Переработка нефти: меньше, но лучше

Грузовая база
Переработка нефти: меньше, но лучше

Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автоматически снизило объем сырья, направляемого на переработку внутри страны. Но, как утверждают эксперты, по отрасли это не ударит, поскольку здесь и так наблюдается естественное снижение объемов перерабатываемой нефти, которое происходит по причине роста глубины ее переработки в результате проводимой модернизации мощностей.

Впрочем, проблем, требующих решения, у российской нефтепереработки и без того хватает – это и снижение рентабельности производства нефтепродуктов, и падение спроса со стороны внутреннего рынка, неблагоприятная конъюнктура для экспорта, наличие контрафактной продукции…

Татьяна Дмитриева

Больше нефти на экспорт, меньше – на НПЗ

С января 2017 года основные нефтедобывающие страны, как входящие, так и не входящие в ОПЕК, начали применять ограничения добычи, согласованные в начале декабря прошлого года: ОПЕК договорилась на полгода урезать добычу на 1,2 млн барр./сут., до 32,5 млн барр./сут., а страны вне картеля – еще на 558 тыс. барр./сут., в том числе Россия пообещала сократить добычу на 300 тыс. барр./сут. по сравнению с уровнем октября 2016 года.

По заявлению главы Минэнерго России Александра Новака, в конце марта текущего года наша страна вышла на сокращение в 202 тыс. барр./сут., а к концу апреля показатель должен вырасти до согласованного.

Вместе с тем, на апрельском совещании в Минэнерго, посвященном предварительным результатам сокращения добычи нефти, руководители крупнейших российских нефтяных компаний отметили, что рост цен на нефть в 2017 году, на который было направлено соглашение, не отражает их ожиданий: вместо целевых $55-60 за баррель нефти марки Brent в январе-апреле цены фактически не превышали отметки $55, а в марте даже опускались до $50-51 за баррель (рис. 1).

Рис. 1. Динамика мировых цен на нефть марки Brent в январе-апреле 2017 г. ($/барр.)

Источник: ЗАО «Интерфакс»

Одной из причин сложившейся ситуации эксперты называют невыполнение соглашения некоторыми участниками. Например, в январе взятые на себя обязательства полностью выполнила лишь Саудовская Аравия и другие страны Ближнего Востока, тогда как другие члены ОПЕК исполнили обязательства меньше чем на 60%, а Венесуэла – и вовсе лишь на 20%.

Кроме того, медленный рост цен объясняется активизацией добычи сланцевой нефти американскими компаниями – они наращивают добычу по мере роста котировок, создавая давление на нефтяном рынке, и сводят на нет все усилия стран, заключивших договор по ограничению добычи.

В связи с этим вопрос о целесообразности продления соглашения Россией на второе полугодие 2017 года пока остается открытым и будет решен после обстоятельного анализа показателей развития отрасли за первое полугодие.

Так или иначе, в 2016 году в России было добыто 547,5 млн тонн нефти, что на 2,5% больше, чем в предыдущем году, а в январе-марте 2017 года – 136,16 млн тонн, что на 0,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Экспорт нефти в 2016 году вырос на 4,2%, до 254,8 млн тонн. Поскольку соглашение по сокращению добычи нефти не предусматривает ограничения его отгрузок на мировой рынок, российские компании смогли продолжать наращивать экспорт, и в 2017 году показатель вырос на 3,9% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года, до 59,21 млн тонн.

В таких условиях создается ситуация, когда отечественной нефтепереработке автоматически остается меньше нефти. Не возникнет ли в такой ситуации у отрасли проблем с сырьем?

По мнению Дмитрия Гусева, генерального директора ICON Trading, председателя Совета секции «Нефтепродукты» Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, такой проблемы нет и не предвидится, поскольку в России четвертый год подряд естественным образом падает объем нефтепереработки (рис. 2). В 2016 году объем перерабатываемой нефти снизился на 3,5% по сравнению с предыдущим годом и составил 277 млн тонн, а по итогам 2017 года ожидается снижение показателя еще на 2%, до 270 млн тонн.

Рис. 2. Динамика объема и глубины переработки нефти в России, 2007-2017 гг.

Источник: Минэнерго России

«Ограничение добычи нефти никаким образом не повлияет на объемы переработки нефти в России, во-первых, потому что это ограничение не очень большое (в первом полугодии 2017 года России предстоит сократить объем нефтедобычи на 4,5-5 млн тонн. – прим. ред.), во-вторых, добыча нефти по отношению к объемам ее переработки внутри страны избыточна – наша страна перерабатывает лишь половину нефти, которую добывает. Условно говоря, даже если сократить объем добычи нефти вдвое, потребности НПЗ можно будет покрыть, пусть даже ценой отказа от нефтяного экспорта», – говорит Д. Гусев.

Модернизация: лидеры и аутсайдеры

Традиционно глубина переработки нефти в России росла очень медленно. Тем не менее, к 2017 году показатель дотянул до 79,2%, причем только за 2016 год рост составил около 5%. По итогам 2017 года, согласно прогнозам Минэнерго, глубина переработки увеличится еще на 1,9% – до 81% (рис. 2).

Таким образом, в 2016 году было произведено 40 млн тонн бензина (+0,5% к предыдущему году), дизельного топлива – 76,3 млн тонн (+0,3%), авиационного керосина – 9,6 млн тонн (-1,0%), топочного мазута – 56,9 млн тонн (-19,8%).

Рост глубины переработки в последние годы (вследствие которого в структуре производства отрасли увеличивается доля светлых нефтепродуктов и сокращается доля темных) отражает результаты проводимой с 2011 года программы по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и вводу новых мощностей вторичной переработки нефти, а также реализуемого с января 2015 года правительством РФ налогового маневра в нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслях.

Напомним, в 2011 году были подписаны четырехсторонние договоры между российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) с одной стороны и ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом – с другой, согласно которым ВИНКи обязались модернизировать или построить 124 установки вторичной переработки нефти. Благодаря данной программе 1 июля 2016 года Россия осуществила переход на моторное топливо стандарта не ниже «Евро-5», предполагающего пятикратное снижение в топливе сернистых соединений, а также уменьшение токсичности выхлопных газов (в Европе этот стандарт был принят еще в 2009 году).

Флагманом модернизации российской нефтепереработки стал «Лукойл» – в 2012 году компания первой в России полностью прекратила выпуск топлив стандарта ниже «Евро-5». По мнению экспертов, компании помогло то, что она успела начать модернизацию своих активов заблаговременно, до ухудшения экономической ситуации. Кроме того, в ноябре 2016 года компания начала выпуск бензина более высокого экологического стандарта «Евро-6» на заводе в Волгограде.

По заявлению президента «Лукойла» Вагита Алекперова, продукция Волгоградского НПЗ будет экспортироваться в страны Средиземноморья. В частности, для поставок дизельного топлива за рубеж компания «Транснефть» уже ведет строительство продуктопровода «Юг», который соединит завод в Волгограде с Новороссийским морским портом. Первую очередь трубопровода пропускной способностью 8,7 млн тонн в год планируется ввести в строй в 2018 году.

Впрочем, в «Лукойле» не исключают, что в перспективе топливо найдет сбыт и на российском рынке. Хоть сроки введения этого стандарта в России еще не определены, отечественный автопром постепенно к нему готовится. Так, «АвтоВАЗ» адаптировал к «Евро-6» новую модель «Лада-Калина» и внедорожник 4х4, а «ГАЗ» создал автобус с двигателем, соответствующим данному стандарту.

Компания «Газпром нефть» начала производство топлива стандарта «Евро-5» в 2013 году с модернизацией Московского НПЗ, по итогам 2014 года 93% всех бензинов компании и 94% дизельного топлива соответствовали этому стандарту, а по итогам 2015 года – уже все производимое топливо.

В число отстающих по модернизации попало ПАО «НК «Роснефть». По данным Ростехнадзора, по состоянию на март 2016 года компания ввела в эксплуатацию 52 установки вторичной переработки нефти, предусмотренные четырехсторонними соглашениями, а строительство и реконструкция еще 17 установок, из которых две должны были быть введены в 2014 году, а пятнадцать – в 2015 году, завершены не были.

Сама компания официально сообщала о переводе всех своих заводов на производство бензина и дизельного топлива стандарта «Евро-5» еще в декабре 2015 года, однако по факту в 2015 году сдвинула сроки ввода семи установок, из-за чего производство бензина класса «Евро-5» в 2016 году могло снизиться на 2-4 млн тонн. Из-за опасения возможного дефицита (и, следовательно, роста цен) топлива Минэнерго перенесло сроки перехода на «Евро-5» с 1 января на 1 июля 2016 года.

В условиях низких цен на нефть в 2016 году и роста акцизов на топливо (в течение года акцизы были повышены дважды) произошло снижение маржи российских НПЗ, при этом больше всего пострадали НПЗ с низкой глубиной переработки. С 1 января 2017 года в России до 100% выросла экспортная пошлина на мазут, и доходы заводов снизились еще больше.

В таких условиях в 2016-м «Роснефть» сократила инвестиции в нефтепереработку почти вдвое по сравнению с планируемым ранее показателем (до 60 млрд рублей). В феврале 2017-го, по данным Reuters, компания даже рассматривала возможность продажи четырех своих заводов суммарной мощностью порядка 30 млн тонн – Сызранского, Куйбышевского, Саратовского и Новокуйбышевского НПЗ, глубина переработки нефти на которых составляет 68-73%, а также просила правительство финансово поддержать (субсидировать) названные НПЗ и еще пять заводов в семи регионах России за счет введения акцизов на нефть.

Впрочем, намерение о продаже своих заводов «Роснефть» пока не подтвердила – по словам вице-президента «Роснефти» Павла Федорова на сочинском инвестфоруме, «компания продолжает поиск способов повысить рентабельность нефтеперерабатывающего бизнеса».

Кроме заводов «Роснефти» аутсайдерами модернизации стали независимые НПЗ – Марийский, Новошахтинский и Афипский, которые также неоднократно переносили сроки модернизации своих установок.

Сегодня недостатка топлива на внутреннем рынке не наблюдается, однако по-прежнему остается актуальной проблема контрафактной продукции нефтепереработки, объем которой, по некоторым оценкам, составляет порядка 10% реализуемого на внутреннем рынке, а то и превышает этот показатель. Например, в одной только Нижегородской области, согласно данным Комитета Законодательного собрания региона по экологии, по обращениям граждан и организаций в 2016 году было исследовано 652 пробы дизельного топлива и 426 проб автомобильного бензина. Количество проб, имеющих отрицательные результаты испытаний, составило почти 40%.

По оценке Forbes, основной объем суррогатного топлива реализуется за пределами крупных городов на «безымянных» заправках, и стоит оно на 20-25% ниже, чем настоящее, а большая часть контрафакта приходится на дизтопливо в силу технологических особенностей его производства.

Определенную надежду на снижение объема контрафакта дает новая инициатива Росстандарта, заключающаяся в проведении экспресс-оценки качества топлива на АЗС вместо используемых сегодня длительных лабораторных тестов и в моментальной остановке работы АЗС в случае выявления нарушений.

Эксперты не исключают, что новая практика экспресс-оценок увеличит «цену успешно пройденной проверки» и не станет радикальным решением проблемы. Тем не менее, некоторого положительного эффекта ожидать все-таки стоит.

В условиях ограниченного сбыта

В 2015 году в России впервые за 15 лет снизилось потребление бензина на 1,3%, и с тех пор продолжает сокращаться из-за отсутствия «оптимизма в экономике», снижения объема перевозок и падения продаж автомобилей.

«Теоретически нашему внутреннему рынку «есть куда расти», но на практике увеличение потребления нефтепродуктов может происходить лишь под влиянием развития экономики и расширения автопарка, а этого пока не наблюдается и в ближайшей перспективе не намечается», – комментирует Дмитрий Гусев.

По его мнению, не видно значительных перспектив и для расширения экспорта нефтепродуктов. «Ранее на экспорт шло много мазута, который использовался на зарубежных НПЗ для дальнейшей переработки, но сейчас, после введения 100%-ной экспортной пошлины на мазут, зарубежным компаниям для тех же целей выгоднее покупать сырую нефть, – объясняет эксперт. – Еще один экспортный продукт российской нефтепереработки – дизельное топливо – традиционно экспортируется в Европу, которая, во-первых, движется по пути снижения потребления ископаемого топлива, во-вторых, несколько лет назад взяла курс на снижение его потребления, который выражается, в частности, в отказе от производства дизельных двигателей».

Российский автобензин вывозится главным образом в страны Средней Азии. Эти рынки нельзя назвать растущими. К тому же крупнейший из этих рынков – Казахстан – недавно взял четкий курс на самообеспечение топливом, на которое планирует выйти уже к 2018 году. «В плане расширения экспорта бензина Россия находится в очень сложной ситуации: в Украину поставки прекратились, в поставках в Турцию отсутствует стабильность, Китай как потенциальный рынок малоинтересен из-за низкого уровня цен. Пока мы можем рассчитывать лишь на небольшие дополнительные поставки на локальные рынки – к примеру, в Египет, но каких-то прорывов в этом направлении ожидать не стоит», – считает Д. Гусев.

Решить проблемы нефтепереработки, по мнению эксперта, могло бы развитие нефтехимии. Но надо учитывать, что сегодня на этом рынке растет конкуренция, современные, мощные нефтехимические заводы строят такие страны, как Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Индия, Иран. А в Китае, который буквально за несколько лет по объемам производства нефтехимической продукции занял второе место в мире после США, на базе нефтехимических производств строятся мини-заводы по изготовлению бытовых товаров из полиэтилена.

К сожалению, заинтересованности в создании нефтехимических производств не наблюдается у отечественных ВИНК, что, соответственно, лишает эту отрасль каких бы то ни было перспектив развития, а кроме того, значительно сужает возможности роста сбыта продукции нефтепереработки.

Российский бункерный рынок в 2016 году

Бункерное (судовое) топливо в России производится дочерними предприятиями ВИНК и независимыми компаниями. В 2016 году на внутренний рынок было поставлено 10,4 млн тонн бункерного топлива (около 3% мирового рынка). Общее падение объемов по отношению к предыдущему году составило 24%.

Характерно, что сокращение объемов поставок бункерного топлива в 2016 году произошло на фоне роста грузооборота портов (+6,7%). Это можно объяснить давлением на бизнес со стороны Федеральной таможенной службы, выравниванием цен на бункерное топливо в российских и ближайших зарубежных портах, а также введением акциза на светлые нефтепродукты.

Поставки топлива уменьшились в порты всех бассейнов. В порты Северо-Запада и Арктики было поставлено 3,9 млн тонн топлива (-7%), включая 2,1 млн тонн темного, 1,4 млн тонн светлого и примерно 400 тыс. тонн топлива с ультранизким содержанием серы. В том числе в Большой порт Санкт-Петербург поставлено 1,83 млн тонн бункерного топлива (1,98 млн тонн - в 2015 г.). Объем потребления топлива портами Черноморского бассейна составил 2,9 млн тонн (-19%), в том числе 2,61 млн тонн темного и 290 тыс. тонн светлого. Наконец, рекорд падения продемонстрировал Дальний Восток – 3,6 млн тонн топлива (-45%), в том числе 3,24 млн тонн темного и 360 тыс. тонн светлого.

Также в 2016 году отмечено снижение количества бункеровочных компаний за счет прекращения деятельности как небольших, так и крупных независимых игроков. Так, в Большом порту Санкт-Петербург в 2010 году работало 30 бункерных и 13 баржинговых компаний, а в 2016 году их число сократилось до 14.

По материалам Ассоциации «Росморречбункер»

Морские порты №3 (2017)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Ратифицировать нельзя отказаться

Ратифицировать нельзя отказаться Более четверти века назад, 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР и госсекрета...

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...