Как стимулировать к внедрению инноваций?

Судостроение
Как стимулировать к внедрению инноваций?

Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) прошла в начале июня в Санкт-Петербурге в Государственном морском техническом университете. Основным предметом обсуждения ее участников стало формирование и актуализация единых подходов к инновационному развитию корпорации. Среди участников мероприятия были руководители различных министерств и ведомств, директорский корпус предприятий судостроительной промышленности, эксперты из научных организаций, конструкторы-инженеры.

Виктория Чудинова, спецкор

Лидеры или аутсайдеры?

Участники сессии обсудили стратегии цифровой трансформации компаний, роботизацию производства и возникающие в связи с этим кадровые и социальные вопросы, а также формирование и актуализацию единых подходов к инновационному развитию ОСК. Необходимо заметить, что этому обсуждению предшествовало заседание научно-технического совета (НТС) компании, где уже шел разговор о внедрении цифровых технологий в судостроении и основных запросах на инновации в отрасли. Выступая на заседании НТС, председатель совета, президент ОСК Алексей Рахманов отметил, что «трансформация привычного судостроения под влиянием роботизации неизбежна. Вопрос только в том, насколько мы успеем к ней подготовиться. Именно это определит, станем ли мы лидерами или аутсайдерами на своем направлении».

Приветствуя участников сессии, Алексей Рахманов сказал:

– Сегодня ОСК – отраслевой лидер в области инновационных решений. Это обеспечивается высокой приоритетностью НИОКР и НИР в стратегии развития корпорации. Мы вкладываемся во многие перспективные исследования и создание самых разнообразных продуктов. В последние годы наши отчисления на НИОКРы составляют от 10% до 20% от общей выручки.

Среди перспективных практик выделю комплексное внедрение крупноблочного судостроения, применение новейших материалов (в том числе композитных), внедрение передовых управленческих практик на всех предприятиях отрасли (как управления предприятием, так и проектного управления и т.д.).

Результатом нашей политики должен стать выпуск передового, инновационного продукта.

По поручению правительства России в ОСК, начиная с 2010 года, разработана и успешно реализуется Программа инновационного развития (ПИР). К основным направлениям инновационного развития на 15-летний период относится совершенствование продуктового ряда корпорации, а также развитие технологий в обеспечение выпуска новой, современной, инновационной продукции.

Ключевой продукцией военного назначения являются атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли различных классов. Что касается гражданского, то это:

– суда ледового класса для освоения и развития Северного морского пути;

– суда и платформы, обслуживающие объекты инфраструктуры для разработки шельфовых месторождений;

– морские грузовые и пассажирские суда класса «река-море».

Для достижения долгосрочных целей и выполнения поставленных задач инновационного развития запланирована реализация ряда проектов (одним из них, в частности, может служить «Пионер-М» как полигон отработки сквозных промышленных технологий, которые должны быть применены при строительстве серии сухогрузных судов).

В числе ключевых приоритетов технологических инноваций создание новых производственных мощностей, модернизация действующей производственной базы, совершенствование производственных процессов, которые должны сказаться на увеличении показателей производительности труда, повышении энергоэффективности и экологичности производства.

Реализация основных направлений ПИР должна обеспечить к 2020 году повышение конкурентоспособности обществ Группы ОСК за счет роста их производственного и инновационного потенциала. Основные цели: снижение себестоимости продукции; оптимизация организационно-технической структуры производств; исключение регионального дублирования производств; повышение уровня кооперации; создание специализированных высокопроизводительных ресурсосберегающих производств (корпусообрабатывающих, сборочно-сварочных, окрасочных, трубообрабатывающих, монтажно-сдаточных); внедрение современных информационных технологий на базе корпоративных сетей предприятий для автоматизации проектирования, технологической подготовки производства, производственных процессов, управления ресурсами и организации технического и сервисного обслуживания продукции на всех этапах жизненного цикла; техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей предприятий корпорации; повышение энергоэффективности и экологической безопасности производств; подготовка и переподготовка кадров.

Одним из основных инновационных направлений должна стать диверсификация, способствующая созданию новых видов продукции гражданского назначения, повышению эффективности производства, а также получению экономических выгод для обеспечения выпуска не менее 20% инновационной продукции.

Судостроение стоит на пороге 4-й промышленной революции, это не слова, это уже реальность. Наступлению этой революции мы обязаны требованиям, которые предъявляют нам наши заказчики – судовладельцы. Сегодня для них эффективность становится условием выживания.

Именно поэтому для нас жизненно важно в сжатые сроки провести корректировку Программы инновационного развития и привести в соответствие с направлениями Стратегии технического развития ОСК. Именно этому и посвящена нынешняя проектно-аналитическая сессия.

Здесь, на сессии, в рамках каждой секции участникам было необходимо подготовить проектные предложения по актуализации программы инновационного развития корпорации и обеспечению ее соответствия перспективам развития гражданского и военного судостроения. Свое видение реализации стратегической программы развития ОСК сообщили в докладах представители прежде всего тех предприятий и учреждений, которые готовы активно взаимодействовать с ОСК.

Так, ректор Санкт-Петербург-ского политехнического университета Андрей Рудской выделил три основных направления сотрудничества. Первое – внедрение технологий селективного лазерного плавления на предприятиях корпорации.

– Технология успешно используется при изготовлении сложных конструкций – частей двигателя, кронштейнов, – отметил А. Рудской. – Особенно это актуально для кораблей, уходящих в дальнее плавание, а также когда необходимо иметь комплект запасных частей.

Вторым направлением ректор назвал внедрение аддитивных технологий для литья изделий:

– Предлагаем разработку полного цикла производства, начиная с цифрового проектирования, разработки технологии, контроля качества и заканчивая изготовлением опытного образца с последующим внедрением, а также создание цифрового банка данных мастер-моделей для высокоточного литья песчаных форм и стержней для крупногабаритных изделий.

В рамках третьего направления сотрудничества СПбПУ готов участвовать в разработке новых материалов для ОСК и в проведении полного цикла испытаний в сертифицированных лабораториях с последующей аттестацией материалов.

– Это разработка принципиально новых материалов, эффективных в экстремальных условиях Севера или в агрессивной морской среде, – сказал Андрей Рудской. – Прежде всего, речь идет о специальных сталях и функционально-градиентных композитных материалах.

В качестве новых направлений возможного сотрудничества ректор выделил производство гибридных и мобильных станков, внедрение на предприятиях корпорации новых технологий в работе с материалами. Помимо этого А.Рудской предложил ОСК войти в консорциум Центра национальной технологической инициативы (НТИ) «Новые производственные технологии», созданного на базе университета.

Главная цель – получение экономического эффекта

Свои предложения по модернизации технологических процессов на предприятиях ОСК высказал также Глеб Туричин, ректор СПбГМТУ, на базе которого прошла проектно-аналитическая сессия:

– Нельзя забывать о том, что мотивирует инновационную активность. Главная цель – получение экономического эффекта. В «Корабелке» создан отдел экономики инноваций в судостроении. Мы посмотрели несколько примеров замены тех технологических процессов, которые сейчас используются верфями, на то, что можно сделать на новом уровне развития науки и техники. И получается, что выигрыш экономики увеличивается в несколько раз. Эта эффективность и будет стимулировать руководителей к внедрению инноваций.

Ректор СПбГМТУ напомнил участникам о системе открытых инноваций, когда крупная корпорация приглашает тех контрагентов, в ком она находит нужные компетенции, в ком она вполне уверена, к выполнению существенно для себя важных работ.

– Именно в такой системе открытых инноваций мы видим возможность участия нашего университета непосредственно в выполнении проектов, работ и реализации программы инновационного развития корпорации, – подчеркнул Глеб Туричин.

В рамках мероприятия с докладом на тему «О перспективах развития взаимодействия ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» с группой ОСК при формировании и выполнении заказов Военно-морского флота» выступил главный научный сотрудник НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат технических наук Максим Гаршин. Он отметил, что существующие темпы развития Военно-морского флота определяют высокие требования к формированию корпоративных инновационных сред, и прежде всего к взаимодействию организаций ВМФ и промышленности. Сотрудничество с ОСК, по его мнению, должно охватывать все направления деятельности в области создания оборонной продукции, начиная от образовательного процесса, проведения научной деятельности, маркетинговых исследований и заканчивая формированием программ и планов создания требуемого научно-технологического задела по созданию перспективных кораблей и их вооружения.

Ответные шаги

Отвечая на предложения участников сессии, Алексей Рахманов сказал, что ОСК с удовольствием войдет в консорциум Центра НТИ «Новые производственные технологии» Института передовых производственных технологий СПбПУ (его участниками являются ГК «Ростех», а также ряд высокотехнологичных предприятий и ведущих вузов), чтобы развивать базовые производственные технологии.

Президент ОСК также отметил важность участия «Корабелки» в разработке направлений инновационного развития корпорации:

– Мы пользуемся специалистами, мыслями, идеями и наработками, которые имеются в «Корабелке». Университет стал основным разработчиком ключевой для нас темы, касающейся судового машиностроения, и здесь мы ждем в ближайшее время результата. Нам хотелось бы, чтобы работа по ключевым тематикам получила определенное развитие, и дальше мы бы уже двигались в уникальные сферы, прежде всего это аддитивные технологии. С производственной точки зрения для нас это прорыв, который должен дать реальную экономию в себестоимости производства.

– Эти технологии, предлагаемые «Корабелкой»,– продолжил он,– стали очень интересны коллегам, которые занимаются подводными добычными комплексами. В ближайшее время мы сможем собрать общий консорциум, первый заказ на промышленные установки, которые мы хотим до конца года запустить на «Звездочке» для того, чтобы часть крупногабаритного оборудования, которое изготавливается из высокопрочных сталей, начать делать методом аддитивных технологий.

Другой ключевой темой сессии стала презентация краудсорсинговой платформы ОСК. Платформа создается для привлечения к решению задач по инновационной деятельности широкого круга людей. Она призвана создать возможность для сторонних экспертов как предлагать свои проекты, так и участвовать в обсуждении уже существующих. В перспективе это должно существенно сократить время и затраты на разработку новых продуктов. Представлявший краудсорсинговую платформу ОСК заместитель директора департамента технического развития корпорации Илья Гаранкин отметил, что ее полную интеграцию с системой управления знаниями планируется завершить к концу 2019 года.

Морской флот №3 (2018)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Российские военные открыли четыре острова в Красном море

Российские военные открыли четыре острова в Красном море В прошлый раз акваторию исследовали 108 лет назад

Шельф – наш: эксперты нашли новые доказательства принадлежности подводного хребта Менделеева России

Шельф – наш: эксперты нашли новые доказательства принадлежности подводного хребта Менделеева России  Для этого геологи разработали серию карт, где описаны процессы его геологической и тектонической эво...

Российская экономика

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается А право на экспорт есть только у «Газпрома»

Транспортная политика

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП Обсудили планы и введение независимой оценки квалификации  докеров-механизаторов и инженер...

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов Часть требует дополнительного согласования

Морские порты

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт Впрочем, грузооборот по итогам 11 месяцев снизился на 20,7%

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов 70 тонн современных технологий каждый




Морской транспорт

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы До 4 тысяч пассажиров. На газу. Общая стоимость двигателей и цифрового оборудования  - 157...

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны Возможно, на борт пустят путешественника Федора Конюхова

Речной транспорт

4599 нарушений выявили службы портконтроля во время инспекций на судах в Московском бассейне в 2019-м году

4599 нарушений выявили службы портконтроля во время инспекций на судах в Московском бассейне в 2019-м году На 200 больше, чем в прошлом году при меньшем количестве проверок

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ Ноябрьские гидрометеоусловия оставляли желать лучшего

Ж/Д транспорт

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году Все ради развития дополнительного участка

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Южной Кореи в Польшу

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Южной Кореи в Польшу В два раза быстрее, чем в обход по морю

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься Полярные состояния, влияющие на принятие управленческих решений, – это то, что в китайской философии...

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Особенный судоремонт

Особенный судоремонт В работе конференции «Судоремонт в России. Современные технологии и оборудование для судостроения и ...

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...