Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

Инфраструктура / Образование
МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского – это ключевой процессор подготовки судовых механиков. Помимо высококачественных знаний и практических навыков по эксплуатации судовых двигателей и оборудования, кафедра целенаправленно дает будущим специалистам знания и навыки системного мышления, эффективной и безопасной организации работы, а также широкие возможности для адаптации к непрерывным изменениям и усовершенствованиям морской техники.

Информационный центр ОИУ МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Дальневосточный подход к морской автоматике

История кафедры официально начинается в 1963 году, когда кафедра судовых паросиловых установок (СПСУ) приказом министра морского флота СССР была разделена на две самостоятельные кафедры: «Судовые паровые и газовые турбины» и «Эксплуатация судовых силовых установок». Все же подлинные истоки кафедры справедливо рассматривать в момент учреждения морского вуза во Владивостоке и, соответственно, судомеханического факультета– в 1944 году.

Научно-педагогическая специфика кафедры была оформлена в течение первых двадцати лет работы коллектива факультета. Примечательно, что первым начальником кафедры стал выпускник первого выпуска судомеханического факультета 1950 года С.Г. Лукьянов. В 1963 году он работал заведующим кафедрой СПСУ. Его усилиями новая кафедра получила признание в министерстве, а затем при ней была открыта аспирантура, подготовившая впоследствии новые поколения научно-педагогических кадров.

Фото. Внедрение новой техники в учебный процесс, конец 1970-х годов

Развитие кафедры связано с именами восьми начальников. С.Г. Лукьянова, руководившего с 1963 по 1973 год, сменил В.С. Попов. Затем кафедрой заведовали ученые и профессора к.т.н. Н.И. Борисов, д.т.н. Н.М. Подволоцкий, к.т.н. Г.М. Липин, д.т.н. В.Н. Слесаренко, д.т.н. А.В. Семенюк. С 2014 года кафедру возглавляет к.т.н. А.Л. Чемодаков. Роль каждого из них в развитии науки и морского образования трудно переоценить. Благодаря им было создано влиятельное в отечественной науке направление и заложены крепкие профессорские традиции, которые поддерживают и вдохновляют современную жизнь кафедры и всего факультета.

Фото. Кафедра ЭА СЭУ, 1996 год.
В первом ряду: С.Г. Лукьянов, Н.В. Афонина, В.Н. Слесаренко, Н.И. Борисов, Г.М. Липин.
Во втором ряду: Е.Г. Курзенков, С.И. Бондарь, В.К. Варкулевич, В.П. Ширяев, И.В. Прокопишин, Г.Б. Важенин, Г.В. Кузьменко.

День сегодняшний

Направления обучения на кафедре представлены двадцатью утвержденными отечественными и международными образовательными стандартами дисциплинами, которые в свою очередь разделены на два блока: автоматизация судовых энергетических установок и техническая эксплуатация судовых энергетических установок. Программа рассчитана на курсантов судомеханического факультета. Энергетическая установка современного судна представляет собой комплекс сложного теплоэнергетического, технологического оборудования и средств автоматического контроля, который составляет зону прямой ответственности инженеров– судовых механиков. Кроме того, часть предметов в рамках обязательной программы предназначена для курсантов-судоводителей и электромехаников, студентов факультета экологии и безопасности освоения шельфа и факультета управления на транспорте.

Сегодня на кафедре работают восемь профессоров, доцентов и преподавателей и два сотрудника, большая часть которых имеет в своем послужном списке не только ученые степени и звания, научные труды, учебники и учебные пособия, но и авторские изобретения и разработки, нашедшие применение в производстве.

История научных достижений кафедры состоит из разработок в таких областях, как паротурбинные установки (А.В. Семенюк), виброакустическая диагностика судовых энергетических установок (В.С. Попов), судовые опреснительные установки (В.Н. Слесаренко), и многих других. Одно из успешных направлений– исследования процессов работы специальных систем танкеров, совершенствование их эксплуатации и конструкции– связано с работами Н.М. Подволоцкого и его учениками, среди которых нынешний заведующей кафедрой А.Л. Чемодаков. Идея использования вакуумной разгрузки, математическое моделирование работы специальных систем, автоматизация управления грузобалластным комплексом наливных судов нашли широкое применение в отечественной индустрии.

Последние работы, выполненные в рамках государственного заказа, посвящены таким темам, как системы автоматического регулирования, повышение эффективности и надежности средств автоматики, совершенствование технической эксплуатации морского транспорта. Помимо этого научный коллектив работает в рамках технической проблематики, связанной с грядущими изменениями стандартов топлива, производит расчеты эффективности энергетической установки судна и схем утилизации теплоты. Научно-практические мощности позволяют проводить техническую экспертизу. В состав кафедры входит лаборатория измерителей и систем автоматического управления, тренажер машинного отделения, стенды пневмо- и гидроавтоматики. Развитие лабораторной базы руководство кафедры связывает с усилением сотрудничества с индустриальными партнерами вуза, в числе которых такие судоходные гиганты, как японская компания M.O.L. (Mitsui O.S.K. Lines), поставившая тренажер системы дистанционного управления главным двигателем, и крупнейшая отечественная судоходная компания «Совкомфлот».

Из воспоминаний Г.М. Липина

Геннадий Максимович Липин, в прошлом– заведующий, а ныне профессор кафедры эксплуатации автоматизированных энергетических установок:

– Поступил я в ДВВИМУ на судомеханический факультет в 1965 году, как раз тогда, когда оно стало называться Дальневосточным высшим инженерным морским училищем имени адмирала Г.И. Невельского. А работаю здесь с 1970 года…

Я с Амура. Школу оканчивал в Амурской области, в селе Возжаевка. В нашей семье было шестеро детей. Я мечтал стать моряком, но не поехал поступать сразу после школы. Денег на дорогу не было. Поэтому год я работал в той же военной части, где служил отец.

Первые два курса у нас были общеобразовательные дисциплины. Мне было трудновато: все-таки пропустил год после школы, многое позабылось. Визу мне открыли на четвертом курсе. Тогда и пошел первый раз за границу. До этого только на Камчатку ходил на пароходах «Русь», «Ильич», «Советский Союз». А когда визу открыли, пошли другие суда, более современные: «Лесогорск», «Тавричанка», «Художник Жуков». В Японии в четырнадцати городах побывал, затем в Австралию сходил. Интересно было мир открывать…

Я хотел бы рассказать о Сергее Григорьевиче Лукьянове– первом старшем механике СССР. Сергей Григорьевич в Приморье, в школу младших морских специалистов, попал из Бухары по комсомольской путевке. Было ему 17 лет. На дворе 1944 год, и объявлен первый набор в ВВМУ. Он написал рапорт, и его перевели в училище. У Лукьянова была удивительная практическая хватка, он во все вникал с ходу. Училище окончил со средними оценками, в отличниках никогда не ходил, а через шесть лет после выпуска уже стал стармехом. Повторюсь: первым старшим механиком из всех наших выпускников. Более того– первым стармехом с высшим образованием в СССР! Говорю уверенно, потому что в нашем вузе выпуск состоялся в марте, а в других училищах– позднее. И потому их выпускники за этот срок никак не могли стать стармехами. Даже однокашники признавали, что «Серега– это уникум». Я до сих пор показываю курсантам его дипломный проект, написанный в 1950 году в большой общей тетради в полоску. От руки, чернилами... Когда он стал старшим механиком, его пригласили в китайский порт Далянь, где строили для нас пароходы. Он был назначен приемщиком и должен был следить за процессом постройки судов. Он там два года проработал. После этого его пригласили в ДВВИМУ, где в 1962 году он стал начальником кафедры.

В 1968 году Сергей Григорьевич защитил кандидатскую диссертацию. К этому времени он был уже давно утвержден в ученом звании доцента. Его избирали начальником кафедры четыре срока подряд. Еще хочу добавить, что он был убежденным коммунистом, с партбилетом не расставался. К людям относился всегда доброжелательно, выслушивал внимательно, не перебивая, вникал в детали. Он был труженик беззаветный. Жил делом. Лукьянов меня воспитал и вырастил, можно сказать, именно для работы на своей кафедре.

Одна из причин, по которой я решил стать преподавателем,– диагноз комиссии на пятом курсе. Врач сказал, что в море идти нельзя, так как в одном ухе отсутствует перепонка. Ну, говорю, и что же мне делать? Балл диплома у меня был 4,74. Немного не хватило до красного. И оставили меня в аспирантуре. На кафедре эксплуатации судовых энергетических установок, где Сергей Григорьевич Лукьянов был начальником. Интересно, что, хотя в плавсостав меня признали негодным, впоследствии в качестве руководителя практики я ходил неоднократно и на Шикотан, и на Камчатку.

Темой диссертационного исследования у меня была комбинированная очистка моторных масел для работы дизелей на различных сортах топлива для среднеоборотных двигателей. После защиты эти результаты нашли применение в Приморском пароходстве и на хабаровском «Дальдизеле». Я имею в виду конструкцию центрифуги, которую я предложил. Хоздоговорные темы были у нас регулярно до перестройки. Года так до 1991-го… И деньги мы получали, и свои научные интересы реализовывали. У нас активно работало бюро по внедрению, ОВИР– отдел по изобретательству и реализации, который брал на карандаш все наши изобретения.

Мне тяжело оценивать сегодняшних курсантов. Я не сторонник обучения с помощью компьютерной техники. Самый первый, кто дал объективную оценку этому явлению,– академик Сергей Капица в передаче «Очевидное-невероятное». Что такое компьютер? Это, сказал он, помойка. Там все есть, но там и искать нужно, как ищут бомжи на помойке. Они знают, где и чего «сбрасывают». Доверия к компьютеру нет: сегодня он работает, а завтра? Беда в том, что курсанты заменяют компьютером свои мозги. Спросишь: а какой сегодня день?– они сразу хватаются за телефоны… В положении о высшей школе сказано: диплом должен быть написан от руки. И рисовать полагается только вручную, простым карандашом. А они даже чертить не могут. Их заставляешь на тренажерах схемы рисовать, потому что это один из способов запоминания. Здесь работает зрительная и механическая память. На судне они должны знать в любое время суток, куда бежать и что делать, чтобы сохранить свою жизнь и жизни экипажа. Все должны знать, где и какой клапан находится, в какую сторону открывается, знать систему, как туда попасть и оттуда выйти. И если они не будут рисовать, то как же запомнят? А им главное– найти схему, быстренько ее сфотографировать и принести. Я говорю: такое не приму, только от руки…

Конечно, информированности у них больше, но не знаю, преимущество ли это? Система подготовки специалистов не та, а сравнивать лучше или хуже– трудно. Нужны специальные исследования…»  

Морской флот №2 (2017)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Спасатели вытащили из полыньи провалившегося под лед Финского залива мужчину

Спасатели вытащили из полыньи провалившегося под лед Финского залива мужчину На льду Финского залива в полынью провалился человек. В район поиска прибыли два экипажа спасателей ...

Спутниковый мониторинг подтвердил серьезное загрязнение Персидского залива

Спутниковый мониторинг подтвердил серьезное загрязнение Персидского залива В 2017 году «СКАНЭКС» и Институт океанологии РАН реализовали пилотный проект по спутниковому монитор...

Российская экономика

Роснефть задумалась о производстве СПГ или GTL на Минховском месторождении

Роснефть задумалась о производстве СПГ или GTL на Минховском месторождении «Роснефть» планирует заказать выполнение технико-экономических расчетов различных вариантов монетиза...

Россия заняла 18-е место в рейтинге 20 стран готовых к внедрению беспилотного транспорта

Россия заняла 18-е место в рейтинге 20 стран готовых к внедрению беспилотного транспорта Россия заняла 18-е место среди 20 стран в рейтинге готовности к внедрению автономного управления тра...

Транспортная политика

Россия включила Эстонию в список стран, чьи грузоперевозчики должны платить за пользование автодорогами

Россия включила Эстонию в список стран, чьи грузоперевозчики должны платить за пользование автодорогами Эстония включена в список стран, перевозчики которых должны платить сбор за использование автомобиль...

Белоруссия с 1 февраля повысит тарифы на транспортировку нефти по своей территории

Белоруссия с 1 февраля повысит тарифы на транспортировку нефти по своей территории Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии устанавливает с 1 ф...

Морские порты

«Восточный Порт» по итогам 2017 года перевалил более 23 млн тонн угля

«Восточный Порт» по итогам 2017 года перевалил более 23 млн тонн угля АО «Восточный Порт», входящий в угольный портовый холдинг ООО «Управляющая портовая компания», по ит...

Минтрансом России утвержден перечень объектов инфраструктуры морского порта

Минтрансом России утвержден перечень объектов инфраструктуры морского порта Опубликован и вступил в силу зарегистрированный Минюстом России 22.01.2018 приказ Минтранса России о...




Морской транспорт

В Архангельске прошли ходовые испытания новых пассажирских судов ледового класса

В Архангельске прошли ходовые испытания новых пассажирских судов ледового класса Два теплохода куплены в лизинг городской администрацией. Каждое судно вмещает по 170 пассажиров. Теп...

Росатомфлот за год на 20% нарастил проводки судов за счет освоения месторождений Арктики

Росатомфлот за год на 20% нарастил проводки судов за счет освоения месторождений Арктики В 2017 году под проводкой атомных ледоколов в акватории Севморпути прошли 492 судна общей валовой вм...

Речной транспорт

Волгари-ветераны приветствовали предстоящее начало строительства Нижегородского гидроузла

Волгари-ветераны приветствовали предстоящее начало строительства Нижегородского гидроузла В ФБУ «Администрация Волжского бассейна» прошло заседание актива общественного клуба «СТВОР», на кот...

Завершена модернизация под перевозку зерна сухогруза проекта 964 «Калевала»

Завершена модернизация под перевозку зерна сухогруза проекта 964 «Калевала» Завершена крупная модернизация под перевозку зерна сухогрузного судна проекта 964 (проект 1565 т...

Ж/Д транспорт

РЖД собралась убрать независимых членов СД «Трансконтейнера»

РЖД собралась убрать независимых членов СД «Трансконтейнера» ОАО «Российские железные дороги» может заменить в совете директоров ПАО «Трансконтейнер» независимых...

РЖД еще не знакомы с предложением МЭР ограничить участие иностранцев в капитале «Трансконтейнера»

РЖД еще не знакомы с предложением МЭР ограничить участие иностранцев в капитале «Трансконтейнера» ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) пока не ознакомилось с предложением Минэкономразвития...

Авто транспорт

Подписано решение о заключении концессии по дороге «Виноградово-Болтино-Тарасовка»

Подписано решение о заключении концессии по дороге «Виноградово-Болтино-Тарасовка» Губернатор Московской области Андрей Воробьев подписал решение о заключении самого крупного концесси...

Медведев утвердил Стратегию безопасности дорожного движения до 2024 г.

Медведев утвердил Стратегию безопасности дорожного движения до 2024 г. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию безопасности дорожного движения, одной из цел...

Аналитика

Транспортная политика

Транспортные возможности СЗФО с оговорками

Транспортные возможности СЗФО с оговорками В середине августа президент России Владимир Путин посетил Калининградскую область с рабочим визитом...

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Морские порты

Зона ответственности АМП Западной Арктики

Зона ответственности АМП Западной Арктики ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» создано 12 декабря 2014 года во исполнение прик...

Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Интерпретация расчетов технологических параметров портов Расчет технологических параметров порта – количества причалов, размера парка подъемно-транспортного ...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Катастрофа…

Катастрофа… Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо у...

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...