаил Чурин, руководитель факультета судовождения ВГУВТ, к.т.н.

Полвека назад

Первый прием студентов на судоводительскую специальность, которая была организована на эксплуатационном факультете ГИИВТа, состоялся в сентябре 1952 г. Было принято 25 человек – одна группа. С этого года эксплуатационный факультет стал называться факультетом судовождения и эксплуатации водного транспорта. Все поступившие студенты являлись выпускниками-отличниками различных речных училищ страны. Кафедра судовождения и безопасности судоходства была организована спустя два года, в 1954-м. Ее возглавил доцент, кандидат технических наук П. Шанчуров. Сотрудниками кафедры являлись кандидаты технических наук Н. Уртминцев, В. Свечников, Н. Чистовский.

В это же время была создана лаборатория судовождения с необходимым оборудованием и материалами. К 1957 г. она становится одной из лучших в системе учебных заведений МРФ. Уже тогда лаборатория имела радиолокационные станции, эхолоты, радиопеленгаторы, магнитные компасы и гирокомпасы, лаги, навигационные карты, прокладочный инструмент и др. Она получила и радиотехнические средства, используемые на судах.

В начале 60-х годов суда внутреннего плавания начали выходить в морские районы. В дальнейшем смешанное «река-море» плавание, обеспечивающее высокий технико-экономический эффект, начало широко практиковаться, в том числе и для перевозок экспортно-импортных грузов.

Развитие смешанных «река-море» перевозок потребовало от Министерства речного флота подготовки специалистов-судоводителей внутреннего и морского плавания. Их подготовку поручили Горьковскому институту инженеров водного транспорта, и он первым в отрасли приступил к подготовке инженеров-судоводителей для судов смешанного «река-море» плавания, осуществив первый прием студентов на эту новую специальность уже в сентябре 1966 года. Усилиями преподавателей – капитанов дальнего плавания Р. Фатьянова, А. Мизерницкого, В. Удалова (в 1974 году был переведен на должность начальника вновь созданного Новороссийского высшего инженерного морского училища) на кафедре была создана и оборудована лаборатория навигации и «поставлена на ноги» подготовка судоводителей «река-море» плавания, первый выпуск которых состоялся в 1972 году.

«Золотая кафедра России»

С начала 80-х годов по инициативе Василия Александровича Тронина, в то время заведующего кафедрой (позднее доктора технических наук, профессора, академика) в ГИИВТе, по ряду дисциплин для подготовки судоводителей начали применять тренажерное обучение. Первым был освоен радиолокационный тренажер «Фуруно», установленный в 1983 году. Многие сотни студентов и тысячи слушателей курсов повышения квалификации прошли через него. В 1993 году был смонтирован и сертифицирован радиолокационный и САРП-тренажер «Норконтрол» с элементами визуализации. С 2001 года действует тренажер по электронной картографии. С 2012 года введены в действие тренажеры по мореходной астрономии и по техническим средствам судовождения.

Сотрудники кафедры судовождения и безопасности судоходства внесли свой вклад в отраслевую науку. На протяжении многих лет кафедре принадлежали две научно-исследовательские лаборатории: безопасности плавания и продления навигации. Научные изыскания нашли свое отражение в большом количестве рекомендаций, наставлений, положений и другой отраслевой нормативной документации. Известными учеными, работы которых связаны с водным транспортом, являлись Николай Соларев и Василий Тронин. Долгое время кафедрой судовождения и безопасности судоходства руководил профессор, доктор технических наук Александр Клементьев.

Сегодня кафедру судовождения и безопасности судоходства возглавляет капитан дальнего плавания, кандидат технических наук, доцент Михаил Осокин. При кафедре имеется 9 учебных лабораторий, учебно-экспериментальная база, где располагается учебно-тренажерное судно «Академик». Всего же с 1963 по 2016 год сотрудниками кафедры защищено 34 кандидатских и 6 докторских диссертаций. На кафедре работают три доктора технических наук: Александр Клементьев, Вадим Тихонов, Василий Лобанов, являющиеся профессорами кафедры, семь кандидатов технических наук, шесть капитанов дальнего плавания. В 2013 году кафедре судовождения и безопасности судоходства было присвоено звание «Золотая кафедра России» от Российской академии естественных наук.

Фото. Сотрудники кафедры судовождения и безопасности судоходства

Выпускники несут вахту на воде и на суше

Ежегодно от работодателей на каждого выпускника поступает от трех и более предложений о трудоустройстве. Выпускники несут вахту на ходовых мостиках судов 37 отечественных и зарубежных судоходных компаний в должностях вахтенных помощников, старших помощников и капитанов.

За время своего существования кафедра судовождения и безопасности судоходства, как выпускающая кафедра факультета судовождения, подготовила более 5 тысяч инженеров-судоводителей. Наших выпускников можно встретить на внутренних водных путях, на судах смешанного «река-море» плавания, на морских судах во многих морях и океанах. Список всех действующих капитанов просто огромен. Вот только некоторые из них: Е. Таланин, К. Скифский, С. Паров, О. Кикис, Ф. Оскалин, А. Фатьянов, С. Сергиевский, В. Попов, А. Новиков и др. Многие руководящие должности в государственных структурах и в судоходных компаниях занимают выпускники факультета судовождения, имеющие богатый практический опыт работы судоводителя, в их числе Ю. Костин, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, А. Шишкин, управляющий директор ОАО «Волга-флот», В. Кочетков, коммерческий директор ОАО «Северо-Западное пароходство», Е. Лепехин, заместитель руководителя ФБУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», М. Грубов, директор ООО «Судоходная компания «По Волге», и другие.

Морскому судовождению здесь обучают уже 50 лет

9 ноября 2016 года в актовом зале ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» прошли праздничные мероприятия, посвященные 50-летию первого приема студентов факультета судовождения на специализацию «морское судовождение». Ректор университета И. Кузьмичев вручил почетные грамоты профессионалам своего дела – выпускникам факультета, сотрудникам и преподавателям, которые внесли большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов водного транспорта. Декан факультета судовождения М. Чурин наградил грамотами студентов за высокие результаты в учебе и за активное участие в общественной и культурной жизни факультета и университета.

Праздник собрал выпускников из разных уголков страны: Москвы, Самары, Тольятти, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и, конечно же, Н. Новгорода и области. Начальник отдела СУБ Волжского пароходства капитан дальнего плавания Ю. Гудаев (первый выпуск 1972 года) отметил: «Праздник явился ярким событием, вызвал массу впечатлений от концерта и от встречи с друзьями. Очень рад был приглашению». Капитан дальнего плавания С. Клочков (второй выпуск 1973 года), отработавший 44 года в Беломорско-Онежском пароходстве, отметил бережное отношение нынешнего поколения студентов к флотским традициям и морскому братству, единство среди преподавателей и студентов.

Фото. Празднование 50-летия первого набора на специализацию «морское судовождение». Выступление группы «Морское братство» (в составе студентов, преподавателей и аспирантов)

Морской флот №6 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Британские исследователи обнаружили у берегов Исландии судно с 4 т золота нацистов

Британские исследователи обнаружили у берегов Исландии судно с 4 т золота нацистов Сотрудники британской компании Advanced Marine Services (AMS) обнаружили сундук с золотом на...

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» ВМФ РФ прибыл в Баку на соревнования «Кубок моря»

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» ВМФ РФ прибыл в Баку на соревнования «Кубок моря» Малый ракетный корабль «Град Свияжск» Каспийской флотилии прибыл в воскресенье в столицу Азербайджан...

Российская экономика

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте Прокуратура Приморья за полгода выявила около 150 нарушений в рамках реализации законов о территория...

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки Средние потребительские цены на бензин в России за прошедшую неделю - с 10 по 16 июля - выросли на 3...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

Суд поддержал Новороссийский морской торговый порт в споре с ФАС о монопольных ценах

Суд поддержал Новороссийский морской торговый порт в споре с ФАС о монопольных ценах Арбитражный суд Москвы признал недействительным решение Федеральной антимонопольной службы России по...

Контейнерооборот порта Роттердам в I полугодии вырос на 9%

Контейнерооборот порта Роттердам в I полугодии вырос на 9% Контейнерооборот крупнейшего порта Европы Роттердама за первые шесть месяцев 2017 года вырос на 9,3&...




Морской транспорт

Росатомфлот продлит сроки эксплуатации существующих ледоколов

Росатомфлот продлит сроки эксплуатации существующих ледоколов Перенос сроков ввода новых ледоколов был компенсирован продлением сроков эксплуатации существующих с...

Росатом введет дополнительный контроль соблюдения графика строительства атомного ледокола «Арктика»

Росатом введет дополнительный контроль соблюдения графика строительства атомного ледокола «Арктика» Госкорпорация «Росатом» как заказчик атомного ледокола «Арктика» готова ввести дополнительные меры к...

Речной транспорт

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае Как сообщает официальный сайт Камчатского края, судно снабжения проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечив...

«Красное Сормово» спустило на воду первый танкер-химовоз нового поколения

«Красное Сормово» спустило на воду первый танкер-химовоз нового поколения Первое судно серии из пяти танкеров-химовозов по новому проекту RST27М спустили на воду на территори...

Ж/Д транспорт

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33%

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33% ICT Holding Ltd снизил долю в «Объединенной вагонной компании» (ОВК) с 25,05% до 14,33&#...

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) приступило к проектированию универсального контрейл...

Авто транспорт

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, регулирующий работу автоматизированной системы ...

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...