Логистика – королева перевозок

Севморпуть

Оптимальная транспортная логистика вывоза сжиженного природного газа (LNG) на экспорт из порта Сабетта

Вывоз LNG из порта Сабетта планируется газовозами вместимостью 170 тыс. кбм LNG, что соответствует 80-85 тыс. тонн по весу и примерно 1 млн кбм NG. Дедвейт этих судов 85 тыс. тонн при длине 300 м, ширине 50 м и осадке 12,7 м, проектная стоимость $365 млн. Суда рассчитаны для плавания во льдах толщиной до 2,1 метра. Проект финский, судостроители – Республика Корея, заказчик – ОАО «Ямал СПГ». Стоимость аналогичных судов без ледового класса около $160 млн.

Первое судно – т/х «Кристоф де Маржери» – поставлено в 2017 году. Автор транспортного проекта для ОАО «Ямал СПГ» (заказчика судов) – ЦНИИМФ, Санкт-Петербург.

Виталий Збаращенко, начальник Главфлота Минморфлота и заместитель министра морского флота СССР в период 1982-1988 гг., вице-президент Международной академии транспорта

Ставка фрахта

Планируется круглогодичная работа указанных выше газовозов из порта Сабетта на Европу – очевидно, Роттердам или Зебрюгге, – а в летне-осеннее время на Китай/Японию/Корею по Севморпути.

Проектная мощность завода по сжижению газа в порту Сабетта – 16,5 млн тонн в год или 33 млн кбм LNG. Провозная способность одного газовоза вместимостью 170 тыс. кбм LNG при среднем круговом рейсе на Роттердам 19 суток может составить около 3 млн кбм LNG в год. Для обеспечения вывоза всего объема только на Западную Европу на перевозках LNG из Сабетты должно быть задействовано не менее 10 крупнотоннажных газовозов ледового класса вместимостью по 170 тыс. кбм LNG.

Возможность использования таких крупных судов даже в годовалых льдах Обской губы и Карского моря толщиной 2 метра вызывает у специалистов большие сомнения, тем более что ширина этих танкеров значительно превышает ширину действующих (32 метра) и даже проектируемых ледоколов (34 метра). Эта проблема достаточно глубоко исследована в ЦНИИ кораблестроения им. академика Крылова, С.-Петербург. Выводы подтверждают мнение судоводителей о целесообразности пересмотра транспортного проекта в сторону уменьшения размеров танкеров, обеспечивающих круглогодичную работу порта Сабетта.

Не менее убедительно к таким же выводам приводят и соображения обеспечения безопасности мореплавания и защиты окружающей среды, связанные с огромными рисками, формируемыми размерами судов и объемами судовых партий перевозимых опасных грузов в условиях Арктики.

Что касается экономики транспортной логистики проекта, то во имя преодоления 500-мильного ледового плавания из порта Сабетта на Запад, или около 20% общего расстояния до Роттердама, и 1700-2300-мильного ледового плавания в летнее время на Восток, или около 30-40% общего расстояния до Шанхая, заказаны танкеры-газовозы высокого арктического ледового класса стоимостью почти в 2,3 раза выше обычных аналогов без ледового класса. А именно инвестиционная составляющая себестоимости судна будет формировать уровень ставок фрахта, что чрезвычайно важно в условиях ужесточающейся конкуренции на газовом фрахтовом рынке.

Кроме этого, размеры расчетных судов формируют инвестиционные расходы как на строительство подходного 49-км канала к порту Сабетта, так и уровень ежегодного ремонтного черпания на подходном канале и в акватории порта, что в свою очередь будет определять размеры портовых сборов и судовых расходов, покрываемых исключительно фрахтовыми поступлениями.

В результате на свободных ото льда океанских просторах будут носиться бронированные арктические монстры, накручивая на винты арктического класса себестоимость перевозок, что поставит под сомнение конкурентоспособность газового проекта Ямала в целом.

Фидерный флот

В то же время в практике мирового судоходного рынка давно завоевали себе право на жизнь и успешно внедряются магистрально-фидерные транспортно-технологические системы, использующие оптимальные типы и размеры судов на различных участках перемещения товаров.

Наиболее масштабные проекты магистрально-фидерных ТТС реализованы в контейнерных перевозках, где в качестве магистральных контейнеровозов используются суда вместимостью до 20 тыс. TEU, дедвейтом 250-300 тыс. тонн в комбинации с фидерным флотом контейнеровозов вместимостью от 200 до 3000 TEU.

Аналогичная магистрально-фидерная ТТС вполне может обеспечить оптимальное решение транспортной логистики вывоза СПГ из порта Сабетта как с точки зрения экономики, так и минимизации навигационных рисков плавания крупнотоннажных судов в Арктике с ее непредсказуемыми погодными и ледовыми условиями и достаточно проблематичной возможностью на современном уровне развития техники своевременного устранения последствий аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией крупнотоннажного флота.

Суть магистрально-фидерной арктической ТТС в применении к круглогодичному вывозу на экспорт из порта Сабетта ежегодно 16 млн тонн LNG, в том числе на Западную Европу (10 млн тонн) и АТР (6 млн тонн), заключается в использовании двух типов грузовых модулей (танкеров-газовозов LNG 85 Arc7 и LNG 170 Arc0) и двух предарктических портов перевалки, свободных круглый год ото льда с возможностью использования наиболее крупных танкеров-газовозов без ледового класса для доставки LNG конечным получателям.

На западе это может быть глубоководная бухта Териберка (950 миль от порта Сабетта), Кольский залив или порт Печенга и на востоке район мыса Наварин, восточное побережье Камчатки (2700 миль по СМП от порта Сабетта). Для исключения простоев транспортного магистрального и фидерного флота и значительных инвестиционных затрат на строительство для перевалки LNG береговой инфраструктуры в качестве накопителей LNG использовать несамоходные танкеры-газовозы, опыт строительства которых и дополнительная технология перевалки LNG освоены в рамках создания плавучих заводов по сжижению природного газа.

Плавучие газовые терминалы-накопители могут быть построены на будущей «Кольской верфи» ОАО «Новатэк» или на ССЗ «Залив» в Керчи.

В качестве фидерного флота представляется возможным и целесообразным использовать газовозы вместимостью около 85 тыс. кбм LNG, дедвейтом около 45-50 тыс. тонн, класса Arc7, которые будут работать круглогодично только в Арктике на перевозках LNG между портом Сабетта и указанными выше портами перевалки в Териберке и у мыса Наварин, если в результате более глубоких исследований не будут выбраны другие пункты перевалки (Индига, Губа Белушья, порт Беринговский).

Такое решение транспортной логистики в применении к порту Сабетта позволит прежде всего повысить уровень транспортной и финансовой безопасности проекта, значительно снизить нагрузку на ледокольный флот и, соответственно, затраты на использование ледоколов. За счет почти двухметровой разницы в осадках магистральных и фидерных газовозов существенно снижаются инвестиционные затраты и текущие расходы на дноуглубление и ремонтное черпание грунта в акватории порта Сабетта и на подходном канале, а также значительно улучшается ледовая обстановка на подходном канале к порту Сабетта за счет более частого прохода по каналу фидерных газовозов.

Два варианта

Как показывают предварительные результаты сравнительного экономического анализа двух вариантов транспортного проекта, использование магистрально-фидерной ТТС снимает проблему проводки во льдах крупнотоннажных судов (газовозов вместимостью 170 тыс. кбм, дедвейтом 85 тыс. тонн, ледового класса Arc7), ширина которых в полтора раза превышает ширину ледоколов и не менее важную проблему абсурдного использования на чистой воде бронированных арктических газовозов, стоимость постройки которых почти в 2,3 раза превышает инвестиции в аналогичные суда без ледового класса. При расстоянии Сабетта – Роттердам 2700 миль – 500 миль (только 22%) перехода во льдах, при расстоянии Сабетта – Шанхай 5800 миль – только 2300 миль (40%) во льдах.

Для выполнения круглогодичных перевозок на экспорт 16,5 млн тонн СПГ из порта Сабетта, в том числе на Запад 10 млн тонн и на Восток 6 млн тонн, потребуется построить 13 газовозов LNG 170 ледового класса Arc7 общей стоимостью около $4,8 млрд, что в основном соответствует проекту транспортной логистики, принятому к реализации АО «СПГ Ямал».

Для выполнения круглогодичных перевозок тех же объемов перевозок СПГ из порта Сабетта на основе магистрально-фидерной ТТС потребуется построить 8 газовозов LNG 170, но без ледового класса, и 16 фидерных газовозов-челноков LNG 85 Arc7 общей стоимостью около $3,8 млрд с возможностью строительства фидерных газовозов на отечественных верфях. То есть экономия на инвестициях во флот около $1 млрд.

За счет этой экономии инвестиционных средств могут быть построены два плавтерминала вместимостью каждый около 340 тыс. кбм LNG, то есть двойная емкость магистрального газовоза для Териберки и восточного терминала в районе мыса Наварин. Это исключит простои как магистрального, так и фидерного флота.

Стоимость дополнительной перевалки СПГ с фидерных газовозов на магистральные компенсируется более низкой себестоимостью перевозок за счет использования на большей части маршрута более дешевых газовозов LNG 170 без ледового класса и сокращения расходов на ледокольную проводку фидерных газовозов.

Экономика проекта

Кроме экономии по флоту, инвестиции в строительство порта Сабетта за счет уменьшения осадки расчетных судов (фидерных LNG 85) более чем на два метра по сравнению с проектными LNG 170 Arc7 и расходов на ремонтное ежегодное черпание грунта в акватории порта и на подходном канале ($260 и 90 млн соответственно) позволят снизить финансовую нагрузку на проект в целом.

За счет увеличения частоты прохода транспортных судов по подходному каналу к порту Сабетта (почти в два раза) ледовая обстановка на канале практически не потребует его подновления ледоколами, а проводка фидерных газовозов линейными ледоколами будет необходима только на очень сложных участках Центрального и Восточного секторов СМП в зимне-весеннее время.

Но самое главное, магистрально-фидерная ТТС в значительной степени снижает уровень навигационных и экологических рисков проекта «Ямал СПГ» в Арктике, позволяет даже при существующем судостроительном потенциале страны обеспечить строительство фидерных газовозов на отечественных верфях и открывает перспективы использования за пределами Арктики более крупных, а значит, и более дешевых (для фрахтователя) газовозов, чем расчетные газовозы LNG 170.

В 2016 году в Корейской Республике завершено строительство головного газовоза вместимостью 170 тыс. кбм СПГ ледового класса Arc7, который после проведения ледовых испытаний совершил первый транзитный трансарктический рейс по СМП из Норвегии в Корею и после завершения строительства завода и порта Сабетта в конце 2017 года фрахтователи полагают использовать это судно на перевозках сжиженного природного газа (СПГ) из порта Сабетта в составе флота ПАО «Совкомфлот». Еще три таких же газовоза завершают строительство в РК.

Планируется отгружать 80% СПГ на Китай и 20% в Европу с перевалкой в Зебрюгге, Бельгия. Что противоречит планам создания 25 млн рабочих мест в РФ и создает предпосылки для изобретения новых санкций против России путем запрета западными «профсоюзами» стивидорных операций в порту Зебрюгге. Очевидно, что при очень высоких ставках фрахта на бронированных газовозах (Arc7!) при плавании вне Арктики из-за очень дорогостоящего обслуживания кредитных обязательств владельцев газовозов ОАО «Новатэк» планирует строить на западном берегу Кольского залива Кольская верфь для производства шельфовых платформ, плавнакопителей и плавпричалов, связанных с технологиями добычи и производства СПГ, что позволит реализовать проект использования арктических челноков в комбинации с крупнотоннажными газовозами без ледового класса, что успешно реализовано ПАО «Совкомфлот» на перевозках новопортовской нефти из Обской губы.

Морские вести России №18 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике?

Что мешает успешной реализации мегапроектов на Балтике? На этот вопрос эксперты 11-го Международного Балтийского транспортного форума ответят 11 сентября 20...

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое Интенсивность движения автотранспорта по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое, в стуки по нем...

Российская экономика

«НОВАТЭК» попросил освободить от таможенных пошлин оборудование для СПГ-проектов

«НОВАТЭК» обратился к министерствам и ведомствам с предложением освободить от уплаты таможенных пошл...

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений Президент России Владимир Путин поручил ввести мораторий на оказание новых мер государственной подде...

Транспортная политика

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

В китайском Гуанчжоу открылось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту В преддверии заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке рег...

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 13 млн тонн угля. 21 июля 13-миллионная тонна вошла в сос...

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком Летом 2019 года Находкинский морской торговый порт приступил к строительству системы очистных сооруж...




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала

Экосудно с осени задействуют для очистки Байкала Восточно-Сибирское речное пароходство на площадке ремонтно-отстойного пункта «Чертугеевский» (Ир...

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019»

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019» Завершился первый рейс экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019». Теплоход Волжского...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств

Госдума расширила полномочия Минтранса в сфере контроля за весом транспортных средств Госдума во вторник приняла в третьем чтении закон, расширяющий полномочия Министерства транспорта РФ...

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...