Тревожность как фактор аварийности

Безопасность мореплавания
Тревожность как фактор аварийности

В рассказе «Человек в футляре» А. Чехов так характеризует своего героя Беликова: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств навигации ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Алексей Двинин, руководитель проекта «Консультативная психология» ЦРО ОУ ВО «СПбИВЭСЭП»

Михаил Наконечный, капитан

Нужен комплексный подход

Увидев свою потенциальную невесту, катающуюся на велосипеде, Беликов пришел в столь сильное волнение, что через месяц умер. Чехов в гротескной форме диагностировал личностную и реактивную тревожность человека.

Понимая и признавая роль и влияние человеческого фактора на уровень аварийности, все тем не менее обходят вопрос психофизиологического отбора абитуриентов и его дальнейшего мониторинга в процессе работы на флоте.

Между тем многолетний опыт психофизиологического отбора, например, в промышленности и армии США позволяет констатировать снижение аварийности по вине персонала на 40-70%, снижение отчислений из учебных заведений с 30-40% до 5-8%. При этом снижение затрат на подготовку специалистов составило 30-40%, а повышение надежности систем управления– 10-25%. Цифры впечатляют!

Вопрос снижения аварийности на морском флоте, как и на транспорте вообще, продолжает оставаться актуальным. Усилия, направленные на снижение аварийности, носят многовекторный характер. Кардинальное решение некоторые специалисты усматривают в проектировании и вводе в эксплуатацию судов-автоматов, где экипаж не предусмотрен вовсе.

Перспектива, конечно же, заманчивая, тем более что достигнутый уровень современного состояния автоматизации судовождения находится на высоком уровне. Но возникает вопрос– как это будет выглядеть на первом этапе внедрения тотальной автоматизации? Естественно полагать, что все суда не могут быть одновременно заменены на суда-автоматы. Более того, появление судов-автоматов– это далекая перспектива, а что касается судов-автоматов в рыболовном и военно-морском флотах, то это уже из области фантастики. Сегодня человек с человеком не могут решить проблему расхождения, а уж «человеку» и «автомату» в ситуации неопределенности и вовсе будет сложно согласовывать свои действия.

В связи с этим для выделения судов-автоматов потребуются изменения в МППСС. Ведь судам с экипажем на борту придется не просто расходиться с судном-автоматом, а буквально от него шарахаться. Все это добавит нервозности при возникновении ситуации, связанной с необходимостью расхождения.

Если проанализировать современную документацию по вопросам безопасности судоходства, то на это потребуется много времени и усилий, а в итоге родится новый документ, еще более сложный для восприятия. Так, например, появилась Конвенция ПДНВ, в которую уже неоднократно вносили поправки.

Получается, как у испанского баснописца Томаса де Ириарта, который писал:

Для твоего, голубчик, исцеленья
От хворости, не знаю сам какой,
Не знаю как, свари себе настой.
Бог весть, какие тут нужны коренья,
А может быть, полынь иль череда?
Не знаю, доля их нужна какая.
По скольку раз, не знаю, принимая,
Излечишься, не ведаю, когда.

Для исцеления хворости «аварийность» сегодня требуется знать сильные и слабые стороны человека вообще и, как следствие, проектировать на них психофизиологические параметры конкретного человека, который принимает решения. Что особенно актуально применительно к ситуациям неопределенности. Ведь, в конечном счете, именно неопределенность ведет к аварийности.

Прежде всего, требуется проводить исследования тех проблем человеческого фактора, которые ведут к принятию неадекватных решений.

Конечно же, вопросами человеческого фактора нужно заниматься комплексно. Только анализ синтезированных данных способен принести результат, вычленить проблему и всесторонне ее исследовать.

Психологические аспекты влияния человеческого фактора на аварийность на морском флоте не изучены, а вот результаты анализа авиационных происшествий, связанных с человеческим фактором, за период 1990-1994 гг. показали, что в 31% случаев авиационные происшествия прямо связаны с недостаточной психоэмоциональной устойчивостью экипажей.

Тревожность вне контроля

Человеческий фактор– это функция множества переменных, среди которых есть и такой, как, например, тревожность.

В психологии под тревожностью понимают одновременно два психоэмоциональных состояния, обусловленных личностной и реактивной тревожностью.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность человека воспринимать окружающий мир настороженно, повышенно напряженно, озабоченно, подозрительно. Как низкий, так и высокий уровень личностной тревожности способствует проявлению неадекватных реакций на ситуацию (например, при расхождении судов). Очень высокая личностная тревожность положительно коррелирует с наличием невротического конфликта с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Рис. 1. Этапы и кризисы профессионального становления по Г. Шихи

Реактивная тревожность характеризует психическое состояние повышенного напряжения, обусловленного конкретной ситуацией, в которую вовлечен субъект. Например, ситуация сдачи сложного экзамена. Высокий уровень реактивной тревожности способствует ухудшению параметров оперативной памяти, внимания, сообразительности.

Реактивная тревожность формируется на фундаменте личностной тревожности. Реактивная тревожность, дополняя личностную тревожность, формирует базу, на которой человек принимает решение.

Однако воспринимать тревожность как отрицательное качество было бы неправильно. Определенный, средний уровень тревожности– естественная и обязательная особенность активной личности.

Проведенные тесты по определению психофизиологических показателей среди 199 абитуриентов в лаборатории профессиональной психологической подготовки в Морском колледже Санкт-Петербурга (ныне входит в состав ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова) в 2006 году показали, что личностная тревожность выше нормы у 31% абитуриентов, а реактивная тревожность выше нормы у 40%.

В 2016-2017 гг. тестирование проводилось среди слушателей курсов повышения квалификации в ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова. При тестировании использована шкала тревожности State-Trait Anxiety Inventory Ч.Д. Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю. Ханина) из книги А. Двинина, И. Романченко «Психодиагностика. Образование. Кадровый менеджмент».

Полагая, что тревожность– явление еще и возрастное, привязка сделана к шкале, предложенной Г. Шихи– «Этапы и кризисы профессионального становления».

На основании тестирования получены результаты, которые представлены в таблице. Уровни тревожности подразделяются на низкий, средний, повышенный и высокий. В тестировании принимали участие курсанты IV курса судоводительского факультета, возрастная группа от 18-22 лет, в остальных возрастных группах участие принимали капитаны, старшие помощники капитана, вторые помощники и вахтенные помощники капитана– возраст от 23 до 67 лет. Общее число участвующих в тестировании– 122 человека.

Таблица. Уровни реактивной и личностной тревожности среди судоводителей с учетом этапов и кризисов профессионального становления по Г. Шихи

На диаграмме представлена итоговая картина состояния тревожности, которую можно считать достаточно объективной. Продолжение исследований вряд ли внесет существенные коррективы в общую картину.

Как видно из анализа диаграммы, средний уровень (норма) личностной тревожности присущ 61,7%, а реактивный уровень тревожности– 50,8%. Как гласит закон Йеркса– Додсона, наибольшая эффективность поведения свойственна оптимальному (среднему) уровню тревожности.

Повышенный и высокий уровень личностной тревожности присущ 43,3% опрошенных, а повышенный и высокий уровень реактивной тревожности– 10%.

Повышенный и высокий уровни личностной и тем более реактивной тревожности могут привести в состояние паники или даже страха.

Низкий уровень личностной тревожности присущ 28,4% опрошенных, а низкий уровень реактивной тревожности– 5,8%.

При самых низких уровнях личностной и особенно реактивной тревожности мотивация, побуждающая к действию, неэффективна.

Рис. 2. Уровни реактивной и личностной тревожности

Таким образом, такой важный показатель, как тревожность, находится вне контроля, и, следовательно, говорить о высоком уровне безопасности мореплавания нельзя.

В вопросах безопасности нет обходных путей

По данным страховой компании P&I Club UK, по вине вахтенного помощника происходит 25% аварий, а по вине вахтенного механика– 2%.

Столь существенная разница объясняется высокой динамикой изменения ситуации, которую должен обрабатывать вахтенный помощник.

В связи с вышесказанным документ по определению риска «MSC-MEPC.2/Circ.12 Пересмотренный циркуляр по формализованной оценке безопасности» и его формула R=FS (риск– комбинация частоты и тяжести последствий происшествия) явно неэффективны.

Лауреат Нобелевской премии Герман Гессе писал: «Если бы у нас была наука, обладающая достаточным мужеством и достаточным чувством ответственности, чтобы заниматься человеком, а не просто механизмами жизненных процессов». Понимая значимость последствий аварий на морском флоте для экологии, «не заниматься человеком» – преступно.

Нецелесообразно выискивать обходные пути в вопросах безопасности мореплавания. Следует признавать очевидные факты. Среди которых сокращение экипажей судов– действие неоправданное, тем более сокращение должностей, обеспечивающих безопасность мореплавания напрямую. Состав ходовой вахты и должностные обязанности судоводителей должны быть пересмотрены с целью минимизации рисков. Тогда не потребуется «изобретать» формулы, в которых человека как такого нет вовсе.

А пока что, как метко подметил Генри Торо: «На тысячу обрубающих листья зла приходится один, обрубающий корни». Это выражение можно в полной мере применить к вопросам аварийности на морском флоте. Разбор всякой крупной аварии заканчивается очередным требованием– усилить контроль. Появляются все новые и новые документы, которые плодят ИМО, классификационные общества, судоходные компании. Оно и правильно: «как бы чего не вышло!»

Морской флот №2 (2017)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Специалисты России и Финляндии провели командно-штабную тренировку по ликвидации разлива нефти на Балтике

Специалисты России и Финляндии провели командно-штабную тренировку по ликвидации разлива нефти на Балтике Специалисты России и Финляндии 12-13 декабря провели в финской столице международную командно-штабну...

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...