Как стимулировать к внедрению инноваций?

Судостроение
Как стимулировать к внедрению инноваций?

Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) прошла в начале июня в Санкт-Петербурге в Государственном морском техническом университете. Основным предметом обсуждения ее участников стало формирование и актуализация единых подходов к инновационному развитию корпорации. Среди участников мероприятия были руководители различных министерств и ведомств, директорский корпус предприятий судостроительной промышленности, эксперты из научных организаций, конструкторы-инженеры.

Виктория Чудинова, спецкор

Лидеры или аутсайдеры?

Участники сессии обсудили стратегии цифровой трансформации компаний, роботизацию производства и возникающие в связи с этим кадровые и социальные вопросы, а также формирование и актуализацию единых подходов к инновационному развитию ОСК. Необходимо заметить, что этому обсуждению предшествовало заседание научно-технического совета (НТС) компании, где уже шел разговор о внедрении цифровых технологий в судостроении и основных запросах на инновации в отрасли. Выступая на заседании НТС, председатель совета, президент ОСК Алексей Рахманов отметил, что «трансформация привычного судостроения под влиянием роботизации неизбежна. Вопрос только в том, насколько мы успеем к ней подготовиться. Именно это определит, станем ли мы лидерами или аутсайдерами на своем направлении».

Приветствуя участников сессии, Алексей Рахманов сказал:

– Сегодня ОСК – отраслевой лидер в области инновационных решений. Это обеспечивается высокой приоритетностью НИОКР и НИР в стратегии развития корпорации. Мы вкладываемся во многие перспективные исследования и создание самых разнообразных продуктов. В последние годы наши отчисления на НИОКРы составляют от 10% до 20% от общей выручки.

Среди перспективных практик выделю комплексное внедрение крупноблочного судостроения, применение новейших материалов (в том числе композитных), внедрение передовых управленческих практик на всех предприятиях отрасли (как управления предприятием, так и проектного управления и т.д.).

Результатом нашей политики должен стать выпуск передового, инновационного продукта.

По поручению правительства России в ОСК, начиная с 2010 года, разработана и успешно реализуется Программа инновационного развития (ПИР). К основным направлениям инновационного развития на 15-летний период относится совершенствование продуктового ряда корпорации, а также развитие технологий в обеспечение выпуска новой, современной, инновационной продукции.

Ключевой продукцией военного назначения являются атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли различных классов. Что касается гражданского, то это:

– суда ледового класса для освоения и развития Северного морского пути;

– суда и платформы, обслуживающие объекты инфраструктуры для разработки шельфовых месторождений;

– морские грузовые и пассажирские суда класса «река-море».

Для достижения долгосрочных целей и выполнения поставленных задач инновационного развития запланирована реализация ряда проектов (одним из них, в частности, может служить «Пионер-М» как полигон отработки сквозных промышленных технологий, которые должны быть применены при строительстве серии сухогрузных судов).

В числе ключевых приоритетов технологических инноваций создание новых производственных мощностей, модернизация действующей производственной базы, совершенствование производственных процессов, которые должны сказаться на увеличении показателей производительности труда, повышении энергоэффективности и экологичности производства.

Реализация основных направлений ПИР должна обеспечить к 2020 году повышение конкурентоспособности обществ Группы ОСК за счет роста их производственного и инновационного потенциала. Основные цели: снижение себестоимости продукции; оптимизация организационно-технической структуры производств; исключение регионального дублирования производств; повышение уровня кооперации; создание специализированных высокопроизводительных ресурсосберегающих производств (корпусообрабатывающих, сборочно-сварочных, окрасочных, трубообрабатывающих, монтажно-сдаточных); внедрение современных информационных технологий на базе корпоративных сетей предприятий для автоматизации проектирования, технологической подготовки производства, производственных процессов, управления ресурсами и организации технического и сервисного обслуживания продукции на всех этапах жизненного цикла; техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей предприятий корпорации; повышение энергоэффективности и экологической безопасности производств; подготовка и переподготовка кадров.

Одним из основных инновационных направлений должна стать диверсификация, способствующая созданию новых видов продукции гражданского назначения, повышению эффективности производства, а также получению экономических выгод для обеспечения выпуска не менее 20% инновационной продукции.

Судостроение стоит на пороге 4-й промышленной революции, это не слова, это уже реальность. Наступлению этой революции мы обязаны требованиям, которые предъявляют нам наши заказчики – судовладельцы. Сегодня для них эффективность становится условием выживания.

Именно поэтому для нас жизненно важно в сжатые сроки провести корректировку Программы инновационного развития и привести в соответствие с направлениями Стратегии технического развития ОСК. Именно этому и посвящена нынешняя проектно-аналитическая сессия.

Здесь, на сессии, в рамках каждой секции участникам было необходимо подготовить проектные предложения по актуализации программы инновационного развития корпорации и обеспечению ее соответствия перспективам развития гражданского и военного судостроения. Свое видение реализации стратегической программы развития ОСК сообщили в докладах представители прежде всего тех предприятий и учреждений, которые готовы активно взаимодействовать с ОСК.

Так, ректор Санкт-Петербург-ского политехнического университета Андрей Рудской выделил три основных направления сотрудничества. Первое – внедрение технологий селективного лазерного плавления на предприятиях корпорации.

– Технология успешно используется при изготовлении сложных конструкций – частей двигателя, кронштейнов, – отметил А. Рудской. – Особенно это актуально для кораблей, уходящих в дальнее плавание, а также когда необходимо иметь комплект запасных частей.

Вторым направлением ректор назвал внедрение аддитивных технологий для литья изделий:

– Предлагаем разработку полного цикла производства, начиная с цифрового проектирования, разработки технологии, контроля качества и заканчивая изготовлением опытного образца с последующим внедрением, а также создание цифрового банка данных мастер-моделей для высокоточного литья песчаных форм и стержней для крупногабаритных изделий.

В рамках третьего направления сотрудничества СПбПУ готов участвовать в разработке новых материалов для ОСК и в проведении полного цикла испытаний в сертифицированных лабораториях с последующей аттестацией материалов.

– Это разработка принципиально новых материалов, эффективных в экстремальных условиях Севера или в агрессивной морской среде, – сказал Андрей Рудской. – Прежде всего, речь идет о специальных сталях и функционально-градиентных композитных материалах.

В качестве новых направлений возможного сотрудничества ректор выделил производство гибридных и мобильных станков, внедрение на предприятиях корпорации новых технологий в работе с материалами. Помимо этого А.Рудской предложил ОСК войти в консорциум Центра национальной технологической инициативы (НТИ) «Новые производственные технологии», созданного на базе университета.

Главная цель – получение экономического эффекта

Свои предложения по модернизации технологических процессов на предприятиях ОСК высказал также Глеб Туричин, ректор СПбГМТУ, на базе которого прошла проектно-аналитическая сессия:

– Нельзя забывать о том, что мотивирует инновационную активность. Главная цель – получение экономического эффекта. В «Корабелке» создан отдел экономики инноваций в судостроении. Мы посмотрели несколько примеров замены тех технологических процессов, которые сейчас используются верфями, на то, что можно сделать на новом уровне развития науки и техники. И получается, что выигрыш экономики увеличивается в несколько раз. Эта эффективность и будет стимулировать руководителей к внедрению инноваций.

Ректор СПбГМТУ напомнил участникам о системе открытых инноваций, когда крупная корпорация приглашает тех контрагентов, в ком она находит нужные компетенции, в ком она вполне уверена, к выполнению существенно для себя важных работ.

– Именно в такой системе открытых инноваций мы видим возможность участия нашего университета непосредственно в выполнении проектов, работ и реализации программы инновационного развития корпорации, – подчеркнул Глеб Туричин.

В рамках мероприятия с докладом на тему «О перспективах развития взаимодействия ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» с группой ОСК при формировании и выполнении заказов Военно-морского флота» выступил главный научный сотрудник НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат технических наук Максим Гаршин. Он отметил, что существующие темпы развития Военно-морского флота определяют высокие требования к формированию корпоративных инновационных сред, и прежде всего к взаимодействию организаций ВМФ и промышленности. Сотрудничество с ОСК, по его мнению, должно охватывать все направления деятельности в области создания оборонной продукции, начиная от образовательного процесса, проведения научной деятельности, маркетинговых исследований и заканчивая формированием программ и планов создания требуемого научно-технологического задела по созданию перспективных кораблей и их вооружения.

Ответные шаги

Отвечая на предложения участников сессии, Алексей Рахманов сказал, что ОСК с удовольствием войдет в консорциум Центра НТИ «Новые производственные технологии» Института передовых производственных технологий СПбПУ (его участниками являются ГК «Ростех», а также ряд высокотехнологичных предприятий и ведущих вузов), чтобы развивать базовые производственные технологии.

Президент ОСК также отметил важность участия «Корабелки» в разработке направлений инновационного развития корпорации:

– Мы пользуемся специалистами, мыслями, идеями и наработками, которые имеются в «Корабелке». Университет стал основным разработчиком ключевой для нас темы, касающейся судового машиностроения, и здесь мы ждем в ближайшее время результата. Нам хотелось бы, чтобы работа по ключевым тематикам получила определенное развитие, и дальше мы бы уже двигались в уникальные сферы, прежде всего это аддитивные технологии. С производственной точки зрения для нас это прорыв, который должен дать реальную экономию в себестоимости производства.

– Эти технологии, предлагаемые «Корабелкой»,– продолжил он,– стали очень интересны коллегам, которые занимаются подводными добычными комплексами. В ближайшее время мы сможем собрать общий консорциум, первый заказ на промышленные установки, которые мы хотим до конца года запустить на «Звездочке» для того, чтобы часть крупногабаритного оборудования, которое изготавливается из высокопрочных сталей, начать делать методом аддитивных технологий.

Другой ключевой темой сессии стала презентация краудсорсинговой платформы ОСК. Платформа создается для привлечения к решению задач по инновационной деятельности широкого круга людей. Она призвана создать возможность для сторонних экспертов как предлагать свои проекты, так и участвовать в обсуждении уже существующих. В перспективе это должно существенно сократить время и затраты на разработку новых продуктов. Представлявший краудсорсинговую платформу ОСК заместитель директора департамента технического развития корпорации Илья Гаранкин отметил, что ее полную интеграцию с системой управления знаниями планируется завершить к концу 2019 года.

Морской флот №3 (2018)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту Официальные источники в ЕС не готовы комментировать сообщения СМИ о том, что в Евросоюзе согласованы...

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики По приглашению Министерства внутренних дел Финляндии 12-13 февраля здесь состоялась очередная совмес...

Российская экономика

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота»

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота» Государство планирует снизить свою долю в «Совкомфлоте» со 100% до 25% плюс 1 акция. Однако ...

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря «Газпром» планирует начать поставки газа в Китай по «западному маршруту» с 1 декабря 2019 года, рань...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании В Мурманском морском торговом порту началась подготовка груза к отправке в рамках «арктической» груз...

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48%

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48% Первый месяц 2019 года оказался рекордно плохим по объемам доставки рыбы в порт. В январе услугами М...




Морской транспорт

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта План развития и формирования совместной крымско-сирийской судоходной компании будет   гото...

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы В 2018 году концерн Viking Line заработал 497,8 млн. евро. Обслуживание пассажиров принесло компании...

Речной транспорт

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы Замруководителя Росморречфлота Александр Пошивай принял участие в совместном  заседании ру...

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике На календаре последний зимний месяц – февраль. Основной показатель подготовки к навигации – это сдач...

Ж/Д транспорт

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути В 2019 году для повышения надежности железнодорожной инфраструктуры планом ремонтно-путевых работ на...

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства Государственно-частные партнерства способствуют созданию и реализации национальных инфраструктурных ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...