Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Производство ЖРС и перспективы экспорта

Грузовая база
Производство ЖРС и перспективы экспорта

Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степени подготовки. Избыточные мощности отдельных предприятий в составе металлургических холдингов позволяют не только обеспечивать сырьем собственное производство, но и осуществлять межхолдинговые и экспортные поставки ЖРС.

Большинство предприятий делают ставку на увеличение степени подготовки и качества ЖРС, при этом приоритет отдается внутренним поставкам, тогда как экспортное направление остается второстепенным. Основными потребителями российского ЖРС за рубежом выступают Китай, страны ЕС и Турция, но структура российского экспорта меняется вслед за изменением конъюнктуры мирового рынка.

Татьяна Дмитриева

ЖРС представляет собой вид металлургического сырья, которое используется в черной металлургии для производства чугуна и металлизованного продукта, а также в выплавке стали. ЖРС подразделяется на подготовленное или агломерированное (агломерат, окатыши) и неподготовленное или неагломерированное (железорудный концентрат, доменная руда и аглоруда). Агломерированное ЖРС изготавливается из неагломерированного на специализированных фабриках металлургических горнорудных предприятий и обжиговых машинах ГОКов.

Динамика производства ЖРС и игроки рынка

В 2016 году в России было произведено более 100 млн тонн ЖРС разной степени подготовки, из которых 57% пришлось на долю концентрата, 33% – окатышей, 5% – агломерата и 5% – на долю аглоруды. В целом на протяжении нескольких последних лет объемы этого производства в стране остаются относительно стабильными в пределах 99-104 млн тонн (рис. 1).

Рис. 1. Динамика производства ЖРС в России, 2010-2016 гг.

Источник: Росстат.

Отечественную горнорудную отрасль отличает высокая степень концентрации производства – более 70% продукции производится пятью крупнейшими ГОКами страны (рис. 2). При этом на долю четырех комбинатов Курской магнитной аномалии (КМА) – Лебединского, Михайловского, Стойленского и «КМАруда» – приходится 54% производимого в стране товарного ЖРС (Стойленский ГОК при этом занимает 17% российского рынка, Михайловский – 17%, Лебединский – 18%). Из 11 предприятий, производящих 95% ЖРС России, только Михайловский, Стойленский ГОК, «Яковлевский рудник» и Бакальское РУ осуществляют добычу богатой железной руды.

Рис. 2. Производство ЖРС в России по видам и компаниям (тыс тонн)

Источник: Данные компаний, СМИ.

Производство окатышей налажено на Лебединском, Михайловском, Качканарском ГОКах и «Карельском окатыше», в то время как агломерационные цеха есть только на предприятиях ЕВРАЗа. Со второй половины 2016 года к производству окатышей приступил также Стойленский ГОК.

На базе Лебединского ГОКа действует единственный в Европе цех по производству горячебрикетированного железа (ГБЖ), которое не относится к ЖРС, поскольку фактически представляет собой продукты металлургического передела, но может конкурировать с ним на рынке. Ежегодно предприятие производит более 2,5 млн тонн брикетов, содержание железа в которых близко к 95%.

Большая часть мощностей по добыче железной руды и производству ЖРС входит в состав крупных металлургических предприятий и холдингов России – «Металлоинвест», ЕВРАЗ, «Северсталь» и другие (см. таблицу 1). Привлекательность этих активов объясняется прежде всего высокой (до 50%) долей затрат на ЖРС в себестоимости чугуна. Кроме того, в условиях рецессии и соответствующего снижения спроса и цен на готовую продукцию черной металлургии наличие железорудных активов позволяет увеличивать долю внутрихолдинговых поставок ЖРС, тем самым сокращая издержки и повышая конкурентоспособность продукции.

Таблица 1. Горнорудные активы в составе основных производственных холдингов России

Компания/холдинг

Перечень активов

«Металлоинвест»

Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, «Уральская сталь», Оскольский ЭМК

ЕВРАЗ

Качканарский ГОК, «Евразруда», «Тимир», Западно-Сибирский МК

«Северсталь»

«Карельский окатыш», Оленегорский ГОК, Череповецкий МК

«Металлоинвест»

Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, «Уральская сталь», Оскольский ЭМК

НЛМК

Стойленский ГОК, Новолипецкий МК

«Еврохим»

Ковдорский ГОК

«Мечел»

Коршуновский ГОК, Челябинский МК

ENRC

Соколовско-Сарбайское ГПО

НПРО «Урал»

Бакальское РУ, Высокогорский ГОК

УГМК

Богословское РУ, МЗ им.Серова

«Металл-групп»

«Яковлевский рудник»

ПМХ

«КМАруда», «Тулачермет»

По данным «Металл Эксперт», доля агломерированного сырья, закупаемого российскими компаниями на свободном рынке, составляет 18% от потребления, неагломерированного – 25%.

Металлургические холдинги характеризуются разной степенью обеспеченности ЖРС. Так, «Металлоинвест» полностью обеспечивает свое производство сырьем и выступает основным его поставщиком другим холдингам. Согласно контрактам, заключенным в августе 2017 года, «Металлоинвест» до июня 2018 года поставит 1,8 млн тонн железорудного концентрата «Северстали», 1,6 млн тонн железорудного концентрата, аглоруды и окатышей Челябинскому МК, а также 3,4 млн тонн железорудного концентрата и окатышей Западно-Сибирскому МК.

Основные закупки ЖРС металлургическими компаниями приходятся на неагломерированное сырье. Но при этом отдельным предприятиям часто не хватает собственных агломерационных мощностей, вследствие чего они закупают дополнительные объемы подготовленного ЖРС. Например, «Северсталь», закупая железорудный концентрат, выступает поставщиком окатышей на внутренний рынок.

Курс на модернизацию

В настоящее время многие предприятия по выпуску ЖРС реализуют программы модернизации и расширения производства. Так, в ноябре 2016 года на Стойленском ГОКе была запущена фабрика окомкования окатышей мощностью 6 млн тонн с перспективой увеличения до 7,2 млн тонн. Там же было установлено новое оборудование по измельчению руды, обеспечившее прирост производства железорудного концентрата на 1 млн тонн в год. Продолжение этого проекта добавит ГОКу еще около 800 тыс. тонн концентрата в год, а к 2018 году обеспечит увеличение мощностей по добыче и переработке железной руды до 37 млн тонн, производство концентрата – до 17,4 млн тонн в год, что на 100% закроет потребности группы в ЖРС.

«Металлоинвест» в 2017 году запустил в эксплуатацию комплекс ГБЖ-3, с его выходом на проектную мощность компания сможет производить не менее 4,5 млн тонн ГБЖ в год. Для увеличения объема производства и повышения качества сырья, необходимого для этого комплекса, была проведена модернизация обогатительной фабрики и фабрики окомкования, обеспечившая выпуск на Лебединском ГОКе дополнительных объемов концентрата и окатышей.

Ковдорский ГОК реализует приоритетный инвестиционный проект в Мурманской области по модернизации мощностей, который, в частности, позволит увеличить объемы переработки руды с 19 млн до 22 млн тонн в год.

Качканарский ГОК переводит основной карьер на комбинированную схему транспортировки руды, что позволит интенсифицировать горные работы и увеличить производительность предприятия.

Неприоритетный экспорт

В 2016 году из России было вывезено порядка четверти произведенного ЖРС, более 60% экспортного объема при этом пришлось на неагломерированную руду, но больше половины экспортной выручки было достигнуто за счет поставок агломерированной руды ввиду ее более высокой стоимости.

В целом горнорудная отрасль России обладает избыточными мощностями по производству ЖРС, что способствует ее деятельности на внешних рынках. Вместе с тем, для большинства российских компаний экспортное направление сбыта ЖРС остается второстепенным. Сдерживающим фактором его развития, по мнению аналитиков «Металл Эксперт», выступает низкая конкурентоспособность российской продукции, обусловленная более высокими затратами на добычу руды и длинным транспортным плечом.

Кроме того, сегодня российскому экспорту ЖРС не способствует и профицитное состояние мирового рынка, вызванное опережающим ростом добычи руды и производства ЖРС ведущими горнорудными компаниями мира (Rio Tinto, BHP Billiton и другими) по сравнению с существующим спросом, в первую очередь со стороны крупнейшего потребителя сырья – Китая. Так, если в 2011 году вследствие значительного спроса Китая на ЖРС цена 1 тонны достигала $190, то в течение 2014-2015 годов из-за сокращения сталелитейных мощностей в стране мировые цены на сырье упали практически втрое.

К концу 2015 года тонна сырья на мировом рынке продавалась по цене менее $35 за тонну, что было ниже уровня 2009 года. С начала 2016 года цены начали восстанавливаться, но до конца 2017-го почти не поднимались выше $65 за тонну. Согласно прогнозам аналитиков Morgan Stanley, профицитное состояние мирового рынка сохранится минимум до 2020 года, что обусловит соответствующий низкий уровень цен.

Треть российского ЖРС в 2016 году была отправлена в Китай, крупными покупателями были также Словакия, Украина, Турция и Финляндия (рис. 3).

Рис. 3. Структура экспорта российского ЖРС по странам в 2016 г., %

Источник: Статистика ВЭД.

По данным НПК «Объединенная вагонная компания» (ОВК), за 10 месяцев 2017 года экспорт руды и ЖРС по железной дороге снизился на 10% к аналогичному периоду прошлого года. Как отмечают эксперты ОВК, экспорт продолжил снижаться за счет роста внутреннего потребления отечественными металлургическими заводами, при этом наблюдалось существенное перестраивание грузопотоков. Поставки снизились в первую очередь в Китай (-30%), Словакию (-40%) и Финляндию (-30%). Зато существенно выросли отгрузки в Германию (+80%), Японию (в 3,5 раза) и Сербию (в 6 раз). Отправки в эти страны наращивали Лебединский и Михайловский ГОКи и «Карельский окатыш».

Тенденция падения экспорта ЖРС и руды подтверждается и динамикой их перевалки через порты России. Так, согласно данным АО «Морцентр-ТЭК», объем переработки этого сырья в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего снизился почти на 30%. Падение объемов наблюдалось в портах Новороссийск, Мурманск, Ванино и Большой порт Санкт-Петербург, на которые приходится более 95% объема перевалки этого вида груза (рис. 4).

Рис. 4. Динамика перевалки руды и ЖРС через порты России в 2017 г. (тыс тонн)

Источник: АО «Морцентр-ТЭК».

В настоящее время перевалка ЖРС ведется не только через российские порты, но и через порты Прибалтики и Украины (рис. 5). Кроме того, ЖРС с «Карельского окатыша» частично отправляется через финский порт Коккола.

Рис. 5. Динамика перевалки руды и ЖРС через порты России и сопредельных государств, 2007-2016 гг. (млн тонн)

Источник: ООО «Морстройтехнология».

Но в связи с правительственной установкой «российские грузы – российским портам» экспортеры ЖРС постепенно переориентируют грузопотоки. У «Металлоинвеста» как крупнейшего экспортера ЖРС в этом случае возникает потребность в новых портовых мощностях. О намерении построить новый терминал на территории НМТП мощностью до 10 млн тонн компания заявляла еще в 2014 году, тогда же с НМТП было подписано соглашение о намерениях. Через терминал планировалось отгружать на экспорт окатыши, ГБЖ и чугун в направлении стран Средиземноморского, Азиатско-Тихоокеанского регионов, стран Северной Африки и Ближнего Востока, переключив эти грузопотоки с украинских портов Ильичевск и Южный.

Первоначально терминал предполагалось строить на территории Новороссийского судоремонтного завода (НСРЗ), входящего в состав НМТП. Но в 2016 году НМТП, сообщив о планах стать контролирующим акционером в управляющей компании порта Тамань, также заявил о целесообразности строительства терминала для грузов «Металлоинвеста» в Тамани вместо территории НСРЗ. Как пояснили в компании, вопрос о месте и сроках строительства терминала пока окончательно не решен.

Несмотря на наблюдаемое снижение экспорта ЖРС, в отрасли создаются новые проекты с ориентацией на экспорт. Примером может служить запущенный в прошлом году Кимкано-Сутарский ГОК в Еврейской АО, сырье с которого предназначено для поставок в Китай. Хотя спрос на ЖРС со стороны Китая довольно нестабильный, значительная емкость этого рынка позволяет российским предприятиям рассчитывать на сбыт ЖРС и в среднесрочной перспективе.

Между тем, по прогнозным оценкам экспертов, на период до 2021 года мировой спрос на сырье для производства продукции черной металлургии будет постепенно смещаться из Китая в Индию, США, Японию и страны ЕС. Эти же страны останутся наиболее перспективными для российского экспорта ЖРС.

Морские порты №9 (2017)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Всероссийская кают-компания к 90-летию Валентина Пикуля прошла в Москве

Всероссийская кают-компания к 90-летию Валентина Пикуля прошла в Москве В столичном киноконцертном зале «Россия» 13 июля, в день 90-летия В.С.Пикуля, прошла Всероссийская л...

Промысловая добыча снетка в Чудском озере снизится в два раза в 2019 году

Промысловая добыча снетка в Чудском озере снизится в два раза в 2019 году Промысловая добыча снетка (мелкая озерная форма европейской корюшки) в 2019 году в в Чудском...

Российская экономика

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин Федеральный бюджет РФ исполнен в первом половине 2018 года с профицитом в 1,9% ВВП, или 877 млрд...

Орешкин заявил о необходимости максимизации дивидендного потока от госкомпаний

Орешкин заявил о необходимости максимизации дивидендного потока от госкомпаний Дивиденды в размере 50% от чистой прибыли по МСФО из числа российских госкомпаний пока не платят...

Транспортная политика

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы 120-я сессия Совета Международной морской организации (ИМО) прошла со 2 по 6 июля в Лондоне,...

Запуск маршрута «Север - Юг» требует единого оператора и систему тарифов - Абдулатипов

Запуск маршрута «Север - Юг» требует единого оператора и систему тарифов - Абдулатипов Транспортный коридор «Север - Юг», позволяющий переправлять грузы из Индии через Иран, Каспийское мо...

Морские порты

АО «Восточный Порт» пополнило парк пылеуборочной техники

АО «Восточный Порт» пополнило парк пылеуборочной техники АО «Восточный Порт» приобрел два современных пылеуборочных вакуумных погрузчика в рамках реализации ...

Кабмин выдвинул экс-министра Льва Кузнецова в совет директоров НМТП

Кабмин выдвинул экс-министра Льва Кузнецова в совет директоров НМТП Правительство РФ выдвинуло экс-министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова и главу департамен...




Морской транспорт

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике ГК «СКАНЭКС» и крупнейшая российская судоходная компания ПАО «Совкомфлот» на протяжении года развива...

Сухогруз проекта RSD59 «Пола София» спущен сегодня на воду заводом «Красное Сормово»

Сухогруз проекта RSD59 «Пола София» спущен сегодня на воду заводом «Красное Сормово» Завод «Красное Сормово» 12 июля 2018 года спустил на воду третий сухогрузный теплоход проекта RSD59,...

Речной транспорт

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов Псковская природоохранная межрайонная прокуратура требует поднять семь затонувших судов со дна Псков...

Речная навигация началась в Диксоне

Речная навигация началась в Диксоне Речная навигация началась в поселке Диксон в Красноярском крае, самом северном порту России. Теплохо...

Ж/Д транспорт

Главгосэкспертиза одобрила реконструкцию ж/д станции в Приморье для увеличения мощности угольного терминала

Главгосэкспертиза одобрила реконструкцию ж/д станции в Приморье для увеличения мощности угольного терминала Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по проекту реконструкции железнодорожной станции «...

В Карелии сошли с рельсов 15 вагонов грузового поезда

В Карелии сошли с рельсов 15 вагонов грузового поезда В Карелии с рельс сошли 15 вагонов грузового поезда, сообщает пресс-служба МЧС региона.

Авто транспорт

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь Почти 460 тыс. автомобилей проехали по Крымскому мосту за июнь 2018 года, всего за 1,5 месяца работы...

Сборы системы «Платон» в 2018 году планируются на уровне 20 млрд рублей - глава

Сборы системы «Платон» в 2018 году планируются на уровне 20 млрд рублей - глава Сборы системы «Платон», пересчитанные с учетом переноса индексации тарифа с 2018 года на 2019 год, в...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне Оценка деятельности, данная компетентным человеком, всегда воспринимается как наиболее объективная. ...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...