Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Такой флотилии не видел мир

Инфраструктура / Образование
Такой флотилии не видел мир

Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из морских транспортов всех времен и эпох. Вот стремительный, суперсовременный авианесущий крейсер, поодаль в кильватер пристроился танкер, способный принять в свое необъятное чрево несколько сотен тысяч тонн нефти. Рядом с ним подводная лодка из серии «Щук» времен Великой Отечественной войны. Вот еще подлодка, но уже современная, атомная. Еще одна – дизель-электрическая, из серии «Варшавянок». А это что за чудо? Сверкая отливающими на ярком южном солнце белоснежными парусами, рассекает волну парусник времен Христофора Колумба. Его стремится обойти парусный фрегат, из сотен портов которого грозно нацелены орудийные стволы, а возле них в напряженном ожидании застыли фигурки матросов. А вот совсем уж древняя галера с тремя десятками прикованных гребцов-невольников и возвышающимся над ними надсмотрщиком с бичом в руке. Еще «фелюга-долбленка, сделанная руками чуть ли не неандертальца из ствола дерева. Бок о бок с ней шаланда, на которой известный Костя в Одессу кефаль привозил...

Владимир Меланин, собкор, г. Новороссийск

Кто-то скажет – не может быть такой флотилии. Позвольте возразить: может, и еще как! Тысячи новороссийцев любовались и восхищались этим небывалым грандиозным морским парадом. И состоялся он в рамках всероссийских соревнований и выставки по судомоделизму и судомодельному спорту«Кубок Цемесской бухты – 2017», прошедших в просторном мраморном зале Морского университета им. Ф.Ф. Ушакова. Нынешнее мероприятие проводилось в Новороссийске уже во второй раз; первая выставка-соревнование была в 2015 году.

– Мы ожидали большого наплыва участников, поэтому подготовили дополнительные стендовые места, – рассказывает командующий небывалым морским парадом заведующий лабораторией судомоделирования кафедры «Устройство судна» ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, руководитель Федерации судомодельного спорта Краснодарского края, чемпион России и мира по судомоделизму, председатель Новороссийского городского клуба истории флота Александр Сивенцев, – но действительность превзошла все наши ожидания. Свои самые лучшие работы привезли на «Кубок» судомоделисты Краснодарского и Ставропольского краев, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, республик Крым и Карелия, Волгоградской, Самарской, Ростовской областей, Москвы, Санкт-Петербурга. Даже из НДР. Надо сказать, последних с особой теплотой приветствовали и участники выставки-соревнований, и зрители, и многочисленные гости.

С представителем Краснодарского краевого министерства спорта Юлией Романовой мне удалось поговорить не сразу. Улучив минутку, она отмечает:

– У «Кубка Цемесской бухты – 2017» есть еще и статус официального первенства Кубани по судомодельному спорту. Нас очень радует, что судомоделизм стал активно развиваться в нашем крае, и то, что все больше детей, школьников увлекается этим полезным делом. Особенно славится этим город-герой, город-порт Новороссийск, где судомоделизмом занимаются не только одиночки, а целые семейные династии. Судомоделизм полезен еще и тем, что развивает техническое творчество, интерес к мировой и отечественной истории, к истории флота. Уверена, новороссийский «Кубок» послужит дополнительным стимулом развития судомодельного спорта в России.

Среди участников и гостей выставки замечаю высокого, подтянутого мужчину в военной форме. Знакомимся. Геннадий Гуляй, бывший морской офицер, а ныне начальник Новороссийской морской школы ДОСААФ имени Михаила Корницкого.

– Я был и на первой выставке в 2015 году, – говорит он, – но нынешняя еще больше впечатляет. Не только огромным количеством экспонатов, но и сложностью их исполнения. Многие модели действующие. Военному флоту я посвятил много лет, поэтому сразу могу оценить – хороша или плоха та или иная модель. Сам я судомоделизмом не занимаюсь, но увлеченных этим занятием уважаю. Кстати, в нашей школе, которой руковожу, тоже есть кружок судомоделизма, в котором занимаются ребята из ближайших школ города. Радуюсь, что несколько наших моделей здесь представлены.

И еще одна встреча – с человеком, который в кругах новороссийских судомоделистов почитается как живая легенда, патриарх, знаток истории флота. Это Валентин Шикин. Только недавно он передал Александру Сивенцову руководство созданным и выпестованным им, Шикиным, городским клубом истории флота. И что особенно впечатляет, до сего дня 87-летний судомоделист работает над созданием новых моделей. Буквально днями он закончил постройку пяти моделей парусников 1830-х годов, тех, на которых в Цемесскую бухту вошли основатели крепости, а затем поселения и города Новороссийска. Эти парусники, кстати, я тоже видел на выставке в мраморном зале университета. Всего же мастер выставил на суд зрителей и судей 29 своих моделей.

А за 58 лет занятий судомоделизмом из-под умелых рук В. Шикина вышло почти 100 моделей судов и кораблей. Среди них – крейсер «Аврора», атомный ледокол «Ленин», супертанкер «Кубань» (эту модель мастер подарил Николаю Кондратенко, в бытность того губернатором Кубани), пассажирский лайнер «Александр Пушкин», танкеры «Казбек», «Братислава», «София», дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» (вошедшая в строй ВМФ России в 2016 году). Если эти модели изготовлены в масштабе от 1:500 до 1:200, то по случаю награждения Новороссийска золотой звездой города-героя в 1973 году Шикин вместе с курсантами Новороссийской мореходной школы, где он в те годы работал, изготовил два макета торпедных катеров Г-5 №93 и Г-5 № 110. Макеты длиной 6,5 метра смонтировали на автомобилях и возили по городу. Видел их генсек ЦК КПСС Л. Брежнев, находившийся в те дни в Новороссийске для вручения наград городу. Рассказывают, что когда Леонид Ильич увидел одну из этих машин с катером и бойцами на борту, то спросил, кто это в армейской шапке, бушлате и автоматом на груди. «Цезарь Львович Куников, – пояснили генсеку, – тот, который возглавил штурмовой отряд малоземельцев». «Так он жив?» – удивлялся Брежнев. «Нет, это актер, одетый под Куникова». А «актером» тем был Валентин Шикин.

Но и эти модели-макеты были не самыми крупными. Валентин Силантьевич рассказал, что для съемок художественного фильма «Тревожное воскресенье» он построил самый большой макет танкера «Гент» длиной 14,5 метра и весом 3 тонны. На нем-то и полыхал огонь. Киношники сняли макет так, что у зрителей создавалось впечатление, что горит настоящий танкер с нефтью.

О Шикине и его детищах – судомоделях можно говорить много, поэтому для краткости упомяну еще несколько его выставочных работ. Многие посетители подолгу рассматривали модель парусника «12 апостолов». Интересно, что носовая часть корабля выполнена в разрезе по диаметральной плоскости в масштабе 1:50. Сам мастер объяснил свой замысел тем, что хотел показать внутреннее устройство судна эпохи XIX века.

А вот эта модель что-то среднее между судном и самолетом. Почему она представлена здесь, среди морских плавсредств?

– Эта модель первого в мире самолета, – поясняет Шикин. – Летательный аппарат изготовил моряк, капитан первого ранга А. Можайский в 1864 году. Видите – формой самолет напоминает судно, корпус у него скорее всего корабельный, совсем не такой, как у современных самолетов. На самолете Можайского была установлена паровая машина, как на корабле, три деревянных пропеллера, приводившиеся во вращение ременными передачами. Даже детали того самолета напоминали корабельные – киль, шпангоуты, стрингеры, штурвал. Тот первый самолет пролетел всего 145 метров, а при посадке повредил крылья, корпус. Денег на ремонт аппарата у Можайского не было, а правительство и военное ведомство от просьб изобретателя отмахнулись, посчитав это лишней тратой на пустое дело. Через три года Можайский умер, а патент на изобретение самолета получили значительно позже французы братья Райт.

Целую неделю длились судомодельные соревнования. Еще бы, все эти необычные «игрушки» привлекали столько внимания не только детей, но и взрослых, людей почтенного возраста, многие из них были в морской форме. На выставку приходили классами, учебными группами, растекаясь среди стендов и столов с макетами и моделями. Знатоки отмечали, что в экспонатах все исторически выверено, изготовлены они с поражающей трогательностью и каждая, даже самая миниатюрная деталь выполнена с особой точностью и достоверностью. Были здесь работы настоящих «левшей», заставлявших удивляться даже самых завзятых скептиков. Ну как, скажите, можно было поместить в стеклянную бутылку модель парусника с полным парусным оснащением и артиллерийским вооружением? Этот секрет, думаю, никто так и не сумел разгадать.

Привлекало всеобщее внимание то, что многие модели были действующими. Их ходовые возможности изобретатели демонстрировали здесь же, в фонтане итальянского дворика университета, превратившегося на время выставки в некое подобие морской акватории. Соревнования на скорость, быстроту и точность маневров, обгонов, расхождений – все это вызвало бурю восторгов зрителей и, естественно, фиксировалось судьями.

– Очень непросто пришлось нашей судейской команде, – признается главный судья ходовых соревнований Вячеслав Степанов из города Невинномысска Ставропольского края. – Все модели были превосходны, и нелегко было выделить лучшие. Но судьи выносили вердикт, опираясь на собственный профессионализм и опыт былой флотской службы, серьезный и бескомпромиссный подход к мастерству и умению участников соревнований – и молодых, и не очень.

Победителей чествовали громогласными возгласами, грамотами, подарками. Надолго всем запомнится этот своеобразный праздник, когда радость переполняла души, заставляла ликовать от созерцания творчества, красоты, необыкновенного совершенства изделий рук человеческих.

Морской флот №6 (2017)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Всероссийская кают-компания к 90-летию Валентина Пикуля прошла в Москве

Всероссийская кают-компания к 90-летию Валентина Пикуля прошла в Москве В столичном киноконцертном зале «Россия» 13 июля, в день 90-летия В.С.Пикуля, прошла Всероссийская л...

Промысловая добыча снетка в Чудском озере снизится в два раза в 2019 году

Промысловая добыча снетка в Чудском озере снизится в два раза в 2019 году Промысловая добыча снетка (мелкая озерная форма европейской корюшки) в 2019 году в в Чудском...

Российская экономика

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин Федеральный бюджет РФ исполнен в первом половине 2018 года с профицитом в 1,9% ВВП, или 877 млрд...

Орешкин заявил о необходимости максимизации дивидендного потока от госкомпаний

Орешкин заявил о необходимости максимизации дивидендного потока от госкомпаний Дивиденды в размере 50% от чистой прибыли по МСФО из числа российских госкомпаний пока не платят...

Транспортная политика

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы 120-я сессия Совета Международной морской организации (ИМО) прошла со 2 по 6 июля в Лондоне,...

Запуск маршрута «Север - Юг» требует единого оператора и систему тарифов - Абдулатипов

Запуск маршрута «Север - Юг» требует единого оператора и систему тарифов - Абдулатипов Транспортный коридор «Север - Юг», позволяющий переправлять грузы из Индии через Иран, Каспийское мо...

Морские порты

АО «Восточный Порт» пополнило парк пылеуборочной техники

АО «Восточный Порт» пополнило парк пылеуборочной техники АО «Восточный Порт» приобрел два современных пылеуборочных вакуумных погрузчика в рамках реализации ...

Кабмин выдвинул экс-министра Льва Кузнецова в совет директоров НМТП

Кабмин выдвинул экс-министра Льва Кузнецова в совет директоров НМТП Правительство РФ выдвинуло экс-министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова и главу департамен...




Морской транспорт

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике ГК «СКАНЭКС» и крупнейшая российская судоходная компания ПАО «Совкомфлот» на протяжении года развива...

Сухогруз проекта RSD59 «Пола София» спущен сегодня на воду заводом «Красное Сормово»

Сухогруз проекта RSD59 «Пола София» спущен сегодня на воду заводом «Красное Сормово» Завод «Красное Сормово» 12 июля 2018 года спустил на воду третий сухогрузный теплоход проекта RSD59,...

Речной транспорт

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов Псковская природоохранная межрайонная прокуратура требует поднять семь затонувших судов со дна Псков...

Речная навигация началась в Диксоне

Речная навигация началась в Диксоне Речная навигация началась в поселке Диксон в Красноярском крае, самом северном порту России. Теплохо...

Ж/Д транспорт

Главгосэкспертиза одобрила реконструкцию ж/д станции в Приморье для увеличения мощности угольного терминала

Главгосэкспертиза одобрила реконструкцию ж/д станции в Приморье для увеличения мощности угольного терминала Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по проекту реконструкции железнодорожной станции «...

В Карелии сошли с рельсов 15 вагонов грузового поезда

В Карелии сошли с рельсов 15 вагонов грузового поезда В Карелии с рельс сошли 15 вагонов грузового поезда, сообщает пресс-служба МЧС региона.

Авто транспорт

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь Почти 460 тыс. автомобилей проехали по Крымскому мосту за июнь 2018 года, всего за 1,5 месяца работы...

Сборы системы «Платон» в 2018 году планируются на уровне 20 млрд рублей - глава

Сборы системы «Платон» в 2018 году планируются на уровне 20 млрд рублей - глава Сборы системы «Платон», пересчитанные с учетом переноса индексации тарифа с 2018 года на 2019 год, в...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне Оценка деятельности, данная компетентным человеком, всегда воспринимается как наиболее объективная. ...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...