Арктический поток

Севморпуть

Грузопоток по Северному коридору к 2025 году может достигнуть 75 млн тонн

Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и Белого до Чукотского и Берингова, может достигнуть к 2025 году 75 млн тонн в год, сообщил член Научного совета Российской академии наук по проблемам геологии и разработки месторождений нефти, газа и угля Михаил Григорьев.

Грузовая линейка

«Мы проанализировали объемы добычи компаний по утвержденным проектам разработки, и получается, что если дополнительно будут реализованы заявленные проекты – «Арктик СПГ», отгрузка угля с терминала «Чайка», «Печора СПГ», – то к 2025 году грузопоток по арктическим акваториям, связанный с освоением минеральных ресурсов, в том числе по Северному морскому пути (СМП), достигнет порядка 75 млн тонн в год», – сказал он.

По его словам, в 2016 году общий грузопоток по СМП превысил 7 млн тонн, а по всему Северному морскому транспортному коридору – 18 млн тонн.

«Международный транзит по Севморпути в 2016 году составил 240 тыс. тонн, но при этом мы не учитываем так называемые сквозные рейсы, когда судно проходит по всему Северному морскому пути, заходя в какой-либо арктический порт для доставки груза. Основной грузопоток обеспечил вывоз углеводородного сырья. В Печорском море через морской порт Варандей было вывезено 8 млн тонн, 2 млн тонн грузопотока дала нефтяная платформа «Приразломная». На реке Оби с вывозом через юго-западную часть Севморпути Новый Порт дал почти 3 млн тонн», – пояснил Григорьев.

Основные завозимые грузы связаны со строительством «Ямал СПГ» на Ямале, большая часть грузов, как отмечает Григорьев, идет по морю, но часть отправляется и по реке. «Это временно, потом характер грузов поменяется, начнется весьма значительный вывоз. Выход завода «Ямал СПГ» на проектную мощность даст 16,5 млн тонн сжиженного природного газа и около 1,5 млн тонн составит добываемый вместе с газом конденсат. Рост доли вывоза очевиден уже сейчас: если в 2015 году доля завоза в порты и портопункты Северного морского пути составляла 73% общего грузопотока, то в 2016-м она сократилась до 43%», – сказал он.

Грузопоток углеводородов по СМП, по оценкам эксперта, к 2022 году должен составить порядка 40 млн тонн. «Если мы возьмем только те проекты, на которые есть действующие проекты разработки», – уточнил он, отметив, что почти 25 млн тонн будет формироваться в Обской губе.

Экономическое развитие

Если говорить об экономическом развитии Арктического региона, то, как заявляет Григорьев, оно на 98% состоит из реализации инвестиционных проектов, связанных с добычей минеральных ресурсов.

«Это такие точки роста, как Варандей, строящийся «Ямал СПГ», Новый Порт, Дудинка, Норильск. Что такое Норильск? Норильск стал выпускать остро необходимую стране продукцию с 1939 года. Предприятие является «повивальной бабкой» атомного ледокольного флота, потому что почти сорок лет назад – 1 мая 1978 года – для обеспечения непрерывной работы Норильского комбината была открыта круглогодичная навигация по Северному морскому пути», – заметил он.

По словам Григорьева, экономическое развитие Арктики в ближайшее время будет идти за счет реализации сложившихся 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, четыре – руд и угля.

«Вот под все эти проекты создается разветвленная транспортная инфраструктура – ледокольный флот, транспортные и вспомогательные суда, портовые буксиры. Развитие морской индустрии идет именно для обеспечения этих проектов, ведь они отрезаны от всех газопроводов и нефтепроводов. Тот же самый «Норникель», который вывозит пока менее 1 млн тонн концентрата, у него единственный вариант – морским путем, потому что железной дороги нет, поэтому здесь возникает парадокс – осваивая сушу, мы развиваем морскую транспортную систему», – говорит Григорьев.

Сейчас, по словам эксперта, одна из главных задач – развитие портовой инфраструктуры и транспортного флота СМП. «Основной грузопоток в перспективе у нас будет формироваться в Западной Сибири, в Карском море, и идти в западном направлении. Если говорить о транспортировке в восточном направлении, через СМП, то с точки зрения «Совкомфлота», заявленной в ноябре 2015 года, грузопоток СПГ в восточном направлении составит порядка 3,5 млн тонн в год. Но если мы поделим это на 90 тыс. тонн – грузоподъемность танкера СПГ, – то получается, что за летне-осеннюю навигацию будет осуществляться около 40 рейсов в восточном направлении загруженных судов и столько же обратных рейсов в балласте», – уточнил он.

Точность прогноза

Григорьев отметил, что сегодня существует проблема в точности прогноза потребности в судах для работы в Арктической зоне РФ. «Считать потребность в судах необходимо от конкретных проектов – например, от объемов поисково-оценочного бурения на шельфе. Необходимо учитывать, что, как показал опыт бурения, открывшего месторождение «Победа» в Карском море, на одну буровую установку могут быть задействованы до 17 обеспечивающих судов», – считает он.

По текущим условиям пользования недрами, в 2021 году на арктическом шельфе должна быть пробурена 31 морская скважина, но, по словам Григорьева, вероятность того, что планы будут изменены, высока. «После 2014 года сроки бурения на шельфе в Арктике были перенесены на более позднее время в связи с объективными экономическими и политическими причинами. Сложно представить себе 31 буровую установку, которую можно к этому времени построить или найти на рынке, а если учесть, что за короткий буровой сезон можно ожидать, что буровая установка закончит бурением одну скважину, и надо заложить примерно по 15 судов на каждую буровую, тогда получится, что 450 вспомогательных судов нужно будет также построить или найти на рынке к 2021 году, что маловероятно», – сказал он.

По его словам, в современных условиях обеспечить столь масштабное бурение на шельфе Россия не сможет. «Мы чисто технически не сможем это сделать. Некоторый флот у нас есть, но где будет браться новый флот в такие сжатые сроки, не очень понятно. Так что при не очень высокой цене на нефть на шельфе будет меньший ажиотаж, чем планировалось», – отметил он.

Флот

Еще одной проблемой развития СМП, как отметил Григорьев, является старение флота и нехватка ледоколов. «У нас есть три пароходства – Мурманское, Северное и Ленское объединенное речное, давно работающие на Северном морском пути. Оборотных средств на строительство нового флота у них не хватает, так как в стране пока нет длинных и дешевых денег, а за рубежом их не получить. Так что идет объективное старение флота», – пояснил он.

Ситуация с ледоколами, по словам эксперта, также остается настораживающей: после 2021-2022 годов останется четыре атомных ледокола, которые под большим вопросом смогут обеспечивать весь набор заявок на текущие и новые проекты – в Обской губе, на Енисее, рейсы по СМП и другие задачи.

«Потребность в ледоколах пропорциональна количеству грузовых судов, проводку которых они осуществляют. Соответственно, если у нас растет грузопоток, увеличивается количество рейсов, необходимо учитывать рост потребности в первую очередь в атомных ледоколах – эта ситуация пока никак конкретно не решается, выход на Обскую губу показал, что условия ледового плавания там иные, чем на Енисее. Например, в январе этого года атомоход «50 лет Победы» в связи с интенсивными ледовыми сжатиями и дрейфом льда почти трое суток сопровождал четыре судна на перегоне 60 миль», – рассказал Григорьев.

Он добавил, что расширение флота грузовых судов наиболее мощного в настоящее время ледового класса Arc7 – строящихся и частично построенных для проектов «Ямал СПГ» и Новопортовского месторождения на Оби – будет способствовать обеспечению регулярного судоходства, что особенно важно при заявленной «Ямал СПГ» ритмичности отгрузки танкеров-газовозов через каждые 40 часов, обеспечивающей заявленные объемы производства. Начавшиеся испытания заказанного «Совкомфлотом» первого газовоза проекта «Ямал СПГ», Christophe de Margerie, позволят получить более ясное представление о возможностях этих гигантских арктических судов длиной 300 и шириной 50 метров, считает Григорьев.

Морские вести России №3 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года Швартовые испытания большого десантного катера (БДК) «Петр Моргунов», возводимого по проекту...

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко Скоростной, модернизированный поезд французской компании Alstom («Альстом») сможет преодолев...

Российская экономика

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1 ГК «СКАНЭКС» начинает обзор докладов, прозвучавших на конференции «Геоинформационная стратегия в неф...

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо Этот факт стал большим сюрпризом для топливного рынка.

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год В 2018 году Находкинском МТП продолжил проведение мероприятий по внедрению комплексной системы пылеп...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска Сроки реализации проекта сдвинулись с 2018 года на 2020-й из-за финансовых трудностей у генподрядчик...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...