Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

«Князья» подводного флота России

Судостроение
«Князья» подводного флота России

В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий Долгорукий», головного корабля проекта 955 «Борей» – первой серии атомных субмарин, которые строятся в России после распада СССР.

В настоящее время в составе флота три подлодки этого проекта. Всего до 2021 года запланировано построить восемь таких ракетоносцев, причем пять из них – модернизированного проекта 955А. В декабре на «Севмаше» будет заложена восьмая субмарина этого проекта.

«Бореи» должны стать основой морской составляющей ядерной триады России и в будущем полностью заменить «стратегов» предыдущего поколения – 667БДР «Кальмар» на Тихоокеанском флоте и 667БДРМ «Дельфин» на Северном.

Роман Азанов
Анна Юдина.

Подъем с глубины

В 1985 году появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, согласно которому в ЦКБ «Рубин» начались проектные изыскания по двум вариантам атомного подводного крейсера четвертого поколения – проекту 955 (шифр «Борей-I») и проекту 935 («Борей-II»). Руководил работами генеральный конструктор С.Н. Ковалев.

Первые субмарины 955-го проекта – дети «лихих 90-х». Головной корабль серии «Юрий Долгорукий» был заложен на Северодвинском машиностроительном предприятии в 1996 году тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым и главой РАО «ЕЭС» Анатолием Чубайсом. Лодке прочили быструю постройку, однако до спуска на воду прошло более 10 лет.

Корабль модернизировался дважды. Сначала из-за неудачи в испытании главного ракетного комплекса «Барк» субмарина потеряла в «весе» – было решено, что вместо 100-тонных ракет на лодке будут размещены 36-тонные ракеты «Булава». Это потребовало изменения проекта ракетного отсека лодки.

Чтобы сэкономить средства, решили использовать при постройке первых кораблей имевшийся на «Севмаше» задел по корпусным конструкциям недостроенных подлодок «Рысь» и «Кугуар» проекта 971.

Корабли 955-го проекта с ракетой «Барк» должны были быть размером с самые большие и мощные лодки в мире проекта 941 «Тайфун». С «Булавой» они оказались меньше.

В 2000-е годы обвальное сокращение гособоронзаказа вызвало трудности с выплатой заработной платы работникам «Севмаша», где строили лодку. Однако новое руководство страны во главе с президентом РФ Владимиром Путиным стало уделять должное внимание вопросам национальной безопасности и поддержке оборонки. Судостроители получили возможность реализовать свой научный и технический потенциал, не опасаясь закрытия своих предприятий по финансово-экономическим причинам.

Строительство «Юрия Долгорукого» возобновилось, формирование его корпуса завершили в 2004 году.

Тактико-технические характеристики «Борея»

Двухкорпусная подводная лодка: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты, другие важнейшие системы и механизмы находятся в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды; снаружи находится «легкий» корпус, придающий субмарине обтекаемую форму.

Согласно открытым источникам, длина лодки проекта 955 составляет 170 м, ширина – 13,5 м, осадка – 10 м. Надводное водоизмещение подлодки – 14 720 т, подводное – 24 тыс. т. Максимальная глубина погружения – до 400 м; надводная скорость – 15 узлов, подводная – до 29 узлов. Автономность плавания – 90 суток, экипаж – 107 человек.

Субмарина оснащена одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью около 50 тыс. лошадиных сил, разработанной в ОКБМ им. И.И. Африкантова. Тепловая мощность водо-водяного реактора ОК-650В – 190 МВт.

Вывод «Юрия Долгорукого» из цеха северодвинского завода в спусковой плавучий док «Сухона» датируется 15 апреля 2007 года. Лодку спустили на воду 12 февраля 2008-го, а девять месяцев спустя, 21 ноября, на ней был произведен физический пуск реактора.

Швартовные испытания подводного крейсера начались 17 марта 2009-го, с 19 июня по 10 июля корабль прошел первый этап ходовых испытаний. Второй этап стартовал в августе того же года.

«Булава» для «подводного князя»

На субмарине установлен ракетный комплекс Д-30 (16 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет «Булава») и торпедные аппараты калибра 533 мм. Первоначально лодки проекта 955 должны были быть вооружены ракетами Р-39УТТХ «Барк», разработанными в Государственном ракетном центре им. В.П. Макеева.

Принятие на вооружение комплекса Д-30 с «Булавой» намечалось на 2004-2005 годы, однако серия неудачных пусков заставила пересмотреть программу, и по срокам она сдвинулась. Оказалось, что унификация с наземным комплексом затруднительна, и, хотя наработки по последнему нашли широкое применение в «Булаве», все-таки пришлось проектировать ракету заново. Для испытаний новой ракеты доработали головную лодку проекта 941. С борта ТК-208 «Дмитрий Донской» 23 сентября 2004 года провели бросковые (на высоту 40 м) испытания из-под воды. Затем в период с 27 сентября 2005 по 9 декабря 2009 года «Дмитрий Донской» осуществил 11 пусков, из них три удачных и два частично удачных.

В октябре 2010-го «Дмитрий Донской» выполнил пару удачных пусков «Булавы». 28 июня 2011 года ракета успешно стартовала с «Юрия Долгорукого». В рамках программы совместных государственных испытаний пуски «Булавы» с головного «Борея» выполнили в августе и октябре 2011-го. А 28 декабря был осуществлен залп двумя ракетами.

Дмитрий Рогозин, вице-премьер РФ: «Эти ракеты являются достойным ответом на любую ПРО, где бы она ни находилась. В каком бы океане ни пытались нас обложить, «Борей» прорвет эту оборону. Эта лодка является главным борцом за мир. Когда мы сформируем полный состав «Бореев» и «Ясеней», мы будем ощущать себя надежнее при любых капризах геополитической ситуации».

«Борей» может запустить «Булаву» из-под толщи арктического льда. Лодкам старых проектов типа «Кальмар» и «Дельфин» для этого необходимо было проломить корпусом лед и только после этого начать подготовку к запуску ракет. Как отмечают военные эксперты, такой маневр сильно демаскирует крейсер при подготовке к ракетной атаке.

«Бореи» могут стрелять с ходу без подготовки. Такая возможность появилась благодаря «старому» проекту лодки с ракетным комплексом «Барк». На нем конструкторы создали систему пуска ракет из-подо льда, когда за несколько секунд до выхода ракеты из ракетной шахты стартуют несколько неуправляемых боеприпасов. Именно они расчищают дорогу главному ударному комплексу лодки, взрываясь при соприкосновении со льдом.

Будущие «князья»

О том, что России необходимо иметь группировку морских стратегических ядерных сил из атомных лодок четвертого поколения, Владимир Путин заявил в ноябре 2011 года. Тогда Минобороны РФ и ОСК подписали очередной контракт по разработке проекта 955А, исполнителем работ по которому выступает ЦКБ «Рубин».

Как подчеркивал глава государства, «речь не идет о милитаризации российского бюджета». «По сути, средства, которые мы выделяем, – это «плата по счетам» за те годы, когда армия и флот хронически недофинансировались, когда практически не осуществлялись поставки новых видов вооружений. В то время как другие страны последовательно наращивали свои «военные мускулы», – отметил президент.

В настоящее время сданы флоту три субмарины:

К-535 «Юрий Долгорукий». Заложен 2 ноября 1996 года. Из-за недостатка финансирования и необходимости переоборудования под ракеты «Булава» формирование прочного корпуса было завершено лишь спустя 10 лет. Спущен на воду 13 февраля 2008 года и передан ВМФ РФ 10 января 2013-го.

К-550 «Александр Невский». Заложен 19 марта 2004 года, спущен на воду 6 декабря 2010 года, передан ВМФ 23 декабря 2013-го.

К-551 «Владимир Мономах». Заложен 19 марта 2006-го, спущен на воду 18 января 2013 года, передан флоту 10 декабря 2014 года.

Следующие ракетоносцы строятся по проекту 09552 «Борей-А». Они отличаются лучшей скрытностью, более современным электронным оборудованием и более комфортными условиями для экипажа.

Четыре субмарины находятся в стадии строительства:

«Князь Владимир» (заводской номер 204) заложен 30 июля 2012 года.

«Князь Олег» (заводской номер 205) заложен 27 июля 2014 года.

«Генералиссимус Суворов» (заводской номер 206) заложен 26 декабря 2014 года.

«Император Александр III» (заводской номер 207) заложен 18 декабря 2015 года.

Восьмой подводный ракетоносец «Князь Пожарский» планируется к закладке 23 декабря 2016 года. Ожидается, что подводная лодка «Князь Владимир», первая из строящихся по улучшенному проекту «Борей-А», войдет в состав ВМФ России через два года.

«Борей-А» – корабль с улучшенными характеристиками, речь идет о модернизации проекта с учетом самых последних научно-технических достижений. Таким образом, проекты «Борей» и «Борей-А» обеспечивают дальнейшее совершенствование и развитие отечественного подводного ракетоносного флота на ближайшие десятилетия», по мнению Игоря Вильнита, генерального директора ЦКБ «Рубин».

В материале использованы данные ТАСС-ДОСЬЕ

Морские вести России №2 (2017)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Тарифы стивидоров: рублевый почин

Тарифы стивидоров: рублевый почин Летом 2017 года в соответствии с поручением президента РФ Минфин разработал законопроект, обязывающи...

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...