Не отступать и не сдаваться

Грузовая база
Не отступать и не сдаваться

Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем конкуренции, развитие российских СПГ-проектов осложняется введением США антироссийских санкций, ограничивающих доступ к западным инвестициям и технологиям. Санкционные меры настроены на то, чтобы действовать «на опережение», лишать Россию планов по реализации СПГ-проектов и постепенно вытеснять ее с мировых рынков газа.

Безусловно, введенные ограничения заставили игроков российского рынка пересмотреть способы и сроки реализации отдельных проектов, однако говорить о стагнации индустрии СПГ в России из-за санкций не приходится – активизируется сотрудничество с китайскими и арабскими инвесторами, начата разработка собственных технологий сжижения газа, а стратегии реализации будущих СПГ-проектов строятся уже с учетом санкционных рисков и способов их минимизации. К 2030 году Россия намерена нарастить производство СПГ с нынешних 15,5 млн тонн до более 75-80 млн тонн, причем две трети этого объема будет приходиться на нового лидера отрасли – компанию «Новатэк».

Галина Музлова

Если первые введенные США санкции напрямую не затрагивали российскую газовую промышленность и ее подотрасль СПГ, то в ходе их дальнейшей детализации и ужесточения это влияние стало ощущаться все больше.

Так, в 2017 году Минфин США запретил американским компаниям без разрешения прямо или косвенно осуществлять экспорт или реэкспорт товаров, услуг (кроме финансовых) или технологий, используемых для разведки или добычи углеводородов на глубоководном, в том числе арктическом шельфе, а также в проектах, связанных со сланцевыми углеводородами в РФ.

Те же ограничения были установлены для совместных проектов в любой точке мира, если они имеют перспективу добычи нефти и в них участвуют санкционные российские компании или российская доля в проекте превышает 33%. Также США сократили сроки кредитования и оплаты сделок для санкционных российских энергокомпаний – до 60 дней вместо 90, которые действовали ранее.

В настоящее время под американскими санкциями находятся все главные нефтяные и газовые компании России, включая «Газпром» и «Новатэк», реализующие СПГ-проекты.

«Сахалин-2»: расширение под вопросом

В 2015 году под санкции США попало Южно-Киринское месторождение «Газпрома», расположенное на шельфе Охотского моря к востоку от о.Сахалин. Газ с него планировалось пустить под загрузку третьей очереди проекта мощностью 5 млн тонн (в дополнение к существующим 9,6 млн тонн).

По своим размерам Южно-Киринское уступает только Штокмановскому месторождению «Газпрома» в Баренцевом море, разработка которого на данный момент приостановлена. Его запасы составляют почти 640 млрд кубометров газа и 97 млн тонн конденсата. Кроме того, в 2014 году стало известно о наличии на месторождении больших запасов нефти – до 464 млн тонн. Несмотря на то что в силу сложного геологического строения на баланс было поставлено только 4 млн тонн нефти, наличие нефтяных запасов стало основанием для отнесения месторождения к санкционным.

Данное месторождение предполагалось разрабатывать с использованием подводных автономных добычных блоков (добывающих комплексов). Блоки массой порядка 400 тонн планировалось установить на морском дне, каждый из них должен был объединять 2-4 эксплуатационные скважины. В мире такое оборудование под конкретные проекты производят только американские компании FMC Technologies, Cameron, GE, Subsea и норвежская Aker Solutions.

Согласно введенным мерам, «Газпром» не может сам купить оборудование для работы на шельфе, а его партнеры могут работать с ним только в действующих проектах, а не в новых. Даже уже купленное оборудование не может быть перемещено для использования на Южно-Киринском месторождении. Несмотря на это, в мае 2018 года «Газпром» заявил о намерении в ближайшее время начать бурение 37 эксплуатационных скважин, а в 2019 году – установить импортную подводную фонтанную арматуру. Добычу планируется начать в 2023 году, а к 2023 году выйти на «полку» в 21 млрд кубометров в год.

Эксперты полагают, оборудование может быть закуплено через компанию-посредника, которая возьмет на себя риски введенных санкций. Также оборудование может быть приобретено в Китае – эта страна недавно начала производство фонтанной арматуры, но пока использует ее только внутри страны на шельфовом проекте Люхуа.

Так или иначе, расширение проекта «Сахалин-2» пока находится под вопросом – после введения санкций «Газпром» начал прорабатывать альтернативный вариант использования этого газа в виде поставок в Китай по трубе с Сахалина, и окончательное решение пока не принято.

До введения санкций Южно-Киринское месторождение рассматривалось в качестве сырьевой базы завода по сжижению природного газа еще одного проекта «Газпрома» – «Владивосток СПГ». Первую очередь завода планировалось ввести в эксплуатацию уже в 2018 году и начать отгрузку сжиженного газа в 2019 году. Запуск второй очереди был запланирован на 2020 год, объем производства СПГ к 2021 году должен был составить 10,3 млн тонн. Сейчас в планах «Газпрома» реанимировать этот проект.

По мнению экспертов, на рынке АТР, на который были рассчитаны поставки СПГ с дальневосточных проектов, «Газпром» выступает в качестве «неудобного» конкурента для американского СПГ (в 2017 году поставки СПГ из США осуществлялись в Китай и Южную Корею). Таким образом, санкционной политикой США решают собственные стратегические задачи на мировых рынках газа.

«Ямал СПГ»: санкциям вопреки

Реализуемый компанией «Новатэк» на базе Южно-Тамбейского месторождения проект «Ямал СПГ» предполагает запуск трех технологических очередей суммарной мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год. Производство СПГ на первой технологической линии было начато в декабре прошлого года, что ознаменовало начало работы второго по счету в России завода СПГ. Вторую и третью очереди завода планируется запустить в 2018 и 2019 годах, однако компания заявляла о возможности ввести в строй эти производственные мощности с опережением графика до конца 2018 года. После пуска первой очереди у «Новатэка» появились планы по вводу четвертой линии проекта «Ямал СПГ» до конца 2019 года мощностью 0,9 млн тонн в год.

«Новатэк», доля которого в проекте составляет 50,1% (остальное принадлежит французской Total, китайской CNPC – по 20% и китайскому Фонду Шелкового пути – 9,9%), находится под секторальными санкциями США с 2014 года, а в январе 2015 года США включили в так называемый «кремлевский список» главу «Новатэка» Леонида Михельсона.

Санкции, введенные перед началом реализации проекта, лишили его запланированного финансирования западными банками, но уже в начале 2016 года в проект были привлечены средства двух китайских банков в размере €10,6 млрд, которых в совокупности с уже выданными кредитами хватило на реализацию проекта (общая стоимость «Ямал СПГ» оценивается в €27 млрд). В 2017 году компании удалось в обход санкций привлечь в проект европейские кредиты через посреднические агентства и тем самым сократить участие китайского капитала, предоставляемого на более жестких условиях.

Не последнюю роль в успешной реализации проекта сыграла господдержка. Так, Южно-Тамбейское месторождение было освобождено от НДПИ на газ на первые 12 лет добычи. Также в 2015 году Правительство РФ одобрило покупку облигаций «Ямал СПГ» на 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Санкционное ограничение доступа к технологиям сжижения газа (на трех линиях «Ямал СПГ» для сжижения газа будет применена технология американской APCI) стало для «Новатэка» своего рода стимулом для начала разработки собственной технологии. В итоге компании удалось разработать и запатентовать технологию, получившую название «Арктический каскад», которая рассчитана на использование оборудования исключительно отечественных производителей. В течение 2019-2020 годов компания планирует обкатать ее на четвертой линии завода «Ямал СПГ», а в дальнейшем применять на новых проектах.

Проблемой технологий сжижения озаботился и «Газпром» (с 2017 года компания ведет создание своей технологии сжижения природного газа совместно с ПАО «Криогенмаш»), и государство – к началу 2018 года Минпромторг России разработал и утвердил программу создания собственных технологий по средне- и крупнотоннажному (мощностью от 1 млн тонн) сжижению природного газа. Планируется, что реализация программы позволит выйти не просто на создание образцов, а собственных рабочих технологий, лицензиаров, которые смогут сами строить новые заводы под ключ, в том числе за пределами России. Правда, предупреждают эксперты, крупнотоннажные СПГ-технологии придется создавать с нуля, этот процесс может затянуться и потребовать гораздо больше средств, чем 10 млрд рублей, которые планируется выделить на него в рамках госпрограммы.

Весьма символично, что первая партия сжиженного газа с «Ямал СПГ» была отгружена в США – сначала российский танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» разгрузился в британском порту Isle of Grain, после чего ямальский СПГ был погружен на танкер Gaselys, который доставил газ к терминалу Everett в районе Бостона. Данная поставка, полностью противоречащая стратегии развития американского газового рынка, хоть и была связана с объективными причинами – сильным похолоданием на Восточном побережье США и ростом цен на газ, но в свете введенных санкций выглядит весьма парадоксально.

Минимизация рисков санкций в «Арктик СПГ-2»

Второй СПГ-проект, реализуемый «Новатэком», – «Арктик СПГ-2», ресурсной базой которого выступает Салмановское (Утреннее) нефтегазоконденсатное месторождение на Гыданском полуострове. Его разведанные запасы составляют 235 млрд кубометров газа и 8,6 млн тонн жидких углеводородов, добыча «на полке» составит 30 млрд кубометров в течение 15 лет.

В рамках проекта планируется строительство прибрежного терминала для производства, хранения и отгрузки СПГ и газового конденсата из морского порта. Производственные проекты «Арктик СПГ-2» будут расположены не на суше, а на платформах, установленных в Обской губе. За счет этого реализация проекта обойдется на 30-40% меньше, чем «Ямал СПГ». Мощность завода составит 19,8 млн тонн – три технологические линии по 6,6 млн тонн СПГ каждая. Согласно планам компании, «Арктик СПГ-2» будет запущен в эксплуатацию в 2023 году и выйдет на полную мощность к 2026 году.

Пока «Арктик СПГ-2» не затрагивают направленные против сотрудничества в Арктике антироссийские санкции, однако руководство «Новатэка», опасаясь их введения в будущем, уже принимает соответствующие меры. В частности, в мае 2018 года было заявлено об отказе от возможности получения льгот для «Арктик СПГ-2» от государства, аналогичных «Ямал СПГ», поскольку они несут в себе риски введения новых санкций со стороны США.

Как и «Ямал СПГ», данный проект планируется реализовать совместно с иностранными компаниями, которые могут получить совокупную долю от 30% до 49%. Уже подписаны предварительные соглашения с партнерами – французской Total и китайской CNPC. Помимо уже проверенных партнеров, интерес к участию в проекте проявила нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco, участие которой, по мнению экспертов, может существенно расширить инвестиционные, а в будущем экспортные возможности проекта.

Перспективы роста

При условии реализации всех заявленных на сегодня СПГ-проектов, к 2030 году мощности заводов в России могут вырасти с нынешних 15,5 млн до более 75 млн тонн (рис. 1). При этом экспертные прогнозы находятся в диапазоне от 30 млн до 80 млн тонн.

Рис. 1. Прогноз производства СПГ в России, 2018-2030 гг. (млн тонн)

Источник: СМИ

Так, энергоцентр «Сколково» разработал три сценария развития производства и экспорта СПГ из России. Согласно пессимистическому сценарию, к 2030 году производственные мощности России составят 30-33 млн тонн СПГ в год при условии ввода в строй всех очередей «Ямал СПГ» до конца 2019 года и с учетом действующих мощностей по сжижению. Такой сценарий возможен при падении цен на нефть, создании «газового пузыря» на рынке и усилении санкций.

В базовом сценарии предусмотрен ввод порядка 50 млн тонн в год проектируемых мощностей по сжижению (включая «Балтийский СПГ» и «Арктик СПГ-2», расширение «Сахалина-2» после 2023 года) на фоне растущего спроса на СПГ и предоставления государством налоговых льгот проектам.

При реализации оптимистичного сценария доля России на мировом рынке СПГ, по оценкам экспертов «Сколково», составит около 62 млн тонн в год к 2030 году, а к этому времени могут быть введены еще и проекты «Роснефти» – «Дальневосточный СПГ» и «Печора СПГ», по которым пока не приняты инвестиционные решения. Наиболее оптимистичные прогнозы дает компания «Новатэк», полагая, что Россия к 2030 году сможет выпускать более 80 млн тонн СПГ, при этом сама компания рассчитывает выйти на две трети этого объема – порядка 55-57 млн тонн, а затем, с учетом геологоразведки в рамках имеющихся месторождений, может повысить его до 70 млн тонн. За 12 лет «Новатэк» намерен стать не только основным производителем СПГ на отечественном рынке, но и глобальным мировым игроком.

С одной стороны, сегодня у компании есть основания строить подобные прогнозы – она реализует СПГ-проекты с помощью новых подходов в местах сосредоточения огромной ресурсной базы. С другой стороны, принимая во внимание быстро меняющийся мировой рынок СПГ и условия для реализации СПГ-проектов в России, подобные оценки носят условный характер и привязаны к текущим особенностям рынка. Видимо, поэтому нынешний проект энергостратегии до 2035 года даже не содержит прогнозных цифр по производству СПГ, в документе лишь отмечается, что оно вырастет в 3-8 раз…

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Столица Поволжья тепло встретила «Солнечную регату»

Столица Поволжья тепло встретила «Солнечную регату» В Нижнем Новгороде в акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» состоялся волжский этап всероссий...

Компании на выставке «Нева 2019» смогут ярко и зрелищно представить свои новинки и инновационные решения

Компании на выставке «Нева 2019» смогут ярко и зрелищно представить свои новинки и инновационные решения Впервые на стартующей 17 сентября юбилейной 15-ой Международной выставке гражданского судостроения и...

Российская экономика

Кузбасс снизил добычу угля из-за падения мировых цен и проблем с транспортировкой

Кузбасс снизил добычу угля из-за падения мировых цен и проблем с транспортировкой Угольные предприятия Кузбасса по итогам шести месяцев 2019 года снизили добычу угля энергетических м...

Комитет Госдумы одобрил нулевой НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров в ЕАЭС

Комитет Госдумы одобрил нулевой НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров в ЕАЭС Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении з...

Транспортная политика

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации 122-я сессия Совета ИМО состоялась в штаб-квартире ИМО в период с 15 по 19 июля. В ее работе приняли...

Морские порты

Новотранс получил положительное заключение Главгосэкспертизы России по проекту создания искусственных земельных участков комплекса LUGAPORT

Новотранс получил положительное заключение Главгосэкспертизы России по проекту создания искусственных земельных участков комплекса LUGAPORT Подготовленные генеральным проектировщиком ЗАО «ГТ Морстрой» проектная документация и результаты инж...

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море В морском порту Калининград прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море.




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Из-за маловодья Волги навигация на ней в этом году завершится раньше - Минприроды

Из-за маловодья Волги навигация на ней в этом году завершится раньше - Минприроды Навигация на Волге закончится в этом году раньше из-за резкого понижения уровня воды в реке весной,...

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...