Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Школа элитных кадров

Инфраструктура / Образование
Школа элитных кадров

Лет тридцать назад в одном американском морском журнале промелькнула информация с восхитительным отзывом о кадрах рядового состава, подготавливаемых в морской школе Новороссийска. В конце заметки автор приписал: «Нам бы такую систему подготовки отличных судовых специалистов». Недавно выяснил еще одну интересную деталь, касающуюся Новороссийской мореходки.

Как рассказал Борис Георгиевич Титов, заместитель директора НМШ по учебно-производственной работе в 1967-1977 годах, редкий год обходился без приема гостей из США, стран Европы. И все восхищались отличной учебно-производственной базой школы, организацией практики, условиями жизни курсантов, воспитанием будущих моряков.

Владимир Меланин, г. Новороссийск

Решение Сыченикова

Начиналось же все ровно 50 лет назад. Когда в 1964 году в составе Черноморского морского пароходства было создано управление нефтеналивного флота с центром в Новороссийске, тут же задумались и о подготовке кадров для эксплуатировавшихся и вновь строившихся танкеров. Если ОВИМУ еще как-то обеспечивало флот комсоставом, то с подготовкой рядовых было труднее. И вот Орест Александрович Сычеников, первый начальник Новороссийского морского пароходства, подал идею организации при пароходстве своей мореходной школы для подготовки рядового плавсостава.

Все, кто знал Сыченикова, работал под его началом, удивлялись его работоспособности. Каждый день он начинал с обхода многочисленных стройплощадок. Строилось же тогда много: причалы, нефтебазы Грушовая и Шесхарис, здание управления пароходства, жилье для моряков, Дворец культуры пароходства. И не было, конечно, дня, когда бы Орест Александрович не побывал на строительстве комплекса мореходной школы. Здесь ударными темпами возводили учебно-производственный корпус, клуб, столовую, котельную, спальные корпуса, учебные мастерские. Руководитель хорошо понимал в строительном деле, не терпел халтуры, поэтому строители вновь созданного треста «Новороссийскморстрой» трудились на совесть и объекты моршколы, как, впрочем, и все другие, сдали в срок и с высоким качеством.

Выпускники помнят

Первых курсантов мореходка приняла в декабре 1967 года. Учебно-производственная база еще не была готова, поэтому занятия проводились во временно приспособленных помещениях. Вот так вспоминает то время курсант первого набора, а ныне пенсионер, ветеран НМП, 39 лет проработавший в компании, Николай Васильевич Анищенко:

– Жили мы на плавучей брандвахте. Теснота была ужасная, кровати располагались в два яруса, проход еле позволял боком разминуться двоим человекам. Занимались на соседней учебной брандвахте, также пришвартованной рядом с морвокзалом. Несколько классов было во Дворце культуры пароходства. Помню, зимой, в холод к причалу швартуют теплоход, а мы в трико, тельняшках на причале занимаемся физзарядкой. Пассажиры удивленно смотрят на нас: кто, мол, такие, почему раздетые в такой холод? А нам все нипочем, машем руками, ногами, скачем, прыгаем, что-то кричим. Веселье из нас так и брызжет. Потом на занятия, а после обед и… строем, опять же с песнями, на стройку школьного комплекса. Благоустройство, считай, выполнили собственными силами, прокладывали дорожки между строящимися зданиями и будущими клумбами. По очереди, группами, выезжали за город, вручную копали дерн для стадиона. Кроме этого помогали строить корпуса НВИМУ, базы отдыха «Моряк» в Сухой Щели на берегу моря. В самом начале несколько человек, не выдержав такого ритма жизни, забрали документы, поняв, что это не для них. Но таких было мало. Я, к примеру, по окончании мореходки работал на судах «Новошипа» 39 лет. Награжден орденом Трудовой Славы, золотым знаком пароходства, имею звание почетного работника Минморфлота.

А вот Самвел Гамлетович Петросян вовсе не склонен был посвящать свою жизнь морю, но случилось так, что, не пройдя по конкурсу в тбилисский вуз, случайно оказался у родственников в Новороссийске. И по совету поступил в мореходную школу.

– Думал, получу корочки моториста-электрика, – вспоминает сейчас Самвел Петросян, – года три-четыре поплаваю, мир посмотрю, заграничных шмоток привезу и на берег спишусь, уеду на родину, в свой Тбилисо, устроюсь, имея такие специальности.

На первых порах к занятиям относился с прохладцей. Но постепенно, сам не заметил, втянулся в учебу. Преподаватели у нас оказались классные, интересно стало учиться. В итоге окончил школу с отличием и попал в число 10% выпускников, имевших право, сдав один экзамен, поступить в НВИМУ, которое к тому времени уже открылось в Новороссийске. Но семена интереса к морю, флотской жизни, посеянные в наших душах преподавателями, дали всходы. Я с нетерпением ждал выхода в море. И вот мой первый загранрейс, потом еще, еще и еще… Так незаметно пролетели 34 года. Теперь я уже не моторист и электрик, а электромеханик, заочно окончил Новороссийскую морскую академию. И все эти годы работал на судах «Новошипа». Считаю, что жизнь моя состоялась, а путевку в нее мне дала наша мореходная школа.

Еще одна судьба, неразрывно связанная с Новороссийской мореходкой. Сергей Иванович Москалев – один из курсантов первого набора, на собственной шкуре, по его выражению, познавший все тяготы и радости становления флотского характера. Жил и учился на брандвахте, вместе со всеми строил мореходку. Вся его дальнейшая жизнь – пример честного служения родной компании – «Новошипу». Учеба в НВИМУ, работа начальником радиостанции на судах пароходства.

Капитан Волошин

Этот рассказ о Новороссийской мореходной школе был бы неполным, если бы я не вспомнил о замечательном руководителе этого учебного заведения. Первым начальником школы по рекомендации О.А. Сыченикова был назначен капитан Борис Иванович Волошин – человек, вложивший в школу и жизнь, и душу, и сердце. Это был не просто начальник, директор, а родной отец, учитель, воспитатель для каждого курсанта, для каждого педагога.

Вот как вспоминает первого начальника школы выпускник НМШ 1970 года, а потом помполит этой же школы Всеволод Леонидович Розум:

– Очень сильный, опытный и мудрый был руководитель наш Борис Иванович. Подобрал отличную команду педагогов, воспитателей. Он уделял внимание не только профессиональной учебе курсантов, но и их культурному, спортивному и патриотическому воспитанию. Волошину полностью принадлежит заслуга в том, что при нем наша мореходная школа была признана лучшей среди всех 15 мореходок СССР. Заявки на наших выпускников поступали со всех пароходств страны, даже от иностранных судовых компаний.

А вот как однажды на одной из встреч в НМШ о ней говорил О.А. Сычеников:

– Новороссийцы первыми в стране сделали новый шаг в подготовке рядовых специалистов, внедрив не годовой, а ступенчатый метод подготовки выпускников – квартальный и семимесячный. Это было и есть лучшее в системе Министерства морского флота СССР учебное заведение.

Всего НМШ подготовила для флота почти 12 тыс. специалистов рядового состава – матросов, мотористов, турбинистов, электриков, донкерманов, водолазов. Удостоверение выпускника Новороссийской мореходки было лучшей рекомендацией для зачисления в любой судовой экипаж. Здесь учили не только рабочей профессии, но и творчеству, постижению прекрасного, возвышенного.

По городу идет оркестр

В НМШ был лучший духовой оркестр среди всех учебных заведений страны. Вот как об этом вспоминает выпускник школы 1975 года Александр Владимирович Коваль:

– В 1974 году в Краснодаре проходил заключительный тур смотра оркестров среди учебных заведений страны. В него вышли оркестры нашей мореходки и Ейского высшего авиационного училища. Наши ребята, конечно, понимали, что с такими соперниками бороться трудно. Еще бы, летчиков учат 5 лет, а нас только один год, и навыки игры у авиаторов, конечно, больше. Но решили не сдаваться и победили. Помню, когда мы в звании лучшего духового оркестра проходили, играя, по центру Краснодара, то на улицу высыпал, казалось, весь город. Нас встречали, как космонавтов, забрасывали цветами. А потом мы часа три играли в городском парке. После этого с концертами, как победители всесоюзного смотра, мы выезжали в другие города, были приглашены на съезд профсоюзов морской отрасли, играли не только на самом съезде, но и на улицах и в парках Москвы: морская форма, белые фуражки, перчатки, осанка, выправка ребят. Это было здорово!

Нельзя не вспомнить и еще немаловажный факт. В мореходке была своя судомодельная мастерская, где под руководством энтузиаста-судомоделиста, человека, беззаветно любящего людей и море, Валентина Силантьевича Шикина курсанты постигали секреты изготовления судовых моделей. Их силами было создано 85 моделей судов абсолютно всех типов – танкеров, сухогрузов, линкоров, крейсеров, подлодок. Потом эти модели составили основную экспозицию пароходского музея.

Х       Х      Х

К большому сожалению, от всего этого сегодня остались только воспоминания. Нет уже ни музея, ни самой мореходной школы. Она как учебное заведение прекратила свое существование и работу вместе с развалом Советского Союза. Не приходили больше заявки на подготовку специалистов из бывших советских республик, Прибалтики, Грузии, Украины, Азербайджана, Туркмении. Школа закрылась, и сегодня там готовят специалистов для флота по специальным заявкам. Но такое случается нечасто. Слава Новороссийской мореходки осталась в прошлом, в воспоминаниях тех, кто там в свое время учился и работал. А в бывших корпусах школы сейчас офисы различных компаний. Теперь иные времена – иные и нравы, и запросы.

Морские вести России №2 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе Президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров исполнит мечту двукратного олимпийского чемпиона по...

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт В восточной части Кильдинского пролива (Баренцево море) потеряло ход маломерное судно РМ6693...

Российская экономика

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) обсуждает возможность заключения твердого кон...

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи Сделка по продаже Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) контрольного пакета в финс...

Транспортная политика

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018 Миниюстом в канун Чемпионата мира по футболу 2018 года зарегистрирован приказ Минтранса России от 14...

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе Комитет по безопасности на море Международной морской организации в ходе своей 99-й сессии утвердил ...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу Смольный не исключает переноса первого и второго грузовых районов Большого порта Санкт-Петербург в п...

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья Правительство РФ утвердило перечень пунктов пропуска через госграницу РФ в Дальневосточном федеральн...




Морской транспорт

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников»

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников» 19 мая 2018 года Выборгский судостроительный завод вывел на ходовые головное ледокольное судно обесп...

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином Оператор северокорейского теплохода «ManGyongBong» начал переговоры о возобновлении паромных перевоз...

Речной транспорт

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи Киль первого сухогрузного суда проекта RSD32M заложен на Окской судоверфи в городе Навашино Нижегоро...

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства 18 мая на объекте охраны «Шлюз №1» Вытегорского РГСиС филиала ФБУ «Администрация Волго-Балт» состоял...

Ж/Д транспорт

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г.

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г. РЖД в 2018 году планируют осуществить закупку инновационной продукции у предприятий малого и среднег...

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник «Российские железные дороги» (РЖД) начинают процедуру выкупа двух выпусков евробондов по $50...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Что принесут новации КТМ?

Что принесут новации КТМ? В последний день 2017 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении из...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...