Тридцать дней в плену (часть 1)

Пиратство
Тридцать дней в плену (часть 1)

Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.

И вот – новый материал. Его автор, капитан Александр Туваев, записал рассказы побывавших в пиратском плену двух российских моряков. Сегодня публикуем первую часть воспоминаний.

Всему миру на удивление

XXI век ознаменовался не только всплеском терроризма, но и очередным всплеском пиратской активности. Размах пиратской деятельности занял огромную акваторию, под раздачу попали моряки. Все до некоторого момента старались не замечать или не придавать значения пиратским нападениям, они воспринимались как отдельные инциденты на море. Это было где-то там... Но после вала таких инцидентов пришлось призадуматься. В первую очередь судоходным компаниям, затем правительствам государств и ИМО.

О пребывании в плену у пиратов со мной поделились воспоминаниями Виктор и Андрей. По личным соображениям они просили не называть их имен, поэтому имена условные. Но – подчеркиваю – за ними стоят реальные люди. Один находился в плену 10 дней вначале 2000-х годов, другой – около месяца и не так давно. Тем не менее они все помнят, как будто это было вчера.

Итак, сначала слово Андрею.

Район Нигерии, 2017 год. Захват

«Когда долго работаешь без всяких эксцессов в одном районе, чувство опасности притупляется. Даже в таком рисковом регионе, как Гвинейский залив и, в частности, нигерийские воды.

…Утро, сухогруз следует своим курсом, на вахте капитан. С момента отхода прошло менее суток, у него много работы и на первом месте – переписка. Надо давать нотисы, диспетчерские, отчитываться за прошедшую стоянку. От вахты его никто не освободит.

Словом, голова капитана была занята обычными делами, он работал на компьютере и готовил информацию. Периодически подходил к радару, осматривался. На приближающийся катер мог не обратить внимания, даже если бы увидел. Катер был из числа сеплайеров (снабженцев). Мало ли таких в районе. И на наше судно на таких же катерах неоднократно доставлялось снабжение и продукты.

Рядовой состав на палубе; завидев знакомый силуэт катера, моряки сразу пошли встречать его с мыслями: наверное, что-то ранее было заказано на судно, и сейчас заказ наконец доставили. Стояли в районе трапа, ждали. А капитан все работал на компьютере…

Прозрение наступило позже, когда на ничего не подозревавших моряков были направлены стволы автоматов и передернуты затворы. Кто-то произнес шепотом: «Попали…»

Нежданные визитеры легко попали на судно. Даже в балласте у судна борт низкий. Тем из наших моряков, кто увидел непонятную ситуацию, находясь в стороне от места событий, удалось спрятаться. Правда, ненадолго.

А капитан работал, вчитываясь в текст сообщений, ничего не слышал и не видел. Внезапно приставленный к голове ствол заставил его вздрогнуть и оторваться от дела…Судно захвачено!

В плену

Пираты собрали всех в кают-компании, проверили по судовой роли. Под угрозой расстрела плененных членам экипажа, спрятавшимся в машинном отделении, пришлось выйти из укрытия. До экипажа довели инструкцию, что все пересаживаются в катер, однако после небольшого совещания «новым командованием» на судне было решено оставить трех человек. Выбор пал на 2-го помощника капитана, старшего механика и матроса. Чтобы не привлекать внимания и выиграть для себя время, пираты приказали отогнать судно подальше от места событий. (Как мы потом узнали, наша «тройка» с задачей справилась, благополучно довела судно до порта.)

Пока одни пираты производили инструктаж и усаживали в лодку пленников, вторые «зачищали» каюты экипажа. Забирали все более-менее стоящие вещи, не говоря уж о деньгах, технике, украшениях или золотых изделиях.

Направленный автомат Калашникова помог открыться и судовому сейфу с деньгами и документами. Экипаж был послушный, и эксцессов не возникало.

Восемь человек, и меня в том числе, посаженных в катер, на полной скорости повезли в неизвестность.

Места в районе о. Бонни – экваториальные джунгли. Дельта реки имеет множество рукавов, мелких речушек, протоков, болотистых мест и островков, покрытых зарослями. Долго петляли по протокам, затем причалили к берегу.

«Гостиница» для «гостей» была готова. Ею оказалась хижина на сваях у берега, над краем реки. Нас завели туда, объяснять ничего не стали. Закрыли и выставили часового, вооруженного автоматом Калашникова. На полу была солома, на которой мы спали весь последующий месяц.

О каких-то удобствах в виде туалета даже не было разговора. Вон там уголок, а внизу воды реки. Мысли о побеге были отметены сразу и позднее даже не появлялись.

На следующий день капитану дали телефон и приказали сообщить в свою судоходную компанию о захвате. Периодически такие приказы повторялись, пираты говорили, что нужно сказать, а капитан передавал судовладельцам.

Потянулись дни плена. Я бы сказал, что для нас были созданы даже неплохие от ожидаемого условия. Воду доставляли по утрам, можно было умыться. Кормили 2-3 раза в день. Еду привозили в каких-то ведрах. Но тем не менее она была съедобной. Когда кому-то становилось плохо или человек заболевал, без лишних слов приносили лекарства. Оно и понятно: с больным никто возиться не хочет, а если вдруг... – выкуп за таких не заплатят.

Непривычно было ощущать себя в виде товара. Круг тем для разговора быстро исчерпался, главной была мысль, будут за нас платить или нет.

Освобождение

Однажды нас вывели на «свободу», и мы почувствовали: что-то изменилось. Было похоже, стороны договорились, торги или сделка свершились. Нас усадили в лодку, и мы поплыли… Куда? Вскоре всех высадили на берег. На голову надели мешки, подъехала машина, в которой нас потом долго везли в неизвестном направлении. Только ветви зарослей шелестели о борт машины.

Остановились. Нас вывели и привязали к дереву. Мы услышали гул отъезжающей пиратской машины. Тишина. Страх сковывал тело. Что будет дальше?

Было душно, а мешки мешали дышать. Мы думали, что за нами должны приехать, но время тянулось, волнение нарастало, а тишину никто не нарушал. Мы ждали. Давила неизвестность.

Наконец, услышали ободряющий гул машины. Автомобиль приближался, и росла надежда. Когда услышали английскую речь, выдохнули с облегчением.

Приехали агент, местные власти и еще какие-то люди. Нас развязали, дали попить воды и повезли в город.

На этом общение с пиратами закончилось. Нам стало известно, что пираты запрашивали за нас $5 млн, но после месяца торгов согласились на 300 тысяч. Интересно было бы узнать, почему так снизили цену? Но этот вопрос нас волновал уже в последнюю очередь.

Все обошлось благополучно, мы едем домой, нас не били, не пытали, неплохо кормили, давали лекарства и, наконец, целыми и невредимыми отпустили… Порядочные пираты! После получения денег они могли бы поступить и по-другому. Повезло».

Маленький комментарий

От какого-либо анализа поведения моряков в плену Андрей отказался. Как и от рассуждений, почему мог случиться захват. Среди возможных причин – проблема сокращения экипажей судов, существующая, кстати, давным-давно… По сути, визуального наблюдения в момент захвата просто не было.

С капитана, конечно, вина не снимается. Вот он, пресловутый человеческий фактор: беспечность, самоуверенность, халатность…

Или что-то еще?

Окончание следует.

Морской флот №1 (2018)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Порошенко призвал РФ немедленно отпустить задержанных украинских моряков

Порошенко призвал РФ немедленно отпустить задержанных украинских моряков Президент Украины Петр Порошенко потребовал освобождения военных моряков, задержанных российскими по...

Порт Амстердама запускает антидронную систему

Порт Амстердама запускает антидронную систему Система позволит отследить нежелательные летающие объекты на территории порта и более пристально взг...

Российская экономика

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Промсвязьбанк и подписали кредитны...

Россия может нарастить вылов в водах Арктики на 80-100 тыс. тонн

Россия может нарастить вылов в водах Арктики на 80-100 тыс. тонн Для этого необходимы научные исследования, технологии переработки и рынки сбыта.

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов Площадку под строительство терминала посетил 7 декабря в ходе поездки во Владивосток заместитель мин...

ФГУП «Росморпорт» в очередной раз подтвердило уровень высокой прозрачности закупочной деятельности

ФГУП «Росморпорт» в очередной раз подтвердило уровень высокой прозрачности закупочной деятельности ФГУП «Росморпорт» включено в перечень организаций, осуществляющих закупки в соответствии с требовани...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

«Морская Техника» модернизирует экологические станции

«Морская Техника» модернизирует экологические станции Группа компаний «Морская Техника» поставила судовые инсинераторы на экологические станции для нескол...

Ж/Д транспорт

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Транзитные перевозки контейнеров по сети ОАО «РЖД» выросли на треть в январе-ноябре

Транзитные перевозки контейнеров по сети ОАО «РЖД» выросли на треть в январе-ноябре В ноябре 2018 года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения было перевезено 402,7 тыс. контейнеров ...

Авто транспорт

Транзитный транспорт в обход Гудермеса Чеченской Республики пойдет в 2021 году

Транзитный транспорт в обход Гудермеса Чеченской Республики пойдет в 2021 году Строительство второй очереди обхода Гудермеса на трассе Р-217 «Кавказ» в Чечне федеральные дорожники...

В Ленинградской области с опережением графика на год завершена реконструкция участка дороги А-181 «Скандинавия»

В Ленинградской области  с опережением графика на год завершена реконструкция участка дороги А-181 «Скандинавия» В Выборгском районе Ленинградской области ввели в эксплуатацию 13-километровый участок федеральной а...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...