Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Севморпуть
Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое планирование. В настоящее время в Российской Федерации действует ряд нормативных документов, включающих федеральные законы, стратегии, программы, являющиеся базовой основой для последовательной реализации долгосрочной социально-экономической политики.

Алексей Петров, заведующий сектором прочности морских судов АО «ЦНИИМФ»

Разведка и освоение нефтегазовых месторождений арктического шельфа будут стабильно продолжаться

Развитие одной из ключевых отраслей российской экономики – топливно-энергетического комплекса (ТЭК) определяется Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030). Согласно этой стратегии к числу важнейших перспективных инициатив в сфере развития ТЭК относится освоение углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей. (Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030). Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030)».) По оценкам экспертов, в морях Российской Арктики сосредоточено порядка 70-80% нефтегазовых ресурсов континентального шельфа РФ, что составляет примерно 450 млн тонн нефти и 10 трлн куб. м газа. За период 2008-2015 гг. добыча нефти с конденсатом увеличилась почти на 8% в том числе благодаря началу разработки Приразломного месторождения.

Однако ввиду сравнительно недавнего изменения мировой энергетической конъюнктуры Правительством РФ было дано Поручение от 18.07.2013 № АД-П9-5120 о корректировке ЭС-2030 и пролонгации ее до 2035 года. Во исполнение этого поручения Институтом энергетической стратегии был разработан «Проект энергетической стратегии России до 2035 года» (ЭС-2035). По итогам правительственных совещаний и общественных обсуждений проекта ЭС-2035 Минэнерго России 01.10.2015 в установленном порядке внесло в Правительство Российской Федерации проект Распоряжения об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2035 года (письмо АН-11098/02 от 30.09.2015). Основные изменения в новой стратегии затронули как прогнозные тенденции спроса на энергоносители, так и долгосрочное прогнозирование структуры топливно-энергетического баланса России. При этом следует отметить, что освоение континентального шельфа Арктики по-прежнему относится к числу приоритетных задач. Помимо рассмотренных выше ЭС-2030 и ЭС-2035, а также ряда других правительственных документов (Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу. Утверждена Приказом Минпромэнерго РФ от 06.09.2007 № 354,), долгосрочный интерес РФ в Арктическом регионе подтверждается систематической работой, направленной на расширение границ континентального шельфа Арктики. На 40-й сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа, которая состоялась 10 февраля 2016 года, министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской представил обновленную заявку России на расширение континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Россия претендует на площадь морского дна за пределами 200-мильной зоны в пределах всего российского полярного сектора с включением зоны Северного полюса и южной оконечности хребта Гаккеля (рис. 1). Речь идет о площади расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, которая составляет 1,2 млн кв. километров с прогнозными ресурсами углеводородов 4,9 млрд тонн условного топлива. В обновленную заявку включены не только хребет Ломоносова, поднятие Менделеева и Чукотское плато, но также южная часть хребта Гаккеля и котловина Подводников (рис. 2). Заявка была рассмотрена на 41-й сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа 8-12 августа 2016 года. В ходе заседаний Донской сообщал СМИ, что работа над российской заявкой идет «достаточно хорошо», однако итоговое решение может быть принято через несколько лет.

Рис. 1. Площадь континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане за пределами 200-мильной зоны

Рис. 2. Рельеф дна Северного Ледовитого океана

Исходя из сказанного выше, можно полагать, что в ближайшее время разведка и освоение нефтегазовых месторождений арктического шельфа будут стабильно продолжаться с достаточно надежным долгосрочным прогнозом.

Требуется всестороннее развитие транспортной инфраструктуры

Очевидно, что в этой связи необходимо всестороннее развитие транспортной инфраструктуры с учетом климатических особенностей региона, из которых следует выделить прежде всего низкие температуры (до -50оС) и тяжелые ледовые условия. Большая часть морских объектов, задействованных в процессе добычи и транспортировки углеводородов, – суда (танкеры и газовозы, научно-исследовательские суда и суда обеспечения, ледоколы и др.). Постоянные поиски компромисса между экономической эффективностью и эксплуатационной безопасностью создали достаточно большую информативную базу для проектирования и эксплуатации объектов этой группы в экстремальных температурных и ледовых режимах. Многочисленные научные исследования и совершенствование нормативно-правовых документов основных классификационных обществ – членов МАКО в данной области уже реализованы во многих проектах морских судов: например, танкеры проекта 42К Arctic Shuttle Tanker, танкеры серии «Василий Динков», газовозы типа «Ямалмакс», многоцелевые ледоколы и суда обеспечения и т.д.

Иначе обстоит дело с буровыми платформами. Для постоянной работы в замерзающих морях подходят только морские стационарные платформы, обладающие прочным ледовым поясом, способным воспринимать как продолжительную нагрузку от наползания ледяного покрова, так и локальные пиковые нагрузки от столкновения с ледяными образованиями. В настоящий момент в районах акватории арктического шельфа РФ круглогодичная добыча углеводородов ведется только на Приразломном месторождении с использованием морской ледостойкой платформы (МЛСП) «Приразломная». Сравнительно небольшой срок эксплуатации единственного подобного объекта в регионе значительно усложняет анализ его эксплуатационных особенностей, учет которых необходим в перспективном проектировании будущих МЛСП. Поэтому в этом направлении заметно активизировались исследования, направленные на разработку новых способов обеспечения эксплуатационной безопасности морских нефтегазовых платформ в арктических морях. Одним из успешных примеров такой деятельности является выполненная ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. № 103, с изменениями и дополнениями) опытно-конструкторская работа (ОКР) по нормированию прочности ледового пояса морских платформ (Разработка рекомендаций и РКД по конструированию и нормированию прочности ледового пояса перспективных инженерных сооружений, работающих на арктическом шельфе, типовых конструкций ледовой защиты райзеров плавучих буровых установок, обеспечивающей их высокую надежность и малую материалоемкость: отчет о составной части ОКР / ЗАО «ЦНИИМФ», руководитель темы Петров А. СПб, 2015). Работа выполнялась при участии ведущих российских научных и проектных организаций, в том числе АО «ЦНИИМФ». В результате работы впервые были сформулированы рекомендации по расчетно-экспериментальному определению локальных ледовых нагрузок на стационарные морские сооружения, что даст возможность в будущем, при обоснованном уменьшении материалоемкости конструкций ледового пояса, сохранить необходимый уровень надежности всего объекта.

Помимо общего проектирования конструкций платформы, работающей на арктическом шельфе, такой объект необходимо оснастить специализированным оборудованием, выполнить ряд геофизических и геолого-разведывательных работ и т.д. В этой связи успешному выполнению арктических проектов в высокой степени мешают введенные летом 2015 года странами Запада ограничения в отношении российских нефтяных и газовых компаний, поскольку большая часть необходимого оборудования и услуг предоставлялась именно западными партнерами. В планах мероприятий по импортозамещению (Приказы Министерства промышленности и торговли РФ от 31.04.2015 № 661 «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли РФ» и от 31.04.2015 № 645 «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения РФ») крайний срок реализации всех проектов, касающихся строительства и оснащения буровых платформ, – 2022 год, то есть в ближайшие 5-6 лет научно-исследовательские и проектные работы, направленные на создание отечественных технологий и оборудования для обеспечения эксплуатационных качеств морских платформ, могут быть высоко востребованы. В этой связи важно своевременно определить возможную роль АО «ЦНИИМФ» в подобных работах при условии объединения научного потенциала подразделений различных направлений.

Морской флот №1 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Ракетный фрегат «Адмирал Макаров» прошел Ла-Манш под присмотром британского тральщика

Ракетный фрегат «Адмирал Макаров» прошел Ла-Манш под присмотром британского тральщика Британский минный тральщик Hurworth проследил за прохождением через пролив Ла-Манш новейшего фрегата...

Член экипажа траулера «Капитан Кайзер» скончался на борту судна

Член экипажа траулера «Капитан Кайзер» скончался на борту судна В Беринговом море на БМРТ «Капитан Кайзер»  скончался член экипажа. Видимых признаков наси...

Российская экономика

Инвесторы из КНР проявляют большой интерес к созданию инфраструктуры Севморпути - Трутнев

Инвесторы из КНР проявляют большой интерес к созданию инфраструктуры Севморпути - Трутнев Компании и инвесторы из Китая проявляют большой интерес к проектам строительства инфраструктуры Севе...

ЦБ РФ зарегистрировал допвыпуск акций Амурского судозавода в пользу ОСК на 2 млрд рублей

ЦБ РФ зарегистрировал допвыпуск акций Амурского судозавода в пользу ОСК на 2 млрд рублей Банк России зарегистрировал дополнительный выпуск акций ПАО «Амурский судостроительный завод» (А...

Транспортная политика

США ввели санкции против двух российских судоходных компаний

США ввели санкции против двух российских судоходных компаний Вашингтон заблокировал российские активы в США на сотни миллионов долларов, сообщила замглавы Минфин...

КНР не обозначила позицию по МТК в Приморье, возможна смена логистической модели - Трутнев

КНР не обозначила позицию по МТК в Приморье, возможна смена логистической модели - Трутнев Китай пока не обозначил четкой позиции по проектам модернизации действующих международных транспортн...

Морские порты

Сотрудники АО «Ростерминалуголь» приняли участие в экологической акции

Сотрудники АО «Ростерминалуголь» приняли участие в экологической акции Сотрудники АО «Ростерминалуголь» приняли участие в акции «Чистый берег», которая прошла в субботу в ...

Универсальный перегрузочный комплекс инвестирует в развитие 226 млн рублей первом полугодии 2018 года

Универсальный перегрузочный комплекс инвестирует в развитие 226 млн рублей первом полугодии 2018 года В первом полугодии 2018 года инвестиции ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» в развитие состав...




Морской транспорт

Maersk произведет пробную доставку грузов через Северный морской путь

Maersk произведет пробную доставку грузов через Северный морской путь Крупнейшая в мире судоходная компания, занимающаяся контейнерными перевозками, Maersk намерена совер...

Долг Мурманского пароходства за услуги, оказанные «Клавдии Еланской», уже превысил 2 млн руб.

Долг Мурманского пароходства за услуги, оказанные «Клавдии Еланской», уже превысил 2 млн руб. «Клавдия Еланская» – последний выживший реликт регулярного морского пассажирского сообщения на Кольс...

Речной транспорт

«Морская Техника» представила программу модернизации СПК в Амурском бассейне

«Морская Техника» представила программу модернизации СПК в Амурском бассейне Компания «Морская Техника» предложила разработку и реализацию совместной программы по модернизации с...

Речники Обь-Иртышского бассейна обеспечили доступ к удаленному поселку в Арктической зоне ЯНАО

Речники Обь-Иртышского бассейна обеспечили доступ к удаленному поселку в Арктической зоне ЯНАО Специалисты ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» обеспечили воднотран...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана АО «НПК «Уралвагонзавод» по итогам первого полугодия 2018 года реализовало 7865 грузовых вагонов, в ...

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм Дальневосточная железная дорога предупредила сахалинских собственников железнодорожных путей необщег...

Авто транспорт

Более 2 млн машин проехали по Крымскому мосту с момента его открытия

Более 2 млн машин проехали по Крымскому мосту с момента его открытия Более 2 млн машин проехало по автомобильной дороге через Керченский пролив со времени открытия Крымс...

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...