Школа элитных кадров

Инфраструктура / Образование
Школа элитных кадров

Лет тридцать назад в одном американском морском журнале промелькнула информация с восхитительным отзывом о кадрах рядового состава, подготавливаемых в морской школе Новороссийска. В конце заметки автор приписал: «Нам бы такую систему подготовки отличных судовых специалистов». Недавно выяснил еще одну интересную деталь, касающуюся Новороссийской мореходки.

Как рассказал Борис Георгиевич Титов, заместитель директора НМШ по учебно-производственной работе в 1967-1977 годах, редкий год обходился без приема гостей из США, стран Европы. И все восхищались отличной учебно-производственной базой школы, организацией практики, условиями жизни курсантов, воспитанием будущих моряков.

Владимир Меланин, г. Новороссийск

Решение Сыченикова

Начиналось же все ровно 50 лет назад. Когда в 1964 году в составе Черноморского морского пароходства было создано управление нефтеналивного флота с центром в Новороссийске, тут же задумались и о подготовке кадров для эксплуатировавшихся и вновь строившихся танкеров. Если ОВИМУ еще как-то обеспечивало флот комсоставом, то с подготовкой рядовых было труднее. И вот Орест Александрович Сычеников, первый начальник Новороссийского морского пароходства, подал идею организации при пароходстве своей мореходной школы для подготовки рядового плавсостава.

Все, кто знал Сыченикова, работал под его началом, удивлялись его работоспособности. Каждый день он начинал с обхода многочисленных стройплощадок. Строилось же тогда много: причалы, нефтебазы Грушовая и Шесхарис, здание управления пароходства, жилье для моряков, Дворец культуры пароходства. И не было, конечно, дня, когда бы Орест Александрович не побывал на строительстве комплекса мореходной школы. Здесь ударными темпами возводили учебно-производственный корпус, клуб, столовую, котельную, спальные корпуса, учебные мастерские. Руководитель хорошо понимал в строительном деле, не терпел халтуры, поэтому строители вновь созданного треста «Новороссийскморстрой» трудились на совесть и объекты моршколы, как, впрочем, и все другие, сдали в срок и с высоким качеством.

Выпускники помнят

Первых курсантов мореходка приняла в декабре 1967 года. Учебно-производственная база еще не была готова, поэтому занятия проводились во временно приспособленных помещениях. Вот так вспоминает то время курсант первого набора, а ныне пенсионер, ветеран НМП, 39 лет проработавший в компании, Николай Васильевич Анищенко:

– Жили мы на плавучей брандвахте. Теснота была ужасная, кровати располагались в два яруса, проход еле позволял боком разминуться двоим человекам. Занимались на соседней учебной брандвахте, также пришвартованной рядом с морвокзалом. Несколько классов было во Дворце культуры пароходства. Помню, зимой, в холод к причалу швартуют теплоход, а мы в трико, тельняшках на причале занимаемся физзарядкой. Пассажиры удивленно смотрят на нас: кто, мол, такие, почему раздетые в такой холод? А нам все нипочем, машем руками, ногами, скачем, прыгаем, что-то кричим. Веселье из нас так и брызжет. Потом на занятия, а после обед и… строем, опять же с песнями, на стройку школьного комплекса. Благоустройство, считай, выполнили собственными силами, прокладывали дорожки между строящимися зданиями и будущими клумбами. По очереди, группами, выезжали за город, вручную копали дерн для стадиона. Кроме этого помогали строить корпуса НВИМУ, базы отдыха «Моряк» в Сухой Щели на берегу моря. В самом начале несколько человек, не выдержав такого ритма жизни, забрали документы, поняв, что это не для них. Но таких было мало. Я, к примеру, по окончании мореходки работал на судах «Новошипа» 39 лет. Награжден орденом Трудовой Славы, золотым знаком пароходства, имею звание почетного работника Минморфлота.

А вот Самвел Гамлетович Петросян вовсе не склонен был посвящать свою жизнь морю, но случилось так, что, не пройдя по конкурсу в тбилисский вуз, случайно оказался у родственников в Новороссийске. И по совету поступил в мореходную школу.

– Думал, получу корочки моториста-электрика, – вспоминает сейчас Самвел Петросян, – года три-четыре поплаваю, мир посмотрю, заграничных шмоток привезу и на берег спишусь, уеду на родину, в свой Тбилисо, устроюсь, имея такие специальности.

На первых порах к занятиям относился с прохладцей. Но постепенно, сам не заметил, втянулся в учебу. Преподаватели у нас оказались классные, интересно стало учиться. В итоге окончил школу с отличием и попал в число 10% выпускников, имевших право, сдав один экзамен, поступить в НВИМУ, которое к тому времени уже открылось в Новороссийске. Но семена интереса к морю, флотской жизни, посеянные в наших душах преподавателями, дали всходы. Я с нетерпением ждал выхода в море. И вот мой первый загранрейс, потом еще, еще и еще… Так незаметно пролетели 34 года. Теперь я уже не моторист и электрик, а электромеханик, заочно окончил Новороссийскую морскую академию. И все эти годы работал на судах «Новошипа». Считаю, что жизнь моя состоялась, а путевку в нее мне дала наша мореходная школа.

Еще одна судьба, неразрывно связанная с Новороссийской мореходкой. Сергей Иванович Москалев – один из курсантов первого набора, на собственной шкуре, по его выражению, познавший все тяготы и радости становления флотского характера. Жил и учился на брандвахте, вместе со всеми строил мореходку. Вся его дальнейшая жизнь – пример честного служения родной компании – «Новошипу». Учеба в НВИМУ, работа начальником радиостанции на судах пароходства.

Капитан Волошин

Этот рассказ о Новороссийской мореходной школе был бы неполным, если бы я не вспомнил о замечательном руководителе этого учебного заведения. Первым начальником школы по рекомендации О.А. Сыченикова был назначен капитан Борис Иванович Волошин – человек, вложивший в школу и жизнь, и душу, и сердце. Это был не просто начальник, директор, а родной отец, учитель, воспитатель для каждого курсанта, для каждого педагога.

Вот как вспоминает первого начальника школы выпускник НМШ 1970 года, а потом помполит этой же школы Всеволод Леонидович Розум:

– Очень сильный, опытный и мудрый был руководитель наш Борис Иванович. Подобрал отличную команду педагогов, воспитателей. Он уделял внимание не только профессиональной учебе курсантов, но и их культурному, спортивному и патриотическому воспитанию. Волошину полностью принадлежит заслуга в том, что при нем наша мореходная школа была признана лучшей среди всех 15 мореходок СССР. Заявки на наших выпускников поступали со всех пароходств страны, даже от иностранных судовых компаний.

А вот как однажды на одной из встреч в НМШ о ней говорил О.А. Сычеников:

– Новороссийцы первыми в стране сделали новый шаг в подготовке рядовых специалистов, внедрив не годовой, а ступенчатый метод подготовки выпускников – квартальный и семимесячный. Это было и есть лучшее в системе Министерства морского флота СССР учебное заведение.

Всего НМШ подготовила для флота почти 12 тыс. специалистов рядового состава – матросов, мотористов, турбинистов, электриков, донкерманов, водолазов. Удостоверение выпускника Новороссийской мореходки было лучшей рекомендацией для зачисления в любой судовой экипаж. Здесь учили не только рабочей профессии, но и творчеству, постижению прекрасного, возвышенного.

По городу идет оркестр

В НМШ был лучший духовой оркестр среди всех учебных заведений страны. Вот как об этом вспоминает выпускник школы 1975 года Александр Владимирович Коваль:

– В 1974 году в Краснодаре проходил заключительный тур смотра оркестров среди учебных заведений страны. В него вышли оркестры нашей мореходки и Ейского высшего авиационного училища. Наши ребята, конечно, понимали, что с такими соперниками бороться трудно. Еще бы, летчиков учат 5 лет, а нас только один год, и навыки игры у авиаторов, конечно, больше. Но решили не сдаваться и победили. Помню, когда мы в звании лучшего духового оркестра проходили, играя, по центру Краснодара, то на улицу высыпал, казалось, весь город. Нас встречали, как космонавтов, забрасывали цветами. А потом мы часа три играли в городском парке. После этого с концертами, как победители всесоюзного смотра, мы выезжали в другие города, были приглашены на съезд профсоюзов морской отрасли, играли не только на самом съезде, но и на улицах и в парках Москвы: морская форма, белые фуражки, перчатки, осанка, выправка ребят. Это было здорово!

Нельзя не вспомнить и еще немаловажный факт. В мореходке была своя судомодельная мастерская, где под руководством энтузиаста-судомоделиста, человека, беззаветно любящего людей и море, Валентина Силантьевича Шикина курсанты постигали секреты изготовления судовых моделей. Их силами было создано 85 моделей судов абсолютно всех типов – танкеров, сухогрузов, линкоров, крейсеров, подлодок. Потом эти модели составили основную экспозицию пароходского музея.

Х       Х      Х

К большому сожалению, от всего этого сегодня остались только воспоминания. Нет уже ни музея, ни самой мореходной школы. Она как учебное заведение прекратила свое существование и работу вместе с развалом Советского Союза. Не приходили больше заявки на подготовку специалистов из бывших советских республик, Прибалтики, Грузии, Украины, Азербайджана, Туркмении. Школа закрылась, и сегодня там готовят специалистов для флота по специальным заявкам. Но такое случается нечасто. Слава Новороссийской мореходки осталась в прошлом, в воспоминаниях тех, кто там в свое время учился и работал. А в бывших корпусах школы сейчас офисы различных компаний. Теперь иные времена – иные и нравы, и запросы.

Морские вести России №2 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

ФАС предписала Росрыболовству устранить нарушение при распределении квот на вылов рыбы в зоне Японии

ФАС предписала Росрыболовству устранить нарушение при распределении квот на вылов рыбы в зоне Японии Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ выдала Росрыболовству предписание устранить нару...

«Чкаловская судоверфь» выплатила работникам почти половину долга по зарплате

«Чкаловская судоверфь» выплатила работникам почти половину долга по зарплате Задолженность предприятия сократилась до 5,5 млн рублей.

Российская экономика

Академик РАН: никакого экономического роста в России нет уже 10 лет

Академик РАН: никакого экономического роста в России нет уже 10 лет Член президиума РАН, академик Роберт Нигматуллин подверг критике руководство и правительство России ...

Около 300 сотрудников Амурского судостроительного завода сократят до конца мая

Около 300 сотрудников Амурского судостроительного завода сократят до конца мая В пресс-службе предприятия также подчеркнули, что под сокращение не попадет основной персонал завода...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Изменение сведений о морском порте Оля в Реестре морских портов Российской Федерации

Изменение сведений о морском порте Оля в Реестре морских портов Российской Федерации В соответствии с распоряжением Росморречфлота от 08.11.2018 № НЖ-389-р внесены изменения в сведения ...

Ванинский порт перешел на зимний режим работы

Ванинский порт перешел на зимний режим работы В Ванинском морском торговом порту проводятся мероприятия по предотвращению угольного пыления в холо...




Морской транспорт

Решения и сервис ABB для ледоколов «Газпром нефти»

Решения и сервис ABB для ледоколов «Газпром нефти» «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» оборудованы пропульсивной системой ABB – Azipod®, которая...

Заказчик получит «Виктора Черномырдина» до конца сентября 2019 года

Заказчик получит «Виктора Черномырдина» до конца сентября 2019 года Адмиралтейские верфи планируют сдать ФГУП «Росморпорт» дизель-электрический ледокол проекта 22600 «В...

Речной транспорт

Якутский мороз – «соавтор» уникальной технологии обеспечения судоремонта и подготовки флота в Ленском бассейне

Якутский мороз – «соавтор» уникальной технологии обеспечения судоремонта и подготовки флота в Ленском бассейне Республика Саха (Якутия), одно из самых суровых мест планеты, где постоянно живут и работают...

Два причала для межрегиональных речных круизов построят в Ленинградской области в 2019 г.

Два причала для межрегиональных речных круизов построят  в Ленинградской области в 2019 г. Строительство двух новых причалов для пассажирских судов начнется весной 2019 года в Киришах и Невск...

Ж/Д транспорт

Перевозки пассажиров двухэтажными поездами выросли почти на 37% в 2018 году

Перевозки пассажиров двухэтажными поездами выросли почти на 37% в 2018 году В 2018 году двухэтажными поездами АО «ФПК» (дочернее общество ОАО "РЖД") воспользо...

Группа FESCO запускает поезд с юго-востока Китая в Москву через Монголию

Группа FESCO запускает поезд с юго-востока Китая в Москву через Монголию Транспортная группа FESCO (головная компания - ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (MO...

Авто транспорт

Первую очередь трассы «Таврида» в Крыму будут открывать поэтапно с 29 по 31 декабря

Первую очередь трассы «Таврида» в Крыму будут открывать   поэтапно с 29 по 31 декабря Движение транспорта по двум полосам трассы «Таврида» на 190-километровом участке от Керчи до Симферо...

На заседании Коллегии Росавтодора подведены предварительные итоги дорожного сезона

На заседании Коллегии Росавтодора подведены предварительные итоги дорожного сезона Глава Росавтодора Андрей Костюк провел заседание Коллегии Федерального дорожного агентства по резуль...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...