Вопросы судоремонта в современных условиях

Судостроение
Вопросы судоремонта в современных условиях

Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь идет о действующем флоте, который требует высококвалифицированного технического обслуживания и ремонта. Фактически на эту отрасль промышленности ложится колоссальный груз ответственности по сохранению современного флота России. Нелегкую ношу несет на себе и Канонерский судоремонтный завод, который не просто работает в условиях экономического кризиса и международной конкуренции, но и находит новые пути развития.

Артур Киреев, спецкор, Санкт-Петербург

Вопрос ребром

Современные вызовы, которые встают перед всеми судоремонтными предприятиями в России, с одной стороны держат отрасль в постоянном напряжении, а с другой – заставляют предприятия искать все новые пути, если не обогащения, то определенно развития. Так, например, Канонерский судоремонтный завод в течение долгого времени проводил ежегодные докования пассажирских судов «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия». Однако ситуация в туристическом бизнесе и общие проблемы экономики фактически обрубили эту ветвь производства. И когда вопрос встает ребром, приходится изыскивать дополнительные пути. И один из них – это работа по государственным заказам.

Сегодня на заводе ведутся работы по ремонту и модернизации спасательных глубоководных аппаратов (СГА) проекта 18270 «Бестер». Он разрабатывался в ЦКБ «Лазурит» по заказу ВМФ в конце 80-х годов прошлого столетия для спасения экипажей подводных лодок, терпящих бедствие. Аппарат может опускаться к субмаринам, лежащим на грунте на глубинах до 720 метров. Сейчас «Бестер» входит в состав службы поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота.

По сути, это уникальный аппарат, не имеющий аналогов в мире: в его конструкции применены принципиально новые технологии – модернизированная шлюзовая камера для стыковки с комингс-площадкой аварийной подводной лодки, позволяющая эвакуировать людей при крене до 45 градусов.

После модернизации, которую выполнят канонерцы, «Бестер» станет еще более эффективным и современным, что немаловажно.

Новация, ставшая традицией

Для Канонерского судоремонтного завода это уже четвертый подобный аппарат – ранее на предприятии была проведена модернизация трех СГА «Приз» проекта 1855 (АС-26, АС-30, АС-34). Заказчиком работ выступает Министерство обороны Российской Федерации.

Первые ремонтные работы на глубоководных аппаратах канонерцы начали выполнять в 2008 году, когда предприятие выиграло тендер на переоборудование головного аппарата «АС-26». В 2011-2014 годах завод проводил модернизацию уже АС-30 для Тихоокеанского флота. Помимо работ на АС-30 было изготовлено оборудование для доработки судна-носителя «Саяны». В 2015 году работы начались на АС-34.

Но не все было так легко – фактически Канонерскому судоремонтному заводу пришлось с нуля учиться работать с титановыми сплавами, из которых были изготовлены корпуса глубоководных аппаратов. Для проведения работ на Канонерском заводе был создан специальный участок в корпусном цехе, а также проведена сертификация и аттестация рабочих и специалистов.

Приложенные усилия окупились вдвое – теперь канонерцы берут и другие заказы на изготовление конструкций из титановых сплавов, благо и мощности, и навыки рабочих это позволяют сделать.

Вписали себя в историю флота

Квалификация коллектива завода позволяет выполнять ремонтные работы разного уровня сложности на судах, в том числе и военного назначения. Канонерский завод имеет все необходимое, чтобы российский флот надежно функционировал. Предприятие может одновременно ремонтировать более 10 судов, а ежегодно через его доки проходит до 80 судов. Здесь действуют семь цехов со специальным оборудованием для обработки крупногабаритных деталей и гребных валов длиной до 10 метров. А причалы завода оснащены 13 портальными кранами грузоподъемностью до 32 тонн. Три плавучих дока позволяют поднимать суда с доковым весом до 36 тыс. тонн и длиной до 250 метров.

Подобному сочетанию производственных мощностей и площадей трудно найти аналоги, учитывая выгодное географическое местоположение завода. А отсюда и знаковые проекты, по которым канонерцы выполняли работы за последние годы. В 2014 году завод отремонтировал океанографическое судно «Адмирал Владимирский», которое затем совершило кругосветное плавание, пройдя Северным морским путем. В 2015 году было модернизировано научно-исследовательское судно Полярной морской геолого-разведочной экспедиции «Профессор Логачев», на нем было установлено современное навигационное и научное оборудование.

Специалисты Канонерского завода восстановили подводную лодку «С-289», ставшую третьим по счету в Петербурге городским плавучим музеем после крейсера «Аврора» и ледокола «Красин». Сейчас она установлена на набережной Лейтенанта Шмидта.

Проблемы таможенного масштаба

Но современные реалии куда жестче, нежели даже смутные перестроечные времена. Старейшему предприятию страны приходится работать в напряженных экономических условиях.

«Реальный рынок судоремонта зависит от числа судозаходов, климатических условий, наличия квалифицированной рабочей силы, должного технологического уровня и соблюдения сроков ремонта судов, – делится критериями успешного бизнеса генеральный директор Канонерского завода Николай Вихров. – При работе с заказчиками мы должны обеспечить конкурентоспособность предприятия. Наш завод стремится полностью соответствовать основным критериям судоремонта: «Цена. Качество. Сроки».

И несмотря на санкции, международную конкуренцию, импортозамещение и несоответствующие реалиям положения Таможенного кодекса, Канонерский завод сохраняет объемы производства.

Импортные материалы существенно выросли в цене, в связи с чем приходится снижать внутризаводские расходы по обеспечению производственного цикла, повышать эффективность производства. Завод существенно скорректировал ценовую политику, чтобы дать себе больше преимуществ перед конкурентами.

Но одна из ключевых проблем в сфере судоремонта куда более глобальна – законодательная база. Несовершенство Таможенного кодекса фактически поставило всю отрасль в критическое положение. Российские предприятия теряют конкурентоспособность по отношению к смежным предприятиям соседних государств, число заказов ежегодно уменьшается.

Сложности заключаются в части использования и таможенного оформления запасных частей, материалов и оборудования, ввозимых для ремонта на судах как иностранных, так и российских заказчиков. Физически невозможно организовать в отдельно взятой стране производство всего спектра оборудования по высшим международным стандартам. Однако правила Таможенного союза рассчитаны именно на этот случай. Тогда и зарубежные поставки будут не нужны. Но в жизни все иначе. Сложность и длительность оформления привезенных товаров, а также НДС за них ставят российские предприятия в невыгодное положение. В отдельных случаях и вовсе – срок оформления запасных частей и оборудования превышает сроки всего ремонта.

Судоремонтники неоднократно обращались в государственные структуры с предложениями по пересмотру таможенного законодательства. Среди них – разрешение на использование запасных частей, материалов и оборудования, привезенных на иностранном судне, следующем на ремонт. В конце концов, заказчик покупает их сам и привозит для ремонта собственного судна. Они помещаются на борт судна без уплаты таможенных сборов, как это принято в мировой практике. А затем, после ремонта, товар покидает страну вместе с судном, став его неотъемлемой частью. Падение фрахтовых ставок, рост расходов, увеличение стоимости топлива заставляют судовладельцев искать наиболее дешевые базы для ремонта. И сейчас это не российские предприятия.

«Противопоставить этим проблемам мы можем только лучшие цены и условия ремонта на наших заводах по сравнению с заводами других государств. Если обозначенный выше комплекс проблем не будет решен в ближайшее время, то страна лишится судоремонтной отрасли и суда будут ремонтироваться на территории сопредельных государств, что приведет к значительным финансовым потерям и оттоку денежных средств из экономики», – уверены на Канонерском судоремонтном заводе.

Морской флот №1 (2018)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Российские военные открыли четыре острова в Красном море

Российские военные открыли четыре острова в Красном море В прошлый раз акваторию исследовали 108 лет назад

Шельф – наш: эксперты нашли новые доказательства принадлежности подводного хребта Менделеева России

Шельф – наш: эксперты нашли новые доказательства принадлежности подводного хребта Менделеева России  Для этого геологи разработали серию карт, где описаны процессы его геологической и тектонической эво...

Российская экономика

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается А право на экспорт есть только у «Газпрома»

Транспортная политика

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП Обсудили планы и введение независимой оценки квалификации  докеров-механизаторов и инженер...

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов Часть требует дополнительного согласования

Морские порты

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт Впрочем, грузооборот по итогам 11 месяцев снизился на 20,7%

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов 70 тонн современных технологий каждый




Морской транспорт

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы До 4 тысяч пассажиров. На газу. Общая стоимость двигателей и цифрового оборудования  - 157...

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны Возможно, на борт пустят путешественника Федора Конюхова

Речной транспорт

4599 нарушений выявили службы портконтроля во время инспекций на судах в Московском бассейне в 2019-м году

4599 нарушений выявили службы портконтроля во время инспекций на судах в Московском бассейне в 2019-м году На 200 больше, чем в прошлом году при меньшем количестве проверок

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ Ноябрьские гидрометеоусловия оставляли желать лучшего

Ж/Д транспорт

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году Все ради развития дополнительного участка

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Южной Кореи в Польшу

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Южной Кореи в Польшу В два раза быстрее, чем в обход по морю

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься Полярные состояния, влияющие на принятие управленческих решений, – это то, что в китайской философии...

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Особенный судоремонт

Особенный судоремонт В работе конференции «Судоремонт в России. Современные технологии и оборудование для судостроения и ...

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...