Производство ЖРС и перспективы экспорта

Грузовая база
Производство ЖРС и перспективы экспорта

Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степени подготовки. Избыточные мощности отдельных предприятий в составе металлургических холдингов позволяют не только обеспечивать сырьем собственное производство, но и осуществлять межхолдинговые и экспортные поставки ЖРС.

Большинство предприятий делают ставку на увеличение степени подготовки и качества ЖРС, при этом приоритет отдается внутренним поставкам, тогда как экспортное направление остается второстепенным. Основными потребителями российского ЖРС за рубежом выступают Китай, страны ЕС и Турция, но структура российского экспорта меняется вслед за изменением конъюнктуры мирового рынка.

Татьяна Дмитриева

ЖРС представляет собой вид металлургического сырья, которое используется в черной металлургии для производства чугуна и металлизованного продукта, а также в выплавке стали. ЖРС подразделяется на подготовленное или агломерированное (агломерат, окатыши) и неподготовленное или неагломерированное (железорудный концентрат, доменная руда и аглоруда). Агломерированное ЖРС изготавливается из неагломерированного на специализированных фабриках металлургических горнорудных предприятий и обжиговых машинах ГОКов.

Динамика производства ЖРС и игроки рынка

В 2016 году в России было произведено более 100 млн тонн ЖРС разной степени подготовки, из которых 57% пришлось на долю концентрата, 33% – окатышей, 5% – агломерата и 5% – на долю аглоруды. В целом на протяжении нескольких последних лет объемы этого производства в стране остаются относительно стабильными в пределах 99-104 млн тонн (рис. 1).

Рис. 1. Динамика производства ЖРС в России, 2010-2016 гг.

Источник: Росстат.

Отечественную горнорудную отрасль отличает высокая степень концентрации производства – более 70% продукции производится пятью крупнейшими ГОКами страны (рис. 2). При этом на долю четырех комбинатов Курской магнитной аномалии (КМА) – Лебединского, Михайловского, Стойленского и «КМАруда» – приходится 54% производимого в стране товарного ЖРС (Стойленский ГОК при этом занимает 17% российского рынка, Михайловский – 17%, Лебединский – 18%). Из 11 предприятий, производящих 95% ЖРС России, только Михайловский, Стойленский ГОК, «Яковлевский рудник» и Бакальское РУ осуществляют добычу богатой железной руды.

Рис. 2. Производство ЖРС в России по видам и компаниям (тыс тонн)

Источник: Данные компаний, СМИ.

Производство окатышей налажено на Лебединском, Михайловском, Качканарском ГОКах и «Карельском окатыше», в то время как агломерационные цеха есть только на предприятиях ЕВРАЗа. Со второй половины 2016 года к производству окатышей приступил также Стойленский ГОК.

На базе Лебединского ГОКа действует единственный в Европе цех по производству горячебрикетированного железа (ГБЖ), которое не относится к ЖРС, поскольку фактически представляет собой продукты металлургического передела, но может конкурировать с ним на рынке. Ежегодно предприятие производит более 2,5 млн тонн брикетов, содержание железа в которых близко к 95%.

Большая часть мощностей по добыче железной руды и производству ЖРС входит в состав крупных металлургических предприятий и холдингов России – «Металлоинвест», ЕВРАЗ, «Северсталь» и другие (см. таблицу 1). Привлекательность этих активов объясняется прежде всего высокой (до 50%) долей затрат на ЖРС в себестоимости чугуна. Кроме того, в условиях рецессии и соответствующего снижения спроса и цен на готовую продукцию черной металлургии наличие железорудных активов позволяет увеличивать долю внутрихолдинговых поставок ЖРС, тем самым сокращая издержки и повышая конкурентоспособность продукции.

Таблица 1. Горнорудные активы в составе основных производственных холдингов России

Компания/холдинг

Перечень активов

«Металлоинвест»

Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, «Уральская сталь», Оскольский ЭМК

ЕВРАЗ

Качканарский ГОК, «Евразруда», «Тимир», Западно-Сибирский МК

«Северсталь»

«Карельский окатыш», Оленегорский ГОК, Череповецкий МК

«Металлоинвест»

Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, «Уральская сталь», Оскольский ЭМК

НЛМК

Стойленский ГОК, Новолипецкий МК

«Еврохим»

Ковдорский ГОК

«Мечел»

Коршуновский ГОК, Челябинский МК

ENRC

Соколовско-Сарбайское ГПО

НПРО «Урал»

Бакальское РУ, Высокогорский ГОК

УГМК

Богословское РУ, МЗ им.Серова

«Металл-групп»

«Яковлевский рудник»

ПМХ

«КМАруда», «Тулачермет»

По данным «Металл Эксперт», доля агломерированного сырья, закупаемого российскими компаниями на свободном рынке, составляет 18% от потребления, неагломерированного – 25%.

Металлургические холдинги характеризуются разной степенью обеспеченности ЖРС. Так, «Металлоинвест» полностью обеспечивает свое производство сырьем и выступает основным его поставщиком другим холдингам. Согласно контрактам, заключенным в августе 2017 года, «Металлоинвест» до июня 2018 года поставит 1,8 млн тонн железорудного концентрата «Северстали», 1,6 млн тонн железорудного концентрата, аглоруды и окатышей Челябинскому МК, а также 3,4 млн тонн железорудного концентрата и окатышей Западно-Сибирскому МК.

Основные закупки ЖРС металлургическими компаниями приходятся на неагломерированное сырье. Но при этом отдельным предприятиям часто не хватает собственных агломерационных мощностей, вследствие чего они закупают дополнительные объемы подготовленного ЖРС. Например, «Северсталь», закупая железорудный концентрат, выступает поставщиком окатышей на внутренний рынок.

Курс на модернизацию

В настоящее время многие предприятия по выпуску ЖРС реализуют программы модернизации и расширения производства. Так, в ноябре 2016 года на Стойленском ГОКе была запущена фабрика окомкования окатышей мощностью 6 млн тонн с перспективой увеличения до 7,2 млн тонн. Там же было установлено новое оборудование по измельчению руды, обеспечившее прирост производства железорудного концентрата на 1 млн тонн в год. Продолжение этого проекта добавит ГОКу еще около 800 тыс. тонн концентрата в год, а к 2018 году обеспечит увеличение мощностей по добыче и переработке железной руды до 37 млн тонн, производство концентрата – до 17,4 млн тонн в год, что на 100% закроет потребности группы в ЖРС.

«Металлоинвест» в 2017 году запустил в эксплуатацию комплекс ГБЖ-3, с его выходом на проектную мощность компания сможет производить не менее 4,5 млн тонн ГБЖ в год. Для увеличения объема производства и повышения качества сырья, необходимого для этого комплекса, была проведена модернизация обогатительной фабрики и фабрики окомкования, обеспечившая выпуск на Лебединском ГОКе дополнительных объемов концентрата и окатышей.

Ковдорский ГОК реализует приоритетный инвестиционный проект в Мурманской области по модернизации мощностей, который, в частности, позволит увеличить объемы переработки руды с 19 млн до 22 млн тонн в год.

Качканарский ГОК переводит основной карьер на комбинированную схему транспортировки руды, что позволит интенсифицировать горные работы и увеличить производительность предприятия.

Неприоритетный экспорт

В 2016 году из России было вывезено порядка четверти произведенного ЖРС, более 60% экспортного объема при этом пришлось на неагломерированную руду, но больше половины экспортной выручки было достигнуто за счет поставок агломерированной руды ввиду ее более высокой стоимости.

В целом горнорудная отрасль России обладает избыточными мощностями по производству ЖРС, что способствует ее деятельности на внешних рынках. Вместе с тем, для большинства российских компаний экспортное направление сбыта ЖРС остается второстепенным. Сдерживающим фактором его развития, по мнению аналитиков «Металл Эксперт», выступает низкая конкурентоспособность российской продукции, обусловленная более высокими затратами на добычу руды и длинным транспортным плечом.

Кроме того, сегодня российскому экспорту ЖРС не способствует и профицитное состояние мирового рынка, вызванное опережающим ростом добычи руды и производства ЖРС ведущими горнорудными компаниями мира (Rio Tinto, BHP Billiton и другими) по сравнению с существующим спросом, в первую очередь со стороны крупнейшего потребителя сырья – Китая. Так, если в 2011 году вследствие значительного спроса Китая на ЖРС цена 1 тонны достигала $190, то в течение 2014-2015 годов из-за сокращения сталелитейных мощностей в стране мировые цены на сырье упали практически втрое.

К концу 2015 года тонна сырья на мировом рынке продавалась по цене менее $35 за тонну, что было ниже уровня 2009 года. С начала 2016 года цены начали восстанавливаться, но до конца 2017-го почти не поднимались выше $65 за тонну. Согласно прогнозам аналитиков Morgan Stanley, профицитное состояние мирового рынка сохранится минимум до 2020 года, что обусловит соответствующий низкий уровень цен.

Треть российского ЖРС в 2016 году была отправлена в Китай, крупными покупателями были также Словакия, Украина, Турция и Финляндия (рис. 3).

Рис. 3. Структура экспорта российского ЖРС по странам в 2016 г., %

Источник: Статистика ВЭД.

По данным НПК «Объединенная вагонная компания» (ОВК), за 10 месяцев 2017 года экспорт руды и ЖРС по железной дороге снизился на 10% к аналогичному периоду прошлого года. Как отмечают эксперты ОВК, экспорт продолжил снижаться за счет роста внутреннего потребления отечественными металлургическими заводами, при этом наблюдалось существенное перестраивание грузопотоков. Поставки снизились в первую очередь в Китай (-30%), Словакию (-40%) и Финляндию (-30%). Зато существенно выросли отгрузки в Германию (+80%), Японию (в 3,5 раза) и Сербию (в 6 раз). Отправки в эти страны наращивали Лебединский и Михайловский ГОКи и «Карельский окатыш».

Тенденция падения экспорта ЖРС и руды подтверждается и динамикой их перевалки через порты России. Так, согласно данным АО «Морцентр-ТЭК», объем переработки этого сырья в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего снизился почти на 30%. Падение объемов наблюдалось в портах Новороссийск, Мурманск, Ванино и Большой порт Санкт-Петербург, на которые приходится более 95% объема перевалки этого вида груза (рис. 4).

Рис. 4. Динамика перевалки руды и ЖРС через порты России в 2017 г. (тыс тонн)

Источник: АО «Морцентр-ТЭК».

В настоящее время перевалка ЖРС ведется не только через российские порты, но и через порты Прибалтики и Украины (рис. 5). Кроме того, ЖРС с «Карельского окатыша» частично отправляется через финский порт Коккола.

Рис. 5. Динамика перевалки руды и ЖРС через порты России и сопредельных государств, 2007-2016 гг. (млн тонн)

Источник: ООО «Морстройтехнология».

Но в связи с правительственной установкой «российские грузы – российским портам» экспортеры ЖРС постепенно переориентируют грузопотоки. У «Металлоинвеста» как крупнейшего экспортера ЖРС в этом случае возникает потребность в новых портовых мощностях. О намерении построить новый терминал на территории НМТП мощностью до 10 млн тонн компания заявляла еще в 2014 году, тогда же с НМТП было подписано соглашение о намерениях. Через терминал планировалось отгружать на экспорт окатыши, ГБЖ и чугун в направлении стран Средиземноморского, Азиатско-Тихоокеанского регионов, стран Северной Африки и Ближнего Востока, переключив эти грузопотоки с украинских портов Ильичевск и Южный.

Первоначально терминал предполагалось строить на территории Новороссийского судоремонтного завода (НСРЗ), входящего в состав НМТП. Но в 2016 году НМТП, сообщив о планах стать контролирующим акционером в управляющей компании порта Тамань, также заявил о целесообразности строительства терминала для грузов «Металлоинвеста» в Тамани вместо территории НСРЗ. Как пояснили в компании, вопрос о месте и сроках строительства терминала пока окончательно не решен.

Несмотря на наблюдаемое снижение экспорта ЖРС, в отрасли создаются новые проекты с ориентацией на экспорт. Примером может служить запущенный в прошлом году Кимкано-Сутарский ГОК в Еврейской АО, сырье с которого предназначено для поставок в Китай. Хотя спрос на ЖРС со стороны Китая довольно нестабильный, значительная емкость этого рынка позволяет российским предприятиям рассчитывать на сбыт ЖРС и в среднесрочной перспективе.

Между тем, по прогнозным оценкам экспертов, на период до 2021 года мировой спрос на сырье для производства продукции черной металлургии будет постепенно смещаться из Китая в Индию, США, Японию и страны ЕС. Эти же страны останутся наиболее перспективными для российского экспорта ЖРС.

Морские порты №9 (2017)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Виновники гибели моряков плавучего крана у берегов Крыма в октябре 2016 года получили реальные сроки заключения

Виновники гибели моряков плавучего крана у берегов Крыма в октябре 2016 года получили реальные сроки заключения Краснодарский краевой суд заменил условное наказание на реальные сроки заключения двум бывшим капита...

Юрий Цветков возглавил работу делегации РФ на Встрече министров транспорта Совета Баренцева/Евроарктического региона

Юрий Цветков возглавил работу делегации РФ на Встрече министров транспорта Совета Баренцева/Евроарктического региона В городе Умео, промышленном и университетском центре на севере Швеции, 11-12 сентября прошли меропри...

Российская экономика

Греф призвал Россию готовиться к «сырьевому шоку» на рынке нефти

Греф призвал Россию готовиться к «сырьевому шоку» на рынке нефти России следует готовиться к грядущему «сырьевому шоку» на нефтяном рынке. Такое мнение выразил экс-м...

Литва впервые закупит у России крупную партию СПГ

Литва впервые закупит у России крупную партию СПГ Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из РФ, впервые закупит крупнотоннажну...

Транспортная политика

Юрий Цветков: заявления о сомнении в целесообразности Севморпути политизированы

Юрий Цветков: заявления о сомнении в целесообразности Севморпути политизированы Такое мнение глава Росморречфлота высказал в интервью телеканалу «Россия-24» в рамках Восточного эко...

Юрий Цветков представил доклад о реализации федерального проекта «Внутренние водные пути» на совещании у главы кабмина

Юрий Цветков представил доклад о реализации федерального проекта «Внутренние водные пути» на совещании у главы кабмина Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков представил доклад о хо...

Морские порты

IT-проект ТМТП признан одним из лучших на конкурсе «1С: Проект года»

IT-проект ТМТП признан одним из лучших на конкурсе «1С: Проект года» Проект АО «Туапсинский морской торговый порт» по разработке и внедрению новой системы автоматизации ...

АО «Ростерминалуголь» отгрузило 17 млн тонн угля с начала года

АО «Ростерминалуголь» отгрузило 17 млн тонн угля с начала года По состоянию на 12 сентября АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 17 млн тонн угля с начала 201...




Морской транспорт

Аварийно-спасательное судно «Калас» успешно прошло ходовые испытания

Аварийно-спасательное судно «Калас» успешно прошло ходовые испытания Многофункциональное аварийно-спасательное судно-буксир проекта MPSV12 «Калас», построенное на Невско...

Госдеп нашел доказательства поставок нефти с танкера Adrian Darya 1 в Сирию

Госдеп нашел доказательства поставок нефти с танкера Adrian Darya 1 в Сирию У США есть доказательства того, что иранский танкер Adrian Darya 1 действительно поставил нефть в Си...

Речной транспорт

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бородкин» закрывает Индигирку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бородкин» закрывает Индигирку Завоз грузов в Арктическую зону вступает в завершающую стадию. «Теплоход «Капитан Шадровский» по р.Л...

Нижегородские власти обсуждают возможность запуска пассажирских перевозок по Волге

Нижегородские власти обсуждают возможность запуска пассажирских перевозок по Волге Власти Нижегородской области обсуждают возможность запуска в 2020 году пассажирских   речн...

Ж/Д транспорт

ФГК продлила скидку на предоставление платформ для отправки грузов с Дальнего Востока

ФГК продлила скидку на предоставление платформ для отправки грузов с Дальнего Востока АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) продлевает скидку на предоставление платформ при от...

Чувашский «Сеспель» будет производить танк-контейнеры для перевозки СПГ на основе новой технологии

Чувашский «Сеспель» будет производить танк-контейнеры для перевозки СПГ на основе новой технологии Институт физики прочности и материаловедения СО РАН (Томск) и ЗАО «Чебоксарское предприятие ...

Авто транспорт

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре Об этом журналистам в   кулуарах Восточного экономического форума сообщил директор &n...

Росавтодор: реконструкция трассы Краснодар - Крымский мост ускорит путь на полуостров

Росавтодор: реконструкция трассы Краснодар - Крымский мост ускорит путь на полуостров Проект развития дальних автодорожных подходов к мосту ранее вошел в комплексный план модернизации.

Аналитика

Транспортная политика

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания В Москве 5 июля, накануне Дня работников морского и речного флота, прошло совместное заседание Колле...

Научно-экспертный совет: приоритеты и проблемы

Научно-экспертный совет: приоритеты и проблемы 1 сентября 2001 г. постановлением Правительства РФ была создана Морская коллегия при Правительстве Р...

Морские порты

Мы работаем для моряков

Мы работаем для моряков Одной из ключевых функций, возложенных на капитана морского порта, является выдача дипломов, квалифи...

Транспортный узел «Восточный – Находка»: прошлое и будущее

Транспортный узел «Восточный – Находка»: прошлое и будущее Развитие транспортной системы Дальнего Востока уже многие годы специалисты связывают с транспортным ...

Морской транспорт

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года Совет директоров ПАО «Совкомфлот» рассмотрел результаты работы группы компаний в 2018 году. Год был ...

Речной транспорт

С учетом природных особенностей

С учетом природных особенностей Основные судоходные пути в границах Беломорско-Онежского бассейна это: трасса Беломорско-Балтийского...

На арктических реках началась навигация

На арктических реках началась навигация Администрация осуществляет содержание внутренних водных путей на территории семи самостоятельных бас...




Темы

Инфраструктура / Образование

Путевые заметки: курсанты «Макаровки» о практике на судах СКФ

Путевые заметки: курсанты «Макаровки» о практике на судах СКФ «Совкомфлот» принимает активное участие в образовании курсантов морских вузов, регулярно предоставля...

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Грузовая база

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Безопасность мореплавания

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...