Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Севморпуть
Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое планирование. В настоящее время в Российской Федерации действует ряд нормативных документов, включающих федеральные законы, стратегии, программы, являющиеся базовой основой для последовательной реализации долгосрочной социально-экономической политики.

Алексей Петров, заведующий сектором прочности морских судов АО «ЦНИИМФ»

Разведка и освоение нефтегазовых месторождений арктического шельфа будут стабильно продолжаться

Развитие одной из ключевых отраслей российской экономики – топливно-энергетического комплекса (ТЭК) определяется Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030). Согласно этой стратегии к числу важнейших перспективных инициатив в сфере развития ТЭК относится освоение углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей. (Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030). Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030)».) По оценкам экспертов, в морях Российской Арктики сосредоточено порядка 70-80% нефтегазовых ресурсов континентального шельфа РФ, что составляет примерно 450 млн тонн нефти и 10 трлн куб. м газа. За период 2008-2015 гг. добыча нефти с конденсатом увеличилась почти на 8% в том числе благодаря началу разработки Приразломного месторождения.

Однако ввиду сравнительно недавнего изменения мировой энергетической конъюнктуры Правительством РФ было дано Поручение от 18.07.2013 № АД-П9-5120 о корректировке ЭС-2030 и пролонгации ее до 2035 года. Во исполнение этого поручения Институтом энергетической стратегии был разработан «Проект энергетической стратегии России до 2035 года» (ЭС-2035). По итогам правительственных совещаний и общественных обсуждений проекта ЭС-2035 Минэнерго России 01.10.2015 в установленном порядке внесло в Правительство Российской Федерации проект Распоряжения об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2035 года (письмо АН-11098/02 от 30.09.2015). Основные изменения в новой стратегии затронули как прогнозные тенденции спроса на энергоносители, так и долгосрочное прогнозирование структуры топливно-энергетического баланса России. При этом следует отметить, что освоение континентального шельфа Арктики по-прежнему относится к числу приоритетных задач. Помимо рассмотренных выше ЭС-2030 и ЭС-2035, а также ряда других правительственных документов (Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу. Утверждена Приказом Минпромэнерго РФ от 06.09.2007 № 354,), долгосрочный интерес РФ в Арктическом регионе подтверждается систематической работой, направленной на расширение границ континентального шельфа Арктики. На 40-й сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа, которая состоялась 10 февраля 2016 года, министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской представил обновленную заявку России на расширение континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Россия претендует на площадь морского дна за пределами 200-мильной зоны в пределах всего российского полярного сектора с включением зоны Северного полюса и южной оконечности хребта Гаккеля (рис. 1). Речь идет о площади расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, которая составляет 1,2 млн кв. километров с прогнозными ресурсами углеводородов 4,9 млрд тонн условного топлива. В обновленную заявку включены не только хребет Ломоносова, поднятие Менделеева и Чукотское плато, но также южная часть хребта Гаккеля и котловина Подводников (рис. 2). Заявка была рассмотрена на 41-й сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа 8-12 августа 2016 года. В ходе заседаний Донской сообщал СМИ, что работа над российской заявкой идет «достаточно хорошо», однако итоговое решение может быть принято через несколько лет.

Рис. 1. Площадь континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане за пределами 200-мильной зоны

Рис. 2. Рельеф дна Северного Ледовитого океана

Исходя из сказанного выше, можно полагать, что в ближайшее время разведка и освоение нефтегазовых месторождений арктического шельфа будут стабильно продолжаться с достаточно надежным долгосрочным прогнозом.

Требуется всестороннее развитие транспортной инфраструктуры

Очевидно, что в этой связи необходимо всестороннее развитие транспортной инфраструктуры с учетом климатических особенностей региона, из которых следует выделить прежде всего низкие температуры (до -50оС) и тяжелые ледовые условия. Большая часть морских объектов, задействованных в процессе добычи и транспортировки углеводородов, – суда (танкеры и газовозы, научно-исследовательские суда и суда обеспечения, ледоколы и др.). Постоянные поиски компромисса между экономической эффективностью и эксплуатационной безопасностью создали достаточно большую информативную базу для проектирования и эксплуатации объектов этой группы в экстремальных температурных и ледовых режимах. Многочисленные научные исследования и совершенствование нормативно-правовых документов основных классификационных обществ – членов МАКО в данной области уже реализованы во многих проектах морских судов: например, танкеры проекта 42К Arctic Shuttle Tanker, танкеры серии «Василий Динков», газовозы типа «Ямалмакс», многоцелевые ледоколы и суда обеспечения и т.д.

Иначе обстоит дело с буровыми платформами. Для постоянной работы в замерзающих морях подходят только морские стационарные платформы, обладающие прочным ледовым поясом, способным воспринимать как продолжительную нагрузку от наползания ледяного покрова, так и локальные пиковые нагрузки от столкновения с ледяными образованиями. В настоящий момент в районах акватории арктического шельфа РФ круглогодичная добыча углеводородов ведется только на Приразломном месторождении с использованием морской ледостойкой платформы (МЛСП) «Приразломная». Сравнительно небольшой срок эксплуатации единственного подобного объекта в регионе значительно усложняет анализ его эксплуатационных особенностей, учет которых необходим в перспективном проектировании будущих МЛСП. Поэтому в этом направлении заметно активизировались исследования, направленные на разработку новых способов обеспечения эксплуатационной безопасности морских нефтегазовых платформ в арктических морях. Одним из успешных примеров такой деятельности является выполненная ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. № 103, с изменениями и дополнениями) опытно-конструкторская работа (ОКР) по нормированию прочности ледового пояса морских платформ (Разработка рекомендаций и РКД по конструированию и нормированию прочности ледового пояса перспективных инженерных сооружений, работающих на арктическом шельфе, типовых конструкций ледовой защиты райзеров плавучих буровых установок, обеспечивающей их высокую надежность и малую материалоемкость: отчет о составной части ОКР / ЗАО «ЦНИИМФ», руководитель темы Петров А. СПб, 2015). Работа выполнялась при участии ведущих российских научных и проектных организаций, в том числе АО «ЦНИИМФ». В результате работы впервые были сформулированы рекомендации по расчетно-экспериментальному определению локальных ледовых нагрузок на стационарные морские сооружения, что даст возможность в будущем, при обоснованном уменьшении материалоемкости конструкций ледового пояса, сохранить необходимый уровень надежности всего объекта.

Помимо общего проектирования конструкций платформы, работающей на арктическом шельфе, такой объект необходимо оснастить специализированным оборудованием, выполнить ряд геофизических и геолого-разведывательных работ и т.д. В этой связи успешному выполнению арктических проектов в высокой степени мешают введенные летом 2015 года странами Запада ограничения в отношении российских нефтяных и газовых компаний, поскольку большая часть необходимого оборудования и услуг предоставлялась именно западными партнерами. В планах мероприятий по импортозамещению (Приказы Министерства промышленности и торговли РФ от 31.04.2015 № 661 «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли РФ» и от 31.04.2015 № 645 «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения РФ») крайний срок реализации всех проектов, касающихся строительства и оснащения буровых платформ, – 2022 год, то есть в ближайшие 5-6 лет научно-исследовательские и проектные работы, направленные на создание отечественных технологий и оборудования для обеспечения эксплуатационных качеств морских платформ, могут быть высоко востребованы. В этой связи важно своевременно определить возможную роль АО «ЦНИИМФ» в подобных работах при условии объединения научного потенциала подразделений различных направлений.

Морской флот №1 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

ФАС предписала Росрыболовству устранить нарушение при распределении квот на вылов рыбы в зоне Японии

ФАС предписала Росрыболовству устранить нарушение при распределении квот на вылов рыбы в зоне Японии Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ выдала Росрыболовству предписание устранить нару...

«Чкаловская судоверфь» выплатила работникам почти половину долга по зарплате

«Чкаловская судоверфь» выплатила работникам почти половину долга по зарплате Задолженность предприятия сократилась до 5,5 млн рублей.

Российская экономика

Академик РАН: никакого экономического роста в России нет уже 10 лет

Академик РАН: никакого экономического роста в России нет уже 10 лет Член президиума РАН, академик Роберт Нигматуллин подверг критике руководство и правительство России ...

Около 300 сотрудников Амурского судостроительного завода сократят до конца мая

Около 300 сотрудников Амурского судостроительного завода сократят до конца мая В пресс-службе предприятия также подчеркнули, что под сокращение не попадет основной персонал завода...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Изменение сведений о морском порте Оля в Реестре морских портов Российской Федерации

Изменение сведений о морском порте Оля в Реестре морских портов Российской Федерации В соответствии с распоряжением Росморречфлота от 08.11.2018 № НЖ-389-р внесены изменения в сведения ...

Ванинский порт перешел на зимний режим работы

Ванинский порт перешел на зимний режим работы В Ванинском морском торговом порту проводятся мероприятия по предотвращению угольного пыления в холо...




Морской транспорт

Решения и сервис ABB для ледоколов «Газпром нефти»

Решения и сервис ABB для ледоколов «Газпром нефти» «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» оборудованы пропульсивной системой ABB – Azipod®, которая...

Заказчик получит «Виктора Черномырдина» до конца сентября 2019 года

Заказчик получит «Виктора Черномырдина» до конца сентября 2019 года Адмиралтейские верфи планируют сдать ФГУП «Росморпорт» дизель-электрический ледокол проекта 22600 «В...

Речной транспорт

Якутский мороз – «соавтор» уникальной технологии обеспечения судоремонта и подготовки флота в Ленском бассейне

Якутский мороз – «соавтор» уникальной технологии обеспечения судоремонта и подготовки флота в Ленском бассейне Республика Саха (Якутия), одно из самых суровых мест планеты, где постоянно живут и работают...

Два причала для межрегиональных речных круизов построят в Ленинградской области в 2019 г.

Два причала для межрегиональных речных круизов построят  в Ленинградской области в 2019 г. Строительство двух новых причалов для пассажирских судов начнется весной 2019 года в Киришах и Невск...

Ж/Д транспорт

Перевозки пассажиров двухэтажными поездами выросли почти на 37% в 2018 году

Перевозки пассажиров двухэтажными поездами выросли почти на 37% в 2018 году В 2018 году двухэтажными поездами АО «ФПК» (дочернее общество ОАО "РЖД") воспользо...

Группа FESCO запускает поезд с юго-востока Китая в Москву через Монголию

Группа FESCO запускает поезд с юго-востока Китая в Москву через Монголию Транспортная группа FESCO (головная компания - ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (MO...

Авто транспорт

Первую очередь трассы «Таврида» в Крыму будут открывать поэтапно с 29 по 31 декабря

Первую очередь трассы «Таврида» в Крыму будут открывать   поэтапно с 29 по 31 декабря Движение транспорта по двум полосам трассы «Таврида» на 190-километровом участке от Керчи до Симферо...

На заседании Коллегии Росавтодора подведены предварительные итоги дорожного сезона

На заседании Коллегии Росавтодора подведены предварительные итоги дорожного сезона Глава Росавтодора Андрей Костюк провел заседание Коллегии Федерального дорожного агентства по резуль...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...