Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 3-6)

Севморпуть
Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 3-6)

Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС и МАРПОЛ, он вступил в силу 1 января 2017 года. Журнал «Морской флот» опубликовал в №6 за 2016 г. перевод с английского двух первых глав уже согласованного текста ПК. В этом номере мы предлагаем вниманию читателей перевод глав 3-6. Перевод сделан нашим автором, капитаном Александром Туваевым, который имеет опыт ледового плавания.

Глава 3. Устройство судна

3.1. Назначение.

Цель этой главы установить, какие материалы и размеры конструкций сохраняют свою структурную целостность, основываясь на возможности корпуса судна противостоять внешним нагрузкам и условиям на обширных и местных участках.

3.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п.3.1, следующие функциональные требования разработаны в правилах этой главы:

1. Материалы, используемые для судов, предназначенных для работ в условиях низких температур, должны быть подходящими для работы судна при таких температурах.

2. У судов с ледовым усилением конструкция судна должна быть спроектирована так, чтобы противостоять обоим факторам: обширным и местным внешним нагрузкам при эксплуатации судна в планируемых ледовых условиях.

3.3. Правила.

3.3.1. Для выполнения функциональных требований пункта 3.2.1 материалы, применяемые в конструкциях судов, должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание стандарты, используемые Организацией, или другие стандарты, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности, основанный на полярной рабочей температуре.

3.3.2. Для выполнения функциональных требований пункта 3.2.2 следует принимать:

1. Набор корпуса судов категории А, должен быть одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание стандарты, используемые Организацией, или другие стандарты, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности.

2. Набор корпуса судов категории В, должен быть одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание стандарты, используемые Организацией, или другие стандарты, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности.

3. Набор корпуса с ледовым усилением судов категории С, должен быть одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание применяемые стандарты, соответствующие для судов ледового класса, и концентрации льда, встречаемой в районе деятельности судна.

4. Судну категории С нет необходимости иметь ледовые усиления, если, по мнению Администрации, конструкция судна соответствует намерениям его эксплуатации.

Глава 4. Судовые отсеки и остойчивость

4.1. Назначение.

Цель этой главы обеспечить соответствие судовых отсеков и остойчивости в обоих случаях: судно в неповрежденном состоянии и судно в поврежденном состоянии.

4.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п..4.1, следующие функциональные требования разработаны в правилах этой главы:

1.Суда должны иметь достаточную остойчивость в неповрежденном состоянии, когда происходит обледенение судна.

2.Суда категорий А и В, построенные после 1 января 2017 года, должны иметь достаточную остаточную остойчивость, чтобы противостоять ледовым повреждениям.

4.3. Правила.

4.3.1. Остойчивость судна в неповрежденном состоянии.

4.3.1.1. Для выполнения функциональных требований пункта 4.2.1 судам, работающим в районах с длительными периодами, где обледенение судна может случиться, следующие ледовые допущения должны быть приняты для расчетов остойчивости:

1. 30 кг/м2 – на незащищенных поверхностях открытых палуб и парадных трапов.

2. 7,5 кг/м2 – для площадей боковых поверхностей, выступающих с каждого борта, расположенных выше уровня воды.

3. Площади боковых прерывающихся поверхностей ограждений, различных круглых стрел, вылетов, рангоута (исключая мачты) и такелажа судна, имеющего не парусные и боковые площади, поверхности других незначительных объектов, должны рассчитываться с увеличением общей площади боковой непрерывной поверхности на 5% и статического момента от этой площади на 10%.

4.3.1.2. Суда, работающие длительные периоды в районах, где обледенение судна может произойти, должны быть:

1. Спроектированы так, чтобы минимизировать обледенение судна; и

2. Оборудованы такими средствами для борьбы с обледенением, которые Администрация может установить: например, электрическими и пневматическими устройствами и/или специальными инструментами, такими как топоры или деревянные молотки для удаления льда с фальшборта, поручней и других возвышающихся конструкций.

4.3.1.3. Информация о ледовых допусках, принимаемых для расчетов остойчивости, должна быть приведена в судовом Руководстве РЭПВ.

4.3.1.4. Должны постоянно вестись наблюдения за обледенением и предприниматься подходящие для того меры, чтобы обледенение не превысило значения, приведенные в Руководстве РЭПВ.

4.3.2. Остойчивость судна в поврежденном состоянии.

4.3.2.1. Для выполнения функциональных требований пункта 4.2.2 суда категорий А и В, построенные после 1 января 2017 года, должны быть в состоянии противостоять поступлению воды из-за нарушения герметичности корпуса как результата столкновения со льдом. Остаточная остойчивость, вызванная ледовым повреждением, должна иметь S-фактор такой, как определено в Правилах II-1/7-2.2 и II-1/7-2.3 МК СОЛАС, который равен одному из значений для всех состояний судна в грузу, полученный в Правиле II-1/7 МК СОЛАС индекс для помещений и используется в расчетах.

Тем не менее грузовые суда, которые в соответствии с правилами расчета для помещений и остойчивости судна в поврежденном состоянии используют другой инструментарий, разработанный Организацией, как описано в Правиле II-1/14.1 МК СОЛАС, то критерии остаточной остойчивости такого инструментария должны быть рассчитаны для каждого случая загрузки судна.

4.3.2.2.В качестве доказательства соответствия пункту 4.3.2.1 расчетные величины ледовых повреждений должны быть такими, чтобы:

1. Продольная величина была на 4,5% выше от ледовой ватерлинии, если средина максимальной ширины находится в носовой части судна, и на 1,5% выше при других условиях и должна быть просчитанной для любых положений по длине судна.

2. Величина поперечной проницаемости составляла 760мм, замеренной по нормали к обшивке корпуса через полную величину повреждения; и

3. Вертикальная величина составляла не менее 20% от ледовой ватерлинии или продольной величины и должна быть приложенной в любом месте по вертикали между килем и 120% ледовой осадки.

Глава 5. Водонепроницаемость и погодоустойчивость судна

5.1. Назначение.

Цель этой главы обеспечить меры по поддержанию водонепроницаемости и погодоустойчивости судна.

5.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п.5.1, все закрывающие устройства и двери, обеспечивающие водонепроницаемость и погодоустойчивость судна, должны быть в рабочем состоянии.

5.3. Правила.

Для выполнения функционального требования п.5.2 применять следующее:

1. Для судов, оперирующих в районах и в течение периода, где обледенение судна может произойти, должны быть приготовлены средства для удаления льда или предотвращения льдообразования и снежных заносов вокруг люков и дверей; и

2. Дополнительно для судов, предназначенных для эксплуатации в районах с низкими температурами, применять следующее:

2.1. Суда должны быть обеспечены средствами для предотвращения обмерзания или чрезмерного ухудшения вязкости жидкостей; и

2.2.Суда должны быть спроектированы водонепроницаемыми и погодоустойчивыми дверями, люками и закрывающими устройствами, которые обеспечат условия и требуемый уровень проживания при нахождении судна в море и должны быть удобны для пользования персоналом, носящим объемную/громоздкую зимнюю одежду, включая толстые рукавицы.

Глава 6. Оборудование машинного отделения

6.1. Назначение.

Цель этой главы убедиться в том, что имеющееся в наличии оборудование машинного отделения соответствует требуемой функциональности, необходимой для безопасной работы судна.

6.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п.6.1, следующие функциональные требования определены в правилах этой главы.

6.2.1.1. Оборудование машинного отделения должно обеспечивать свою функциональность в ожидаемых условиях окружающей среды, принимая во внимание:

1. Обледенение и/или снежные заносы.

2. Засасывание льда из морской воды.

3. Замерзание и ухудшение вязкости жидкостей.

4. Температуру принимаемой забортной воды.

5. Захват снега.

6.2.1.2. Дополнительно судам, предназначенным для работы в условиях низких температур:

1.Оборудование машинного отделения должно обеспечивать свою функциональность в ожидаемых условиях окружающей среды, также принимая во внимание:

1.1. Холодный и плотный входной воздух.

1.2. Быстрый разряд батарей или других имеющихся источников энергии; и

2. Используемые материалы должны быть подходящими для работы судов при полярной рабочей температуре.

6.2.1.3. Дополнительно для судов с ледовыми усилениями в соответствии с главой 3оборудование машинного отделения должно обеспечивать функциональность в ожидаемых условиях окружающей среды, принимая во внимание нагрузки, создаваемые от непосредственного воздействия льда.

6.3. Правила.

6.3.1. Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.1, принимая во внимание ожидаемые условия окружающей среды, применять следующее:

1. Оборудование машинного отделения и сопутствующая оснастка должны быть защищены от обледенения и/или снежного заноса, засасывания льда из морской воды, замерзания и ухудшения вязкости жидкостей, температуры принимаемой забортной воды и захвата снега.

2. Рабочие жидкости должны поддерживаться в состоянии нужной вязкости, которая обеспечивает работу машинного оборудования.

3. Снабжение забортной водой систем машинного оборудования должно быть спроектировано так, чтобы избегать засасывания льда, или выполнено каким-то другим способом, обеспечивающим функциональность.

6.3.2. Дополнительно судам, предназначенным для работы в условиях низких температур, применять следующее:

1.Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.2, установленное машинное оборудование, электрические установки и устройства должны функционировать при полярной рабочей температуре.

2.Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.2.1, средства должны обеспечивать, чтобы воспламенение воздушной смеси в камере сгорания двигателей внутреннего сгорания главной движущей установки (главного двигателя) поддерживалось в соответствии с критериями/параметрами, установленными заводом-изготовителем; и

3.Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.2.2, материалы, применяемые для оборудования машинного отделения и фундаментов оснований, должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, с учетом стандартов, разработанных Организацией, или других стандартов, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности и основанных на полярной рабочей температуре.

6.3.3.Дополнительно для судов с ледовыми усилениями в соответствии с главой 3, чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.3, применять следующее:

1. Размеры лопастей винта, пропульсивная линия силовой установки, рулевое оборудование и другие дополнительные приспособления на судах категории А должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, с учетом стандартов, разработанных Организацией, или других стандартов, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности.

2. Размеры лопастей винта, пропульсивная линия силовой установки, рулевое оборудование и другие дополнительные приспособления на судах категории В должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, с учетом стандартов, разработанных Организацией, или других стандартов, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности.

3. Размеры лопастей винта, пропульсивная линия силовой установки, рулевое оборудование и другие дополнительные приспособления на судах с ледовыми усилениями категории С должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, принимая во внимание допустимые стандарты, соответствующие типам льда и концентрации, которые встретятся в районе деятельности.

Морской флот №1 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике?

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике? На этот вопрос эксперты 11-го Международного Балтийского транспортного форума ответят 11 сентября 20...

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое Интенсивность движения автотранспорта по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое, в стуки по нем...

Российская экономика

«НОВАТЭК» попросил освободить от таможенных пошлин оборудование для СПГ-проектов

«НОВАТЭК» обратился к министерствам и ведомствам с предложением освободить от уплаты таможенных пошл...

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений Президент России Владимир Путин поручил ввести мораторий на оказание новых мер государственной подде...

Транспортная политика

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту В преддверии заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке рег...

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля. 21 июля 13-миллионная тонна вошла в сос...

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком Летом 2019 года Находкинский морской торговый порт приступил к строительству системы очистных сооруж...




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала Восточно-Сибирское речное пароходство на площадке ремонтно-отстойного пункта «Чертугеевский» (Ир...

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019»

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019» Завершился первый рейс экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019». Теплоход Волжского...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств Госдума во вторник приняла в третьем чтении закон, расширяющий полномочия Министерства транспорта РФ...

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...