«Князья» подводного флота России

Судостроение
«Князья» подводного флота России

В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий Долгорукий», головного корабля проекта 955 «Борей» – первой серии атомных субмарин, которые строятся в России после распада СССР.

В настоящее время в составе флота три подлодки этого проекта. Всего до 2021 года запланировано построить восемь таких ракетоносцев, причем пять из них – модернизированного проекта 955А. В декабре на «Севмаше» будет заложена восьмая субмарина этого проекта.

«Бореи» должны стать основой морской составляющей ядерной триады России и в будущем полностью заменить «стратегов» предыдущего поколения – 667БДР «Кальмар» на Тихоокеанском флоте и 667БДРМ «Дельфин» на Северном.

Роман Азанов
Анна Юдина.

Подъем с глубины

В 1985 году появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, согласно которому в ЦКБ «Рубин» начались проектные изыскания по двум вариантам атомного подводного крейсера четвертого поколения – проекту 955 (шифр «Борей-I») и проекту 935 («Борей-II»). Руководил работами генеральный конструктор С.Н. Ковалев.

Первые субмарины 955-го проекта – дети «лихих 90-х». Головной корабль серии «Юрий Долгорукий» был заложен на Северодвинском машиностроительном предприятии в 1996 году тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым и главой РАО «ЕЭС» Анатолием Чубайсом. Лодке прочили быструю постройку, однако до спуска на воду прошло более 10 лет.

Корабль модернизировался дважды. Сначала из-за неудачи в испытании главного ракетного комплекса «Барк» субмарина потеряла в «весе» – было решено, что вместо 100-тонных ракет на лодке будут размещены 36-тонные ракеты «Булава». Это потребовало изменения проекта ракетного отсека лодки.

Чтобы сэкономить средства, решили использовать при постройке первых кораблей имевшийся на «Севмаше» задел по корпусным конструкциям недостроенных подлодок «Рысь» и «Кугуар» проекта 971.

Корабли 955-го проекта с ракетой «Барк» должны были быть размером с самые большие и мощные лодки в мире проекта 941 «Тайфун». С «Булавой» они оказались меньше.

В 2000-е годы обвальное сокращение гособоронзаказа вызвало трудности с выплатой заработной платы работникам «Севмаша», где строили лодку. Однако новое руководство страны во главе с президентом РФ Владимиром Путиным стало уделять должное внимание вопросам национальной безопасности и поддержке оборонки. Судостроители получили возможность реализовать свой научный и технический потенциал, не опасаясь закрытия своих предприятий по финансово-экономическим причинам.

Строительство «Юрия Долгорукого» возобновилось, формирование его корпуса завершили в 2004 году.

Тактико-технические характеристики «Борея»

Двухкорпусная подводная лодка: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты, другие важнейшие системы и механизмы находятся в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды; снаружи находится «легкий» корпус, придающий субмарине обтекаемую форму.

Согласно открытым источникам, длина лодки проекта 955 составляет 170 м, ширина – 13,5 м, осадка – 10 м. Надводное водоизмещение подлодки – 14 720 т, подводное – 24 тыс. т. Максимальная глубина погружения – до 400 м; надводная скорость – 15 узлов, подводная – до 29 узлов. Автономность плавания – 90 суток, экипаж – 107 человек.

Субмарина оснащена одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью около 50 тыс. лошадиных сил, разработанной в ОКБМ им. И.И. Африкантова. Тепловая мощность водо-водяного реактора ОК-650В – 190 МВт.

Вывод «Юрия Долгорукого» из цеха северодвинского завода в спусковой плавучий док «Сухона» датируется 15 апреля 2007 года. Лодку спустили на воду 12 февраля 2008-го, а девять месяцев спустя, 21 ноября, на ней был произведен физический пуск реактора.

Швартовные испытания подводного крейсера начались 17 марта 2009-го, с 19 июня по 10 июля корабль прошел первый этап ходовых испытаний. Второй этап стартовал в августе того же года.

«Булава» для «подводного князя»

На субмарине установлен ракетный комплекс Д-30 (16 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет «Булава») и торпедные аппараты калибра 533 мм. Первоначально лодки проекта 955 должны были быть вооружены ракетами Р-39УТТХ «Барк», разработанными в Государственном ракетном центре им. В.П. Макеева.

Принятие на вооружение комплекса Д-30 с «Булавой» намечалось на 2004-2005 годы, однако серия неудачных пусков заставила пересмотреть программу, и по срокам она сдвинулась. Оказалось, что унификация с наземным комплексом затруднительна, и, хотя наработки по последнему нашли широкое применение в «Булаве», все-таки пришлось проектировать ракету заново. Для испытаний новой ракеты доработали головную лодку проекта 941. С борта ТК-208 «Дмитрий Донской» 23 сентября 2004 года провели бросковые (на высоту 40 м) испытания из-под воды. Затем в период с 27 сентября 2005 по 9 декабря 2009 года «Дмитрий Донской» осуществил 11 пусков, из них три удачных и два частично удачных.

В октябре 2010-го «Дмитрий Донской» выполнил пару удачных пусков «Булавы». 28 июня 2011 года ракета успешно стартовала с «Юрия Долгорукого». В рамках программы совместных государственных испытаний пуски «Булавы» с головного «Борея» выполнили в августе и октябре 2011-го. А 28 декабря был осуществлен залп двумя ракетами.

Дмитрий Рогозин, вице-премьер РФ: «Эти ракеты являются достойным ответом на любую ПРО, где бы она ни находилась. В каком бы океане ни пытались нас обложить, «Борей» прорвет эту оборону. Эта лодка является главным борцом за мир. Когда мы сформируем полный состав «Бореев» и «Ясеней», мы будем ощущать себя надежнее при любых капризах геополитической ситуации».

«Борей» может запустить «Булаву» из-под толщи арктического льда. Лодкам старых проектов типа «Кальмар» и «Дельфин» для этого необходимо было проломить корпусом лед и только после этого начать подготовку к запуску ракет. Как отмечают военные эксперты, такой маневр сильно демаскирует крейсер при подготовке к ракетной атаке.

«Бореи» могут стрелять с ходу без подготовки. Такая возможность появилась благодаря «старому» проекту лодки с ракетным комплексом «Барк». На нем конструкторы создали систему пуска ракет из-подо льда, когда за несколько секунд до выхода ракеты из ракетной шахты стартуют несколько неуправляемых боеприпасов. Именно они расчищают дорогу главному ударному комплексу лодки, взрываясь при соприкосновении со льдом.

Будущие «князья»

О том, что России необходимо иметь группировку морских стратегических ядерных сил из атомных лодок четвертого поколения, Владимир Путин заявил в ноябре 2011 года. Тогда Минобороны РФ и ОСК подписали очередной контракт по разработке проекта 955А, исполнителем работ по которому выступает ЦКБ «Рубин».

Как подчеркивал глава государства, «речь не идет о милитаризации российского бюджета». «По сути, средства, которые мы выделяем, – это «плата по счетам» за те годы, когда армия и флот хронически недофинансировались, когда практически не осуществлялись поставки новых видов вооружений. В то время как другие страны последовательно наращивали свои «военные мускулы», – отметил президент.

В настоящее время сданы флоту три субмарины:

К-535 «Юрий Долгорукий». Заложен 2 ноября 1996 года. Из-за недостатка финансирования и необходимости переоборудования под ракеты «Булава» формирование прочного корпуса было завершено лишь спустя 10 лет. Спущен на воду 13 февраля 2008 года и передан ВМФ РФ 10 января 2013-го.

К-550 «Александр Невский». Заложен 19 марта 2004 года, спущен на воду 6 декабря 2010 года, передан ВМФ 23 декабря 2013-го.

К-551 «Владимир Мономах». Заложен 19 марта 2006-го, спущен на воду 18 января 2013 года, передан флоту 10 декабря 2014 года.

Следующие ракетоносцы строятся по проекту 09552 «Борей-А». Они отличаются лучшей скрытностью, более современным электронным оборудованием и более комфортными условиями для экипажа.

Четыре субмарины находятся в стадии строительства:

«Князь Владимир» (заводской номер 204) заложен 30 июля 2012 года.

«Князь Олег» (заводской номер 205) заложен 27 июля 2014 года.

«Генералиссимус Суворов» (заводской номер 206) заложен 26 декабря 2014 года.

«Император Александр III» (заводской номер 207) заложен 18 декабря 2015 года.

Восьмой подводный ракетоносец «Князь Пожарский» планируется к закладке 23 декабря 2016 года. Ожидается, что подводная лодка «Князь Владимир», первая из строящихся по улучшенному проекту «Борей-А», войдет в состав ВМФ России через два года.

«Борей-А» – корабль с улучшенными характеристиками, речь идет о модернизации проекта с учетом самых последних научно-технических достижений. Таким образом, проекты «Борей» и «Борей-А» обеспечивают дальнейшее совершенствование и развитие отечественного подводного ракетоносного флота на ближайшие десятилетия», по мнению Игоря Вильнита, генерального директора ЦКБ «Рубин».

В материале использованы данные ТАСС-ДОСЬЕ

Морские вести России №2 (2017)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Британские исследователи обнаружили у берегов Исландии судно с 4 т золота нацистов

Британские исследователи обнаружили у берегов Исландии судно с 4 т золота нацистов Сотрудники британской компании Advanced Marine Services (AMS) обнаружили сундук с золотом на...

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» ВМФ РФ прибыл в Баку на соревнования «Кубок моря»

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» ВМФ РФ прибыл в Баку на соревнования «Кубок моря» Малый ракетный корабль «Град Свияжск» Каспийской флотилии прибыл в воскресенье в столицу Азербайджан...

Российская экономика

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте Прокуратура Приморья за полгода выявила около 150 нарушений в рамках реализации законов о территория...

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки Средние потребительские цены на бензин в России за прошедшую неделю - с 10 по 16 июля - выросли на 3...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

Суд поддержал Новороссийский морской торговый порт в споре с ФАС о монопольных ценах

Суд поддержал Новороссийский морской торговый порт в споре с ФАС о монопольных ценах Арбитражный суд Москвы признал недействительным решение Федеральной антимонопольной службы России по...

Контейнерооборот порта Роттердам в I полугодии вырос на 9%

Контейнерооборот порта Роттердам в I полугодии вырос на 9% Контейнерооборот крупнейшего порта Европы Роттердама за первые шесть месяцев 2017 года вырос на 9,3&...




Морской транспорт

Росатомфлот продлит сроки эксплуатации существующих ледоколов

Росатомфлот продлит сроки эксплуатации существующих ледоколов Перенос сроков ввода новых ледоколов был компенсирован продлением сроков эксплуатации существующих с...

Росатом введет дополнительный контроль соблюдения графика строительства атомного ледокола «Арктика»

Росатом введет дополнительный контроль соблюдения графика строительства атомного ледокола «Арктика» Госкорпорация «Росатом» как заказчик атомного ледокола «Арктика» готова ввести дополнительные меры к...

Речной транспорт

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае Как сообщает официальный сайт Камчатского края, судно снабжения проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечив...

«Красное Сормово» спустило на воду первый танкер-химовоз нового поколения

«Красное Сормово» спустило на воду первый танкер-химовоз нового поколения Первое судно серии из пяти танкеров-химовозов по новому проекту RST27М спустили на воду на территори...

Ж/Д транспорт

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33%

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33% ICT Holding Ltd снизил долю в «Объединенной вагонной компании» (ОВК) с 25,05% до 14,33&#...

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) приступило к проектированию универсального контрейл...

Авто транспорт

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, регулирующий работу автоматизированной системы ...

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...