Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Севморпуть
Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое планирование. В настоящее время в Российской Федерации действует ряд нормативных документов, включающих федеральные законы, стратегии, программы, являющиеся базовой основой для последовательной реализации долгосрочной социально-экономической политики.

Алексей Петров, заведующий сектором прочности морских судов АО «ЦНИИМФ»

Разведка и освоение нефтегазовых месторождений арктического шельфа будут стабильно продолжаться

Развитие одной из ключевых отраслей российской экономики – топливно-энергетического комплекса (ТЭК) определяется Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030). Согласно этой стратегии к числу важнейших перспективных инициатив в сфере развития ТЭК относится освоение углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей. (Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030). Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030)».) По оценкам экспертов, в морях Российской Арктики сосредоточено порядка 70-80% нефтегазовых ресурсов континентального шельфа РФ, что составляет примерно 450 млн тонн нефти и 10 трлн куб. м газа. За период 2008-2015 гг. добыча нефти с конденсатом увеличилась почти на 8% в том числе благодаря началу разработки Приразломного месторождения.

Однако ввиду сравнительно недавнего изменения мировой энергетической конъюнктуры Правительством РФ было дано Поручение от 18.07.2013 № АД-П9-5120 о корректировке ЭС-2030 и пролонгации ее до 2035 года. Во исполнение этого поручения Институтом энергетической стратегии был разработан «Проект энергетической стратегии России до 2035 года» (ЭС-2035). По итогам правительственных совещаний и общественных обсуждений проекта ЭС-2035 Минэнерго России 01.10.2015 в установленном порядке внесло в Правительство Российской Федерации проект Распоряжения об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2035 года (письмо АН-11098/02 от 30.09.2015). Основные изменения в новой стратегии затронули как прогнозные тенденции спроса на энергоносители, так и долгосрочное прогнозирование структуры топливно-энергетического баланса России. При этом следует отметить, что освоение континентального шельфа Арктики по-прежнему относится к числу приоритетных задач. Помимо рассмотренных выше ЭС-2030 и ЭС-2035, а также ряда других правительственных документов (Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу. Утверждена Приказом Минпромэнерго РФ от 06.09.2007 № 354,), долгосрочный интерес РФ в Арктическом регионе подтверждается систематической работой, направленной на расширение границ континентального шельфа Арктики. На 40-й сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа, которая состоялась 10 февраля 2016 года, министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской представил обновленную заявку России на расширение континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Россия претендует на площадь морского дна за пределами 200-мильной зоны в пределах всего российского полярного сектора с включением зоны Северного полюса и южной оконечности хребта Гаккеля (рис. 1). Речь идет о площади расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, которая составляет 1,2 млн кв. километров с прогнозными ресурсами углеводородов 4,9 млрд тонн условного топлива. В обновленную заявку включены не только хребет Ломоносова, поднятие Менделеева и Чукотское плато, но также южная часть хребта Гаккеля и котловина Подводников (рис. 2). Заявка была рассмотрена на 41-й сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа 8-12 августа 2016 года. В ходе заседаний Донской сообщал СМИ, что работа над российской заявкой идет «достаточно хорошо», однако итоговое решение может быть принято через несколько лет.

Рис. 1. Площадь континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане за пределами 200-мильной зоны

Рис. 2. Рельеф дна Северного Ледовитого океана

Исходя из сказанного выше, можно полагать, что в ближайшее время разведка и освоение нефтегазовых месторождений арктического шельфа будут стабильно продолжаться с достаточно надежным долгосрочным прогнозом.

Требуется всестороннее развитие транспортной инфраструктуры

Очевидно, что в этой связи необходимо всестороннее развитие транспортной инфраструктуры с учетом климатических особенностей региона, из которых следует выделить прежде всего низкие температуры (до -50оС) и тяжелые ледовые условия. Большая часть морских объектов, задействованных в процессе добычи и транспортировки углеводородов, – суда (танкеры и газовозы, научно-исследовательские суда и суда обеспечения, ледоколы и др.). Постоянные поиски компромисса между экономической эффективностью и эксплуатационной безопасностью создали достаточно большую информативную базу для проектирования и эксплуатации объектов этой группы в экстремальных температурных и ледовых режимах. Многочисленные научные исследования и совершенствование нормативно-правовых документов основных классификационных обществ – членов МАКО в данной области уже реализованы во многих проектах морских судов: например, танкеры проекта 42К Arctic Shuttle Tanker, танкеры серии «Василий Динков», газовозы типа «Ямалмакс», многоцелевые ледоколы и суда обеспечения и т.д.

Иначе обстоит дело с буровыми платформами. Для постоянной работы в замерзающих морях подходят только морские стационарные платформы, обладающие прочным ледовым поясом, способным воспринимать как продолжительную нагрузку от наползания ледяного покрова, так и локальные пиковые нагрузки от столкновения с ледяными образованиями. В настоящий момент в районах акватории арктического шельфа РФ круглогодичная добыча углеводородов ведется только на Приразломном месторождении с использованием морской ледостойкой платформы (МЛСП) «Приразломная». Сравнительно небольшой срок эксплуатации единственного подобного объекта в регионе значительно усложняет анализ его эксплуатационных особенностей, учет которых необходим в перспективном проектировании будущих МЛСП. Поэтому в этом направлении заметно активизировались исследования, направленные на разработку новых способов обеспечения эксплуатационной безопасности морских нефтегазовых платформ в арктических морях. Одним из успешных примеров такой деятельности является выполненная ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. № 103, с изменениями и дополнениями) опытно-конструкторская работа (ОКР) по нормированию прочности ледового пояса морских платформ (Разработка рекомендаций и РКД по конструированию и нормированию прочности ледового пояса перспективных инженерных сооружений, работающих на арктическом шельфе, типовых конструкций ледовой защиты райзеров плавучих буровых установок, обеспечивающей их высокую надежность и малую материалоемкость: отчет о составной части ОКР / ЗАО «ЦНИИМФ», руководитель темы Петров А. СПб, 2015). Работа выполнялась при участии ведущих российских научных и проектных организаций, в том числе АО «ЦНИИМФ». В результате работы впервые были сформулированы рекомендации по расчетно-экспериментальному определению локальных ледовых нагрузок на стационарные морские сооружения, что даст возможность в будущем, при обоснованном уменьшении материалоемкости конструкций ледового пояса, сохранить необходимый уровень надежности всего объекта.

Помимо общего проектирования конструкций платформы, работающей на арктическом шельфе, такой объект необходимо оснастить специализированным оборудованием, выполнить ряд геофизических и геолого-разведывательных работ и т.д. В этой связи успешному выполнению арктических проектов в высокой степени мешают введенные летом 2015 года странами Запада ограничения в отношении российских нефтяных и газовых компаний, поскольку большая часть необходимого оборудования и услуг предоставлялась именно западными партнерами. В планах мероприятий по импортозамещению (Приказы Министерства промышленности и торговли РФ от 31.04.2015 № 661 «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли РФ» и от 31.04.2015 № 645 «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения РФ») крайний срок реализации всех проектов, касающихся строительства и оснащения буровых платформ, – 2022 год, то есть в ближайшие 5-6 лет научно-исследовательские и проектные работы, направленные на создание отечественных технологий и оборудования для обеспечения эксплуатационных качеств морских платформ, могут быть высоко востребованы. В этой связи важно своевременно определить возможную роль АО «ЦНИИМФ» в подобных работах при условии объединения научного потенциала подразделений различных направлений.

Морской флот №1 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике?

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике? На этот вопрос эксперты 11-го Международного Балтийского транспортного форума ответят 11 сентября 20...

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое Интенсивность движения автотранспорта по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое, в стуки по нем...

Российская экономика

«НОВАТЭК» попросил освободить от таможенных пошлин оборудование для СПГ-проектов

«НОВАТЭК» обратился к министерствам и ведомствам с предложением освободить от уплаты таможенных пошл...

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений Президент России Владимир Путин поручил ввести мораторий на оказание новых мер государственной подде...

Транспортная политика

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту В преддверии заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке рег...

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля. 21 июля 13-миллионная тонна вошла в сос...

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком Летом 2019 года Находкинский морской торговый порт приступил к строительству системы очистных сооруж...




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала Восточно-Сибирское речное пароходство на площадке ремонтно-отстойного пункта «Чертугеевский» (Ир...

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019»

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019» Завершился первый рейс экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019». Теплоход Волжского...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств Госдума во вторник приняла в третьем чтении закон, расширяющий полномочия Министерства транспорта РФ...

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...