Существующий и перспективный флот

Судостроение
Существующий и перспективный флот

Потребность в судах для водного транспорта, возможности верфей и пароходств по развитию флота, новые грузовые и пассажирские суда.

Геннадий Егоров, генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук

Существующий флот водного транспорта

Средний возраст существующих судов около 40 лет (см. табл. 1).

Таблица 1. Статистика по судам массовых проектов

Тип

«Балтийский»

«Волго-Балт»

Проект

781

613, 620

791

2-95

Построено, ед.

75

16

40

73

Списано, ед.

68

4

34

44

Из них утилизировано, ед.

61

4

29

37

– до 2000 года, ед.

24

-

16

1

– 2000-2005, ед.

13

-

3

3

– 2006-2010, ед.

21

-

6

10

– 2011-2016, ед.

3

4

4

23

Из них потеряно в катастрофах и авариях, ед.

7

-

5

7

– посадка на мель, ед.

1

-

2

2

– пожар/взрыв, ед.

2

-

1

1

– перелом корпуса, ед.

-

-

-

-

– опрокидывание, ед.

1

-

-

-

– затопление, ед.

3

-

2

4

В отстое, ед.

-

-

1

2

В эксплуатации, ед.

8

12

4

27

Средний возраст работающих судов, лет

51,75

37,67

51

46,44

Флаг работающих судов, Россия/прочие

5/3

10/2

1/3

9/18

Фактический возраст списания судов смешанного плавания – около 45-50 лет. При этом около 10% судов к этому возрасту теряют в катастрофах (см. табл. 2).

Таблица 2. Динамика численности транспортных судов ограниченных районов плавания

Класс Регистра

2007 год, ед.

2010 год, ед.

2016 год, ед.

Выбыло к 2016 году по сравнению с 2007 годом, ед.

РС R1

320

304

231

-89

РС R2

265

231

229

-36

РС R2-RSN

584

471

397

-187

РС R3-RSN

272

182

115

-157

РРР М-СП

369

347

212

-157

РРР М-ПР

372

347

351

-21

РРР О-ПР

312

237

190

-122

Всего

2494

2119

1725

-769

Еще в начале XXI века казалось, что суда советских типов «бессмертны». Но начавшийся мировой кризис в 2008 году и его последующие волны показали, что утилизация «старых» серий не только идет, но и идет с нарастающими темпами. Пик пришелся на 2008-2015 годы, и этот процесс продолжается сейчас. Поэтому через 5-10 лет вполне объективно будут списаны более 50% эксплуатируемого в настоящее время флота, что приведет к обвалу объемов перевозок на водном транспорте.

В конце 2016 года с классами российских обществ (от R1 до О-ПР) было 1725 сухогрузных и нефтеналивных судов смешанного и ограниченного районов плавания, что на 769 судов меньше, чем в 2007 году, – списание судов действительно идет (см. табл. 3).

Таблица 3. Количество, средний возраст и общее тех. состояние массовых проектов «старых» грузовых судов внутреннего и смешанного плавания (на 01.2017)

Тип, проект, дедвейт

Кол-во судов в классе РРР

Кол-во судов в классе РС

Средний возраст, год

Кол-тво судов с оценкой «негодное» и «ограниченно годное»

Сухогрузные самоходные суда

«Волжский», 05074/05074А/05074М, 5100/3900 тонн

1

32

27,7

3

«Волго-Дон», 1565, 1565М, 1565А, М1565, 5100 тонн

52

17

40,4

10

«Волго-Дон», 507Б, 5210 тонн

57

7

44,0

22

«Омский», 1743, 3070 тонн

3

93

34,2

7

«Волго-Балт», 2-95, 791, 3140 тонн

8

33

39,7

5

«Калининград», 21-88, 21-89, 2200 тонн

48

-

52,4

7

«Шестая пятилетка», 576, 2050 тонн

70

-

56,2

29

СТК, 326, 326.1, 1540 тонн

9

22

33,7

6

«Окский», 559, 559Б, 559М, 1740 тонн

46

-

43,0

5

«Окский», Р97, 1900 тонн

19

-

36,1

2

Нефтеналивные самоходные суда

«Волгонефть», 1577/550А, 4875 тонн

105

13

42,1

17

«Волгонефть», 558/550, 4900 тонн

18

-

49,4

3

«Волгонефть», 630, 5000 тонн

1

8

28,2

1

«Волгофлот», 05074Т, 5210 тонн

9

-

33,2

-

«Волго-Дон», 507Б, 1565Т, 5210 тонн

4

-

49,8

-

«Нефтерудовоз», 1553, 1570, 3345/2855 тонн

4

21

36,2

1

ГЭС, 576Т, 1820 тонн

4

-

57,0

1

«Ленанефть», 621, 3390 тонн

9

16

29,9

1

«Ленанефть», Р77, 2890 тонн

44

2

39,0

5

Сухогрузные несамоходные суда

003020, 003040, 4640/4000 тонн

7

-

14,9

-

«Волжский», 05074, 5100 тонн

13

-

31,5

3

16800, 2500 тонн

101

4

31,9

5

Выявлена принципиально важная тенденция – старые суда смешанного река-море плавания утилизируются уже вне юрисдикции России, т.е. в силу ужесточения требований РС и РРР к ним эксплуатировать с флагом России не выгодно, поэтому их продают иностранным судовладельцам (как правило, турецким) со сменой флага и класса на менее требовательный, при этом работать эти суда продолжают на той же грузовой базе, что и раньше (т.е. с южных портов России). Фактически их новые владельцы «добивают» в течение некоторого времени и потом сдают на металлолом. Уже имея иные флаги и классы, такие суда попадают в различные происшествия, включая катастрофы, собственно, потери по авариям во многом связаны именно с подобным «серым» способом эксплуатации. Обычный анализ не дает увидеть подобное завершение «карьеры» судов смешанного плавания.

Помимо объективного старения флота необходимо учесть и влияние новых международных требований. Они вообще изменят состав флота в ближайшие годы.

Например, 8 сентября 2017 года (как всегда, неожиданно для отечественных судовладельцев) вступает в силу Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года (Конвенция BWM-2004). Она окажет заметное влияние на суда, совершающие международные рейсы. Существующим судам дан переходный период – они должны быть дооборудованы системой обработки балластных вод (СОБВ) к первому после 8 сентября 2017 года очередному освидетельствованию.

Таким образом, существующие суда смогут проработать без СОБВ не более ПЯТИ лет после 8 сентября 2017 года, т.е. до сентября 2022 года. Для судов «советской» постройки затраты по приведению к требованиям BWM-2004 составляют 500-800 тыс. долларов и выше.

Это означает, что в течение пяти лет значительная часть судов смешанного река-море плавания будет либо списана, либо вернется на реку или будет работать исключительно в малом каботаже без выхода за территориальные воды России или только в Каспийском море (причем этот вариант решения еще неокончательный).

Строительство флота

Процесс строительства новых грузовых и пассажирских судов для водного транспорта сегодня медленно, но верно набирает обороты.

Наиболее востребованными были и остаются суда «Волго-Дон макс» класса – суда, отвечающие габаритам Волго-Донского судоходного канала (ВДСК) и предназначенные для замены известных советских серий «Волгонефтей» и «Волго-Донов», т.е. универсальные по своим размерам суда для работы на европейской части внутренних водных путей России. Для сведения: в 2013 году по ВДСК было перевезено рекордное с 1983 года количество груза – 12,7 млн тонн.

Всего их было построено 186 единиц, или 59% от общего количества новых грузовых судов. Причем российские верфи обеспечили поставку 127 сухогрузов и танкеров этого класса (68%).

По остальным сегментам грузового флота воднотранспортной отрасли в России было построено 95 судов (72%).

В большинстве своем речь шла о судах нового поколения, так как они строились по разработанным после 2000 года проектам, в том числе:

– Морского Инженерного Бюро – 173 судна (56%);

– Волго-Каспийского бюро – 59 судов (19%);

– ЦКБ «Вымпел» – 25 судов (8%) (см. табл. 4, 5).

Таблица 4. Самоходные грузовые суда, построенные на ведущих заводах (с разбивкой по годам)

Таблица 5. Фактическое пополнение водного транспорта в XXI веке (по данным на 01.01.2016)

Тип судна

Построено

Примечания

Самоходные грузовые суда, в том числе:

317

+ 40 в постройке

Самоходные грузовые суда «Волго-Дон макс» класса, из них:

186

+ 33 в постройке

– нефтеналивные суда

133

+ 13 в постройке

– комбинированные суда

5

+ 6 в постройке

– сухогрузные суда

48

+ 14 в постройке

Самоходные грузовые суда других классов, из них:

131

+ 7 в постройке

– нефтеналивные суда других классов

12

+ 1 в постройке

– нефтеналивные суда специально для Каспийского моря

21

– танкеры-бункеровщики

14

+ 2 в постройке

– сухогрузные суда других классов

84

+ 4 в постройке

Сухогрузные суда с трюмами для проектных грузов (для Каспия)

21

+ 13 в постройке

Несамоходные грузовые суда, в том числе:

232

Несамоходные грузовые суда «Волго-Дон макс» класса, из них:

63

– нефтеналивные баржи

30

– сухогрузные баржи

33

Несамоходные грузовые суда других классов, из них:

169 317

129 для Сибири и Дальнего Востока

– нефтеналивные баржи

47

– сухогрузные баржи-площадки

94

– сухогрузные баржи-площадки для перевозки автотехники

21

– сухогрузные трюмные и бункерные баржи

7

Буксиры и буксиры-толкачи, в том числе:

54

39 для Сибири, Дальнего Востока и Севера

– толкачи мощностью 1400-1800 кВт

11

– буксиры и толкачи мощностью 400-600 кВт

17

– буксиры и толкачи мощностью 250 кВт и менее

26

Пассажирские и грузопассажирские суда (водоизмещающие, не относящиеся к маломерным), в том числе:

около 200

– прогулочные для Санкт-Петербурга и Москвы

116

– круизные пассажирские

5

«Александр Грин», «Русь Великая» и 3 типа «Сура»

– пассажирские для местных линий

20

18 для Сибири, Дальнего Востока и Севера + 2 для Астраханской обл.

– паромы самоходные и несамоходные

33

22 для Сибири, Дальнего Востока и Севера

Вспомогательный флот и технический флот, в том числе: Самоходные грузовые суда, в том числе:

более 200

– обстановочные

76

– водолазные, пожарные и спасательные

20

– экологические

6

– земснаряды

51

Катера различного назначения

более 400

Флот нового поколения

Суда нового поколения не повторяют существующие, так как уже есть более эффективные решения:

максимального использования фактических путевых условий (максимально возможные длина, ширина судна);

экстремально полных обводов, ранее не применявшихся в мировой практике;

расширения спектра перевозимых грузов – проектные грузы, химия, сочетание сухих и наливных грузов на одном судне (например, в одну сторону – нефтепродукты, в другую – щебень);

снижения надводного габарита и, как следствие, сокращения простоев в ожидании разводки;

эффекта «вертушки», когда на один толкач приходится 2-3 баржи;

увеличения отдачи от самоходного судна при добавке к нему толкаемой баржи.

28 марта 2017 года на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде был заложен уже второй четырехпалубный 342-местный круизный лайнер проекта PV300. Проект этого судна, еще недавно казавшийся фантастическим, был создан в 2010-2015 годах Морским Инженерным Бюро по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» (государственный заказчик – координатор программы – Министерство промышленности и торговли РФ).

Сейчас речные круизные суда по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний возраст российских КС составляет 42 года, при этом половине из 90 (всего их около 130, но реально в работе около 90) существующих судов уже за 50-60 лет. В ближайшее десятилетие этот флот, скорее всего, будет списан, и у нас останется всего порядка 40 судов (см. табл. 6).

Таблица 6. Количество и средний возраст наиболее распространенных проектов речных круизных пассажирских судов

Тип, проект

Кол-тво судов в классе РРР

Средний возраст, лет

«Валериан Куйбышев», 92-016

9

36

«Дмитрий Фурманов», 302

17

25

«Владимир Ильич», 301

19

32

«Дунай», 305

20

51

«Максим Горький», Q-040

4

36,5

«Антон Чехов», Q-Q56

2

33,5

«Сергей Есенин», Q-065

5

26,4

«Октябрьская революция», 26-37

11

51

«Родина», 588

33

56

«Байкал», 646

7

56

«Россия», 785

3

57

ИТОГО

130

43,7

Россия довольно быстро теряет круизный речной флот, поэтому к 2030 году такими услугами смогут воспользоваться до 200 тыс. туристов. И это при том, что, по некоторым экспертным оценкам, потенциально объем рынка составит к тому времени до 1,0 млн туристов.

Даже по заниженным оценкам требуется серия примерно в 10 судов проектов PV300VD и PV300.

При этом цена на суда смешанного река-море плавания на ведущих речных отечественных заводах («Красное Сормово», «Окская судоверфь», Невский завод) в долларовом эквиваленте снизилась на 25-30%, подтверждая известную истину, что эффективнее всего заказывать новые суда именно в кризис.

Но явная нехватка финансовых ресурсов не позволила многим из «заинтересантов» заказать новый флот (в 2014-2016 годах), что привело к резкому сокращению количества сданных заказов до уровня, который наблюдался в начале 2000-х годов.

Однако благодаря развитию лизинговых программ (особенно было обращено внимание на системное влияние на новые заказы в судостроение со стороны ГТЛК и ОСК) и продолжающейся поддержке государства ситуация должна стабилизироваться.

Морские вести России №9 (2017)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

«Макаровка» идет на Север

«Макаровка» идет на Север Ректор вуза обсудил сотрудничество с Газпромфлотом, Росатомфлотом и губернатором Мурманска

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки С помощью заданий с погрузчиками, перегружателями, ролл-трейлером и портальным краном

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства Для этого предлагается создать отдельное федеральное учреждение

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства Первый шаг к решению масштабной задачи уже сделан

Морские порты

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50 Контейнерные и наливные, угольные и минудобрений, СУГ и СПГ…

Терминал за 57,8 млрд руб. собрался строить экс-глава «Роснефти» в Приморском крае

Терминал за 57,8 млрд руб. собрался строить экс-глава «Роснефти» в Приморском крае Максимальный грузооборот по проекту – 35 млн тонн в год




Морской транспорт

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций Сингапурцы и корейцы отказываются помочь в обслуживании и «ставят палки в колеса»

До 2030 года «доживет» только один из ныне действующих ледоколов «Атомфлота»

До 2030 года «доживет» только один из ныне действующих  ледоколов «Атомфлота» Советских «старичков» остановят

Речной транспорт

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб.

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб. Не зря платили взносы

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения Благодаря новому земснаряду

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана И будет выступать на территории республики как самостоятельный экспедитор

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров А также оптимизирует логистические цепочки

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...