Не отступать и не сдаваться

Грузовая база
Не отступать и не сдаваться

Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем конкуренции, развитие российских СПГ-проектов осложняется введением США антироссийских санкций, ограничивающих доступ к западным инвестициям и технологиям. Санкционные меры настроены на то, чтобы действовать «на опережение», лишать Россию планов по реализации СПГ-проектов и постепенно вытеснять ее с мировых рынков газа.

Безусловно, введенные ограничения заставили игроков российского рынка пересмотреть способы и сроки реализации отдельных проектов, однако говорить о стагнации индустрии СПГ в России из-за санкций не приходится – активизируется сотрудничество с китайскими и арабскими инвесторами, начата разработка собственных технологий сжижения газа, а стратегии реализации будущих СПГ-проектов строятся уже с учетом санкционных рисков и способов их минимизации. К 2030 году Россия намерена нарастить производство СПГ с нынешних 15,5 млн тонн до более 75-80 млн тонн, причем две трети этого объема будет приходиться на нового лидера отрасли – компанию «Новатэк».

Галина Музлова

Если первые введенные США санкции напрямую не затрагивали российскую газовую промышленность и ее подотрасль СПГ, то в ходе их дальнейшей детализации и ужесточения это влияние стало ощущаться все больше.

Так, в 2017 году Минфин США запретил американским компаниям без разрешения прямо или косвенно осуществлять экспорт или реэкспорт товаров, услуг (кроме финансовых) или технологий, используемых для разведки или добычи углеводородов на глубоководном, в том числе арктическом шельфе, а также в проектах, связанных со сланцевыми углеводородами в РФ.

Те же ограничения были установлены для совместных проектов в любой точке мира, если они имеют перспективу добычи нефти и в них участвуют санкционные российские компании или российская доля в проекте превышает 33%. Также США сократили сроки кредитования и оплаты сделок для санкционных российских энергокомпаний – до 60 дней вместо 90, которые действовали ранее.

В настоящее время под американскими санкциями находятся все главные нефтяные и газовые компании России, включая «Газпром» и «Новатэк», реализующие СПГ-проекты.

«Сахалин-2»: расширение под вопросом

В 2015 году под санкции США попало Южно-Киринское месторождение «Газпрома», расположенное на шельфе Охотского моря к востоку от о.Сахалин. Газ с него планировалось пустить под загрузку третьей очереди проекта мощностью 5 млн тонн (в дополнение к существующим 9,6 млн тонн).

По своим размерам Южно-Киринское уступает только Штокмановскому месторождению «Газпрома» в Баренцевом море, разработка которого на данный момент приостановлена. Его запасы составляют почти 640 млрд кубометров газа и 97 млн тонн конденсата. Кроме того, в 2014 году стало известно о наличии на месторождении больших запасов нефти – до 464 млн тонн. Несмотря на то что в силу сложного геологического строения на баланс было поставлено только 4 млн тонн нефти, наличие нефтяных запасов стало основанием для отнесения месторождения к санкционным.

Данное месторождение предполагалось разрабатывать с использованием подводных автономных добычных блоков (добывающих комплексов). Блоки массой порядка 400 тонн планировалось установить на морском дне, каждый из них должен был объединять 2-4 эксплуатационные скважины. В мире такое оборудование под конкретные проекты производят только американские компании FMC Technologies, Cameron, GE, Subsea и норвежская Aker Solutions.

Согласно введенным мерам, «Газпром» не может сам купить оборудование для работы на шельфе, а его партнеры могут работать с ним только в действующих проектах, а не в новых. Даже уже купленное оборудование не может быть перемещено для использования на Южно-Киринском месторождении. Несмотря на это, в мае 2018 года «Газпром» заявил о намерении в ближайшее время начать бурение 37 эксплуатационных скважин, а в 2019 году – установить импортную подводную фонтанную арматуру. Добычу планируется начать в 2023 году, а к 2023 году выйти на «полку» в 21 млрд кубометров в год.

Эксперты полагают, оборудование может быть закуплено через компанию-посредника, которая возьмет на себя риски введенных санкций. Также оборудование может быть приобретено в Китае – эта страна недавно начала производство фонтанной арматуры, но пока использует ее только внутри страны на шельфовом проекте Люхуа.

Так или иначе, расширение проекта «Сахалин-2» пока находится под вопросом – после введения санкций «Газпром» начал прорабатывать альтернативный вариант использования этого газа в виде поставок в Китай по трубе с Сахалина, и окончательное решение пока не принято.

До введения санкций Южно-Киринское месторождение рассматривалось в качестве сырьевой базы завода по сжижению природного газа еще одного проекта «Газпрома» – «Владивосток СПГ». Первую очередь завода планировалось ввести в эксплуатацию уже в 2018 году и начать отгрузку сжиженного газа в 2019 году. Запуск второй очереди был запланирован на 2020 год, объем производства СПГ к 2021 году должен был составить 10,3 млн тонн. Сейчас в планах «Газпрома» реанимировать этот проект.

По мнению экспертов, на рынке АТР, на который были рассчитаны поставки СПГ с дальневосточных проектов, «Газпром» выступает в качестве «неудобного» конкурента для американского СПГ (в 2017 году поставки СПГ из США осуществлялись в Китай и Южную Корею). Таким образом, санкционной политикой США решают собственные стратегические задачи на мировых рынках газа.

«Ямал СПГ»: санкциям вопреки

Реализуемый компанией «Новатэк» на базе Южно-Тамбейского месторождения проект «Ямал СПГ» предполагает запуск трех технологических очередей суммарной мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год. Производство СПГ на первой технологической линии было начато в декабре прошлого года, что ознаменовало начало работы второго по счету в России завода СПГ. Вторую и третью очереди завода планируется запустить в 2018 и 2019 годах, однако компания заявляла о возможности ввести в строй эти производственные мощности с опережением графика до конца 2018 года. После пуска первой очереди у «Новатэка» появились планы по вводу четвертой линии проекта «Ямал СПГ» до конца 2019 года мощностью 0,9 млн тонн в год.

«Новатэк», доля которого в проекте составляет 50,1% (остальное принадлежит французской Total, китайской CNPC – по 20% и китайскому Фонду Шелкового пути – 9,9%), находится под секторальными санкциями США с 2014 года, а в январе 2015 года США включили в так называемый «кремлевский список» главу «Новатэка» Леонида Михельсона.

Санкции, введенные перед началом реализации проекта, лишили его запланированного финансирования западными банками, но уже в начале 2016 года в проект были привлечены средства двух китайских банков в размере €10,6 млрд, которых в совокупности с уже выданными кредитами хватило на реализацию проекта (общая стоимость «Ямал СПГ» оценивается в €27 млрд). В 2017 году компании удалось в обход санкций привлечь в проект европейские кредиты через посреднические агентства и тем самым сократить участие китайского капитала, предоставляемого на более жестких условиях.

Не последнюю роль в успешной реализации проекта сыграла господдержка. Так, Южно-Тамбейское месторождение было освобождено от НДПИ на газ на первые 12 лет добычи. Также в 2015 году Правительство РФ одобрило покупку облигаций «Ямал СПГ» на 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Санкционное ограничение доступа к технологиям сжижения газа (на трех линиях «Ямал СПГ» для сжижения газа будет применена технология американской APCI) стало для «Новатэка» своего рода стимулом для начала разработки собственной технологии. В итоге компании удалось разработать и запатентовать технологию, получившую название «Арктический каскад», которая рассчитана на использование оборудования исключительно отечественных производителей. В течение 2019-2020 годов компания планирует обкатать ее на четвертой линии завода «Ямал СПГ», а в дальнейшем применять на новых проектах.

Проблемой технологий сжижения озаботился и «Газпром» (с 2017 года компания ведет создание своей технологии сжижения природного газа совместно с ПАО «Криогенмаш»), и государство – к началу 2018 года Минпромторг России разработал и утвердил программу создания собственных технологий по средне- и крупнотоннажному (мощностью от 1 млн тонн) сжижению природного газа. Планируется, что реализация программы позволит выйти не просто на создание образцов, а собственных рабочих технологий, лицензиаров, которые смогут сами строить новые заводы под ключ, в том числе за пределами России. Правда, предупреждают эксперты, крупнотоннажные СПГ-технологии придется создавать с нуля, этот процесс может затянуться и потребовать гораздо больше средств, чем 10 млрд рублей, которые планируется выделить на него в рамках госпрограммы.

Весьма символично, что первая партия сжиженного газа с «Ямал СПГ» была отгружена в США – сначала российский танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» разгрузился в британском порту Isle of Grain, после чего ямальский СПГ был погружен на танкер Gaselys, который доставил газ к терминалу Everett в районе Бостона. Данная поставка, полностью противоречащая стратегии развития американского газового рынка, хоть и была связана с объективными причинами – сильным похолоданием на Восточном побережье США и ростом цен на газ, но в свете введенных санкций выглядит весьма парадоксально.

Минимизация рисков санкций в «Арктик СПГ-2»

Второй СПГ-проект, реализуемый «Новатэком», – «Арктик СПГ-2», ресурсной базой которого выступает Салмановское (Утреннее) нефтегазоконденсатное месторождение на Гыданском полуострове. Его разведанные запасы составляют 235 млрд кубометров газа и 8,6 млн тонн жидких углеводородов, добыча «на полке» составит 30 млрд кубометров в течение 15 лет.

В рамках проекта планируется строительство прибрежного терминала для производства, хранения и отгрузки СПГ и газового конденсата из морского порта. Производственные проекты «Арктик СПГ-2» будут расположены не на суше, а на платформах, установленных в Обской губе. За счет этого реализация проекта обойдется на 30-40% меньше, чем «Ямал СПГ». Мощность завода составит 19,8 млн тонн – три технологические линии по 6,6 млн тонн СПГ каждая. Согласно планам компании, «Арктик СПГ-2» будет запущен в эксплуатацию в 2023 году и выйдет на полную мощность к 2026 году.

Пока «Арктик СПГ-2» не затрагивают направленные против сотрудничества в Арктике антироссийские санкции, однако руководство «Новатэка», опасаясь их введения в будущем, уже принимает соответствующие меры. В частности, в мае 2018 года было заявлено об отказе от возможности получения льгот для «Арктик СПГ-2» от государства, аналогичных «Ямал СПГ», поскольку они несут в себе риски введения новых санкций со стороны США.

Как и «Ямал СПГ», данный проект планируется реализовать совместно с иностранными компаниями, которые могут получить совокупную долю от 30% до 49%. Уже подписаны предварительные соглашения с партнерами – французской Total и китайской CNPC. Помимо уже проверенных партнеров, интерес к участию в проекте проявила нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco, участие которой, по мнению экспертов, может существенно расширить инвестиционные, а в будущем экспортные возможности проекта.

Перспективы роста

При условии реализации всех заявленных на сегодня СПГ-проектов, к 2030 году мощности заводов в России могут вырасти с нынешних 15,5 млн до более 75 млн тонн (рис. 1). При этом экспертные прогнозы находятся в диапазоне от 30 млн до 80 млн тонн.

Рис. 1. Прогноз производства СПГ в России, 2018-2030 гг. (млн тонн)

Источник: СМИ

Так, энергоцентр «Сколково» разработал три сценария развития производства и экспорта СПГ из России. Согласно пессимистическому сценарию, к 2030 году производственные мощности России составят 30-33 млн тонн СПГ в год при условии ввода в строй всех очередей «Ямал СПГ» до конца 2019 года и с учетом действующих мощностей по сжижению. Такой сценарий возможен при падении цен на нефть, создании «газового пузыря» на рынке и усилении санкций.

В базовом сценарии предусмотрен ввод порядка 50 млн тонн в год проектируемых мощностей по сжижению (включая «Балтийский СПГ» и «Арктик СПГ-2», расширение «Сахалина-2» после 2023 года) на фоне растущего спроса на СПГ и предоставления государством налоговых льгот проектам.

При реализации оптимистичного сценария доля России на мировом рынке СПГ, по оценкам экспертов «Сколково», составит около 62 млн тонн в год к 2030 году, а к этому времени могут быть введены еще и проекты «Роснефти» – «Дальневосточный СПГ» и «Печора СПГ», по которым пока не приняты инвестиционные решения. Наиболее оптимистичные прогнозы дает компания «Новатэк», полагая, что Россия к 2030 году сможет выпускать более 80 млн тонн СПГ, при этом сама компания рассчитывает выйти на две трети этого объема – порядка 55-57 млн тонн, а затем, с учетом геологоразведки в рамках имеющихся месторождений, может повысить его до 70 млн тонн. За 12 лет «Новатэк» намерен стать не только основным производителем СПГ на отечественном рынке, но и глобальным мировым игроком.

С одной стороны, сегодня у компании есть основания строить подобные прогнозы – она реализует СПГ-проекты с помощью новых подходов в местах сосредоточения огромной ресурсной базы. С другой стороны, принимая во внимание быстро меняющийся мировой рынок СПГ и условия для реализации СПГ-проектов в России, подобные оценки носят условный характер и привязаны к текущим особенностям рынка. Видимо, поэтому нынешний проект энергостратегии до 2035 года даже не содержит прогнозных цифр по производству СПГ, в документе лишь отмечается, что оно вырастет в 3-8 раз…

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка Под руководством Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна в штаб-к...

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон»

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон» Гиперзвуковое оружие будет установлено на двух новых российских фрегатах «Адмирал Амелько» и «Адмира...

Российская экономика

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области В регионе также планируется провести работы по цифровизации городского хозяйства.

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году На эти цели выделили более 136 млн рублей

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала Совет директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП) одобрил   выход и...

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича В Парке Победы поселка Врангель состоялся торжественный митинг в честь 80-летия со дня рождения перв...




Морской транспорт

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии 20-й международный фестиваль парусных судов The Nagasaki Tall Ships Festival прошел с 18 по 22 апрел...

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания Корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов» отправились в акваторию Балтики на заводские хо...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5 руб. на акцию

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5   руб. на акцию Акционеры железнодорожного   оператора Globaltrans утвердили финальные дивиденды по итогам...

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза Чистая прибыль «Трансконтейнера» по российским стандартам бухгалтерского   учета (РСБУ...

Авто транспорт

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту Власти Приморья планируют отремонтировать в крае до 2024 года 657 км автомобильных дорог в рамках ре...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...