Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Такой флотилии не видел мир

Инфраструктура / Образование
Такой флотилии не видел мир

Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из морских транспортов всех времен и эпох. Вот стремительный, суперсовременный авианесущий крейсер, поодаль в кильватер пристроился танкер, способный принять в свое необъятное чрево несколько сотен тысяч тонн нефти. Рядом с ним подводная лодка из серии «Щук» времен Великой Отечественной войны. Вот еще подлодка, но уже современная, атомная. Еще одна – дизель-электрическая, из серии «Варшавянок». А это что за чудо? Сверкая отливающими на ярком южном солнце белоснежными парусами, рассекает волну парусник времен Христофора Колумба. Его стремится обойти парусный фрегат, из сотен портов которого грозно нацелены орудийные стволы, а возле них в напряженном ожидании застыли фигурки матросов. А вот совсем уж древняя галера с тремя десятками прикованных гребцов-невольников и возвышающимся над ними надсмотрщиком с бичом в руке. Еще «фелюга-долбленка, сделанная руками чуть ли не неандертальца из ствола дерева. Бок о бок с ней шаланда, на которой известный Костя в Одессу кефаль привозил...

Владимир Меланин, собкор, г. Новороссийск

Кто-то скажет – не может быть такой флотилии. Позвольте возразить: может, и еще как! Тысячи новороссийцев любовались и восхищались этим небывалым грандиозным морским парадом. И состоялся он в рамках всероссийских соревнований и выставки по судомоделизму и судомодельному спорту«Кубок Цемесской бухты – 2017», прошедших в просторном мраморном зале Морского университета им. Ф.Ф. Ушакова. Нынешнее мероприятие проводилось в Новороссийске уже во второй раз; первая выставка-соревнование была в 2015 году.

– Мы ожидали большого наплыва участников, поэтому подготовили дополнительные стендовые места, – рассказывает командующий небывалым морским парадом заведующий лабораторией судомоделирования кафедры «Устройство судна» ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, руководитель Федерации судомодельного спорта Краснодарского края, чемпион России и мира по судомоделизму, председатель Новороссийского городского клуба истории флота Александр Сивенцев, – но действительность превзошла все наши ожидания. Свои самые лучшие работы привезли на «Кубок» судомоделисты Краснодарского и Ставропольского краев, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, республик Крым и Карелия, Волгоградской, Самарской, Ростовской областей, Москвы, Санкт-Петербурга. Даже из НДР. Надо сказать, последних с особой теплотой приветствовали и участники выставки-соревнований, и зрители, и многочисленные гости.

С представителем Краснодарского краевого министерства спорта Юлией Романовой мне удалось поговорить не сразу. Улучив минутку, она отмечает:

– У «Кубка Цемесской бухты – 2017» есть еще и статус официального первенства Кубани по судомодельному спорту. Нас очень радует, что судомоделизм стал активно развиваться в нашем крае, и то, что все больше детей, школьников увлекается этим полезным делом. Особенно славится этим город-герой, город-порт Новороссийск, где судомоделизмом занимаются не только одиночки, а целые семейные династии. Судомоделизм полезен еще и тем, что развивает техническое творчество, интерес к мировой и отечественной истории, к истории флота. Уверена, новороссийский «Кубок» послужит дополнительным стимулом развития судомодельного спорта в России.

Среди участников и гостей выставки замечаю высокого, подтянутого мужчину в военной форме. Знакомимся. Геннадий Гуляй, бывший морской офицер, а ныне начальник Новороссийской морской школы ДОСААФ имени Михаила Корницкого.

– Я был и на первой выставке в 2015 году, – говорит он, – но нынешняя еще больше впечатляет. Не только огромным количеством экспонатов, но и сложностью их исполнения. Многие модели действующие. Военному флоту я посвятил много лет, поэтому сразу могу оценить – хороша или плоха та или иная модель. Сам я судомоделизмом не занимаюсь, но увлеченных этим занятием уважаю. Кстати, в нашей школе, которой руковожу, тоже есть кружок судомоделизма, в котором занимаются ребята из ближайших школ города. Радуюсь, что несколько наших моделей здесь представлены.

И еще одна встреча – с человеком, который в кругах новороссийских судомоделистов почитается как живая легенда, патриарх, знаток истории флота. Это Валентин Шикин. Только недавно он передал Александру Сивенцову руководство созданным и выпестованным им, Шикиным, городским клубом истории флота. И что особенно впечатляет, до сего дня 87-летний судомоделист работает над созданием новых моделей. Буквально днями он закончил постройку пяти моделей парусников 1830-х годов, тех, на которых в Цемесскую бухту вошли основатели крепости, а затем поселения и города Новороссийска. Эти парусники, кстати, я тоже видел на выставке в мраморном зале университета. Всего же мастер выставил на суд зрителей и судей 29 своих моделей.

А за 58 лет занятий судомоделизмом из-под умелых рук В. Шикина вышло почти 100 моделей судов и кораблей. Среди них – крейсер «Аврора», атомный ледокол «Ленин», супертанкер «Кубань» (эту модель мастер подарил Николаю Кондратенко, в бытность того губернатором Кубани), пассажирский лайнер «Александр Пушкин», танкеры «Казбек», «Братислава», «София», дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» (вошедшая в строй ВМФ России в 2016 году). Если эти модели изготовлены в масштабе от 1:500 до 1:200, то по случаю награждения Новороссийска золотой звездой города-героя в 1973 году Шикин вместе с курсантами Новороссийской мореходной школы, где он в те годы работал, изготовил два макета торпедных катеров Г-5 №93 и Г-5 № 110. Макеты длиной 6,5 метра смонтировали на автомобилях и возили по городу. Видел их генсек ЦК КПСС Л. Брежнев, находившийся в те дни в Новороссийске для вручения наград городу. Рассказывают, что когда Леонид Ильич увидел одну из этих машин с катером и бойцами на борту, то спросил, кто это в армейской шапке, бушлате и автоматом на груди. «Цезарь Львович Куников, – пояснили генсеку, – тот, который возглавил штурмовой отряд малоземельцев». «Так он жив?» – удивлялся Брежнев. «Нет, это актер, одетый под Куникова». А «актером» тем был Валентин Шикин.

Но и эти модели-макеты были не самыми крупными. Валентин Силантьевич рассказал, что для съемок художественного фильма «Тревожное воскресенье» он построил самый большой макет танкера «Гент» длиной 14,5 метра и весом 3 тонны. На нем-то и полыхал огонь. Киношники сняли макет так, что у зрителей создавалось впечатление, что горит настоящий танкер с нефтью.

О Шикине и его детищах – судомоделях можно говорить много, поэтому для краткости упомяну еще несколько его выставочных работ. Многие посетители подолгу рассматривали модель парусника «12 апостолов». Интересно, что носовая часть корабля выполнена в разрезе по диаметральной плоскости в масштабе 1:50. Сам мастер объяснил свой замысел тем, что хотел показать внутреннее устройство судна эпохи XIX века.

А вот эта модель что-то среднее между судном и самолетом. Почему она представлена здесь, среди морских плавсредств?

– Эта модель первого в мире самолета, – поясняет Шикин. – Летательный аппарат изготовил моряк, капитан первого ранга А. Можайский в 1864 году. Видите – формой самолет напоминает судно, корпус у него скорее всего корабельный, совсем не такой, как у современных самолетов. На самолете Можайского была установлена паровая машина, как на корабле, три деревянных пропеллера, приводившиеся во вращение ременными передачами. Даже детали того самолета напоминали корабельные – киль, шпангоуты, стрингеры, штурвал. Тот первый самолет пролетел всего 145 метров, а при посадке повредил крылья, корпус. Денег на ремонт аппарата у Можайского не было, а правительство и военное ведомство от просьб изобретателя отмахнулись, посчитав это лишней тратой на пустое дело. Через три года Можайский умер, а патент на изобретение самолета получили значительно позже французы братья Райт.

Целую неделю длились судомодельные соревнования. Еще бы, все эти необычные «игрушки» привлекали столько внимания не только детей, но и взрослых, людей почтенного возраста, многие из них были в морской форме. На выставку приходили классами, учебными группами, растекаясь среди стендов и столов с макетами и моделями. Знатоки отмечали, что в экспонатах все исторически выверено, изготовлены они с поражающей трогательностью и каждая, даже самая миниатюрная деталь выполнена с особой точностью и достоверностью. Были здесь работы настоящих «левшей», заставлявших удивляться даже самых завзятых скептиков. Ну как, скажите, можно было поместить в стеклянную бутылку модель парусника с полным парусным оснащением и артиллерийским вооружением? Этот секрет, думаю, никто так и не сумел разгадать.

Привлекало всеобщее внимание то, что многие модели были действующими. Их ходовые возможности изобретатели демонстрировали здесь же, в фонтане итальянского дворика университета, превратившегося на время выставки в некое подобие морской акватории. Соревнования на скорость, быстроту и точность маневров, обгонов, расхождений – все это вызвало бурю восторгов зрителей и, естественно, фиксировалось судьями.

– Очень непросто пришлось нашей судейской команде, – признается главный судья ходовых соревнований Вячеслав Степанов из города Невинномысска Ставропольского края. – Все модели были превосходны, и нелегко было выделить лучшие. Но судьи выносили вердикт, опираясь на собственный профессионализм и опыт былой флотской службы, серьезный и бескомпромиссный подход к мастерству и умению участников соревнований – и молодых, и не очень.

Победителей чествовали громогласными возгласами, грамотами, подарками. Надолго всем запомнится этот своеобразный праздник, когда радость переполняла души, заставляла ликовать от созерцания творчества, красоты, необыкновенного совершенства изделий рук человеческих.

Морской флот №6 (2017)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

На буксире «МБ-1214», стоящем на зимнем отстое в порту Архангельск, обнаружена течь

На буксире «МБ-1214», стоящем на зимнем отстое в порту Архангельск, обнаружена течь На буксире «МБ-1214», стоящем на зимнем отстое без экипажа на борту, обнаружено поступление забортно...

Судно «Андалузия Стар» сняли с мели в порту Санкт-Петербурга

Судно «Андалузия Стар» сняли с мели в порту Санкт-Петербурга Теплоход «Андалузия Стар», следуя с рефгрузом 7000 т в Большой порт Санкт-Петербурга, при входе в Но...

Российская экономика

Субсидирование российских транспортных компаний и пароходств для приобретения судов в кредит и лизинг продлено до 2019 г.

Субсидирование российских транспортных компаний и пароходств для приобретения судов в кредит и лизинг продлено до 2019 г. Вышло постановление Правительства РФ от 21.04.2018 N 483 «О внесении изменений в постановление Прави...

Медведев анонсировал переход РФ к электронной таможне

Медведев анонсировал переход РФ к электронной таможне Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев анонсировал переход страны к электронной таможне. «Рассмотрим ря...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота принял участие в заседании комитета Международной организации труда

Замруководителя Росморречфлота принял участие в заседании комитета Международной организации труда Заместитель руководителя Росморречфлота Александр Пошивай 25 апреля принял участие в работе третьего...

Предложение закрыть реки для российских судов внесут в СНБО Украины

Предложение закрыть реки для российских судов внесут в СНБО Украины Кабинет министров Украины решил внести на рассмотрение в Совет национальной безопасности и обороны п...

Морские порты

Волны высотой до 5 метров ожидаются в Татарском проливе (анимация)

Волны высотой до 5 метров ожидаются в Татарском проливе (анимация) Согласно информации ДВНИГМИ штормовая погода с волнами высотой более 4,5 метров ожидается в Татарско...

«Терминал Астафьева» закупил 18 тыс. литров спецреагента для подавления пыления в порту Находки

«Терминал Астафьева» закупил 18 тыс. литров спецреагента для подавления пыления в порту Находки АО «Терминал Астафьева» в рамках соглашения с властями региона о внедрении современных технологий пы...




Морской транспорт

«Арсагера» подала иск о банкротстве Дальневосточного морского пароходства

«Арсагера» подала иск о банкротстве Дальневосточного морского пароходства Управляющая компания «Арсагера» подала иск о банкротстве Дальневосточного морского пароходства (...

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна Новый инструмент поможет капитании портов, администрации погрузочных терминалов, судовладельцам и гр...

Речной транспорт

Ледоколы приступили к работам по спуску льда в Архангельской области

Ледоколы приступили к работам по спуску льда в Архангельской области Ледоколы «Капитан Чадаев» и «Капитан Евдокимов», принадлежащие ФГУП «Росморпорт», приступили к преду...

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге 25 апреля состоялось торжественное открытие навигации компании «Волжское пароходство» на Верхней Вол...

Ж/Д транспорт

Перешивка ж/д колеи Сахалина на российский стандарт завершится к сентябрю 2019 г. - РЖД

Перешивка ж/д колеи Сахалина на российский стандарт завершится к сентябрю 2019 г. - РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) рассчитывает завершить перешивку старой японской узко...

Власти могут ввести локальные тарифы на железной дороге

Власти могут ввести локальные тарифы на железной дороге Минтранс РФ приступил к разработке постановления правительства, вводящего на железной дороге локальн...

Авто транспорт

Движение по Крымскому мосту откроют во второй половине мая - генподрядчик

Движение по Крымскому мосту откроют во второй половине мая - генподрядчик Движение автомобилей по Крымскому мосту, который свяжет полуостров с материковой Россией, будет откр...

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть Работы по строительству федеральной трассы «Таврида» в Крыму выполнены на 29% и идут по графику...

Аналитика

Транспортная политика

Транспортному комплексу России поставлены задачи

Транспортному комплексу России поставлены задачи 5 марта в Москве в Российском университете транспорта (МИИТ) прошел Всероссийский съезд тран...

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Морские порты

Пионерский, вперед!

Пионерский, вперед! В первый день февраля в городе Пионерском Калининградской области торжественно стартовал процесс стр...

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная В навигацию 2017 года подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта админис...

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...




Темы

Инфраструктура / Образование

Историческому фонду ДВМП – 55 лет!

Историческому фонду ДВМП – 55 лет! Исторический фонд Дальневосточного морского пароходства– важный историко-культурный объект для Дальн...

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Грузовая база

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Безопасность мореплавания

Управление ресурсами мостика

Управление ресурсами мостика 1 января 2017 года закончился переходный период, предусмотренный Правилом I/15 Международной конвенц...

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...