Разведчики морских глубин

Инфраструктура / Образование
Разведчики морских глубин

Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они состояли в измерении глубин и сборе проб донных грунтов. Для этого с судна на дно моря просто на веревке спускался груз, по длине веревки определялась глубина, а прикрепленным к грузу ковшом брали пробу, позволяющую судить о характере донного грунта.

Сергей Назарекно, главный инженер Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова

В послевоенные годы в практику морских геологических работ начали внедрять геофизические методы исследований. Глубину и рельеф дна стали изучать с помощью эхолотов, гидролокаторов и акустических профилографов, работающих по принципу измерения времени, затраченного на прохождение звукового сигнала с корабля до дна и обратно. Этот же принцип, но с применением особо мощных сигналов, позволил изучать внутреннее строение толщи рыхлых осадков, покрывающих дно.

В настоящее время для геологических исследований морских глубин применяются различные автоматические приборы. Так, микрорельеф дна, осадки и выходы коренных пород, флору и фауну успешно изучают с помощью подводных фотокамер. На сегодняшний день на рынке не существует модульного аппарата, который можно было бы оснастить необходимыми для конкретного исследования приборами, позволяющими получать общую картину для больших площадей морского дна.

А что на дне?

Весной 2017 года команда Центра морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, в состав которой входили геологи, экологи, инженеры, программисты и другие специалисты, в рамках дорожной карты «Маринет» НТИ по заказу Фонда содействия инновациям начала работу над программно-аппаратным комплексом, предназначенным для картографирования морского дна на различных глубинах, а также дешифрирования и визуального заверения обнаруженных объектов.

«Задача площадного картирования донных ландшафтов была поставлена перед командой центра еще в 2014 году. Опытно-конструкторский отдел центра должен был решить, как за короткий период собрать максимально большой объем данных, которыми впоследствии смогли бы воспользоваться специалисты различных направлений, и в первую очередь, конечно, геологи и биологи, – рассказывает Владимир Чава, заместитель руководителя управления проектно-изыскательских работ Центра морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, стоявший у истоков проекта. – Мысль о создании подобного комплекса возникла у меня после знакомства с книгой «Живое море» Жак-Ива Кусто. В ней всемирно известный исследователь морских глубин описал, как он вместе со своими сподвижниками создал буксируемые подводные фотосани. В течение последующих десятилетий в подобного рода разработках участвовали ученые из разных стран, аппараты создавали в Германии, Норвегии, Соединенных Штатах Америки. В России же такие системы активно не развивали, применялись они только отдельными научными организациями, а коммерчески доступного аппарата на данный момент так и не было создано.

На базе Беломорской биологической станции МГУ имени Н.А. Перцова мы объединили классические методы пробоотбора со съемкой гидролокатором бокового обзора, которую необходимо заверять подводной фотовидеосъемкой, в том числе на глубинах, где невозможно проводить водолазные работы. Обычно в таких случаях используют телеуправляемые необитаемые подводные аппараты (ТНПА). Они отлично справляются с решением данной задачи, если необходима точечная съемка, когда в результате получается не некий протяженный видеоряд, а съемка в окрестностях одной точки. Это связано со спецификой работы с такими аппаратами. А для получения видеоряда, например, на протяжении трех километров приходилось многократно переставлять судно, опускать и поднимать аппарат, что достаточно дорого и сложно. Это и стало причиной создания более универсальной установки».

В первоначальном варианте разработанный специалистами центра прототип программно-аппаратного комплекса имел форму пирамиды и был оснащен камерой широкого разрешения, альтиметром, имел четыре светодиодных светильника и целеуказатели, предназначенные для последующей обработки данных, в частности для определения расстояния между объектами и их размеров. На данном этапе разработки появилась возможность испытать корпус и понять, правильны ли отдельные конструктивные решения и надежны ли системы.

Испытания проводились на базе Беломорской биологической станции МГУ имени Н.А. Перцова летом 2017 года. Было решено добавить к комплексу гидролокатор бокового обзора, необходимый для поиска объектов на больших площадях, из-за чего комплекс принял форму параллелепипеда. К тому же прямоугольное строение позволило стабильно буксировать аппарат на специальном тросе. Но на этом усовершенствование комплекса не закончилось. Появилась дополнительная цифровая камера высокого разрешения, а уже существующую заменили на более чувствительный аналог. Это позволило получать данные как с гидролокатора бокового обзора, так и с двух камер, каждая из которых предназначена для решения локальных задач. Первая камера располагается перпендикулярно визуализируемой поверхности, вторая имеет механизм вращения, позволяющий получить телеметрию в соответствии с особенностями технического задания. Была также улучшена система освещения. Изменения коснулись и электронно-интерфейсной части подводного комплекса.

Следует отметить, что функционирование всей электроники рассчитано на работу в экстремальных условиях холодных арктических морей. Комплекс выполнен из нержавеющего материала и опускается в толщу воды при помощи лебедки. Существенным достоинством установки является ее компактность: в различных комбинациях она может быть использована при работе с малых судов или даже катеров при участии всего лишь двух человек. Фото-, видео- и прочая информация сохраняется на флеш-карту, расположенную на борту подводного автономного комплекса, а также передается в режиме реального времени на пульт управления и контроля на борту судна. Аппарат не требует подзарядки, питание подается от дизельного генератора. Тем не менее сохранена возможность использовать аккумуляторные блоки для обеспечения работы аппарата без внешнего питания в автономном режиме.

«В ходе экологических изысканий на больших глубинах, например, в Карском море мы периодически сталкивались с проблемой телеметрии. Теперь же мы можем получать сигнал с камеры в режиме онлайн. В отличие от привычных ТНПА, новая разработка менее зависима от погодных условий, а волны в северных морях, как известно, явление нередкое. Во время испытаний аппарат с большой точностью зафиксировал как представителей морской фауны, таких как крабы-стригуны и морские звезды, так и цвет грунта и его рельеф», – рассказывает Владислав Козловский, начальник отдела экологии управления проектно-изыскательских работ Центра морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова.

В настоящее время аппарат рассчитан на работу на глубине максимум 350 метров с гидролокатором и 300 метров – без него.

Таким образом, разработка центра позволяет одновременно проводить комплекс различных исследований всего лишь за один проход судна, что существенно снижает затраты на проведение морских изысканий, в частности за счет сокращения количества специалистов на борту судна (гидрографа, осуществляющего промеры, геофизика для работы с гидролокатором, специалиста по фото- и видеосъемке) и уменьшения числа остановок на станциях. Разработанный в Центре морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова комплекс также позволяет проводить съемку при буксировке.

Безусловно, универсальный прибор будет очень полезен многим специалистам, облегчит им процесс исследований. Аппарат предназначен как для нужд биологов, например, при анализе состава донной флоры и фауны, так и для геологических и экологических исследований при нахождении заброшенных нефтяных скважин, определении местоположения техногенных объектов, осуществлении поисково-спасательной деятельности.

Конструкция аппарата постоянно совершенствуется и в настоящий момент в опытно-конструкторском отделе центра производится сборка новой версии прототипа автономного подводного комплекса, которая пройдет испытания в суровых условиях русской Арктики ближайшей весной, как только откроется полевой сезон.

Морские вести России №4 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка»

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка» Причина сдвига сроков – сложности с поставкой ряда узлов и агрегатов, в том числе из-за санкций.

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...