Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Школа элитных кадров

Инфраструктура / Образование
Школа элитных кадров

Лет тридцать назад в одном американском морском журнале промелькнула информация с восхитительным отзывом о кадрах рядового состава, подготавливаемых в морской школе Новороссийска. В конце заметки автор приписал: «Нам бы такую систему подготовки отличных судовых специалистов». Недавно выяснил еще одну интересную деталь, касающуюся Новороссийской мореходки.

Как рассказал Борис Георгиевич Титов, заместитель директора НМШ по учебно-производственной работе в 1967-1977 годах, редкий год обходился без приема гостей из США, стран Европы. И все восхищались отличной учебно-производственной базой школы, организацией практики, условиями жизни курсантов, воспитанием будущих моряков.

Владимир Меланин, г. Новороссийск

Решение Сыченикова

Начиналось же все ровно 50 лет назад. Когда в 1964 году в составе Черноморского морского пароходства было создано управление нефтеналивного флота с центром в Новороссийске, тут же задумались и о подготовке кадров для эксплуатировавшихся и вновь строившихся танкеров. Если ОВИМУ еще как-то обеспечивало флот комсоставом, то с подготовкой рядовых было труднее. И вот Орест Александрович Сычеников, первый начальник Новороссийского морского пароходства, подал идею организации при пароходстве своей мореходной школы для подготовки рядового плавсостава.

Все, кто знал Сыченикова, работал под его началом, удивлялись его работоспособности. Каждый день он начинал с обхода многочисленных стройплощадок. Строилось же тогда много: причалы, нефтебазы Грушовая и Шесхарис, здание управления пароходства, жилье для моряков, Дворец культуры пароходства. И не было, конечно, дня, когда бы Орест Александрович не побывал на строительстве комплекса мореходной школы. Здесь ударными темпами возводили учебно-производственный корпус, клуб, столовую, котельную, спальные корпуса, учебные мастерские. Руководитель хорошо понимал в строительном деле, не терпел халтуры, поэтому строители вновь созданного треста «Новороссийскморстрой» трудились на совесть и объекты моршколы, как, впрочем, и все другие, сдали в срок и с высоким качеством.

Выпускники помнят

Первых курсантов мореходка приняла в декабре 1967 года. Учебно-производственная база еще не была готова, поэтому занятия проводились во временно приспособленных помещениях. Вот так вспоминает то время курсант первого набора, а ныне пенсионер, ветеран НМП, 39 лет проработавший в компании, Николай Васильевич Анищенко:

– Жили мы на плавучей брандвахте. Теснота была ужасная, кровати располагались в два яруса, проход еле позволял боком разминуться двоим человекам. Занимались на соседней учебной брандвахте, также пришвартованной рядом с морвокзалом. Несколько классов было во Дворце культуры пароходства. Помню, зимой, в холод к причалу швартуют теплоход, а мы в трико, тельняшках на причале занимаемся физзарядкой. Пассажиры удивленно смотрят на нас: кто, мол, такие, почему раздетые в такой холод? А нам все нипочем, машем руками, ногами, скачем, прыгаем, что-то кричим. Веселье из нас так и брызжет. Потом на занятия, а после обед и… строем, опять же с песнями, на стройку школьного комплекса. Благоустройство, считай, выполнили собственными силами, прокладывали дорожки между строящимися зданиями и будущими клумбами. По очереди, группами, выезжали за город, вручную копали дерн для стадиона. Кроме этого помогали строить корпуса НВИМУ, базы отдыха «Моряк» в Сухой Щели на берегу моря. В самом начале несколько человек, не выдержав такого ритма жизни, забрали документы, поняв, что это не для них. Но таких было мало. Я, к примеру, по окончании мореходки работал на судах «Новошипа» 39 лет. Награжден орденом Трудовой Славы, золотым знаком пароходства, имею звание почетного работника Минморфлота.

А вот Самвел Гамлетович Петросян вовсе не склонен был посвящать свою жизнь морю, но случилось так, что, не пройдя по конкурсу в тбилисский вуз, случайно оказался у родственников в Новороссийске. И по совету поступил в мореходную школу.

– Думал, получу корочки моториста-электрика, – вспоминает сейчас Самвел Петросян, – года три-четыре поплаваю, мир посмотрю, заграничных шмоток привезу и на берег спишусь, уеду на родину, в свой Тбилисо, устроюсь, имея такие специальности.

На первых порах к занятиям относился с прохладцей. Но постепенно, сам не заметил, втянулся в учебу. Преподаватели у нас оказались классные, интересно стало учиться. В итоге окончил школу с отличием и попал в число 10% выпускников, имевших право, сдав один экзамен, поступить в НВИМУ, которое к тому времени уже открылось в Новороссийске. Но семена интереса к морю, флотской жизни, посеянные в наших душах преподавателями, дали всходы. Я с нетерпением ждал выхода в море. И вот мой первый загранрейс, потом еще, еще и еще… Так незаметно пролетели 34 года. Теперь я уже не моторист и электрик, а электромеханик, заочно окончил Новороссийскую морскую академию. И все эти годы работал на судах «Новошипа». Считаю, что жизнь моя состоялась, а путевку в нее мне дала наша мореходная школа.

Еще одна судьба, неразрывно связанная с Новороссийской мореходкой. Сергей Иванович Москалев – один из курсантов первого набора, на собственной шкуре, по его выражению, познавший все тяготы и радости становления флотского характера. Жил и учился на брандвахте, вместе со всеми строил мореходку. Вся его дальнейшая жизнь – пример честного служения родной компании – «Новошипу». Учеба в НВИМУ, работа начальником радиостанции на судах пароходства.

Капитан Волошин

Этот рассказ о Новороссийской мореходной школе был бы неполным, если бы я не вспомнил о замечательном руководителе этого учебного заведения. Первым начальником школы по рекомендации О.А. Сыченикова был назначен капитан Борис Иванович Волошин – человек, вложивший в школу и жизнь, и душу, и сердце. Это был не просто начальник, директор, а родной отец, учитель, воспитатель для каждого курсанта, для каждого педагога.

Вот как вспоминает первого начальника школы выпускник НМШ 1970 года, а потом помполит этой же школы Всеволод Леонидович Розум:

– Очень сильный, опытный и мудрый был руководитель наш Борис Иванович. Подобрал отличную команду педагогов, воспитателей. Он уделял внимание не только профессиональной учебе курсантов, но и их культурному, спортивному и патриотическому воспитанию. Волошину полностью принадлежит заслуга в том, что при нем наша мореходная школа была признана лучшей среди всех 15 мореходок СССР. Заявки на наших выпускников поступали со всех пароходств страны, даже от иностранных судовых компаний.

А вот как однажды на одной из встреч в НМШ о ней говорил О.А. Сычеников:

– Новороссийцы первыми в стране сделали новый шаг в подготовке рядовых специалистов, внедрив не годовой, а ступенчатый метод подготовки выпускников – квартальный и семимесячный. Это было и есть лучшее в системе Министерства морского флота СССР учебное заведение.

Всего НМШ подготовила для флота почти 12 тыс. специалистов рядового состава – матросов, мотористов, турбинистов, электриков, донкерманов, водолазов. Удостоверение выпускника Новороссийской мореходки было лучшей рекомендацией для зачисления в любой судовой экипаж. Здесь учили не только рабочей профессии, но и творчеству, постижению прекрасного, возвышенного.

По городу идет оркестр

В НМШ был лучший духовой оркестр среди всех учебных заведений страны. Вот как об этом вспоминает выпускник школы 1975 года Александр Владимирович Коваль:

– В 1974 году в Краснодаре проходил заключительный тур смотра оркестров среди учебных заведений страны. В него вышли оркестры нашей мореходки и Ейского высшего авиационного училища. Наши ребята, конечно, понимали, что с такими соперниками бороться трудно. Еще бы, летчиков учат 5 лет, а нас только один год, и навыки игры у авиаторов, конечно, больше. Но решили не сдаваться и победили. Помню, когда мы в звании лучшего духового оркестра проходили, играя, по центру Краснодара, то на улицу высыпал, казалось, весь город. Нас встречали, как космонавтов, забрасывали цветами. А потом мы часа три играли в городском парке. После этого с концертами, как победители всесоюзного смотра, мы выезжали в другие города, были приглашены на съезд профсоюзов морской отрасли, играли не только на самом съезде, но и на улицах и в парках Москвы: морская форма, белые фуражки, перчатки, осанка, выправка ребят. Это было здорово!

Нельзя не вспомнить и еще немаловажный факт. В мореходке была своя судомодельная мастерская, где под руководством энтузиаста-судомоделиста, человека, беззаветно любящего людей и море, Валентина Силантьевича Шикина курсанты постигали секреты изготовления судовых моделей. Их силами было создано 85 моделей судов абсолютно всех типов – танкеров, сухогрузов, линкоров, крейсеров, подлодок. Потом эти модели составили основную экспозицию пароходского музея.

Х       Х      Х

К большому сожалению, от всего этого сегодня остались только воспоминания. Нет уже ни музея, ни самой мореходной школы. Она как учебное заведение прекратила свое существование и работу вместе с развалом Советского Союза. Не приходили больше заявки на подготовку специалистов из бывших советских республик, Прибалтики, Грузии, Украины, Азербайджана, Туркмении. Школа закрылась, и сегодня там готовят специалистов для флота по специальным заявкам. Но такое случается нечасто. Слава Новороссийской мореходки осталась в прошлом, в воспоминаниях тех, кто там в свое время учился и работал. А в бывших корпусах школы сейчас офисы различных компаний. Теперь иные времена – иные и нравы, и запросы.

Морские вести России №2 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Ракетный фрегат «Адмирал Макаров» прошел Ла-Манш под присмотром британского тральщика

Ракетный фрегат «Адмирал Макаров» прошел Ла-Манш под присмотром британского тральщика Британский минный тральщик Hurworth проследил за прохождением через пролив Ла-Манш новейшего фрегата...

Член экипажа траулера «Капитан Кайзер» скончался на борту судна

Член экипажа траулера «Капитан Кайзер» скончался на борту судна В Беринговом море на БМРТ «Капитан Кайзер»  скончался член экипажа. Видимых признаков наси...

Российская экономика

Инвесторы из КНР проявляют большой интерес к созданию инфраструктуры Севморпути - Трутнев

Инвесторы из КНР проявляют большой интерес к созданию инфраструктуры Севморпути - Трутнев Компании и инвесторы из Китая проявляют большой интерес к проектам строительства инфраструктуры Севе...

ЦБ РФ зарегистрировал допвыпуск акций Амурского судозавода в пользу ОСК на 2 млрд рублей

ЦБ РФ зарегистрировал допвыпуск акций Амурского судозавода в пользу ОСК на 2 млрд рублей Банк России зарегистрировал дополнительный выпуск акций ПАО «Амурский судостроительный завод» (А...

Транспортная политика

США ввели санкции против двух российских судоходных компаний

США ввели санкции против двух российских судоходных компаний Вашингтон заблокировал российские активы в США на сотни миллионов долларов, сообщила замглавы Минфин...

КНР не обозначила позицию по МТК в Приморье, возможна смена логистической модели - Трутнев

КНР не обозначила позицию по МТК в Приморье, возможна смена логистической модели - Трутнев Китай пока не обозначил четкой позиции по проектам модернизации действующих международных транспортн...

Морские порты

Сотрудники АО «Ростерминалуголь» приняли участие в экологической акции

Сотрудники АО «Ростерминалуголь» приняли участие в экологической акции Сотрудники АО «Ростерминалуголь» приняли участие в акции «Чистый берег», которая прошла в субботу в ...

Универсальный перегрузочный комплекс инвестирует в развитие 226 млн рублей первом полугодии 2018 года

Универсальный перегрузочный комплекс инвестирует в развитие 226 млн рублей первом полугодии 2018 года В первом полугодии 2018 года инвестиции ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» в развитие состав...




Морской транспорт

Maersk произведет пробную доставку грузов через Северный морской путь

Maersk произведет пробную доставку грузов через Северный морской путь Крупнейшая в мире судоходная компания, занимающаяся контейнерными перевозками, Maersk намерена совер...

Долг Мурманского пароходства за услуги, оказанные «Клавдии Еланской», уже превысил 2 млн руб.

Долг Мурманского пароходства за услуги, оказанные «Клавдии Еланской», уже превысил 2 млн руб. «Клавдия Еланская» – последний выживший реликт регулярного морского пассажирского сообщения на Кольс...

Речной транспорт

«Морская Техника» представила программу модернизации СПК в Амурском бассейне

«Морская Техника» представила программу модернизации СПК в Амурском бассейне Компания «Морская Техника» предложила разработку и реализацию совместной программы по модернизации с...

Речники Обь-Иртышского бассейна обеспечили доступ к удаленному поселку в Арктической зоне ЯНАО

Речники Обь-Иртышского бассейна обеспечили доступ к удаленному поселку в Арктической зоне ЯНАО Специалисты ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» обеспечили воднотран...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана АО «НПК «Уралвагонзавод» по итогам первого полугодия 2018 года реализовало 7865 грузовых вагонов, в ...

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм Дальневосточная железная дорога предупредила сахалинских собственников железнодорожных путей необщег...

Авто транспорт

Более 2 млн машин проехали по Крымскому мосту с момента его открытия

Более 2 млн машин проехали по Крымскому мосту с момента его открытия Более 2 млн машин проехало по автомобильной дороге через Керченский пролив со времени открытия Крымс...

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...