Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Последний пират отступает

Пиратство

Куда исчезли сомалийские морские разбойники?

10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и следа. Так существуют ли еще флибустьеры XXI века?

1 февраля 2008 года на выходе из Аденского залива был захвачен буксир «Свитцер Корсаков», принадлежащий датской компании. В составе интернационального экипажа судна оказались и четверо граждан России – все они попали в плен к бандитам. После этого похищения представители российского ВМФ заявили о готовности начать вооруженную борьбу с пиратами. Однако владельцы буксира предпочли уладить дело без лишнего шума и спустя полтора месяца выплатили за освобождение судна выкуп $700 тыс. Тем не менее после этой истории в район Аденского пролива был отправлен российский сторожевой корабль «Неустрашимый».

В конце нулевых сомалийские пираты держали в страхе всю восточную часть Индийского океана. С ними не могли справиться сильнейшие военные державы, о них снимали документальные и художественные фильмы, даже создатели комедийного мультсериала «Южный парк» посвятили им одну из серий. И было что обсуждать – только за 2008 год простые сомалийские парни на рыбацких лодках захватили 42 судна, заработав на выкупах около $80 млн. Однако сегодня о морских разбойниках ничего не слышно. Куда же они делись?

История морских разбойников XXI века уходит корнями в 90-е. В Сомали в 1991 году была свергнута диктатура просоветского лидера Мохаммеда Сиада Барре. Он превратил страну в полицейское государство с коммунистическим уклоном. Улицы сомалийских городов украшали портреты Барре и Ленина, с недовольными разбирались быстро и без лишних сантиментов. Экономика страны держалась на сети кооперативов. Особое внимание Барре уделял рыбному промыслу. Рыбные места у берегов страны охраняли сомалийские ВМФ – с иностранцами в этом вопросе диктатор не церемонился.

Однако в 1990 году против диктатора началось восстание. Барре бежал из страны, а между восставшими началась борьба за власть. В считаные недели государство распалось на множество мелких частей, контроль над которыми установили разные полевые командиры, племена и преступные группировки, которые зачастую терроризировали население. Одновременно в стране на фоне гражданской войны и небывалой засухи вспыхнул голод, от которого погибло более 300 тыс. человек. А в традиционные места промыслов сомалийских рыбаков начали вторгаться их коллеги из других стран. Чтобы выжить, жители прибрежных рыболовецких деревушек начали объединяться в отряды самообороны. В этот момент их внимание и привлекли снующие туда-сюда по Аденскому проливу нефтяные танкеры, которые доставляли нефть с Ближнего Востока в Европу.

«Очень быстро нищие сомалийские рыбаки выяснили, что для захвата громадин-танкеров, которые перевозят грузы на миллионы долларов, не требуется каких-то особых усилий», – говорит военный аналитик Центра военно-политической журналистики Борис Рожин. Техническое оснащение сомалийских пиратов было минимальным. «Это несколько автоматов Калашникова, которые нетрудно достать в раздираемой гражданской войной стране, рыбацкая моторная лодка, которая может разгоняться до 25 узлов (46 км/ч), и рации. Позже появились GPS-навигаторы. Отследить цель можно было и дав взятку чиновнику в кенийском порту. Чтобы заставить судно сбросить ход, пираты открывали предупредительный огонь, далее искали борт пониже, закидывали лестницу и поднимались на палубу. Захватывали капитанский мостик и уводили судно в свою гавань».

Нефть, танки и другая добыча

Впрочем, кровопролитием атаки пиратов заканчивались редко. С 2008 по 2012 год, когда было захвачено 170 судов, из-за нападений погибло 25 человек. Еще 37 умерли в плену.

Один из самых известных трофеев пиратов – захваченный в 2011 году греческий танкер Irene SL, который вез 2 млн баррелей сырой нефти ($200 млн по тогдашним ценам). В 2008 году пираты захватили украинский транспорт «Фаина», который вез танки Т-72 для кенийской армии. Капитан судна Владимир Коробков умер в плену от инфаркта. За остальных членов команды и за сам груз владелец судна заплатил $3,2 млн выкупа. Деньги сбросили на палубу захваченного судна с вертолета.

Далеко не все попытки захватить корабль заканчивались успешно. Так, в 2003 году от преследования успешно оторвался российский танкер Monneron, по которому даже палили из гранатомета. В 2006 году пираты обстреляли корабль ВМФ США. Зачем они это сделали, непонятно – возможно, просто куражились под действием местного наркотика – листьев ката. Ответным огнем американцы потопили катера пиратов. А в 2008 году недалеко от Сейшельских островов пираты захватили французскую океанскую яхту класса люкс с 32 пассажирами на борту. Для их спасения из Парижа был срочно вызван отряд спецназа, который вызволил всех заложников из плена. Кем именно были эти влиятельные пленники, так и осталось неясно.

На берегу Сомали тем временем на фоне пиратских рейдов началось процветание. Прибрежные города, где пираты тратили награбленное, разрастались, ширилась индустрия развлечений. В прибрежные порты съезжались повара, юристы и сутенеры, открывались бары и рестораны. Отошедшие от дел пираты организовывали консалтинговые фирмы, предлагая услуги переговорщиков. Многочисленные финансовые конторы помогли выводить средства за рубеж, в ОАЭ, Кению и Джибути. Одновременно росла наркоторговля.

Пиком сомалийского пиратства можно считать 2010 год. Согласно расследованию Reuters, в том году они заработали $240 млн, нанеся ущерб около $7 млрд. Весь мир говорил о пиратах. Консалтинговая компания Geopolicity Inc прогнозировала, что к 2015 году пираты нанесут ущерб уже порядка $15 млрд.

Тяжелые пулеметы против охотников за легкими деньгами

Активно решать проблему мировое сообщество взялось в 2008 году. К этому времени ООН приняла пять резолюций, посвященных сомалийским пиратам. Для борьбы с ними в Аденском заливе сосредоточились корабли ВМФ всех стран Совбеза ООН. Только НАТО провело у берегов Сомали три военные операции – наносило ракетные удары по базам, патрулировало залив. Но о легкой победе речь не шла.

«Перехватывать все мелкие пиратские катера было невозможно. Чтобы уничтожить пиратов, надо было уничтожить их базы. А самые крупные пиратские логова располагались в крупных сомалийских портах под контролем сомалийских военных группировок. Нападение на порты означало бы объявление войны этим группировкам. К такому сценарию в США, после провала в 1993 году военной операции в Сомали и затяжных кампаний в Ираке и Афганистане, были не готовы», – говорит Рожин.

Тем не менее с мая 2012 года сомалийские пираты не захватили ни одного судна. Этому поспособствовало сразу несколько факторов.

Во-первых, компании, которые занимались грузоперевозками в Аденском проливе, начали нанимать охранные фирмы для защиты грузов. Наемники устанавливали на суда в проливе тяжелые пулеметы и давали отпор пиратам. «Стоимость услуг команды из 3-4 охранников – около $35 тысяч, что на порядок меньше возможной суммы выкупа», – отмечает Рожин. Пираты так ни разу и не смогли захватить судно с охраной.

Во-вторых, борьбой с пиратством занялся эмират Абу-Даби, который разбогател на поставках нефти в Европу. Правительство эмирата наняло для решения проблемы основателя частной военной компании Blackwater Эрика Принса. Он в 2010 году создал специальный отряд для борьбы с пиратами на выделенные ему $50 млн. В отряд вошли почти 1000 человек, у которых были вертолеты, легкие самолеты и патрульные катера. За два года отряд Принса уничтожил около 300 пиратов и многие их логова на берегу Сомали.

Одновременно ООН удалось убедить правительство Пунтленда, одного из квазигосударств на территории Сомали, где располагалось множество пиратских баз, в необходимости начать борьбу с ними. Чтобы компенсировать потерю доходов от пиратского бизнеса, Пунтленду выделили средства на развитие экономики.

Оставшиеся пираты перебрались в соседнее с Пунтлендом квазигосударство Галмудуг. Однако и там с ними вскоре было покончено. Часть территории Галмудуга взяла под свой контроль исламистская террористическая группировка «Аш-Шабаб», которая начала энергичную борьбу с пиратством. В глазах исламистов морские разбойники были богохульниками и пьяницами. В 2011 году в Галмудуг для борьбы с «Аш-Шабаб» вошла кенийская армия, которая заодно занялась уничтожением пиратских гнезд. При таком давлении со всех сторон у пиратов фактически не осталось шансов на выживание.

Сейчас район Аденского залива предельно милитаризирован. В Сомали и Джибути располагаются базы семи стран, в том числе США, Китая и Франции, которые пристально наблюдают за регионом. За нахождение военных баз на своей территории Джибути и сомалийские квазигосударства получают хорошие деньги (от $30 до $100 млн с каждой). А местное население имеет возможность зарабатывать на военных, которые там расквартированы. Это позволяет местной экономике потихоньку развиваться. Постепенно возрождается и сомалийское рыболовство. Тем не менее отдельные нападения в районе залива по-прежнему случаются. В марте 2017 года пираты захватили коморский танкер Aris 13. «Гражданская война в Сомали до сих пор не окончена, угроза дестабилизации региона сохраняется. Поэтому пираты могут поднять голову в любой момент», – считает Рожин.

Морские вести России №4 (2018)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе Президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров исполнит мечту двукратного олимпийского чемпиона по...

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт В восточной части Кильдинского пролива (Баренцево море) потеряло ход маломерное судно РМ6693...

Российская экономика

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) обсуждает возможность заключения твердого кон...

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи Сделка по продаже Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) контрольного пакета в финс...

Транспортная политика

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018 Миниюстом в канун Чемпионата мира по футболу 2018 года зарегистрирован приказ Минтранса России от 14...

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе Комитет по безопасности на море Международной морской организации в ходе своей 99-й сессии утвердил ...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу Смольный не исключает переноса первого и второго грузовых районов Большого порта Санкт-Петербург в п...

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья Правительство РФ утвердило перечень пунктов пропуска через госграницу РФ в Дальневосточном федеральн...




Морской транспорт

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников»

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников» 19 мая 2018 года Выборгский судостроительный завод вывел на ходовые головное ледокольное судно обесп...

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином Оператор северокорейского теплохода «ManGyongBong» начал переговоры о возобновлении паромных перевоз...

Речной транспорт

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи Киль первого сухогрузного суда проекта RSD32M заложен на Окской судоверфи в городе Навашино Нижегоро...

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства 18 мая на объекте охраны «Шлюз №1» Вытегорского РГСиС филиала ФБУ «Администрация Волго-Балт» состоял...

Ж/Д транспорт

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г.

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г. РЖД в 2018 году планируют осуществить закупку инновационной продукции у предприятий малого и среднег...

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник «Российские железные дороги» (РЖД) начинают процедуру выкупа двух выпусков евробондов по $50...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Что принесут новации КТМ?

Что принесут новации КТМ? В последний день 2017 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении из...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...