Поправка на дрейф

Безопасность мореплавания
Поправка на дрейф

В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке подразумеваются под термином collision, к контактам судов с неподвижными объектами, например мостами, относится сугубо морское понятие allision.

Отечественная классификация пошла еще дальше. Когда в результате преднамеренного маневрирования, например швартовки или отшвартовки, произошло аварийное соприкосновение судна с другим судном, причалом или гидротехническим сооружением, то говорят, что произошел навал. Та же природа навалов и при швартовках одного судна к другому в открытом море, хотя внешние условия операций, как правило, имеют принципиальные отличия.

Владимир Мотрич, капитан

Причины навалов

Основными причинами навалов судов являются: чрезмерная скорость при входе в порт или подходе к причалу; передоверие управления судном лоцману; неучет или ошибочный учет гидрометеоусловий; запоздание с дачей заднего хода или отдачей якорей; недостаточное знание маневренных элементов своего судна; неиспользование или использование недостаточного числа буксиров; ошибочное управление или плохая связь с буксирами; нарушение связи между мостиком и швартовными командами на баке или корме; несоответствие прочности буксирного троса условиям швартовки; неучет возможных изменений ветра и течения в непосредственной близости от причала; ошибочное реверсирование двигателя; отказ главного двигателя или вспомогательных механизмов; неудовлетворительная подготовка причала, другие упущения береговых служб. В данной категории аварийных случаев трудно выделить одну какую-либо непосредственную причину, часто они носят комбинированный и взаимосвязанный характер. Большое значение имеют и условия, в которых развивается аварийная ситуация: стесненность акватории, штормовая погода, отсутствие буксиров и т.п.

Двухлетнее расследование

26 мая 2009 года на 73-м километре реки Везер произошел навал норвежского автомобилевоза «Hoegh London» сразу на три судна, стоящих у контейнерного терминала. Нанесен огромный ущерб всем четырем судам, дорогостоящему грузу и оборудованию. Расследование инцидента было закончено только в 2011 году.

«Hoegh London» валовой вместимостью 67 364 был построен на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. в 2008 году. Это судно длиной 228,7 м, шириной 32,26 м имело главную дизельную силовую установку мощностью 13 062 кВт, винт фиксированного шага, руль Беккера и носовое подруливающее устройство мощностью 1800 кВт.

Закончив погрузку автомобилей у западного причала северной гавани порта Бремерхафен, «Hoegh London» 26 мая 2009 года в 16:18 центральноевропейского времени с некоторым опозданием с помощью двух буксиров начал отшвартовку. На борту был филиппинский экипаж в составе 24 человек и два портовых лоцмана. На мостике был капитан вместе со старшим помощником, на руле стоял вахтенный матрос. Все команды лоцмана передавались через капитана, который затем их лично адресовал рулевому или старшему помощнику.

Лоцманам для ознакомления была представлена лоцманская карточка в обычном формате. Работали два радара.

Осадка судна на отход составляла 7,55 м носом и 7,70 м кормой.

В момент отхода от причала дул юго-восточный ветер со скоростью 7-10 узлов, видимость была хорошая.

Рис. 1. Участок реки Везер, где произошел навал на три судна (карта INT 1457, масштаб 1:25000)

Согласно прогнозу погоды, переданному гамбургским метеобюро, в ближайшие 24 часа ожидался юго-восточный и южный ветер силой 4-5 баллов, дальнейший поворот ветра на запад-северо-запад и усиление до 6 баллов. Возможны сильные грозовые шквалы с ухудшением видимости до 1-2 метров. Ни портовые власти, ни лоцманы по поводу прогноза погоды особого беспокойства не выражали.

В 17:18 «Hoegh London» с помощью трех буксиров вошел в шлюз. Ветер к тому времени уже дул со скоростью 25 узлов.

К 18:00 шлюзование закончилось. Ветер к тому времени изменил направление на западное и достиг скорости 35 узлов. «Hoegh London» медленно вошел в реку Везер и с помощью буксиров начал поворот вправо в углубленный фарватер.

Между 18:10 и 18:14 Hoegh London расходился в 150 метрах левыми бортами с шедшим навстречу контейнеровозом «MSC Malin». Расстояние до линии причалов было 170 метров.

В дальнейшем автомобилевоз сопровождал лишь один буксир, которому было предписано снять с судна лоцманов по окончании проводки.

Ширина судоходной части на данном участке реки составляла 500 м и работало течение в 3,5 узла. Чтобы при сильном боковом ветре выйти на линию створов фарватера, имевших истинное направление 3310, «Hoegh London» взял левее и лег на курс 3190. Постепенно судно разогналось до 12 узлов и все больше смещалось на восток. Однако капитан возражал против больших изменений курса влево из-за наличия за западной границей фарватера обширного мелководья.

Рис. 2. Путь «Hoegh London» в районе причалов

В 18:20, когда судно проходило мимо контейнерного терминала, электронный анемометр на мостике показал истинную скорость ветра, который дул прямо в борт со скоростью 60 узлов. Появился крен направо. Лоцман решил предотвратить дальнейший дрейф и выровнять «Hoegh London» относительно оси фарватера.

Минуя капитана, он дал команду застопорить машину непосредственно старшему помощнику у телеграфа, а рулевому приказал положить руль 60 градусов вправо. По мере падения скорости хода буксир начал толкать нос судна влево на полный упор. Конечно, это было нестандартное решение, но только с помощью такого маневра можно было, поворачивая нос влево, одновременно попытаться отвести корму от контейнерного терминала, где были ошвартованы суда.

В это время речевые самописцы регистратора данных рейса зафиксировали чей-то голос, не принадлежащий никому из членов экипажа. По-видимому, на правом крыле мостика представитель судовладельца инструктировал капитана.

Капитан отменил все команды лоцмана и принял управление на себя. Снова был дан полный передний ход, руль вернули в положение «прямо», а буксир скоростным потоком отнесло далеко за корму. Впоследствии капитан скажет, что в тот момент подумал, что лоцман несвоевременно решил покинуть судно, для чего остановил машину.

Это лишь усугубило ситуацию. Ветровой дрейф ускорился. В 18:25 паром начал сбивать буи правой стороны фарватера, а затем остановилась машина, так как один из буев заклинился между винтом и рулем. «Hoegh London» лишился возможности управляться.

Старпом надавил на тифон, чтобы предупредить суда, стоящие у причала. Для торможения был отдан левый якорь. Но «Hoegh London» уже крушил все, что было на его пути.

Контейнеровоз «Maersk Newark» получил повреждения корпуса и надстройки с правого борта. Стрелы палубных кранов, развернутых в сторону моря, чтобы не мешать погрузке, были снесены, а одна из них застряла в борту «Hoegh London». Двенадцать палубных контейнеров были смяты или упали за борт.

Повреждения корпуса и надстройки получил и «Maersk Bintan». У него был также оторван парадный трап.

Следующим был «Husky Racer», получивший пробоину в борту и потерявший два крана.

Сам же «Hoegh London» получил множественные вмятины, разрывы обшивки борта и пробоины. В 18:50 на него сумели завести буксирный конец и оттащили к ремонтному причалу. К счастью, все обошлось без жертв.

Рис. 3. Повреждение на «Hoegh London»

Уроки «Hoegh London»

Безусловно, действия капитана автомобилевоза не выдерживают критики: он не смог взаимодействовать с лоцманами, не обеспечил их жизненно важной информацией, ограничившись лишь предоставлением стандартной лоцманской карточки. На мостике не было слаженной команды. Его помощники, безвольные исполнители и статисты, за все время лишь три раза определили место судна.

Но посмотрим, имел ли шансы «Hoegh London» преодолеть аэродинамическую силу, когда дует ветер силой 10 баллов (27 м/с).

Зная, что боковая площадь парусности автомобилевоза составляет 6700 кв. м, легко можно подсчитать, что ветровая нагрузка будет равной 271 т. «Hoegh London» имел руль Беккера с закрылками, наиболее эффективный на малых скоростях. Однако при движении на полном ходу его преимущества очень быстро теряются.

Рис. 4. Силы, действующие на автомобилевоз

Тяга винта на швартовых при мощности двигателя на полном ходу 17 510 л.с. равна 175 т. Максимальная гидродинамическая сила на руле составляет 45%, т.е. 79 т. Ее можно получить, если, предварительно переложив руль на борт, дать машиной толчок вперед.

Известно, что упор подруливающего устройства равен 27 т.

Буксир RT Innovation, помогавший автомобилевозу, развивал максимальный упор 62 т.

Сравнив цифры 271 и 79+27+62=168, мы поймем, что для преодоления линии ветра у «Hoegh London» не хватало доброй сотни тонн. Это следовало бы знать лоцманам и капитану.

Федеральное бюро расследования морских аварий при Министерстве транспорта, строительства и городского развития Германии, проводившее расследование происшествия, рекомендовало уроки этого навала использовать для тренажерной подготовки судоводителей и лоцманов.

Таблица. Потеря управляемости автомобилевоза от влияния ветра

Скорость судна, узлы/Скорость ветра, м/с

4

6

8

10

12

15

10

210

120

80

50

330

15

270

170

120

80

20

300

210

140

25

330

210

30

300

∞ означает, что требуется перекладка руля на угол больше 350 (потеря управляемости)

Морской флот №2 (2018)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка»

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка» Причина сдвига сроков – сложности с поставкой ряда узлов и агрегатов, в том числе из-за санкций.

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...